Методическая копилка
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Светлана Алексеевна Иванова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany_6_kl.docx21.69 КБ
Файл znatoki_geografii.docx27.31 КБ
Файл umnicy_i_umniki.docx206.28 КБ
Office presentation icon gidrosfera.ppt1.83 МБ
Файл nam_etot_mir_zaveshchano_sberech.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока "Вулканы. Горячие источники, гейзеры"

Иванова Светлана Алексеевна,

учитель географии

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

Образовательные цели и задачи урока:1. Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;

2.Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

3.Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, происхождением вулканических островов.

Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные цели: воспитывать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование: физическая карта мира, карта строения земной коры,

компьютер, мультимедиа проектор, мультимедиа учебник “Природоведение, 5 класс» учебник: Т.П. Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

2. Опрос домашнего задания.

Тест по теме «Строение земной коры».

Взаимопроверка.

Выставляются оценки за ответы.

3. Изучение нового материала.

1. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами.

2. Вступительное слово учителя.

Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.

Как вы думаете, как называется это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называется это природное явление? (Магма. Выходит через кратер. Природное явление – Вулкан.)

Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

3. Просмотр фрагмента из электронного мультимедиа учебника “Природоведение, 5 класс».

Строение вулканического конуса.(Рисуют в тетради).

Образование вулканов.

Виды вулкана.

В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 31 учебника). Менее плотная, чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.

- Вспомните строение земной коры материковой и океанической и предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему?

Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье и в Африке.

Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.

4. Работа с учебником.

- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?

Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.

Мауна-Лоа, Килауэа, Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Кракатау

Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Килиманджаро, Фудзияма, Эльбрус, Казбек 

Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет.

Физкультминутка «Горст и Грабен».

5. Работа с географическим атласом.

Задание: Найдите географические координаты следующих вулканов:

Ключевская Сопка –

Кракатау –

Везувий –

Килиманджаро -

7.Горячие источники и гейзеры.

В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников (родников). Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Эти фонтанирующие источники называются – гейзерами. Гейзер – в переводе означает “горячий”.

На территории нашей страны гейзеры встречаются на полуострове Камчатка в знаменитой Долине гейзеров. Ещё горячие источники можно встретить на острове огня и льда в Исландии, в Йеллоустонском национальном парке в США, в Новой Зеландии. Человек использует тепло этих источников: обогревает жилые дома и теплицы, получает электроэнергию.

8. Закрепление изученного материала:

Географический диктант:

  1. Горы с каналами, из которых изливается магма.(вулканы)
  2. Отверстие на вершине вулкана.(кратер)
  3. Канал, по которому поднимается магма из глубины.(жерло)
  4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магма – меньше. Вещество мантии плавится, образуя…(очаг магмы)
  5. Излившуюся на земную поверхность магму называют…(лавой)
  6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют…(источник)
  7. Периодически фонтанирующие источники – это…(гейзеры)
  8. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…(действующими)
  9. Вулканы, извержение которых прекратились совсем, называются…(потухшими)

9. Домашнее задание. На контурной карте отметить условными знаками вулканы всех материков. Ответить на вопросы и выполнить задание 3 на странице 52. Прочитать параграф 19. Зарисуйте в тетради внутреннее строение вулкана. Термины записать в словарь.

10. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали о вулканах, их происхождении, о их формах).

Давайте сделаем выводы о значении вулканов для нашей планеты.

Изучая извержения вулканов, учёные познают внутреннее строение глубинных слоёв Земли. Магма, со временем превращается в различные горные породы и минералы магматического происхождения. Изменяется рельеф местности. Происходит задымление атмосферы, изменяется температура воздуха. В результате неоднократных извержений лава и пепел накапливаются слоями, и создают вулканические горы разных форм и размеров или лавовые поля.

11. Оценивание знаний учащихся.

Тест по теме «Строение земной коры»

  1. Внутреннее строение Земли:

А) мантия, ядро, земная кора;

Б) ядро, мантия, земная кора;

В) ядро, земная кора, мантия;

  1. Самую высокую температуру вещества имеет:

А) земная кора;

Б) ядро;

В) мантия.

  1. Эта оболочка Земли подразделяется на материковую и океаническую:

А) земная кора;

Б) ядро;

В) мантия;

  1. Толщина материковой коры в среднем:

А) 30-40 км;

Б) 50-100км;

В) 3-7 км;

  1. В материковой коре выделяют слои:

А) осадочный, гранитный;

Б) осадочный, гранитный, базальтовый;

В) осадочный, базальтовый;

  1. К осадочным неорганическим породам относятся:

А) гранит, известняк;

Б) нефть, гранит;

В) песчаник, известняк;

  1. Метаморфические горные породы:

            А) гнейс, кварцит, мрамор;

Б) кварцит, глина, гнейс;

В) стекло, фарфор, гранит;

  1. Магматические излившиеся:

А) диорит, гранит, мрамор;

Б) габбро, базальт, андезит;

В) базальт, андезит, пемза;

  1. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют…

А) эпицентр;

Б) очаг;

В) сейсмический пояс;

  1. Установите соответствие:
  1. Грабен                               а) выступы (поднятия)
  2. Горст                                 б) впадины (опускания)



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Знатоки географии» (8-11 классы)

Цель: расширить кругозор, развить творческие способности учащихся и повысить интерес к географии.

Оборудование: атласы 6 класса, карточки с заданиями, глобусы, настольные лампы.

Участники: ведущий (учитель-предметник), жюри (2-3 учителя), знатоки (в командах по 5 участников).

Оформление: название игры «Знатоки географии».        

Эпиграф игры: «География! Такая емкость слова! География для всех не только звук! География- опора и основа всех наук!»

Ход игры:

Вед: Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какая из команд-участников нашей игры достойна звания «Знатоки географии».(знакомтство с командами)

Вед: А сейчас мы попросим уважаемое жюри поклясться в своей честности и объективности. Подойдите, пожалуйста, положите руки на глобус и произнесите следующую клятву: « Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руки на модель Земли, которая является единственной из обитаемых в нашей Вселенной планет, торжественно клянемся и обещаем судить знатоков по совести! Клянемся!»

Вед: Клянитесь судить знатоков, невзирая на лица!

Жюри: Клянемся!

Вед: Спасибо, садитесь! Начинаем интеллектуальную игру «Знатоки географии».

Конкурсы:

  1. «Письма географов»

Эти письма прочитать непросто. Многие слова в них пропущены. Для того, чтобы отгадать, какие эти слова, и полностью восстановить письма, необходимо подобрать нужные названия разных географических объектов, которые приведены в скобках вместо пропущенных слов.

Игра с болельщиками «Книга рекордов».

Болельщики должны называть географические объекты, которым соответствуют слова: «Самая…самый….самое…»

        Музыкальный номер 5 «а» класса (танец)

  1. «Географические ассоциации»
  1. Волна, землетрясения, скорость, опасность, бедство. (цунами)
  2. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (течения)
  3. Макароны, папа , лодка, Автомобили, Венеция.(Италия)
  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (водопад)
  5. Стена, Конфуций, желтая река, олимпиада.(Китай)
  6. Простор, зима, Кремль, нефть и газ. (Россия)
  7. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (айсберг)
  8. Взрыв, пепел, опасность, бомба, бедствие.(вулкан)

Защита презентации  классного коллектива 11 класса.

  1. «Каменная азбука»

Каждой команде дается карточке, в которой представлен небольшой рассказ о каком-либо камне. Игроки должны прочесть карточку и угадать камень.

  1. Этот минерал- красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным, бывает голубовато-серым, темно-серым, белым. (агат)

  1. Этот минерал - драгоценный камень. Он используется в качестве украшений. Также получают его синтетический продукт, кристаллы которого используются в микроэлектронике, инфракрасной технике и других областях. (сапфир)

  1. Ее можно встретить и в горах в виде кристаллов. По-другому ее называют галит, и происходит это название от греческого «галлос». Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. По цвету он преимущественно белый, можно встретить бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет. (соль)

  1. Это красные кристаллы минерала. Его прозрачные кристаллы являются драгоценными камнями, обладают высокой твердостью, поэтому часто применяются шлифовальные материалы. Люди умеют синтезировать этот минерал. (гранат)

  1. Один из самых распространенных минералов, из которого в основном состоит песок на пляже и в карьере.

  1. Они занимают огромные площади дна океанов, являются ценным строительным и облицовочным материалом.

Игра с болельщиками «Города»

Игрок называет город, другой участник продолжает и называет город , который начинается с последней буквы. Например: Москва-Архангельск и т. д.

  1. «Пропой песню».

Команды по очереди должны петь песню, где встречаются названия географических объектов, природных явлений и т.д.

Защита презентации классного коллектива 10 класса.

        Музыкальный номер 5 «а» класса (песня)

  1. «Знаешь ли ты карту?»

Команды получают контурные карты материков, где цифрами обозначены географические объекты. Знатоки должны определить, что за объекты. За каждый правильный ответ один балл.(контурные карты Африки, Северной Америки, Южной Америки.)

        Защита презентации классного коллектива 9 класса.

  1. «Инсценировки»

Команды поочередно вытаскивают сценки  и за определенное время показывают зрителям.

Защита презентации классного коллектива 8 «а» класса.

Музыкальный номер 5 «а» класса (танец)

  1. «Дальше, дальше, дальше…»
  1. Берега какой части света омываются четырьмя океанами?
  2. Москва – порт пяти морей. Перечислите эти моря. Какие реки и каналы соединяют моря с Москвой – рекой?
  3. Назовите самый большой на земном шаре полуостров?
  4. Назовите пролив, который соединяет одновременно два моря, два океана,, разделяя два полуострова и два государства?
  5. Если плыть вдоль берегов этого материка, то можно пересечь три океана. Назовите этот материк.
  6. Перечислите несколько государств, названия столиц которых совпадают с названиями этих государств.
  7. Какое море на земном шаре самое большое и где оно находится?
  8. Какие две реки, одна – в Африке, другая – в Южной Америке, имеют два паводка в год?
  9. Кто  из европейцев впервые побывал в Америке?
  10. Где на Земле расположено самое большое сооружение, созданное живыми существами?
  11. Перечислите три государства, берега которых омываются водами трех океанов.
  12. В каком озере в России находится столько же воды, сколько во всех вместе Великих озерах Северной Америки?
  13. Назовите проливы, которые соединяют воды двух океанов.
  14. Эльбрус, Эребус, Эльбурс – это названия трех гор, связанных с вулканическими явлениями. Где расположены эти горы?
  15. По какому государству протекает самая длинная река в Европе?
  16. В какое озеро, расположенное на территории России, впадает 336 рек, а вытекает только одна?
  17. В каком море могут ловить рыбу жители трех частей света?
  18. Где суровее климат: на Северном или Южном полюсе?
  19. Назовите материк, который не имеет рек.
  20. Укажите на земном шаре такое место, где ни поворачивайся, всегда будет юг?
  21. Какой водопад самый высокий и где находится?
  22. Все ли точки имеют широту и долготу?
  23. Сможет ли кто – то вернуться во вчерашний день?
  24. В каком районе Земли всегда дуют лишь южные ветры?
  25. В каком месте: на восточном или на западном берегу Берингова пролива Новый год наступит раньше?
  26. Перечислите самые древние столицы государств мира.
  27. Какая большая река не имеет стока в океан?
  28. Перечислите государства, которые можно образно назвать «странами тысячи островов».
  29. Какое озеро в Африке меняет очертания своих берегов?
  30. Везде ли бывает так, что чем дальше на юг, тем теплее, а чем дальше на север, тем холоднее?

Защита презентации классного коллектива 8 «б» класса.

В заключительной части вечера прозвучит гимн неофициальных  географов

 «Где – то на белом свете…»(караоке)

Жюри подводит итоги и объявляет победителей среди болельщиков, команд.

                           



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная  игра «Умницы и умники»

Цель урока: заинтересовать предметом географии, обобщить знания;

Оборудование: компьютер с презентацией игры, физическая карта полушарий, физическая карта России.

Правила игры: В игре могут играть только трое. Игроков выбирают следующим образом: они должны за определенное время ответить на  три вопроса. Каждый правильно ответивший -  участник игры. Затем игроки выбирают дорожки, по которым они должны дойти до финала. Игру судит ареопаг.

Ареопа́г (буквально — «холм Ареса») — орган власти в Древних Афинах. Название получил по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови Посейдонова сына. Эсхил выдвигает версию, согласно которой холм назван в честь амазонок, разбивших на нём лагерь во время осады Афин.

По красной дорожке игрок отвечает на два вопроса.  Вопросы сложные и игрок  ни разу не должен  ошибиться.

На желтой дорожке игрок отвечает на три вопроса. Вопросы  чуть полегче, игрок может ошибиться один раз.

На зеленой дорожке игрок отвечает на четыре вопроса. Они легкие и игрок может ошибиться два раза.

Ход игры:

Вопросы для участников:

  1. Расположите горные вершины по убыванию:

1 – Мак-Кинли                                         2 – Аконкагуа

3 – Эверест                                                4 – Эльбрус

Ответ: 3,2,1,4. (Эверест, Аконкагуа, Мак-Кинли, Эльбрус)

  1. Расположите острова по возрастанию:

                 1 –Мадагаскар                                        2 –Гренландия

                 3 –Сахалин                                                4 – Великобритания

                 Ответ:  3,4,1,2. (Сахалин, Великобритания, Мадагаскар, Гренландия)

  1. Расположите самые длинные реки по порядку:

1 – Обь                                                         2 –Миссисипи

3 – Нил                                                          4 – Амазонка

Ответ:  3,2,4,1. (Нил, Миссисипи, Амазонка, Обь)

Вопросы для игрока на зеленой дорожке:

  1. Москва – порт пяти морей. Перечислите эти моря. Какие реки и каналы соединяют моря с Москва-рекой?

Ответ: Столица расположена в центре Европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на берегах Москвы-реки. Канал им Москвы соединяет Москву – реку  с Волгой. По Волге можно добраться до каспийского моря. Волга соединена с Азовским и Черным морями через Волго-Донской канал. Балтийским морем -  Волго-Балтийским каналом, а Белым морем через Беломоро-Балтийский канал.

  1. Если плыть вдоль берегов этого материка, то можно пересечь три океана. Назовите этот материк. Кем и когда он был открыт.

Ответ: Этот материк – Антарктида. Он был открыт в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева.

  1. Где на Земле расположено самое большое сооружение, созданное живыми существами? Как оно называется? Каковы его размеры?

Ответ: Большой Барьерный риф, который расположен в Коралловом море, возле северо-восточных берегов Австралии. Он построен коралловыми полипами. Его длина около 2300 км, а ширина в разных местах от 2 до 150 км, высота равна

2 км.

  1. В какое озеро, расположенное на территории России, впадает 336 рек, а вытекает только одна?

Ответ: Это озеро Байкал. В нем берет начало быстрая река Ангара.

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Назовите пролив, который соединяет одновременно два моря и два океана, разделяя два полуострова , два материка и два государства?

Ответ:  Берингов пролив, так как он соединяет  Чукотское и Берингово моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны, разделяет полуострова Чукотский и Аляску, два материка Евразию и Северную Америку, государства Россию и США.

  1. Эльбрус, Эребус, Эльбрус – это названия трех гор, связанных с вулканическими явлениями. Где расположены эти горы?

Ответ: Эльбрус – на Кавказе, Эребус – в Антарктиде, Эльбрус находится в Иране(Азии)

  1. Везде ли бывает так, что чем дальше на юг, тем теплее, а чем дальше на север, тем холоднее?

Ответ: Нет, не везде: это правильно лишь для северного полушария. В южном полушарии (в Австралии) наоборот: чем дальше на юг, тем холоднее, а чем  дальше на север, тем жарче.

Вопросы для красной дорожки:

  1. Когда экспедиция, которую возглавлял Магеллан, вернулась в Испанию из кругосветного плавания, то все увидели, что по корабельному журналу день прибытия должна была  быть пятницей, а на самом деле был четверг. Объясните,  куда же пропал один день?

Ответ: Корабли Магеллана продвигались с востока на запад, а когда проходили через 180 меридиан – линию перемены дат, они должны были прибавить один день.

  1. Какой из трех человек будет находиться ближе к центру Земли: тот, кто стоит на экваторе, на Северном полюсе или Южном?

Ответ: Планета Земля сплюснута у полюсов, полярный радиус на 21 км короче экваториального. По этой причине от полюсов гораздо ближе к центру Земли, чем от экватора. А так как Северный полюс лежит на уровне моря, а Южный – на высокогорном плато, то человек, который находится на Северном полюсе, будет ближе всего к центру Земли.

Вед:  Спасибо за игру! Слово победителю. (Победитель рассказывает о себе, как он относится к предмету география и т.д.)

Слово ареопагу. (Ареопаг оценивает игру и знания учащихся).

                                   

Победителю игры «Умники и умницы»

_______________________

Ареопаг:

22.11.11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гидросфера Урок - смотр

Слайд 2

Игра «Кто такой, что такое?» Евразия… Гренландия… Аравийский… Курильские… Лабрадор… Берингово… Мадагаскар… Аравийское… Антарктида… Филиппинские… Мозамбикский… Бенгальский… Средиземное… Индостан… Атлантический… Сахалин… Мировой океан

Слайд 3

Игра «Географические ассоциации» 1. Длина, ветер, гребень, высота. Волны 2.Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. Цунами 3.Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. Течения

Слайд 4

Подземные воды Ответить на вопросы: 1.Что называют подземными водами? 2.Что является источником пополнения подземных вод? 3.Условия, необходимые для просачивания воды. 1 2 3 4

Слайд 5

Части реки 1 2 3 4 5 6

Слайд 6

Реки Волга-равнинная Терек-горная

Слайд 7

Водопады Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. Самый высокий водопад… Водопад в России… Водопад, принадлежащий двум государствам… Водопад, открытый Д.Ливингстоном… Водопад на Курильских островах… Анхель Виктория

Слайд 8

Озера Байкал Балхаш

Слайд 9

Книга рекордов «Озера мира..» Самое большое озеро… Самое глубокое озеро… Самое высокогорное озеро… Самое соленое озеро… Великие Североамериканские озера… Озеро в Австралии… Озеро наполовину - пресная, наполовину –соленая…

Слайд 10

Ледники и айсберги Океан, лед, гора, Титаник, опасность Айсберг Ледник – хранилище воды

Слайд 11

Спасибо за урок! 21.04.2008 г.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Нам этот мир завещано сберечь»

 (экологический сценарий, посвященный Году охраны окружающей среды)

Разработал учитель географии и биологии

Иванова Светлана Алексеевна

МБОУ «Новочурашевская средняя общеобразовательная школа»

Ибресинского района Чувашской Республики

Цели и задачи:

• расширить знания детей о природе;

• раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

• воспитать положительное отношение к природе,  нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

• развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.

Оборудование: компьютер, видеоролики «Птичьи голоса», и  песни Майкла Джексона «Сохраним мир», музыка группы «Спейс».

Ход мероприятия:

На фоне медленной «космической» музыки голоса 2-ух ведущих.

1:-Земля! Земля! Как меня слышишь? Перехожу на прием.

2: Я – планета Земля! Я – планета Земля! Слышу позывные отлично!

1: Наша планета Земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой.

Летит Земля

С восхода до восхода

Из года в год

Со скоростью мгновений.

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка-

Во Вселенной.

Единая

С шестью материками

И с выводками разных островов,

Спеленатая мягко облаками,

Овеянная тысячью ветров.

2: Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Особенно интенсивно эти процессы идут в Индии, Пакистане, Мексике.

1: Засушливые районы Земли подвержены опустыниванию. Ежегодно опустынивается в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря. Сокращается площадь лесов – «легких планеты» в Африке, Азии, Латинской Америке, Средиземноморье.

1:  Довелось мне как-то раз

Услышать вот какой рассказ…

В ночь чудес – на Иванов день,

(такое бывает, уж ты мне поверь!)

На поляне под сосной

Заседал народ лесной.

Под сосною той сидели:

Лесовик, Водяной

Только бабушка Яга

Почему-то не пришла

Собранье это Леший вёл

Там шёл серьёзный разговор.

Леший:       Собрались мы на совет –

Как избавиться от бед?!

В лес, друзья, пришла беда,

Помощь срочная нужна.

Лесовик:    Леса здесь когда-то стояли густые,

Шумели липы молодые,

Берёзки нежно всем кивали,

В своих серёжках щеголяли,

Осины протяжно скрипели,

А птицы так радостно пели.

Леший:       А сосны, как стражи, в бору здесь стояли,

Дубы вековые, как старцы, ворчали.

И елок пушистых зеленый народ

Водил на поляне свой хоровод.

Лесовик:     В болотах такая была благодать!

                     Во мху так приятно было лежать.

       И мягко, и влажно, и ягод не счесть-

       Бывало, что за день устанешь их есть.

      (обращается к Водяному)

       А ты, братец мой, отчего не речист?

       Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.

Водяной:    Да что говорить? Загрязнили озера и реки.

                     А виною тому все они – человеки!

Леший:       Верно ты, дружок, сказал:

                     Человек не тот уж стал.

                     Обогатиться все хотят.

                     Вот и рубят всё подряд.

                     А ну, все мигом поднялись

                     И на охрану разошлись!

Лесные жители расходятся в разные стороны. Слышится песня, на поляну выходят «туристы».

1 турист:     Вот хороший водоём,

                     Давай-ка здесь сейчас рванем.

2 турист:     Рыбку будем здесь глушить

                     И костерчик разводить.

1 турист:    Здесь прекрасно отдохнём,

                    Выходные проведём!

2 турист:    Готовься рыбу брать, Борис!

                    Динамит бросаю я!

В это время на поляну выходит Водяной.

Водяной:    Я – Водяной, я –Водяной

                    Мне реки, море – дом родной.

                    Вы осквернить мой дом хотели

                    Да, слава богу, не успели!

                    Надо вас бы проучить:

                    На дно вас что ли утащить?

Туристы:   Только в сказках так бывает,

                    Нечисть разна выползает.

Водяной:   Но я не сказка и не миф.

                    Проси прощенья, пока жив!

Туристы:  Ты прости нас, Водяной,

                    Отпусти ты нас домой,

                    Про динамит мы позабудем

                    И даже рыбу есть не будем.

Водяной:   На сей раз я отпущу,

                    Но вас я всюду отыщу.

                    Коль нарушите запрет,

                    Вам пощады, знайте, нет!

                    Поселюсь я ванне, бане,

                    Буду жить я даже в кране.

                    Вас везде я отыщу

                    И на дно всех утащу.

1:  Все собрав, туристы спешно

Враз оставили то место.

И подальше от реки

Молча, по лесу пошли.

2: (зрителям): Вам интересно слушать это?

   На поляне они сели

   Костер устроить захотели,

   Тут же музыку врубили

   И все правила забыли.

С опаской входят туристы.

1 турист:   Сергей, иди-ка дерево спили

   Да на поленья поруби

   Сейчас костерчик разведем

   Да картошки напечем.

2 турист:   Вруби-ка, Борис, громче маг,

   Соорудим здесь костерок,

   Всё о кей, всё будет спок!

Входят Леший и Лесовик. Леший выключает магнитофон.

Леший:       Это что за тарарам?

      На вас глядеть-то – стыд и срам!

      Захламили всю елань!

      Лесовик, ты только глянь!

Лесовик:    Всё-то вы здесь истоптали,

                     Растений сколько изломали!

Леший:       Вас разве в школе не учили?

И дома вам не говорили?

Природу нужно уважать

Беречь, любить и охранять.

В лесу у нас свои законы,

И вам, друзья, они знакомы.

Лесовик:     Позвольте дать один совет:

Всегда любите этикет,

А музыка у нас не хуже –

 Да только слушать её нужно.

Звучит фонограмма шума леса, пения птиц. Леший и Лесовик прислушиваются.

До них долетает звук ручной пилы.

Леший:       Пойдём-ка  брат, мы поглядим,

                     За порядком проследим.

Уходят. На поляне появляется Баба Яга с пилой.

Баба Яга (поет): По утрам не ждет меня работа,

Я давно на пенсии сижу.

Вот избушка прохудилась что-то,

Коттедж себе соорудить хочу.

Ну разве это много –

Всего один коттедж.

Судить не надо строго-

Избушке тыща лет.

Лунным светом залита дорожка,

Выхожу с пилой я на простор.

Спилить осталось мне немножко,

Чтобы вокруг поставить частокол.

Ну разве это много –

Всего один коттедж.

Судить не надо строго-

Избушке тыща лет.

Появляются Леший и Лесовик.

Леший:       Это что же ты, Яга,

Костяная ты нога!

Законы леса нарушаешь,

Самовольный выруб начинаешь?

Баба Яга:   Моей избушке тыща лет:

Ни удобств, ни зала нет.

Где гостей мне принимать,

Банкеты разные справлять?

Всю жизнь в лесу вы проторчали,

От жизни вы совсем отстали.

Я же в ступе полетала –

Таки коттеджики видала…

Ну чё тут с вами говорить?

Пошла я лес себе валить.

Леший:       Ты что же, спятила, Яга?

Лесовик:    Лес- богатства и краса!

                     Береги свои леса!

Баба Яга:   Да вы сами- то свихнулись

Или только что проснулись?

Скоро лес растащат весь –

Срублю, пока возможность есть.

Офис. За столом сидит начальник, что-то пишет, считает..

Начальник: Ох, я, кажется устал.

Часок-другой бы подремал.

Ах, мне слышен сладкий звон.

Где же я? Мне снится сон…

Сон. Появляется худой, бледный мальчик, он тяжело дышит, кашляет – ему не хватает воздуха.

Начальник: А это кто ещё такой

                      Тут стоит передо мной?

Мальчик:    Я – праправнук твой Андрей.

Начальник: Что же хилый ты такой?

                       Иль родился ты больной?

Мальчик:    Кто леса повырубал?

Ты что, дедушка, не знал –

Леса воздух очищают.

Их легкими планеты называют.

А ты всё денежки копил

И об этом позабыл.

Мне вклады в банках не нужны

И виллы в жизни не важны.

Ты, дед, мне выжить помоги –

Для нас планету сбереги.

Послушай, как она гудит,

Он о помощи кричит!

Мальчик читает стихотворение Е.Шклавского.

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

Видеоролик песни Майкла Джексона «Сохраним мир».

Начальник (просыпаясь): Какой я ясный видел сон –

Не позабудется мне он,

Вот он глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

Леса рубить я прекращаю,

Деревьев новых насажаю.

Пусть плодоносят и цветут,

На радость людям пусть растут.

Выходят все герои спектакля и хором читают стихотворение.

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Красивей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна!

Что будет делать

Без нас она?

       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....