«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»
методическая разработка по географии на тему

Проект «Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данный проект предполагает реализацию программ с использованием современных информационных технологий. ИКТ-технологии позволяют доступно и наглядно использовать региональный материал, получать более достоверные и подробные сведения о республике, районе, знаменитых земляках, истории и культуре родного края.

Цель проекта: показать возможности использования этнокультурного (регионального)
компонента  во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий.

Задачи  проекта:

1. Формировать у учащихся знания об историческом прошлом своей  Малой Родины.

2. Развивать навыки краеведческого познания.  

3. Воспитывать патриотические чувства у учащихся.

4. Развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности.

5. Совершенствовать  умение работать с различными источниками современной информации. 

6. Воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Проект ««Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данный проект предполагает реализацию программ с использованием современных информационных технологий. ИКТ-технологии позволяют доступно и наглядно использовать региональный материал, получать более достоверные и подробные сведения о республике, районе, знаменитых земляках, истории и культуре родного края.

Цель проекта: показать возможности использования этнокультурного (регионального)
компонента  во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий.

Задачи  проекта:

1. Формировать у учащихся знания об историческом прошлом своей  Малой Родины.

2. Развивать навыки краеведческого познания.  

3. Воспитывать патриотические чувства у учащихся.

4. Развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности.

5. Совершенствовать  умение работать с различными источниками современной информации.  

6. Воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.

Апробация данного проекта проходит в муниципальном общеобразовательном учреждении «Оброченская средняя общеобразовательная школа». В презентации, сопровождающий данный проект нами приведены примеры внедрения регионального компонента во внеурочную деятельность школы посредством ИКТ-технологий.

Соответствие достигнутым результатам и целям:

В результате реализации данного проекта у учащихся формируется интеллектуальная компетентность и коммуникативная культура, развиваются их познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.   Проект позволяет развивать навыки коллективной, групповой работы; совершенствовать их умение работать с различными источниками современной информации, расширять образовательное пространство, воспитывать информационную культуру личности, на примере жизни конкретных людей; формировать умение  использовать различные виды источников информации; отрабатывать навыки работы с компьютерными программами, веб-сайтами, развивать чувство личной сопричастности к прошлому своего народа.

Содержание проекта

В современный период возросла актуальность изучения темы родного края, так как современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственное и культурно-духовное воспитание учащихся, развитие здоровьесберегающих технологий. Если в советской школе в качестве примера приводились представители партийной власти, коммунистические вожди, то в современный период очень важно воспитание учащихся на примере доброго, отзывчивого отношения к людям, оказания помощи нуждающимся, сострадания и веры в настоящее и будущее своего народа.  

Мероприятия по реализации проекта:

Мероприятие

Ресурс (см. Приложение к проекту)

Цикл классных часов:

1. «Святыни Земли Мордовской»

Презентация «Святыни Земли Мордовской»

2. «Св.Филарет Ичалковский»

Презентация «Св.Филарет Ичалковский»,

Веб-страница «Из истории жизни св. Филарета»

3.  «Митрополит Кирилл и его малая Родина»

http://www.patriarchia.ru/db/text/31754.html

Серия фотографий о посещении Митрополитом Кириллом Республики Мордовия

4. «Кафедральный собор         святого

 праведного воина Феодора Ушакова

http://www.sobor-ushakova.ru/

http://www.srn.ru/ordis/kaf_sobor.htm

5. «Иоанно-богословский Макаровский мужской монастырь»

http://www.makarovsky-monastery.ru/

6. «Молодежь Мордовии и православие»

http://cpmm.ru/

7. «Православные приходы Мордовии»

http://ichalki-blagovest.ru/

http://blagothin-kovilkino.prihod.ru/index

http://rom-hram.narod.ru/index.html

http://st-tatiana.mrsu.ru/

http://chufarovo-mon.ru/

http://www.spaso-preobrashenskiy-monastir.ru/

8. «Святыни Земли Мордовской»

http://www.srn.ru/ordis/svt.htm

Исследовательская деятельность учащихся:

1. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл»

http://www.patriarchia.ru/db/text/31754.html

2. «История православия Мордовии»

http://www.srn.ru/ordis/eparchia.htm

3. «Духовенство Мордовии»

http://www.srn.ru/ordis/duhovenstvo.htm

4. «Храмы Мордовии»

http://www.srn.ru/ordis/hram-1.htm

5. «Монастыри Мордовии»

http://www.srn.ru/ordis/mon.htm

Участие учащихся и педагогов в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию:

1. Конкурс «Святыни земли Мордовской»

2. Конкурс на соискание педагогической премии им. Авксентия Юртова

Организация поездок учащихся по местам паломничества в Мордовии:

«Кафедральный собор         святого

 праведного воина Феодора Ушакова

«Иоанно-богословский Макаровский мужской монастырь»

Место жизни Св. Филарета Ичалковского.

Организация трудовых десантов в местах захоронения по озеленению, уборки территории

Одним из видов работы в данном направлении является цикл классных часов  с использованием интернет-ресурсов.

Хорошим ресурсом для их проведения может стать фильм о Саранске (автор Олег Астафьев - «Телесеть Мордовии»). Данный фильм содержит интересный материал об истории возникновения города Саранска – его росте и развитии.

Кроме сведений о Мордовии каждый район имеет свой сайт, где отражено прошлое и настоящее района, которыми также учителя и классные руководители могут воспользоваться в ходе мероприятий.

Пример:

сайт о Ичалковском районе;    презентация об Ичалковском районе.

Можно провести беседы на темы: «Из истории образования республики Мордовия», «Единение мордовского народа с Российским государством», «Наши знаменитые земляки», и другие.

Одной из разновидностей воспитательной работы являются   виртуальные путешествия. Организовать подобные путешествия по музеям, историческим и культурным памятникам Мордовии помогут следующие ресурсы:

1) Мордва 1000;

2) музей боевого и трудового подвига;

3) музей (МРМИИ) имени С. Д. Эрьзи;

4) музей (МРОКМ) имени И. Д. Воронина;

5) музей мордовской народной культуры.        

Особый интерес у учащихся вызывают викторины, олимпиады, конкурсы о Мордовии. Их также любой желающий сможет найти на сайте http://www.edurm.ru

Результаты участия можно разместить на школьных сайтах.

Глоссарий

Воспитание здорового образа жизни - система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.

ИКТ-технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Интернет-ресурсы – это информация, расположенная на компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие в виде логически завершенных записей или файлов.

Проект - деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги...

Программа патриотического воспитания – система мероприятий,  направленных на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время…

Программа духовно-нравственного воспитания – система мероприятий, проводимых в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Программа «Одаренные дети» - создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру основного и дополнительного образования.

Профориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии…

Региональный компонент – компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливается республикой - субъектом Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.
  2. Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 2000.
  3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
  4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.
  5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.
  6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М., 1983.
  7. Воспитательная система класса /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 1998.
  8. Внеклассные мероприятия: 9 класс / Авт.-сост. О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мозаика детского отдыха).
  9. Внеклассные мероприятия:10 класс / Авт.-сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мозаика детского отдыха).
  10. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы / сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
  11. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. А.В.Давыдова.-М.:ВАКО,2008. – 272 с. – (Учебный год).

Список интернет-ресурсов откуда были взяты рисунки и фотографии для создания презентации

  1. http://www.mepar.ru/news/2009/12/09/7118/ 
  2. http://mordov-hram.narod.ru/ 
  3. http://obrochnoe.edurm.ru/Newsi.htm
  4. http://www.barabin.by.ru/map/mordovy_sar.gif 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурная составляющая во внеурочной деятельности

В данной статье описывается опыт работы над проектом-программой с применением этнокультурной составляющей....

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Дополнительная программа "Внедрение комплекса ГТО во внеурочную деятельность общеобразовательного учреждения"

Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям общеобразовательного учреждения. В идею программы положены идеи компетентностного подхода. Состоит из учебного плана, учебно-тематического плана...

Реализация технологии интеграции английского языка в урочную и внеурочную деятельность посредством использования УМК «Звёздный английский» (starlight) / ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет", 2018

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ, которая направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой ли...

"Создание здоровьесозидающей среды в урочной и внеурочной деятельности посредством использования постерной технологии"

Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи учителям истории и обществознания, работающим в школе, для использования на уроках и во внеурочной деятельности. В рекомендациях обоз...

«Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности»

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражда...