Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"
статья по географии по теме

Ветрова Александра Витальевна

Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vetrovoy_a.v.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Ветрова Александра Витальевна,

учитель географии МАОУ «СОШ №1 с УИОП»

Тема: «Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в процессе обучения географии»

«Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности»

Л.С.Выготский

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях,  умении быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.

Задачей педагога становится использование учебно-методического комплекта в целях формирования результатов, носящих предметный, надпредметный и личностный характер.

Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук.

        Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.

        В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

        Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Немаловажное значение в освоении знаний, умений и навыков по географии играет внеурочная занятость учащихся. Кружки в новой форме создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

 - определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;

- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

 - теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

 - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

 - разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

 - овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

 - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Ожидаемыми результатами внеурочной учебной деятельности по географии являются:

- Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

 - Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

 - Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в концептуальные идеи,  прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам на уроках географии

В презентации представлен обзор нормативных актов которыми должен руководствоваться учитель при реализации ФГОС ООО и СОО. Рекомендации по составлению рабочей программы. Сохранены текстовая часть ФГОС...

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной пр...

Доклад на тему "Особенности оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках математики"

Доклад на тему "Особенности оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках математики" с презентацией...

Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образователь...

Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка

Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка...