конспек урока Население России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Конспект урока Население России 8 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. И карлики с птицами спорят за гнёзда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звёзды, Как будто наш мир не открыт до конц а! Н. Гумилев

Слайд 2

Половой и возрастной состав населения России. Городском и сельском население РФ. Миграции населения. Население Мурманской области. Численность населения России. Темы раздела:

Слайд 3

Численность населения РОССИИ

Слайд 4

План урока Численность населения России, ее динамика. Демографические кризисы. Размещение населения. Плотность населения.

Слайд 5

Интернет ресурсы : http://ostranah.ru/_lists/populationphp ( население мира )( плотность населения) http://priroda.inc.ru/naselenie.ph ( Счетчик населения) http://school-collection.edu.ru/ ( коллекция цифровых ресурсов )

Слайд 6

Демографии -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство.

Слайд 7

Формула понятия определение Демография -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство Демографический кризис – резкое снижение численности населения ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С) Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность: Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей. ЕУ =С > Р. Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость Смертность -количество умерших за год на 1000 жителей Воспроизводство населения Постоянное возобновление и смена поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности.

Слайд 8

Какова демографическая ситуация в России сегодня? Прогноз численности Прогноз изменения численности населения России, млн. чел.

Слайд 9

Сегодня я узнал… Теперь я могу… Меня удивило… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Закончите фразу:

Слайд 10

Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка        

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.    Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

 - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

         Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.   Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

          Использование информационных технологий,  ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.   Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо  стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

              Для реализации  урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составлена на основе: Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного основного общего  образования 2004.

Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

Урок: Численность населения России

2.Цели и задачи  урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат.

             Цели:

- познакомиться с численностью населения России

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России.

             Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

            Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

            Тип урока:

              - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

             Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

              - самостоятельная работа со статистическим материалом;

              - работа в реальном времени в Интернете;

             - формулирование выводов;

             - ответы на вопросы учителя.

             Планируемый результат:

              Знать\ понимать:

       -основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

            -причины изменения численности России.

              Уметь:

      - находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России.

           - рассчитывать естественный прирост населения России.

Ход урока:

Оргмомент.Приветствие   учащихся, определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела «Географии населения», которая является частью социально-экономической географии.

 Как вы думаете, что изучает социально-экономическая география?

Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

 И кажется, в мире, как прежде, есть страны,

 Куда не ступала людская нога,

 Где в солнечных рощах живут великаны

 И светят в прозрачной воде жемчуга.

 И карлики с птицами спорят за гнёзда,

 И нежен у девушек профиль лица…

 Как будто не все пересчитаны звёзды,

 Как будто наш мир не открыт до конца!

                                                Н. Гумилев

 Нам предстоит изучать население России.

 Давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

 Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

 «Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин.

Что нам предстоит изучать в данном разделе.

Половозрастной состав населения России; Городском и сельском население РФ.

А с чего начнем изучать население России?

 Тема урока: Численность населения России.

 На уроке нам предстоит:

 •         Выявить источники получения сведений о численности населения страны.

 •         Выяснить динамику населения России в XX веке.

 •         Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны

 •         Провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения семьи.

 •         Составить прогноз изменения численности россиян в XXI.

Вопрос:Можно ли считать население одним из компонентов природы?

( да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной силой природы)

Вопрос:Какие науки изучают население, людей?

( История, психология, медицина, и т.д.)

Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки –Демографии, -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство ,которая поможет нам ответить на вопросы , связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и  на другие вопросы.

Для  осознанного   восприятия  новой  темы  необходимо  использовать  жизненный   опыт  обучающихся.

  1. А кто знает какова  численность  населения  вашего  населенного  пункта?(5000 )
  2. Какие  факторы  влияют  на  численность  населения  вашего населенного  пункта?

1)Численность населения. Как узнать о численности населения?( попереписи населения).

Вопрос Последняя перепись населения?

Последняя перепись населения в России проводилась в 2010 г.

 Когда проводилась 1 перепись населения?

Работа с учебником стр. 183.дополнительный материал ( зачитать)

С данными переписи населения России 2010 познакомимся на сайте

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)

Задание: Определите численность населения России, плотность населения.

Численность населения

Площадь территории России

Плотность населения

141927000

17075400

8,31

Вопросы:

Какое место Россия занимает  среди стран мира по численности населения?

Какова площадь территории РФ?

Какова плотность населения РФ?

Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?

-(Огромная территория страны заселена неравномерно )

Какова численность населения на сегодня  http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные записать в конспект.

Задание: Используя ресурсы интернет  http://school-collection.edu.ru/       ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов"  карты)определите территории  РФ  с наибольшей и наименьшей  численностью населения. Приведите примеры (Записать в конспект)

Учитель:Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения - треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города http://school-collection.edu.ru/ Коллекция цифровых образовательных ресурсов России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна. В России имеется 13 городов счисленностью населения более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа., Волгоград, Воронеж

Вопрос:

Всегда ли численность населения была такой? Что бы ответить на этот вопрос проанализируем график Изменение численности населения России за период 1897-2008 гг. http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России)

 Вопрос:      В какие годы наблюдается рост численности населения?

В какие годы численность населения России сокращалось?

Какие причины снижения численности населения России ?

в) Обратите внимание, что с 1990 г. в России  наблюдается сокращение численности населения. Определите численность населения России на  2002---2004

Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам; наблюдаются демографические кризисы и взрывы.

 Демографический кризис    резкое снижение численности населения.

Задание: проанализируем табл. № 14. Стр.184 учебника. Запись в конспект:

причины демографических кризисов:

 Революции, войны; Эпидемии; Голод.

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах

Учитель:

Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.

В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»).

Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически)  Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных  потрясений.

Современное снижение численности населения объясняется, прежде  всего снижением ЕП населения.

 Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность:

ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С)

Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С > Р.

Задание : Задание: http://school-collection.edu.ru/       ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) ": назовите  субъекты РФ   с наибольшими и наименьшими показателями ЕП населения.

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей.

Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.

Запись в  конспект: факторы, влияющие на рождаемость и смертность

Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения .http://school-collection.edu.ru/       ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" ( Анализ табл.  Типы воспроизводство населения )запись в конспект

Задание: Определите ЕП на сегодня по http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России)  данные на конец урока.

Численность  населения страны зависит от:

---------ЕП

---------Механического прироста -Миграции населения.

Задание: используя  интернет ресурс . http://school-collection.edu.ru/       "Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите районы РФ  наибольшего  притока населения.

V. Прогноз численности населения России :

??? Как вы считаете, численность населения РФ будет увеличивать или уменьшаться?

Сколько детей у ваших бабушек по маминой и папиной линиотдельно?

Сколько детей в вашей семье?

 Сколько вы бы хотели иметь детей?

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)

Таким образом, со времен образования российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России.

Закрепление материала : Решение теста

Домашнее задание: § 38стр.188  задание №1,2 выполнить письменно в тетради

Дополнить конспект урока.( Отправить по электронной почте )

 Релаксия.

прочитав  фразу закончите  её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Приложение №1( конспект  ученика)  №2( тест) 

Конспект урока по теме: «Население России»

Домашнее задание: § 38стр.188  задание №1,2 выполнить письменно в тетради

Ресурсы интернет:

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам, плотностьнаселения)

http://priroda.inc.ru/naselenie.php( Счетчик населения)

http://school-collection.edu.ru/( коллекция цифровых ресурсов)

Формула

понятия

 определение

Де

ография

-наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство

Демографический кризис

– резкое снижение численности населения

ЕП =Р > С.

 (ЕП=Р-С)

Естественный прирост населения

– когда рождаемость превышает смертность:

Рождаемость

– количество родившихся за год на 1000 жителей.

ЕУ =С > Р.

Естественная убыль населения

– когда смертность превышает рождаемость

Смертность

-количество умерших за год на 1000 жителей

Воспроизводство населения

Задание: используя ресурсы, интернет дополните таблицу:

Численность населения России

Площадь территории России

Плотность населения

141927000

17075400

8,31

Вывод:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание : Определите территории России с наибольшей и наименьшей плотностью населения

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Численность России

Родилось

Умерло

Естественный прирост населения

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Последняя перепись населения РФ

год

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

Причины демографических кризисов

Факторы, влияющие на рождаемость

Факторы, влияющие на смертность

Типы воспроизводства

1)__________________________

2)__________________________

3)------------------------------------------

Механический прирост

----------------------------------


------------------------------------------------------

Сегодня я узнал…                                                                                        Теперь я могу…

 Меня удивило…                                                                           Было интересно…

Было трудно…                                                                                                      Я понял, что …

Приложение №2

Тест

1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия?

1)3

2)5

3)8

4)10

2.В каком году была проведена первая перепись населения?

1)в 1861

2)в 1888

3)в 1897

4)в 1909

3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это:

1)смертность

2) воспроизводство населения

3) рождаемость

4) естественный прирост населения

4. Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

1.5

2.3

3.8

4.4

5. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство

1. демография

2. история

3. география

4.физика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...

Открытый урок "Население России.Численность и воспроизводство населения"

Изучение нового материала при помощи заполнения логически - опроного конспекта....

Конспек урока в 6 классе по теме "Пропорция"

конспект урока поможет  учителям провести интересный урок по теме "Пропорция"...

Конспек урока для 6 класса : Долото. Приемы долбления. Долбление проушин.

План конспект урока 6 класс : Долото. Приемы долбления. Долбление проушин....

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....

Конспек урока в 10 классе по теме :"Школьный обмен,международные молодёжные проекты"

Конспект урока в 10 классе по теме :"Школьный обмен,Международные молодежные проекты"...