Охрана природы и охраняемые территории. Заповедник Присурский.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Семакина Татьяна Анатольевна

 

Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

            Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза

З.И.Парфеновой» г. Алатырь ЧР

Охрана природы и охраняемые территории.

Заповедник Присурский.

«Методическая разработка занятия на

основе кейс-обучения».

Занятие разработала: Семакина Татьяна Анатольевна,

учитель географии

эл. адрес: школьный- s_7@galatr.cap.ru,

личный -tany-semakina@yandex.ru .

                             

УМК: 1. География России. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.  

                  учреждений/ под ред. А.И.Алексеева. – 11-е изд., стереотип. –М.: Дрофа,

                 2010. – 304с: ил., карт.

             2. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под Ред. А.И. Алексеева

                    «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват.  

                  учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. -127.

             3. Атлас. География России. В 2-х частях. Часть 1. Природа и население.

8 класс.

             4. Ким Э.Б., Марченко Н.А., Низовцев В.А  География России. Природа и

                   население. 8 класс. Рабочая тетрадь (с тестовыми заданиями ЕГЭ)

Алатырь 2013г.

Охрана природы и охраняемые территории.

Заповедник Присурский.

           

Тип урока:

Изучение нового материала, с элементами    кейс-обучения на материалах о Присурском заповеднике.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. групповая.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. исследовательский.

Межпредметные связи:

  1. география – история;
  2. география – экология;
  3. география – краеведение;
  4. география – информатика.

Технологическая карта проведения урока.

Предмет, класс

География, 8 класс

Тема урока, № урока по плану.

Охрана природы и охраняемые территории.

Заповедник Присурский.


Цель урока

Расширение  и углубление  знания об особо охраняемых территориях на примере Присурского заповедника

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России на примере Присурского заповедника.

Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Формировать экогеографическое мировоззрение

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
  4. Тетради и конверты с заданиями для каждой группы;
  5. Схема: “Охраняемые территории России”;
  6. Проектор. Выход в интернет (по возможности).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1.

Формирование представлений об особоохраняемых территориях.

Цель

 Определение понятий «заповедник», «биосферный заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы»

Форма организации деятельности учащихся

Слушатели, краткие записи в тетради

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор

Основные виды деятельности преподавателя

Рассказ учителя, показ слайдов №1-5 из презентации «Особо охраняемые природные территории»

Этап 2.

Работа в группах

Цель

Изучение особо охраняемой территории Заповедник Присурский

Форма организации деятельности учащихся

Работа по группам:

1 группа: причины образования заповедника «Присурский»…

2 группа: Различие природных зон заповедника

3 группа: Фауна и флора заповедника "Присурский"

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирование за работой в группах.

Этап 3.

Обсуждение результатов групповой работы

Цель

Закрепление  полученные знания о Заповеднике присурский

Форма организации деятельности учащихся

Беседа,  демонстрация презентации по заданным темам  в каждой группе (5-6 слайдов)

 

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Этап 4

Подведение итогов.

Цель

Проверка уровня усвоения знаний по данной теме

Форма организации деятельности учащихся

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнала…
  2. было интересно…
  3. я поняла, что…
  4. меня удивило…
  5. мне захотелось…
  6. я попробую

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневники.



Предварительный просмотр:

История и цели создания заповедника «Присурский»

Государственный природный заповедник «Присурский» – федеральное государственное бюджетное учреждение Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

27 декабря 1995 года Правительством России подписано постановление № 1297 об организации в Чувашской Республике государственного природного заповедника «Присурский». 15 января 1997 года в заповедник передана первая  территория – Люльское лесничество Алатырского лесхоза в Алатырском районе. Директором назначен кандидат биологических наук Олигер Алексей Иванович, имеющий большой опыт заповедной работы. Заместитель директора по научной работе - кандидат биологических наук Димитриев Александр Вениаминович -  ученый, известный не только в республике, немало сил он посвятил изучению, охране природы Чувашии, организации сети особо охраняемых природных территорий республики.

Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц.

Алатырский участок государственного природного заповедника «Присурский» образован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.95 г. № 1297. Данный участок окружает охранная зона, утвержденная Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.07.95 г. № 199 и от 20.05.98 г. № 163. Площадь охранной зоны составляет25497,5 га. Контора отдела охраны заповедной территории располагается в сельском поселении Атрать Алатырского района.

Степи являются наиболее нарушенным и наименее сохранившимся типом биогеоценозов Чувашской Республики. В настоящее время луговые степи и остепненные луга юго-востока (Яльчикский и Батыревский районы), востока (Козловский район), юго-запада (Алатырский и Порецкий районы) и запада (Ядринский район) республики, а также Межцивилья (Цивильский, Вурнарский, Канашский районы) почти полностью трансформированы в сельскохозяйственные угодья, а относительно нетронутые участки сохранились лишь на крутых склонах. Степи Чувашской Республики находятся на северной границе своего распространения, поэтому такие участки имеют большую научную ценность. Они представляют северные аванпосты среднерусских луговых степей и остепненных лугов Восточноевропейской лесостепной провинции страны и являются остатками степной растительности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 г. № 216 для охраны редких видов степной растительности и поселений сурков территория заповедника «Присурский» была расширена заповеднику за счет двух степных кластерных участков: Сурковый (Батыревский район) и Сорка-Тау (Яльчикский район).

Батыревский участок. В протоколе № 1 заседания Президиума ЦИК Чувашской АССР от 31.01.32 года (вопрос № 3 «Об организации суркового заповедника в Чувашской АССР», внесено НИИ) констатируется организация заповедника, состоящего из 3-х участков на площади около1500 гав юго-восточной части Чувашской Республики на остепненных склонах, где сохранились сурки (ЦГА ЧР дело N 431, ф.202, оп.1, д.368, л.3). Эти склоны являются фрагментами реликтового голоценового степного биогеоценоза (Димитриев и др., 1991).

Из этого документа следует, что Батыревский сурковый заказник организованный 19.10.1961 года (Карягин и др., 1996), был объявлен на месте одного из участков существовавшего заповедника у д. Ново-Бахтиярово – Малые Шихирданы (ЦГАОО ЧР, ф.2740/2087, оп.1, д.8, лл.13,14). Заповедный участок на этом месте был на площади 500 га, а заказник – 25 га. Заповедный режим не соблюдался. На заповедном участке в начале 60-х годов был посажен колхозный сад. Это существенно сократило площади обитания сурков, изменило характер коренной степной растительности. Несмотря на это, на участке местами сохранилась степная растительность.

Яльчикский участок. Второй остепненный участок заповедника располагается в Яльчикском районе Чувашии рядом с с. Суринское (Эшмикеево). В 30-е годы это место также было объявлено заповедным. В начале 90-х годов здесь был организован заказник районного значения «Сорка-Тау». Заповедный склон представляет собой луговую степь в типчаковой стадии дигрессии с единичными представителями красочного разнотравья. Здесь встречаются характерные для степей виды растений, многие из которых являются редкими для республики, в частности, ковыль волосовидный, овсяница бороздчатая, тимофеевка степная, шалфей мутовчатый и степной, астрагал австрийский и датский, колокольчик волжский, оносма простейшая и другие. Видимо для этого участка Плетневой-Соколовой А.Д. (1952) указывалось присутствие горицвета весеннего (Гафурова, 1999).



Предварительный просмотр:

КЕЙС 1.

  1. Почему  на данной территории был образован заповедник?
  2. Для чего к первому участку были присоединены другие участки?
  3. Можно ли данной территории дать название ЗАКАЗНИК?

     

КЕЙС 2.

  1. Чем отличается природа Алатырского и Батыревского участков?
  2. Как можно доказать принадлежность Батыревского участка к степной зоне?
  3. Почему Яльчикский участок называют остепненным?

КЕЙС 3.

  1. Мог ли человек повлиять на изменение флоры и фауны данной территории?
  2. Каким образом  можно различить участки заповедника?
  3. Как относится местное население к образованию заповедника?



Предварительный просмотр:

Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.

Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

        Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.

Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.

К особо охраняемым территориям относятся: «заповедник», «биосферный заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы»

Заповедник – территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.

Биосферный заповедник - типичный участок природы нетронутый или слегка измененный хозяйственной деятельностью.

Заказники – территория, где постоянно или временно запрещается использовать определенные виды природных ресурсов.

Национальные парки – территории, исключенные из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность.

Памятники природы – уникальные, или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты.

Историческая справка.

Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.

           Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов... не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».

            Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».

 Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.

         Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первый государственный заповедник — Баргузинский.

В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...

Охрана природы и охраняемые территории.

Данный материал предназначен для изучения темы "Особо охраняемые природные территории" по учебнику "География России" В. П. Дронова, И. И. Баринова, А. А. Лобжанидзе. Эта работа направлена на расширен...

План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»

План - конспект урока с использованием ЭОР  по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем  сформулирована ...

презентация по географии 8 класс«Охрана природы и охраняемые территории»

"Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природ...

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...

конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"

Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...


 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Урок интересный. Эта тема меня заинтересовала, потому что я живу в городе Жигулёвске Самарской области. Мой город является административной столицей национального парка "Самарская Лука".