Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»
статья по географии на тему

Зайцева Наталия Николаевна

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_celepolaganie.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 31.10.2012 г.

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа. Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:  учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Современная педагогика требует умения ставить цели урока самим детям. Сейчас я хочу вам продемонстрировать один из этапов урока, который называется целеполагание.

Текст из разработки урока №6 «Ориентирование на местности»

- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Мы  должны  сегодня  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.

- А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной  сказки.  

 Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь -    богатым будешь. (показ слайда – картина Васнецова)

– Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо…(ответ уч-ся)

- А теперь другая ситуация  («Ассоциативный ряд».)   

- Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ слайда - фотография леса)

 - Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

  - Правильно, надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? (слайд)  

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности».   Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем тетради и запишем тему  урока.  

Цель сегодняшнего урока:  (слайд)

 - научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Вот так проходит этап Целеполагания на уроке современного типа. И хочу ещё раз вернуться к таблице, где сравнивается традиционный урок и урок современного типа. Можно сделать вывод, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации урока

Данная презентация поможет при подготовке к любому уроку. Например, как оценить интерес учащегося к уроку или как провести экспресс - опрос в конце урока....

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.

 Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен  пе...

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»...