Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.
учебно-методический материал по географии по теме

Ковалева Елена Витальевна

Один из принципов  развивающего   обучения – принцип активности  и сознательности

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Если же ученик не понимает,  что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы  своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.  Ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце 100 раз, вполне может ничему не научиться.

      Освоение наступает только тогда, когда ученик пропускает  через себя новый учебный материал, когда он способен его осознать и осмыслить.

Обучающийся  достигает наилучших успехов тогда, когда находится в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые ему лично необходимы.

     Если мы хотим научить человека думать,  а не просто производить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_refleksii_v_obraz._protsesse.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 3.




Применение рефлексии в образовательном процессе.


Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.

                                                                             

                                                                                       Учитель географии

                                                                                       МБОУ гимназии № 3

                                                                                       г. Тулы

                                                                                       Ковалева Е.В.

                 

                                              г. Тула, 2012 г.     

   

     Один из принципов  развивающего   обучения – принцип активности  и сознательности.  

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Если же ученик не понимает,  что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы  своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.  Ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце 100 раз, вполне может ничему не научиться.

      Освоение наступает только тогда, когда ученик пропускает  через себя новый учебный материал, когда он способен его осознать и осмыслить. Обучающийся  достигает наилучших успехов тогда, когда находится в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые ему лично необходимы.

     Если мы хотим научить человека думать,  а не просто производить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.    

     Самопознание через полученную извне информацию, активная её переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития. Личностью человек не рождается, он становится личностью.               Определение личности связывают с понятием «самосознание» и «рефлексия».  «Личность в её реальном бытии, в её самосознании, есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я», т.е. его «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

      Одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого ученика, его постоянная работа над собой; учебная деятельность требует постоянной рефлексии, оценки того:

  • Чем я был?
  • Что я сделал?
  • Чем я стал?

В этой связи особый интерес представляют рефлексивные методы обучения, которые обеспечивают основные функции сознания:

  • Выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту;
  • Обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира;
  • Узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации;
  • Целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий;
  • Контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчет в том, что происходит; самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процесс групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы.

      Субъектом рефлексии сначала является класс, затем группа школьников, после чего учащийся. Такой механизм формирования и развития рефлексии является наиболее эффективным в школьном образовательном процессе. В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса.

       Рефлексивная деятельность обладает важнейшим управленческим началом для саморегуляции, самоорганизации, саморазвития и самореализации школьника.

                      Формы рефлексивной деятельности.

       Рефлексивная деятельность в образовательном процессе может быть организована в различных формах, которые могут быть  устными и письменными; индивидуальными и групповыми. При реализации групповой рефлексии ученики могут выражать обобщенное мнение от каждой группы или микрогруппы, или все высказываются «по кругу».

Организация осознания учениками процесса познания, способов учебной деятельности, своего эмоционального состояния имеет два основных вида:

  1. Текущая рефлексия: осуществляется по ходу учебного                      процесса;
  2. Итоговая рефлексия: завершающая логический или тематически замкнутый период деятельности.

     Текущая рефлексия – предполагает организацию мыслительной деятельности учеников после выполнения цикла предметной деятельности, или в ходе выполнения определенной учебной деятельности и включает:

  1. Остановку предметной деятельности;
  2. Активизацию рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания учеников к основным элементам осуществляемой познавательной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность тем самым структурирует предметную деятельность.

Результатом применения рефлексии может стать:

  • Сконструированное понятие;
  • Сформулированное противоречие;
  • Найденная причинно-следственная связь или закономерность;
  • Теоретическая конструкция по изучаемому предмету;
  • Осознание процессов познания окружающего мира, осознание своего психологического состояния.

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом, формулирование и фиксация результатов обучения используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

   Итоговая рефлексия – отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определенности со стороны учителя.

Итоговая рефлексия проводится по окончании урока, недели. четверти, года

на специальном занятии.

    Урок закончен. Надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающихся – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, дальнейшее приложение усилий.

     Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

                        Классификация функций рефлексии.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Проведение данной рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока.

Например, для младших школьников применяются карточки с цветовым изображением настроения, для старших возможно использование эмоционально-художественного оформления: музыкальный фрагмент, картины. Применяя активные методы подведения итогов урока можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот «эмоциональный барометр» точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание, а не обязанность, вновь встретиться в следующий раз.

  1. Рефлексия деятельности: дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
  2. Рефлексия содержания учебного материала: эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подборка афоризма. Эффективна рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей, например, высказывание: Я не знал… - Теперь я знаю…; прием анализа субъективного опыта, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового, результатов всего занятия, закрепляет усвоение нового материала, позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала, быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.

                     Содержание рефлексивных умений.

     Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучения, является многообразие форм рефлексии, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

  1. Вербальные формы: 
  • Устное обсуждение;
  • Рассказ;
  • Высказывание происходящих изменений;
  • Опрос.
  1. Невербальные формы:
  • Сочинение;
  • Письменное анкетирование;
  • Графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.

      Для эффективного развития рефлексивных умений у школьников необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе. Используя невербальные способы рефлексии, ученики выражают свои чувства различными видами эмоционального языка. Младшие школьники, например, могут «рисовать свое настроение, образ урока в виде чего-либо»;

ученики средних классов – подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполненной деятельности;

старшие – строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока.

       Особый интерес для учащихся может представлять графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса, (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока.

              Благоприятные условия организации и развития

              рефлексивных умений в образовательном процессе.

    Для использования методических приемов, способствующих развитию рефлексивных умений в процессе обучения необходимо создавать следующие благоприятные условия:

  • полное доверие к учителю, к ученикам класса;
  • отсутствие страха, неуверенности со стороны субъектов учебной деятельности;
  • недопустимы нескромность, субъективность оценок, ирония, иные проявления бестактности;
  • рефлексия должна быть демократична, корректна;
  • необходима регулярность проведения рефлексивной деятельности;
  • допускается повторное использование одного и того же упражнения, что редко дает побочный негативный эффект;
  • профессиональность мастерства учителя;
  • следует делать записи, рисунки в процессе рефлексии: фиксировать впечатление от основных фактов. Это обеспечивает последовательность хода мыслей;
  • следует учитывать различные ситуации, исходя из которых, могут использоваться

различные формы рефлексии (письменная или устная).

      Методические приемы, способствующие развитию рефлексивных      

       умений.

 

  1).  Большинство исследователей предлагают учителям на различных этапах образовательного процесса задавать  рефлексивные вопросы, в зависимости от того, какие цели реализуются педагогом вместе с учениками и какого вида рефлексия необходима . Например:

  • Что нового ты узнал ( осознал, открыл, понял) на уроке ? – интеллектуальная рефлексия, рефлексия содержания учебного материала;
  • Какие уже имеющиеся у тебя знания потребовались в решении задачи ?
  • Кто и как помогали  тебе на уроке при решении задач?
  • Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем ?
  • В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным ? – личностная рефлексия.
  • Благодаря каким инструментам ты нашел решение ?
  • Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы) ?
  • С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему ?
  • За что бы ты себя похвалил на уроке ?
  • Что бы ты изменил в своих действиях на уроке ?
  • Что бы ты изменил на уроке в последующем ?
  • Что тебе понравилось на уроке больше всего ?

     С практической точки зрения важно, чтобы учитель не только уяснил для себя характер задаваемых рефлексивных  вопросов, но и точно мог их конструировать в зависимости от целей рефлексии:

  • Выявление хода учения и его коррекция;
  • Оценка полученного результата учебной деятельности;
  • Корректировка межличностной коммуникации учеников и т.д.

2).  Рефлексивный экран.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, проходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…;                               Я научился …;
  • Было интересно …;                            У меня получилось …;
  • Было трудно …;                                 Я   смог …;
  • Я выполнял задания …;                      Я попробую …;
  • Я понял, что …;                                 Меня удивило …;
  • Теперь я могу …;                                Урок дал мне для жизни …;
  • Я почувствовал, что ….;                   Мне захотелось … .
  • Я приобрел …;

3). Упражнение «Плюс – минус - интересно».

     Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф:

 

           «Плюс»

          «Минус»

     «Интересно»

  • Записывается все, что понравилось на уроке: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции;
  • Либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, по мнению ученика оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • Записывают любопытные факты о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме;
  • Вопросы учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

4). Также в конце урока можно дать ребятам анкету, которая позволяет

осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

5). Аргументирование ответа. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

  • На уроке я работал                   (активно / пассивно);
  • Своей работой на уроке я        (доволен / недоволен);
  • Урок для меня показался         (коротким / длинным);
  • Мое настроение                        (стало лучше / хуже);
  • Материал урока мне был          (понятен / непонятен);

                                                     (полезен / бесполезен);

                                                     (интересен / скучен);

  • Домашнее задание мне кажется (легким / трудным).

5). Упражнение  «Комплимент».

     Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения  «Комплимент»: (комплимент – похвала, комплимент деловым качествам), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

    Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, т.к. оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

     Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Используемая литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока. Практическое пособие». – Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003 г.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть . Научно-практическое пособие». - Ростов-на-Дону, «Учитель», 2004 г.
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: «Образование – культура», 2002 г.
  4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе : варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы»./ под ред. А.Г. Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М. : «Просвещение», 2004 г.
  5. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». – М. : «Сентябрь», 1996 г.
  6. Карпов А.В. «Психология рефлексивных механизмов деятельности». – М.: «Институт психологии РАН», 2004 г.
  7. Плигин А.А. «Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография». – М.: «КСП +», 2003 г.
  8. Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования»./ С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов/. «Вопросы психологии». – 1985 № 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...

Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.

Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

АННОТАЦИЯВ последнее время, в связи с изменением парадигмы образования (замена объектно-субъектной парадигмы на субъектно-субъектную) всё чаще стали употреблять понятие индивидуального стиля познавате...

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности Службы примирения в условиях образовательной организации.

Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительног...