Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_konkursa.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вахтанская средняя общеобразовательная школа

 

Программа факультатива

«Юный орнитолог»

Автор-составитель:

Шабалина Л.Н.

 учитель географии.

П.Вахтан

2013 г

     Пояснительная записка

Программа «Юный орнитолог»  представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия  рассчитаны  на 9 – 10 летних ребят и предназначены  для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов  по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. 

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества – птицам.

Задачи программы  «Юный орнитолог»:

1. Сформировать у школьников знания  основ орнитологии;

2. Научить использовать полученные знания  о птицах;

3. Обучить работать индивидуально и  в группе; отстаивать свою точку зрения; не причинять вреда окружающей среде;

4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

     Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование экологической  культуры  базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.

 Спецификой программы является подход, учитывающий    возрастные особенности  младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой.  В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к птицам.                                                                                              

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.

         Средствами эффективного усвоения программы  являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эколистовок,  экологические акции, посвящённые бережному отношению к птицам.

Содержание программы

 (34 ч)

Введение (1 ч)

Что такое  орнитология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое  орнитология?  Орнитология – наука, изучающая  жизнь птиц. повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее.  

Орнитологические экскурсии на территорию КОТР в низовьях реки Б.Вахтан . (6 ч)

Учащиеся узнают о том,что такое КОТР. Организация орнитологических наблюдений начинается с выбора участка или маршрута наблюдений. При этом следует иметь в виду, что проводить орнитологические наблюдения можно практически везде, где имеются  обычные и широко распространенные виды птиц. Разумеется, не везде могут быть найдены доступные для регулярных посещений места с полным набором необходимых объектов, но это не должно быть препятствием к организации наблюдений, так как хорошие наблюдения даже за небольшой частью, предусмотренных  объектов представляют ценность. При выборе участков и маршрутов наблюдений необходимо, прежде всего, считаться с возможностями частого их посещения в течение многих лет. Опыт показывает, что долголетние систематические наблюдения возможны лишь в том случае, если места наблюдений располагаются в непосредственной близости от постоянных мест пребывания (местожительство, работа) наблюдателя, если их посещение не связано с большими тратами времени и сил. Довольно часто ежедневные пешие маршруты от дома до места работы (учебы), возможно несколько измененные, могут стать полем наблюдений. Для многих удобными местами могут стать маршруты регулярных оздоровительных прогулок.

Необходимо заботиться о том, чтобы из имеющихся вариантов выбор падал на типичные для данной местности участки. Под этим следует понимать, что места постоянных наблюдений по рельефу и растительности не должны резко отличаться от окружающей местности.

По площади и конфигурации места наблюдения могут быть самыми различными. Так как не всегда удается найти сравнительно небольшую площадь, на которой были бы сконцентрированы все объекты наблюдений, приходится пользоваться несколькими участками, в той или иной мере разрозненными. В таких случаях все участки должны охватываться твердо выработанным маршрутом, который, собственно, и должен представлять собой  место наблюдений.

   Практическая ценность орнитологических наблюдений   во многом зависит от того, насколько правильно организован их сбор. При проведении орнитологических экскурсий даже опытный руководитель сталкивается с трудностями: недостаток этих знаний и навыков лишает его возможности успешно провести экскурсию, так как он может быть застигнут врасплох неизвестной ему птицей. Если таких неизвестных птиц много, то экскурсионные наблюдения над ними в учебном смысле в значительной мере теряют свое значение и интерес. Не зная научного названия птицы, наблюдавшейся на экскурсии, после нельзя прочесть о ней в книгах, отметить ее характерные черты и представить общую картину ее жизни. Орнитологические экскурсии требуют постоянного сосредоточенного внимании экскурсантов. Наблюдения большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро прячется или улетает. В большинстве случаев, в особенности на экскурсиях определенного маршрутного характера (ознакомление с обитателями различных растительных сообществ), мы наблюдаем птиц очень короткое время. Ежеминутно мы можем встретить интересную птицу, затаившуюся ранее в ветвях или на земле и внезапно взлетевшую при нашем приближении. Экскурсанты должны вовремя и быстро подметить самые существенные и характерные черты, способствующие ее определению. Со стороны руководителя важно умение оттенить все наиболее существенное в характеристике встреченной птицы (главным образом места обитания и поведения). Обилие материала (особенно весной) заставляет очень осторожно относиться к его использованию на экскурсии. Принцип маршрутных экскурсий по определенным заранее растительным сообществам уже значительно разгружает их от несущественного для избранной темы материала и облегчает задачу руководителя. Направление экскурсии, например, по опушке смешанного леса и по невысокой поросли у реки уже с большей вероятностью гарантирует нас от встречи целого ряда видов птиц, обитающих в других сообществах. Распределение большинства птиц по растительным сообществам настолько закономерно, что при выборе маршрутов экскурсий и подборе их материала может служить руководящим моментом. Но, тем не менее, и в определенном заранее маршруте экскурсии необходимо бывает ограничивать материал. Особенно это важно на  первых порах, с совершенно неподготовленными экскурсантами.  В случае том, что экскурсанты обращают внимание на каждую встреченную птицу, материал получается разбросанный, без отбора, нередко лишающее результаты   экскурсии.

      Если экскурсия идет по намеченному маршруту, уклоняться от него следует лишь в очень редких случаях, когда руководитель уверен, что это уклонение даст вам ценный и интересный материал. Руководитель идет впереди и обыкновенно первый замечает новую птицу. Здесь  руководитель должен решить, что представляет собой данная встреча с точки зрения темы экскурсии, и как она может быть использована, особенно в работе с младшими школьниками.

      При выборе сезона для начала орнитологических экскурсий с целью— не постепенное ознакомление с наиболее характерными представителями фауны птиц, а изучение наиболее интересных биологических явлений, — зимний материал будет недостаточен и несколько однообразен. С этой точки зрения наиболее удобным временем являются поздняя весна и начало лета. В апреле почти ежедневно возвращаются на родину все новые и новые птицы. Лес и город, помимо своего ботанического «обновления», все более и более насыщается птицами как количественно, так и качественно.    Майские экскурсии очень удобны для первоначального ознакомления с пением птиц, так как в это время оно наиболее полно, и особенно ярко выражены его характерные видовые черты. В мае — июне можно познакомить экскурсантов также со всеми биологическими явлениями, связанными с периодом размножения. Спаривание, весенние игры и полеты, постройка гнезда, сами гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов — все эти биологические явления делают позднюю весну и начало лета наиболее благоприятным временем для групповых экскурсий, ставящих себе целью не только ознакомление с самими птицами, но и изучение явлений, связанных с той или иной группой видов. С середины лета лес начинает затихать. Многие птицы вывели птенцов, и пора песен сменилась порой выкармливания. Конец июня и затем июль, август — самые неблагоприятные месяцы для учебных экскурсий. Этот период характерен тем, что можно встретить еще не «приобретший» характерных черт своего вида, выведшийся молодняк. Осень ценна лишь при условии специального интереса к отлету и прочим осенним периодическим явлениям в мире птиц.

        Результаты экскурсии также зависят от выбора наиболее удачного периода времени.  Осенние и зимние экскурсии наименее зависят от времени дня. В осенних экскурсиях раннее утро и вечер оказываются наиболее удобными для наблюдений над пролетом и отлетом (при условии безветренной cyxoй погоды). Зимой сравнительно безразлично время дня, хотя утренние экскурсии, сейчас же после восхода солнца, несколько более продуктивны. Большое значение имеет время суток для весенних и летних экскурсий. Самые драгоценные — ранние часы на восходе солнца. Только что проснувшиеся птицы оглашают лес характерными для каждого вида полными голосами. К полудню, особенно в жаркие дни, деятельность их несколько ослабевает, а к вечеру возобновляется, но уже не в такой мере, как утром. Поэтому желательно в целях успешности отправляться весной возможно ранее, даже до восхода солнца. К 10—11 часам утра экскурсия уже может быть закончена совсем, или сделан привал до 3—4 часов, при экскурсировании целый день. В таких случаях вторая чисть — вечерняя (с 5 до 10—11 часов) — бывает иногда не менее интересна, чем первая, и сравнение обеих дает ряд ценных биологических данных о жизни птиц в течение дня. Для небольшой экскурсии обычного типа необходимо принять более благоприятным временем раннее утро, особенно при ясной тихой погоде.

     Большое число экскурсантов сильно понизит успешность экскурсии и сократит ее фактический материал. Даже при условии полной дисциплинированности и согласованности членов группы в 25 человек она оказывается уже настолько заметной в лесу «толпой», что большинство птиц успевает скрыться при ее приближении или ведет себя настолько осторожно, что не удается подметить ничего особенно интересного. Маленькие группы, в 5—6 человек, наиболее удобны, но это редко бывает осуществимо. Продольным количеством экскурсантов надо считать 15-18 человек. Нужно заметить, в групповую экскурсию не следует идти в ярких или пестрых одеждах. Бинокли очень полезны.

Перед началом экскурсии у начального пункта маршрута устраивается маленькая беседа, в которой обсуждается основная тема экскурсии и вкратце сообщаются основные явления, которые будут предметом наблюдения. Эти данные должны быть положены в основу протокола экскурсии, который составляется после нее по записям участников.

          Движение экскурсантов имеет большое значение в орнитологической экскурсии; особенно должен чувствоваться ее руководитель. Все движения экскурсантов должны быть согласованы с движениями руководителя. Нельзя идти вразброд, рассеянной походкой. Руководитель должен всегда быть впереди, а экскурсанты не должны очень отставать и расходиться в стороны. В противном случае птицы будут вспугиваться преждевременно, и на них не будет обращено должного внимания. Заметив птицу, не следует идти прямо к ней, а, свернув несколько в сторону, спокойно и неторопливо приближаться тесной кучкой или гуськом, если участников немного. Разговоры в это время совершенно недопустимы. Если руководитель остановился, то вся группа должна также немедленно останавливаться. Он указывает на ту или иную птицу, и все внимание должно быть направлено в данную сторону. Во время наблюдения, если птица это «позволяет», руководитель вполголоса делает разъяснения отрывочными фразами и обращает внимание всех на наиболее характерные черты происходящего явления. Экскурсанты (учащиеся)  свои наблюдения сразу же должны кратко отмечать в записной книжке (индивидуально каждый - при их последующем сопоставлении и обсуждении, в значительной мере освобождают протокол от субъективности в описаниях и оживляют дело). Каждый, кто занимается орнитологическими наблюдениями, должен с самого начала придерживаться определенных правил ведения записей. Следует помнить, что все отмеченное, если оно останется не записанным, безвозвратно утрачивается.

В целом правила регистрации орнитологических наблюдений должны обеспечивать накопление безошибочных орнитологических записей, хорошо оформленных таким образом, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей при их использовании.

     Безошибочность записей в значительной мере гарантируется, если они ведутся, как говорится, с натуры. Поэтому твердым правилом должна стать регистрация  наблюдений непосредственно в ходе их проведения - в «поле» или, в крайнем случае, в тот же день сразу после возвращения. Откладывая записи,  полагаясь на память, мы всегда рискуем что-либо упустить или ошибиться. Основным  документом, содержащим записи наблюдений, может быть «Орнитологический (или полевой) дневник», представляющий собой удобную для постоянного ношения в кармане или в ручной сумке записную книжку.

        Очень важно правильно записывать наблюдения. Форма дневниковых записей выбирается наблюдателем по его усмотрению, но при этом важно, чтобы раз принятая, она постоянно соблюдалась.

Записи в дневнике должны вестись простым карандашом, так как в случае намокания книжки текст от авторучки пропадет. Не следует вести записи на отдельных листках, бланках, присылаемых для заполнения; такие записи легко могут быть утеряны. Чтобы записная книжка не была слишком велика, лучше иметь отдельную, на каждое полугодие.

 Птицы города (садов, бульваров) также могут быть использованы в экскурсионном отношении. Конечно, это нельзя сделать так разносторонне, как в дикой природе, но несколько тем по сезонным явлениям и элементарному ознакомлению с наиболее обыкновенными птицами можно осуществить и в городской черте. Город имеет свою фауну птиц, ряд видов, явно предпочитающих соседство с человеком и его жилищем. Это — различные домовые птицы, приспособившиеся к жизни рядом с человеком, иногда даже кормящиеся за его счет. Таким специфически городским видом издавна стал, например, городской воробей, живущий в селениях и городах. Таковы же обыкновенные домовые голуби, галки и, отчасти, ласточки, стрижи, некоторые совы.

      Несколько иное отношение к городам у таких птиц, как скворцы, некоторые дрозды, горихвостки, мухоловки, трясогузки, полевой воробей. Эти виды живут обычно в дикой природе, но также предпочитают соседство с человеком, извлекая из него разнообразные выгоды: многие из них гнездятся в искусственных скворечниках и дуплянках, собирают пищу на культурных посадках (в огородах, садах) и легче избегают хищников. Большинство этих птиц полезны и заслуживают охраны и привлечения. Имеется и еще группа птиц, которые очень редки в городах, но при благоприятных условиях могли бы распространиться и стать обыкновенными. Таковы некоторые синицы, славки, пеночки. На них должно быть обращено особое внимание в опытах по привлечению птиц в населенные места.

Таким образом, итог орнитологической экскурсии  во многом зависит от подготовленности  руководителя и группы. Руководитель группы должен отобрать экскурсионный материал: предварительно — путем заранее намеченных и практически проверенных маршрутов по различным растительным сообществам, и во время экскурсии — руководствуясь принципом различной экскурсионно-педагогической ценности каждого отдельного биологического явления, удачно скомбинировать выбор места, сезона, времени дня и темы экскурсии, давать четкие указания в ходе экскурсии. Участники экскурсии  должны обращать внимание экскурсантов лишь на важнейшие явления. Знакомство с птицей должно происходить при наиболее характерных для нее биологических условиях. На экскурсии необходимо старательное соблюдение дисциплины и постоянное внимание участников. Не следует торопиться и при возможности довольно длительного использования встреченной птицы, для   наблюдения надо использовать ее возможно полнее и планомерно, отметив все ее характерные видовые черты.

 

 Почемучкины беседы (6ч)

Учащиеся узнают о том, что наши ласточки зимуют в Африке;

бывают утки, которые гнездятся в дуплах;

cверчок - это не только запечное насекомое, но и певчая птица;

куда улетают на лето снегири?

как отличить зарянку от малиновки?

что за маленькая серая птичка поет в кустах под Вашим окном?

 Лаборатория орнитологии  (10 ч)

Учащиеся узнают откуда взялась на Земле жизнь и как она развивалась до наших дней;

научатся видеть, слышать, узнавать птиц;

попробуют себя в роли настоящего следопыта, натуралиста-наблюдателя, путешественника, ученого;

смогут попробовать свои силы в индивидуальных и командных соревнованиях по спортивной орнитологии, получить статус сертифицированного бердвотчера, участвовать в программах мониторинга видов и численности птиц «Большой год» и «Parus»;

 примут участие в городских олимпиадах и научных конференциях;

научатся компьютерной обработке данных учетов птиц;

смогут напечатать свои первые статьи в научном журнале.

Как помочь птицам? (5ч)

Учащиеся узнают о видах кормушек, на практических занятиях их делают, устанавливают и следят за ними.

Птицы Нижегородской области (6ч)

Учащиеся узнают о редких, хищных птицах Нижегоролской области

 

Тематический план

1-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                         Тема

Теория

Практика

1

Введение

1

1

Что такое орнитология?

1

2

 Орнитологические экскурсии.  

1

5

2

 Как наблюдать за птицами?

1

3

 Что такое КОТР?

1

4

 Экскурсия на территорию КОТР

в низовьях реки Б.ВАхтан.

1

5

 Экскурсия в краеведческий музей посёлка Вахтан.

1

6

 Наблюдения за птицами на территории КОТР

в низовьях реки Б.Вахтан.

1

7

 Встреча с главным лесничим, обсуждение проблем, связанных с территорией КОТР

в низовьях реки Б.Вахтан и поиск путей их решения.

1

 Почемучкины беседы

 

(6ч)

8

Почему  наши ласточки зимуют в Африке;

1

9

 Бывают ли утки, которые гнездятся в дуплах?

1

10

 Сверчок - это не только запечное насекомое, но и певчая птица?

1

11

 Куда улетают на лето снегири?

1

12

 Как отличить зарянку от малиновки?

1

13

 Что за маленькая серая птичка поет в кустах под Вашим окном?

1

 Лаборатория орнитологии  (10 ч)

14

 Как началась жизнь на Земле?

1

15

 Учимся слышать птиц.

1

16

Я  следопыт, натуралист-наблюдатель, путешественник, ученый.

1

17

Час  спортивной орнитологии.

1

18

 Учимся писать научные работы.

1

19

 Компьютерная обработка данных учетов птиц.

1

20

 Пишем статью в журнал.

1

Как помочь птицам? (5ч)

21

 Какие бывают кормушки?

1

22

 

1

23

 

 

1

24

 

 

1

25

 

1

Птицы Нижегородской области (6ч)

27

 Редкие птицы Нижегоролской области.

 

1

28

 Хищные птицы Нижегоролской области.

1

29

 Красная книга Нижегоролской области.

1

30-31

 Птицы в моём посёлке.

1

32

 Певчие птицы Нижегоролской области.

1

33-34

 Наблюдение за птицами

1

Итого: 34 часа

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира птиц;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

  1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  2. А.Клепинина.  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  3. Е.М.Елизарова.  Такие незнакомые и знакомые птицы.  В-д, «Панорама», 2006 г.
  4. А.А.Плешаков.  Экология для младших школьников.  Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

5.«Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

6.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

7.Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

8.Садчикова, О. Г. и др.Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9.Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа: "Юные орнитологи"

Рабочая программа: "Юные орнитологи"  естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....

Рабочая программа «Юный орнитолог»

Рабочая программа «Основы орнитологии» естественнонаучной направленности...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...