Рабочая программа по учебному предмету «География» 9 класс 2013- 2014 уч.год
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Перевалова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с., с учетом инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2013- 2014 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_planirovanie_9_klass.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жигайловская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО естественно-математического цикла

___________ Коломыцев С.И.

Протокол №  ___ от

«__» июня 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

_________ Олейник Т.Д.



«__» июня 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

 _________ Спивак Л.Н.


Приказ №  ____

 от «___» августа 2013 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «География»

Переваловой Татьяны Петровны

9 класс

2013- 2014 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с., с учетом инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2013- 2014 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Цель  и задачи курса 

Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Задачи

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в неделю 2 часа.

Изменения, внесенные в рабочую программу: Авторское содержание программы не изменено. Изменилось распределение часов на изучение  тем. На изучение части VI «География крупных регионов России» добавлено  2 часа за счет сокращения  на 2 часа части V «Хозяйство России». В содержание части VI добавлена тема «Центрально-Черноземный район». Целесообразность включения темы  в том, что:

а)  Центрально-Черноземный район в последнее время играет большую роль  в жизни страны и мира;

 б) это район, в который входит наша область;

 в) на изучение отдельно районов  Центральной России авторами не отводится время.

 Данные изменения не превышают 20%.

Используемый УМК:

Учебник:  В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Хозяйство географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. –287 с.

УМК: Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

География Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006 – 56с.

Рабочая тетрадь по географии Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы: В 2-х частях. Часть вторая. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 16с.  

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт: География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.

Форма проверки знаний – обобщающие уроки, тренировочные тесты, контрольные тесты, творческие работы.

Практических работ всего -27, из них итоговых (оценочных) – 8.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

 

В результате изучения курса «География России» ученик 9 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влияние определённых факторов.

Применять:

  • приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • приобретенные знания и умения в практической повседневной жизни.

                     

                   

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класса


Тема раздела/урока

Кол-во часов

Практическая работа

Дата

Подгот-ка к ГИА

Д/з

план

факт

Часть IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение) (20ч)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (14ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы.

1

4.09

5.4.1

§1с.7-10

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая отрасли: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводов.

1

Практическая работа (обучающая)

 «Составление характерис-тики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»

6.09

5.4.3

п.2с.10-18

Угольная промышленность: виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка.

Практическая работа № 1 (оценочная)

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

11.09

5.4.3

§2с.10-18

Электроэнергетика.

1

13.09

§3с.18-23

Отрасли, производящие конструк-ционные материалы и химические вещества.

1

18.09

§4-5

с.23-29

 Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии черных металлов.

1

Практическая работа № 2 (оценочная)

Составление сравнительной характеристики двух метал-лургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам.

20.09

5.4.3

§5 с.27-29

География цветной металлургии.

1

Практическая работа

(обучающая)

 «Определение по картам главных факторов размеще-ния металлургических пред-приятий по производству меди и алюминия»  

25.09

5.4.3

§6

с.29-32

Химическая промышленность.

1

27.09

§7

с.32-34

Главные факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленности и охрана окружающей среды.

1

Практическая работа

(обучающая)

 «Составление характерис-тики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

2.10

§8

с.35-39

Лесная промышленность. Состав лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

1

4.10

5.4.3

§9

с.39-43

Машиностроение. Состав машино-строения, его место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

1

9.10

§10

с.44-46

География науко-, трудо- и мелаллоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

1

Практическая работа № 3 (оценочная)

Определение главных районов  размещения отраслей трудо-емкого и металлоемкого машиностроения по картам.

11.10

5.4.3

§11

с.46-50

Пищевая легкая промышленность. Ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения пищевой и легкой промышленности. География важнейших отраслей.

1

16.10

§12.

с.50-53

Легкая промышленность.

18.10

§12.

с.54-55

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 ч)

Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

1

23.10

§13

с.57-60

Коммуникационная система. Роль коммуникаций  в размещении насе-ления и хозяйства. Сухопутный тран-спорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

1

25.10

§14

с.60-69

Водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.

1

30.10

5.4.5

§15

с.70-77

Связь. География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

1

1.11

5.4.5

§15 с.75-76;п.16

с.77-81

Жилищное и рекреационное хозяйство. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.

1

13.11

§17

с.81-84

Урок-зачет по теме «Межотраслевые комплексы».                                                                                                                                                              

1

15.11

Часть V

ГЕОГРАФИЯ  КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ  (46 ч)

Районирование России (1ч)

Зачем районировать территорию страны?

1

Практическая работа (обучающая)

«Моделирование вариантов нового районирования»

20.11

§18

с.87-93

Европейская России. Западный макрорегион (23 ч)

Европейская Россия. Состав  региона. Особенности географического, геопо-литического и эколого-геогра-фического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны.

1

22.11

5.5

§19

с.94-99

Европейский Север. Состав, геогра-фическое положение, специфика природы Европейского Севера.

1

Практическая работа

(обучающая)

«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

27.11

5.5

§20

с.99-101 §21

с.101-109

Историко-географические этапы фор-мирования. Население  Европейского Севера: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

1

29.11

5.5

§22

с.109-111

Хозяйство Европейского Севера.

1

Практическая работа

(обучающая)

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района.

4.12

§23

с.112-115

Северо-Западный район.  Состав, географическое положение, специфика природы.

1

6.12

5.5

§24-25

с.115-119

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства.

1

11.12

§26-27

с.119-125

Санкт-Петербург – северная столица России. Свободная экономическая зона в Калининградской области.

1

13.12

§28

с.125-131

Центральная Россия.  Состав, географическое положение, факторы формирования.  

1

18.12

5.5

§29

с.131-134

Специфика природы. Природные условия и природные богатства. Население и города.

1

 

20.12

§30-31

с.134-140

Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы.

1

Практическая работа  № 4 (оценочная)

 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

25.12

§32

с.140-144

 Специфика хозяйства Центральной России

1

Практическая работа  

(обучающая)

Составление картосхемы Ра-змещения народных промы-слов Центральной России.

27.12

§33

с.144-148

Центрально-Чернозёмный  район. Состав, географическое положение, факторы формирования

15.01

Центрально-Чернозёмный  район.

Практическая рабо

та  (обучающая)

 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»

17.01

5.5

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

22.01

§34

с.149-150

Природа Европейского Юга.

1

24.01

5.5

§35

с.150-157

Население и хозяйство Европейского Юга

1

Практическая работа  

(обучающая)

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

29.01

§36-37

с.157-165

Поволжье. Факторы формирования района.

1

31.01

§38

с.165-169

Природа Поволжья.

1

 Практическая работа  

(обучающая)

 «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»;

5.02

§39

с.169-172;

 Население и хозяйственное освоение Поволжья.

1

7.02

§40с.172-174;

Хозяйство Поволжья.

1

Практическая работа  №5  (оценочная)

 «Определение факторов развития и сравнения специали-зации промышленности Евро-пейского Юга и Поволжья»

12.02

5.5

§41

с174-178

Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение Урала – на «стыке» разнообразных границ.

1

14.02

§42

с.179-182

Природа Урала.

1

19.02

5.5

§43

с.182-186

 Население и хозяйственное освоение Урала. Хозяйство Урала.

1

Практические работы № 6

(оценочная)

 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

21.02

§44-45

с.187-195

Азиатская России (Восточный макрорегион) (17 ч)

    Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

26.02

§46

 Западная Сибирь Факторы формирования района.

1

Практическая работа №  7 (оценочная)

Изучение и оценка при-родных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

28.02

5.5

§47

Природа Западной Сибири.

1

5.03

§48

 Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

1

Практическая работа  

(обучающая)

«Составление характерис-тики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направ-ления транспортировки то-плива, экологические проб-лемы)»

7.03

§49

 Хозяйство Западной Сибири.

1

12.03

5.5

§50

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Один из древнейших участков земной коры. Среднесибирское плоскогорье. Высо-кие горы мезозойской складчатости. Резко континентальный климат. Мно-голетняя мерзлота. Природные зоны. Моря.

1

Практическая работа  

(обучающая)

 «Оценка особенностей при-роды региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе»

14.03

5.5

§51-52

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

19.03

§53

Хозяйство Севера Восточной Сибири.

    

1

Практическая работа № 8 (оценочная)

Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое поло-жение. Природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышлен-ные центры.

21.03

§54

 Южная Сибирь. Факторы форми-рования района.

1

2.04

§55

Кузнецко-Алтайский подрайон.

1

4.04

§56

 Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

1

Практическая работа

(обучающая)

«Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири»

9.04

§57

 Дальний Восток. Факторы формирования района.

1

Практическая работа

(обучающая)

 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»

11.04

5.5

§58

Природа Дальнего Востока.

1

16.04

§59

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

1

17.04

§60

 Хозяйство  Дальнего Востока.

Практическая работа  

(обучающая)

Объяснение размещения кру-пнейших ТПК, установление причин уровня сформирован-ности  каждого из них (Восточная экономическая зона)»

18.04

§61

Итоговое тестирование по части VI «Географические районы»

23.04

Россия в современном мире (2 ч)

 Россия и страны СНГ (изучение одного или группы государств по выбору учителя).

1

25.04

5.6

Сообщ о стр.

СНГ

Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей страны (группы стран) с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

1

30.04

Курс  «География Белгородской области» 9 класс (6 час.)

Территория, границы, экономико-географическое положение, адми-нистративно-территориальное деление Белгородской области. Природные ресурсы . История освоения

1

Практическая работа № 1.

Экономико-географическое положение Белгородской об-ласти

Практическая работа № 2

 Административно территориальное деление

2.05

§16-18 Т.6

Изменение численности, естественное и механическое движение населения.

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы

Размещение населения

1

Практическая работа № 3

Размещение населения Белго-родской области

7.05

§19-21 Т.7

Общая характеристика промышлен-ности. Ведущие отрасли промышлен-ности. Другие отрасли промышлен-ности.

Растениеводство. Животноводство

1

Практическая работа № 4

Отраслевая структура эко-номики Белгородской области

Практическая работа № 5

Отрасли специализации обла-сти 

14.05

§22-27 Т 8-9

Транспорт.

Историко-культурный потенциал.

1

Практическая работа №6

 Транспорт

16.05

§28-29

Т 10

Внешние экономические связи

1

21.05

§32 Т.11

Итоговое тестирование по курсу

1

Содержание программы учебного предмета «География России»

Программа состоит из шести частей: часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», части IV, V – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

В 9 классе изучается часть V (продолжение) – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

Часть V  «Хозяйство России» (16 ч - продолжение)

Тема 1.

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (3ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы  электростанций, их достоинства и недостатки,  факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

        Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8ч)         

        Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей.

        Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 1. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (5ч).

        Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

        Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

        Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

        Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI .

 «География крупных регионов России» (41ч).

Тема 1. Районирование России (1ч).

Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д. Соподчиненность различных видов районирования  России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион) (24ч).

        Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная  и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные и природно-хозяйственные  различия.

        Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

        Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Нова алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

        Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

        Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов.

        Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристко-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

        Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

        Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

        Центральная Россия.  Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

        Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы.  Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

        Нижний Новгород, его географического положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

        Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

        Практические работы. 1. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

        Европейский Юг.  Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный  с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная часть региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.  

        Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

        Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.        

        Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

        Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения  и хозяйства.

        Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

        Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

        Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая  связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.  

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала.  Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16ч).

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе  азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозной плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

  Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень – Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

        Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга – основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические  ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирского плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла. 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами – Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек – Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

         Природные ресурсы: минеральные, лесные.

        Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

        Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск – научный центр.

        Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроэнергоресурсы. Формирование Ангаро-Енисейскиих ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

         Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.  

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения и цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние морского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Практические работы. 1. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона).  2. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 3. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.              

Тема 4. Россия в современном мире (2ч).

        Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.

География Белгородской области (10ч).

        Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.  

Формы и средства контроля

 

Формы контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Практические работы

3

1

3

1

Тестирование

2

Оценочные практические работы:

  1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  4. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  6. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  7. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
  8. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Перечень учебно-методических средств обучения:

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базовая

Профильная

Карты мира

Политическая карта мира

      1    +

1

1

Физическая карта мира

     1   +

1

1

КАРТЫ РОССИИ

Агропромышленный комплекс России

1

Геологическая карта России

  1+

Земельные ресурсы России

1

Климатическая карта России

  1+

Легкая и пищевая промышленность России

1

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность России

1

Машиностроение и металлообработка России

1

Народы России

1

Плотность населения России

1

Политико-административная карта России

   1+

Почвенная карта России

 1  

Природные зоны России и биологические ресурсы

 1  

Россия и сопредельные государства. Политическая карта

1

Социально-экономическая карта России

1

Тектоника и минеральные ресурсы России

      1   +

Топливная промышленность России

1

Транспорт России

1

Федеральные округа России

1

Физическая карта России

 1+

Химическая и нефтехимическая промышленность России

1

Черная и цветная металлургия России

1

Экологические проблемы России

1

Экономическое районирование России

1

Электроэнергетика России

1

КАРТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта

1

Европейский Север и Северо-Запад  России. Социально-экономическая карта

1

Европейский Юг России. Социально-экономическая карта

1

Западная Сибирь. Социально-экономическая карта

1

Поволжье. Социально-экономическая карта

1

Урал. Социально-экономическая карта

1

Центральная Россия. Социально-экономическая карта

1

Физические карты

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта

1

Западная Сибирь. Физическая карта

1

Поволжье. Физическая карта

1

Урал. Физическая карта

 1

Центральная Россия. Северо-Западная и Северная Россия. Физическая карта

1

Южная  Россия. Физическая карта

1

Плакаты

Портреты ученых-географов и путешественников

     1  +

1

1

ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ

Гербарий растений природных зон России

1+

Коллекция горных пород и минералов

1+

 

Коллекция полезных ископаемых различных типов

1+

 

МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ

Глобус Земли политический демонстрационный

1+

1

Глобус Земли физический демонстрационный

  1+

Теллурий

1

СРЕДСТВА ИКТ

Универсальный настольный компьютер

1

1

1

Цифровой проектор

1

1

1

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

1

1

1

Экран настенный

1

1

1

Принтер ч-б формата А4

1

1

1

Сетевой фильтр-удлинитель

1

1

1

Блок бесперебойного питания

1

1

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Энциклопедия

1+

1

1

Учебно-методические комплекты по географии (УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ)

1+

1

1

Цифровые образовательные ресурсы по географии

1+

1

1

Справочники по географии

1+

1

1

Задачники, банки заданий ЕГЭ по географии

1+

1

1

Коллекция космических снимков

1+

1

1

Галерея портретов ученых-географов и путешественников

1+

1

1

  1. Для ученика: Учебник:  В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Хозяйство географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. –287 с.
  2. УМК: Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  3. География Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006 – 56с.
  4. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы: В 2-х частях. Часть вторая. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 16с.  
  5. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт: География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

Для учителя:

  1. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. Часть II/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239с.
  2. Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.
  3. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109с.
  4. Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКА», 2005, - 288с.
  5. Петин А.Н. География Белгородской области: Метод. Пособие для учителей. (примерное поурочное планирование). 8-9 классы/ А.Н. Петин., Т.В. Сластина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 96 с.
  6. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
  7. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
  8. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.

Оборудование и приборы: Мультимедиа-курс  География России:  Хозяйство и регионы. 9 класс. Разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П. Дронова. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс 2013-2014

Рабочая программа разработана на основе программы  по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009...

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс 2013- 2014 уч.год

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с....

Рабочая программа по учебному предмету «География» 10 класс 2013- 2014 уч.год

Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...

Рабочая программа по учебному предмету «География» 11 класс 2013- 2014 уч.год

Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...

Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 класс География. Современный мир.

Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 классГеография. Современный мир....

Рабочая программа по учебному предмету «География» География. Современный мир. 11 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География»География. Современный мир. 11 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «География» География Земли 6 класс

Рабочая программапо учебному предмету «География»География Земли   6  класс...