Конспект урока "Озера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Шубина Галина Михайловна

 

Тема урока: «Озера»

Класс:  6

Предмет: География

Учитель: Шубина Г.М.

 

Цель:  формирование знаний об озерах,    как  о  виде  внутренних вод (вод суши).

Задачи:

Образовательная: формировать понятийный аппарат, формировать знания  о многообразии озер нашей планеты их происхождением;

Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с географической картой, составлять описание географического объекта - озера; умения выделять главное в изучаемом материале;

Коррекционная: корригировать умение работать с простейшими знаковыми моделями.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация на СD,  атлас, контурные карты, учебник, настенная физическая карта полушарий и России,  опорные конспекты,  таблицы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozera_6_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Озера»

Класс:  6

Предмет: География

Учитель: Шубина Г.М.

Цель:  формирование знаний об озерах,    как  о  виде  внутренних вод (вод суши).

Задачи:

Образовательная: формировать понятийный аппарат, формировать знания  о многообразии озер нашей планеты их происхождением;

Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с географической картой, составлять описание географического объекта - озера; умения выделять главное в изучаемом материале;

Коррекционная: корригировать умение работать с простейшими знаковыми моделями.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация на СD,  атлас, контурные карты, учебник, настенная физическая карта полушарий и России,  опорные конспекты,  таблицы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Ход урока.

  1. Организационный   момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 2.  На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «Внутренние воды».

Рассмотрели подземные воды, реки  как вид внутренних вод.

Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках,  озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши). Озера.

Открываем тетради, записываем тему урока: «Озера».

   Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое озеро;
  •  найдем на карте крупные озера планеты;
  •  узнаем, как образуются озерные котловины,  классификация озер по стоку и по наличию солей.

Слайд 3.

Озера  расположены по всей нашей планете, они маленькие и большие; глубокие и мелкие; пресные и соленые. Они  играют в жизни человека большую роль. По их берегам  возникали города, это были  пути сообщения, они кормили и поили людей, служили местом отдыха.  Люди не только использовали озера, но и изображали их на картинах. Это такие художники как: И.И.Шишкин - «Лесное озеро», А.Васнецов – «Лесное озеро». Перед нами на слайде репродукции картин.

  • Кто из вас видел озеро?
  • А как вы поняли, что это именно озеро, а не болото или река?

Посмотрите на картину И.И.Шишкина:

  • Что здесь изобразил художник?
  • А как  вы решили, что это именно озеро?

Используя все признаки озера, давайте попробуем  ответить на вопрос: что такое озеро?

Выделим ключевые слова в определение. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Это углубление называется – озерная котловина.

Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле, а находится в замкнутом пространстве.

Слайд 4.

Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление или озерная котловина, образованная на земной поверхности. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить. Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы на странице 16 «Физическая карта России».

Слайд 5.

Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка.)  А как  вы думаете, а в России есть такие озера? Байкал.  

 Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных.    Наибольшая глубина – 1620м.  Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли.  По прозрачности  воды Байкал занимает первое место в мире.  В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.

Слайд 6.

Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного  опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Аральское, и самое большое в мире озеро – Каспийское)

Слайд 7.

Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское у  этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом).

Слайд 8.

Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является  Сарезское озеро на Памире. Озеро Рица.

(Сообщение  учащегося). Февральской ночью 1911 года жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское  озеро».

Слайд 9.

Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое,  Курильское.)

Слайд 10.

Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

Слайд 11.

Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. (Много на Урале, Кавказе)

Слайд 12.

Дома вы заполните  в тетради  таблицу «Типы озерных котловин», работая с учебником на страницах  96 – 97, перечертите таблицу в тетрадь.

Таблица «Типы озерных котловин».

Название озера

Географическое положение

Тип  котловины

Причина образования

Байкал

Евразия

тектоническая в разломе

При движении участков земной коры, в образованном разломе.

Каспийское

Евразия

тектоническая в прогибе

При медленном опускании обширных участков земной коры

Ладожское

Евразия

ледникового происхождения

Котловина углублена древним ледником

Сарезское

Евразия

запрудное

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Кроноцкое

Евразия

вулканическое

Кратеры потухших вулканов.

Слайд 13.

Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?  (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные.  На карте-схеме вы видите  озера. Обратите внимания, что реки могут впадать  в озера и вытекать.

Озера, из которых реки вытекают, называются сточными. (Байкал, Ладожское, Онежское)

Озера, в которые реки только впадают, называется бессточным.  (Каспийское, Аральское, Балхаш)

Слайд 14.

Озера отличаются не только по  стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилях-тысячных долях числа).

Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные – до 1%о; соленые - от 1%о до 35%о. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые розовым.

Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему? (соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются в озерах).

Слайд 15.

Дома вы заполните  в тетради  таблицу «Типы озер по  стоку воды,  и по наличию солей», работая с учебником на странице  97, перечертите таблицу в тетрадь.

Таблица «Типы озер по  стоку воды,  и по наличию солей».

Примеры озер  по стоку воды

Примеры озер по наличию солей

Сточные

Бессточные

Соленые

Пресные

Слайд 16.

Озера – уникумы.

  • Самое глубокое. (озеро Байкал)
  • Сладкое озеро. (Урал)
  •  Озеро чернил. (Алжир)
  • Озеро «кастрюля». (Африка)
  •  «Горящее» озеро. (Ильмень)

Слайд 17.

Как  использует озера человек? Озера с древних времен используются человеком: для судоходства, рыболовства, для разведения водоплавающих птиц, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей.

«Голубые глаза»  планеты, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.  Даже к самому крошечному озеру, наполненному  «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.    

Слайд 18.   Рефлексия.

Я узнал:

Я был удивлен:

Я открыл для себя:

Я еще раз убедился:

Я пришел к выводу:

Я все же не понял:

Домашнее задание. Параграф 31,  заполнить таблицу в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...