7 класс.
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Малярчук Лариса Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля моя

Слайд 2

Мировой океан Задачи на урок: углубить знания о Мировом океане выяснить роль океана в формировании природы Земли вспомнить основные свойства Мирового океана изучить особенности распределения температуры и солености вод

Слайд 4

Жюль Верн и его книги Дети капитана Гранта 20 тысяч льё под водой Пятнадцатилетний капитан Таинственный остров

Слайд 5

Гидросфера Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере Тихий океан ледники Атлантический подземные воды Индийский реки Северный Ледовитый озера болота

Слайд 9

Изменение солености (‰) с широтой по океанам по морям экватор – 34 тропики – 35,8 умеренные - 33 Тихий - 34,8 Атлантический – 35,5 Индийский – 34,8 Северный Ледовитый - 32 Средиземное - 39 Черное - 18 Красное - 42 Баренцево – 35 Карское - 10

Слайд 10

Типы водных масс Типы водных масс Температу- ра Соленость Прозрач- ность Экваториальные высокая низкая высокая Тропические высокая высокая высокая Умеренные меняется по сезонам низкая низкая Арктические низкая средняя средняя

Слайд 11

Лед в океане



Предварительный просмотр:

Мировой океан – главная часть гидросферы

Эпиграф (слайд 1)

Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий… - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны! Ж. Верн

Презентация

Краткий рассказ о Ж. Верне, знакомство с его книгами (слайд 2)

Объявление темы и задач урока (слайд 3)

Цели урока:

  • формировать представление о Мировом океане,
  • показать его роль в формировании природы всей Земли,
  • вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана,
  • изучить особенности распределения температур,
  • солености по поверхности океана.

I. Изучение нового материала

1) Вопросы классу:

  • Что такое гидросфера?
  • Назовите части гидросферы? (слайд 4)

http://festival.1september.ru/articles/500506/img1.jpg

  • Что такое Мировой океан?
  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (слайд 5)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.

2) Происхождение вод Мирового океана

  • Космическое – вода попала на Землю с падающими метеоритами
  • Земное – вода появилась из мантии

3) Роль океана в жизни Земли

Океан:

  • колыбель жизни на Земле
  • регулятор температуры
  • поддерживает постоянство газового состава атмосферы
  • обладает свойством самоочищаться, отходы Земли уничтожаются в нем
  • вода – бесценный дар природы

4) Свойства вод океана

Соленость – количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)

Средняя соленость Мирового океана составляет 35‰

От чего зависит соленость вод в океане? (гп, реки, лед) (слайд 6)

Изменение солености (‰)

с широтой

по океанам

по морям

экватор – 34

тропики – 35,8

умеренные - 33

Тихий - 34,8

Атлантический – 35,5

Индийский – 34,8

Северный Ледовитый - 32

Средиземное - 39

Черное - 18

Красное - 42

Баренцево – 35

Карское - 10

Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты (см. стр.54, рис.24) – работа с учебником (авт. И.В.Душина)

Определите по карте в учебнике средние температуры на следующих широтах:

90° с.ш. – 1,7°

60° с.ш. + 4,8°

30° с.ш. + 22°

0° ш. + 27°

Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный – Северный Ледовитый.

Температура воды меняется и с глубиной:

0 м + 16°

200м + 15,5°

1000м + 3,5°

5000м + 2,8°

5) Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)

Типы водных масс (слайд 7)

Типы водных масс

Температура

Соленость

Прозрачность

Экваториальные

высокая

низкая

высокая

Тропические

высокая

высокая

высокая

Умеренные

меняется по сезонам

низкая

низкая

Арктические

низкая

средняя

средняя

6) Льды в океане (слайд 8)

Морская вода замерзает при t - 2°, льды образуются в арктических и субарктических широтах. Они могут быть неподвижными и дрейфующими. Антарктида и Арктика дают большое количество айсбергов. Айсберги – громадные плавучие горы, это – кладовая чистейшей пресной воды. Антарктические айсберги живут дольше (6-12 лет) гренландских (3-4 года).

Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:

  • отражение солнечных лучей
  • охлаждение воздуха
  • образование туманов
  • затруднение судоходства морского промысла

II. Домашнее задание §7 вопросы после §7

III. Закрепление изученного

В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?

- Почему Мировой океан называют “кладовой”?

- Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана.

- Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

- Реши задачу. Сколько соли содержится в 1м воды, если соленость водоема 37 %0?

IV. Рефлексия



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный курс географии является вторым по счёту курсом в системе географических наук. В содержании курса увеличен объём страноведческих знаний, что требует стандарт (это позволяет усилить гуманистическую и культурологическую направленность) и несколько снижена роль общеземлеведческой направленности. Выделен отдельный раздел, который рассматривает влияние человека на окружающую среду.

Цель курса:

  1. Раскрыть закономерности землеведческого характера (целостность природы);
  2. Сформировать знания страноведческого характера;
  3. Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе;
  4. Воспитывать любовь к своей стране, взаимопонимание с другими народами.

Задачи курса:

  1. Формирование знаний о природе Земли;
  2. Формирование умений и навыков необходимых при работе с различными источниками географической информации: карты атласа, геоинформационные карты, учебники;
  3. Развивать ОУУН.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Для контроля усвоения знаний в конце каждой темы проводятся тестовые работы.

В ходе изучения данного курса, для реализации программы, будут использованы :

  • Дидактические материалы, таблицы, видеофильмы, карты, рисунки;
  • Различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, Интернет-ресурсы;
  • Различные типы уроков по дидактическим целям.

В результате изучения географии 7 класса ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли;
  • приводить примеры: адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
  • определять на карте местоположение географических объектов предусмотренных программой;
  • применять различного рода информацию и представлять результаты в разной форме; формулировать выводы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решения практических задач; принять необходимые меры в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-методическое обеспечение:

 Учебник  И.В.Душина,  В.А. Коринская, В.А. Щенев. Наш дом -Земля. М.: Дрофа,2004.

 Географический атлас. 7класс.-М.: Дрофа, 2009.

Cиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс/под ред.: М.:Дрофа, 2006.

Cиротин В.И. Сборник задач и упражнений. 6-10 классы.

Тематическое планирование.

п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Разбивка по годам обучения

6 класс

7 класс

Кол-во часов

Из них

Кол-во часов

Из них

Практические

Контр.и диагностич.

Экскурсии

Практические

Контр. и диагностич.

Экскурсии

1

Введение.

Источники географической информации.

10

3

17

        1

         4

1

3

1

2

Природа  Земли и человек.

30

45

14

14

3

1

3

Материки, океаны, народы и страны..

55

45

28

5

5

Резерв. времени

Итого:

10

105

3

68(34+34)

19

5

68

31

7

Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Практические

Контрольные и диагностические

Экскурсии

1.

Введение

4

а) Введение

1

б)Как открывали мир

1

в)Географическая карта– величайшее творение человечества.

2

1

2.

Современный облик планеты Земля.

14

а) Рельеф Земли

3

б) Климат Земли

4

в) Мировой океан

3

1

1

г) Географическая оболочка

3

1

д) Население Земли

1

1

3.

Материки, океаны, народы и страны.

45

а) Африка

10

8

1

б) Австралия

4

2

в) Южная Америка

7

5

1

г) Полярные области Земли

3

2

д) Северная Америка

7

4

1

е) Евразия

11

6

1

ж)Взаимодействие природы и общества

3

1

4.

 Обобщение знаний по курсу

1

1

5.

Резерв времени.

4

Итого

68

31

6

Календарно – тематический план.

№ урока

Тема урока

Дата

проведения

Форма проведения

Практические работы

Контрольные и диагностические материалы

экскурсии

корректировка

Введение – 4 часа

1.

Введение.

1 н

Изучение нового материала

2

Как открывали мир

1 н

Изучение нового материала

3-4.

История создания карт.

2 н

Исследование

Тест «Введение»

Современный облик планеты Земля – 14 часов

Рельеф Земли – 3 часа

5-6

Происхождение материков и океанов.

3 н

Изучение нового материала

7.

Рельеф Земли.

4 н

Комбинированный

Климат Земли –4часа

8.

Климатообразующие факторы.

4 н

Изучение нового материала

9.

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли.

5 н

Комбинированный

10-11.

Климатические пояса.

5, 6 н

Комбинированный

Мировой океан – 3 часа

12.

Мировой океан. Жизнь в океане.

6 н

Изучение нового материала

Пр/р. № 1 «Составление картосхемы течения в МО»

13.

 Тихий и Индийский океаны.

7  н

Практикум

С/р «Сравнительная характеристика природы двух океанов»

14.

Атлантический океан.

7 н

Географическая оболочка – 2 часа

15.

Строение и свойства географической оболочки.

8 н

Изучение нового материала

16.

Природная зональность.

8 н

Изучение нового материала

Пр/р № 2 «Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов»

Население Земли – 1 час

17.

Население Земли.

9 н

Практикум

Пр/р № 3 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»

18.

Повторение по теме «Современный облик планеты Земля»

9 н

Материки и страны – 45 часа

Африка – 10часов

19.

Географическое положение Африки.

10 н

Изучение нового материала

Пр/р № 4 «Определение географических координат крайних точек. Описание материка по плану»

20.

Рельеф материка.

10 н

Практикум

Пр/р № 5 «Обозначение на карте крупных форм рельефа и местоположений полезных ископаемых»

21.

Климат.

11 н

Практикум

Пр/р № 6 «Анализ климатических диаграмм. Оценивание условий для жизни людей»

22.

Внутренние воды.

11 н

Практикум

Пр/р № 7 «Обозначение на к/к объектов номенклатуры»

23.

Природные зоны

12 н

Практикум

Пр/р № 8 «Определение причин разнообразия природных зон»

24.

Население и политическая карта

12н.

Изучение нового материала

25.

Страны Северной Африки.

13 н

Изучение нового материала

Пр/р № 9 «Описание страны по плану, используя карты атласа»

26.

Страны Западной, Центральной Африки и страны Восточной Африки.

13 н

Урок - путешествие

Пр/р № 10 «Нанести на к/к страны региона»

27.

Страны Южной Африки.

14 н

Урок - путешествие

Пр/р № 11 «Нанести на к/к страны региона»

28.

Повторение и контроль знаний по теме «Африка»

14 н

Тест по теме «Африка»

Австралия и Океания – 4 часа

29.

Природа материка.

15 н

Изучение нового материала

Пр/р № 12 «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

30.

Внутренние воды. Климат.

15 н

Практикум

31.

Австралийский Союз.

16 н

Урок - путешествие

Пр/р № 13 «Обозначение на к/к объектов номенклатуры»

32.

Океания

Изучение нового материала

Южная Америка – 7 часов

33.

Географическое положение.

16 н

Изучение нового материала

Пр/р № 14 «Описание географического положения материка»

34.

Рельеф и полезные ископаемые.

17 н

Практикум

Пр/р № 15 «Определение сходства и различия в рельефе Африки и Южной Америки»

35.

Климат. Внутренние воды.

17 н

Практикум

Пр/р № 16 «Сравнительное описание крупных речных систем Африки и Южной Америки»

36.

Природные зоны.

18н.

37.

Население и политическая карта. Страны Востока.

18 н

Исследование

Пр/р № 17 «Составление описания природы и населения, его хозяйственной деятельности на примере одной из стран»

38.

Страны Анд.

19н.

Обобщение материала

Пр/р № 18 «Обозначение на к/к объектов номенклатуры»

39.

Повторение и контроль знаний по теме «Южная Америка»

19н.

Тест по теме «Южная Америка»

Полярные области Земли – 3 часа

40.

Антарктида.

20н.

Изучение нового материала

Пр/р № 19 «Нанести на к/к береговую линию»

41

Природа материка.

20н.

Урок-путешествие

42.

Северный Ледовитый океан.

21н.

Практикум

Пр/р № 20 «Сравнение природы Арктики и Антарктики»

Северная Америка – 7 часов

43.

Географическое положение. История открытия и исследования.

21н

Изучение нового материала

Пр/р № 21 «Описание географического положения материка»

44.

Рельеф и полезные ископаемые.

22н.

Практикум

Пр/р № 22 «Нанесение на к/к форм рельефа и полезные ископаемые»

45.

Климат. Внутренние воды.

22н

Практикум

Пр/р № 23 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»

46.

Природные зоны.

23н.

Практикум.

Пр/р № 24 «Обозначение на к/к объектов номенклатуры»

47.

Население и политическая карта.

23н.

Урок - путешествие

48.

Страны Северной Америки.

24н.

49.

Повторение и контроль знаний по теме «Северная Америка»

24н

Тест по теме «Северная Америка»

Евразия – 11 часов

50.

Географическое положение и история исследования.

25 н

Изучение нового материала

Пр/р № 25 «Описание географического положения по плану»

51.

Рельеф. Размещение полезных ископаемых.

25 н

Практикум

Пр/р № 26 «Нанесение на карту основных форм рельефа и полезных ископаемых»

52.

Климат Евразии.

26 н

Практикум

Пр/р № 27 «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки»

53.

Внутренние воды.

26 н

Практикум

54.

Природные зоны. И «Поведение в экстренных ситуациях»(З)

27 н

Практикум

Пр/р № 28 «Сравнение природных зон по 40° с.ш. Евразии и Северной Америки»

55.

Население и политическая карта.

27н.

Изучение нового материала

Пр/р № 29 «Обозначение на к/к стран сгруппированных по разным признакам»

56-57.

Страны  Европы.

28 н

Изучение нового материала

Пр/р № 30 «Описание страны по плану

58-59.

Страны Азии.   И«Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни»(З).

29 н

Комбинированный

60.

Повторение и контроль знаний по теме «Евразия»

30 н

Обобщение материала

Тест по теме «Евразия»

Взаимодействие природы и общества-3

61.

Закономерности географической оболочки.

30 н

Изучение нового материала

62.

Взаимодействие природы и общества.

31н

Изучение нового материала

Пр/р № 31 «Изучение правил поведения человека в окружающей среде»

63.

Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека.

31 н

Изучение нового материала

64.

Обобщение знаний по курсу географии «Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны.»

32 н

Контрольная работа  по курсу«Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны.»

65-68

Резерв времени.

32-34 н


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Слайд 2

Географическая карта – это: чертеж поверхности Земли; на плоскости: в системе географических координат; в масштабе; с помощью условных знаков.

Слайд 3

Переход от глобуса – к карте

Слайд 4

При развертывании в плоскость поверхности земного шара образуются разрывы. Чтобы заполнить их, производят растяжения в местах разрывов. При этом возникают искажения углов, длин, линий, площадей.

Слайд 5

По карте полушарий измерять расстояние с помощью масштаба можно только в частях, близких к экватору и среднему меридиану, где нет больших искажений длин, так как искажения увеличиваются от экватора к полюсам.

Слайд 6

Различие географических карт

Слайд 7

Масштаб – это величина, показывающая насколько отрезок (расстояние) на карте меньше, чем на самой местности.

Слайд 8

Виды географических карт по масштабу Карта масштаба 1 : 500 000 относится к: а) крупномасштабным б) среднемасштабным в) мелкомасштабным

Слайд 9

Задания по масштабу: Переведите численный масштаб – в именованный: а) 1 : 4 000 б) 1 : 50 000 в) 1 : 900 000 г ) 1 : 700 д ) 1 : 10 000 000 е) 1 : 350 000 2 . Переведите именованный масштаб – в численный: а) в 1 см 50 м б) в 1 см 7 км в) в 1 см 600 м г) в 1 см 30 км д ) в 1 см 400 км е) в 1 см 8 000 км

Слайд 10

3. Изобразите линейным масштабом масштаб: в 1 см 35 км 4. Изобразите линейным масштабом расстояние в 300 м: а) в 1 см 100 м б) в 1 см 30 м 5. Начертите отрезок длиной 50 м в масштабе 1 : 1 000 6. Карта какого масштаба карта крупнее и во сколько раз? а) 1 : 500 0000 или б) 1 : 10 000 000 в) 1 : 300 000 или г) в 1 см 5 км д ) в 1 см 100 км или е) в 1 см 275 км Задания по масштабу:

Слайд 11

7. Мальчик начертил план местности, где расстояние от дома до школы равнялось 5 см. Каков масштаб плана, если на местности это расстояние равно: а) 500 м б) 1 000 м 8. Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изображаемой территории: а) М – 1 : 1 000 000 б) М – 1 : 10 000 в) М – 1 : 250 000 г) М – 1 : 100 000 9. По плану местности в учебнике определите расстояние: а) от озера Синего до загона б) от деревянного моста до колодца с ветряным двигателем Задания по масштабу:

Слайд 12

Атлас – это собрание географических карт разной тематики для единой территории района, страны, мира. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI веке в честь мифического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.

Слайд 13

Виды географических карт атласа Что изображено Масштаб Таблица по атласу

Слайд 14

Виды географических карт по содержанию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географические координаты 6(7) класс

Слайд 2

Вопросы для повторения Параллели это… Меридианы это… Градусная сеть это… Гринвичский меридиан это… Из какой точки Земли можно двигать только на север? Из какой точки Земли можно двигать только на юг? Сколько меридианов и параллелей можно провести через город Челябинск? Можно ли сравнить градусную сеть с сетью автодорог?

Слайд 3

Географическая широта

Слайд 4

Географическая широта точки показывает, насколько она удалена от экватора, т. е. на какой параллели она находится Широта измеряется в градусах. Ее значение равно расстоянию в градусах от экватора до заданной точки. Широта экватора равна 0°.

Слайд 5

Географическая долгота

Слайд 6

Географическая долгота точки показывает , насколько она удалена от нулевого меридиана. Т.е. на каком меридиане она находится. Долгота измеряется в градусах. Ее значение равно расстоянию в градусах от нулевого меридиана до заданной точки по параллели. Долгота нулевого меридиана равна 0°.

Слайд 7

Какие населенные пункты имеют следующие координаты? 48° с. ш. 2° в. д. а) Лондон; б) Париж; в) Нью-Йорк; г) Дели.

Слайд 8

Какие населенные пункты имеют следующие координаты? 37° с. ш. 122° з. д. а) Мехико; б) Вашингтон; в) Сан-Франциско; г) Пекин.

Слайд 9

Какие населенные пункты имеют следующие координаты? 34° ю. ш. 151° в. д. а) Сидней; б) Кейптаун; в) Сантьяго; г) Каир.

Слайд 10

Какие населенные пункты имеют следующие координаты? 16° ю. ш. 47° з. д. а) Рио-де-Жанейро; б) Токио; в) Тегеран; г) Бразилиа.

Слайд 11

Какие координаты имеет следующий географический объект? остров Мадагаскар: а) 0° ш.; 115° в. д.; б) 5° ю. ш.; 140° в. д.; в) 20° ю. ш.; 45° в. д.;

Слайд 12

Какие координаты имеет следующий географический объект? река Амазонка: а) 30° ю. ш.; 60° з. д.; б) 4° ю. ш.; 60° з. д.; в) 30° с. ш.; 90° з. д.

Слайд 13

Какие координаты имеет следующий географический объект? Панамский канал: а) 9° с. ш.; 80° з. д.; б) 30° с. ш.; 33° в. д.; в) 19° с. ш.; 70° з. д.;

Слайд 14

Какие координаты имеет следующий географический объект? горы Гималаи: а) 43° с. ш.; 43° в. д. б) 30° с. ш.; 80° в. д. в) 55° с. ш.; 59° в. д.

Слайд 15

Домашнее задание § 7, повторить новые понятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображение на плане неровностей земной поверхности Урок географии в 6 классе. Автор: учитель географии ГБОУ СОШ №1238 г.Москва Малярчук Л.В.

Слайд 2

План изучения темы: Рельеф Относительная высота Абсолютная высота Горизонтали

Слайд 3

Рельеф Все неровности земной поверхности называются рельефом Главные формы рельефа: ГОРЫ РАВНИНЫ

Слайд 4

ГОРЫ

Слайд 5

РАВНИНЫ

Слайд 6

Измерение высоты холма НИВЕЛИР ОТВЕС 1 м

Слайд 7

Подошва холма С к л о н С к л о н Вершина холма

Слайд 8

Уровень океана 150 м 0 м Относительные и абсолютные высоты холма

Слайд 9

Найдите в учебнике на с.17 и 19 определения относительной и абсолютной высот

Слайд 10

Горизонтали (изогипсы) Холм

Слайд 11

Изогипсы впадины

Слайд 12

Домашнее задание: § 7 Вопросы задания с.20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Условные обозначения Вернуться к содержанию Дополнительная информация

Слайд 3

Условные обозначения Двигаются ли материки? Движение плит Суперконтинент Пангея Образование Гондваны, Лавразии и моря Тетис Образование современных материков Современная карта 8. Источники информации Содержание

Слайд 4

Движение материков На Земле был период, когда материки двигались с невероятной скоростью

Слайд 5

Движение плит Находящийся вблизи очаг раскалённой магмы давит на участок коры и разламывает его, приводя к появлению трещин

Слайд 6

Движение плит В материковой коре появляется трещина и она начинает расходиться

Слайд 7

Движение плит Из первоначальной плиты образуются две. Расплавленные камни продолжают раздвигать две плиты в разные стороны

Слайд 8

Движение плит Когда на месте трещины появляется долина, её сразу заполняет вода

Слайд 9

Большая часть суши на Земле существовала в виде суперконтинента Пангея. Вокруг него плескался суперокеан Панталасса Пангея

Слайд 10

Образование Гондваны, Лавразии и моря Тетис Постепенно Пангея раскололась на два крупных материка Лавразия Море Тетис Гондвана

Слайд 11

Образование современных материков Согласно теории дрейфа материков Альфреда Вегенера, внешний вид планеты менялся

Слайд 12

Современная карта

Слайд 13

Сколько материков существует сегодня на планете Земля? 5 6 4 Проверь себя Выбери правильный ответ

Слайд 14

На какие материки раскололся суперматерик Пангея? Африка и Южная Америка Панталасса и Тетис Лавразия и Гондвана Проверь себя Выбери правильный ответ

Слайд 15

На каком материке расположено только одно государство? Антарктида Австралия Африка Проверь себя Выбери правильный ответ

Слайд 16

Какие доказательства раскола одного гигантского материка приводят учёные? Сходства в очертаниях земных материков по обе стороны Атлантики Большое количество горных массивов Изменение климата на планете Проверь себя Выбери правильный ответ

Слайд 17

На каком материке можно наблюдать все основные природные зоны? Африка Южная Америка Евразия Проверь себя Выбери правильный ответ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическое положение Африки

Слайд 6

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Слайд 7

Николай Степанович Гумилев Оглушенная ревом и топотом, Облеченная в пламя и дымы, О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы. Про деяния свои и фантазии, Про звериную душу послушай, Ты на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей …

Слайд 8

«Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии» Геродот – ок 425 г до н.э.

Слайд 9

Географическое положение Как материк расположен относительно экватора, начального меридиана, тропиков (полярных кругов)? Крайние точки материка, их координаты, протяженность с севера на юг и с запада на восток; В каких климатических поясах находится материк? Какие океаны и моря омывают материк? Как расположен материк относительно других материков? Береговая линия материка.

Слайд 10

Мыс Бен-Секка Северный тропик Южный тропик Нулевой меридиан 37° с.ш .11°в.д. Мыс Рас-Хафун 11°с.ш. 52° в.д. экватор Мыс Игольный 35° ю.ш.20°в.д. Мыс Альмади 15°с.ш. 17° з.д .

Слайд 11

С севера на юг по меридиану 20° Протяженность материка: 1. 35 ° + 3 2 ° = 6 7 ° ( в градусах) 2 . 6 7 ° х 111, 3 км = 7457 км С запада на восток: 13° + 52° = 68° (в градусах) 2. 68° х 109,6 = 7452 км

Слайд 12

экваториальный субэкваториальный тропический субтропический Вывод: Африка жаркий материк, т.к. большая часть находится между тропиками.

Слайд 13

Океаны и моря, омывающие Африку: Средиземное море Атлантический океан Индийский океан Красное море

Слайд 14

Расположение Африки по отношению к другим материкам: Гибралтарский пролив Суэцкий канал Евразия

Слайд 15

Береговая линия Гвинейский залив Остров Мадагаскар Полуостров Сомали Мозамбикский пролив Канарские острова

Слайд 16

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Слайд 17

Приём « Синквейн » Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное. 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание темы (два прилагательных ); 3 строка – описание действия темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово). 1.Африка 2.Своеобразная, жаркая 3.Находится, омывается, проживают 4.Африка – это загадка! 5.Материк

Слайд 18

- Я чувствовал себя в процессе учения … - Свою работу на уроке я оцениваю … - Мне этот материал нужен для … - Я ухожу с … настроением!

Слайд 19

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Географическое положение Африки

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

Ход урока

I. Организационный момент

План урока:

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Слово учителя:

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы что бы вы ответили после просмотра видеосюжета.

II. Создание образа материка

ВИДЕОРОЛИК «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. (Приложение 3)

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)

Сердце Африки пенья полно и пыланья, 
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой! 
(Николай Степанович Гумилев)

– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

– Сегодня мы будем работать в Печатных тетрадях с. 4-5 Запишите число на полях.

– Кто уже знает что-нибудь о материке?

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

(Бой тамтамов) “Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (Владимир Корочанцев – Известный журналист и автор нескольких книг, долгое время жил на далеком острове Мадагаскар.)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.

(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?
Готовы ли вы? Правильно сели?
Короток путь до нее, иль велик
Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает: самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. («Ряд волшебных изменений» журнал Geo № 2, февраль 2005 год)

– Слова Гумилева «Оглушенная ревом и топотом…»

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

III. Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. Положение материка на градусной сетке:

1. Определить положение материка на градусной сетке:

 

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридианпересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) положение по широте и протяженность с севера на юг

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками.
Крайние точки:
северная т. – м. Бен-Секка– 37° с. ш.;
южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш.
Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

Климатические пояса

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в.д.
крайние точки:
западная т.м. Альмади – 17° з. д.,
восточная т. – м. Рас- Хафун – 51° в. д.
Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км)

2. Положение материка:

2. Определить положение относительно других материков:

 

а) относительно других материков (Приложение 1
Попытайтесь представить себе образ карты, который возникнет, когда вы вставите пропущенные слова:
«Африка находится к юго-западу от Евразии, восточнее Южной Америки, западнее Австралии и севернее Антарктиды, юго-восточнее Северной Америки»

(взаимопроверка правильные ответы на экране) один ученик озвучит

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) относительно океанов

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

в) относительно других объектов

 

в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар

Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетаеться с заполнением контурной карты.

IV. Закрепление

Тестирование при помощи системы Votum (в режиме соревнование) (Приложение 2)

  • Африка по середине пересекается …
  • Нулевой меридиан пересекает Африку с …
  • Африку омывают океаны, их по количеству …
  • С севера материк омывается …
  • Восточной крайней точкой материка считается …
  • Дальше всех материков от Африки расположен …
  • Гвинейский залив расположен с … материка.
  • Самый большой остров близ берегов Африки…

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Приём «Синквейн». Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

  1. Африка
  2. Древнейшая, жаркая
  3. Находится, омывается, добывают
  4. Африка – это загадка!
  5. Материк

V. Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

  1. – Я чувствовал себя в процессе учения …
  2. – Свою работу на уроке я оцениваю …
  3. – Мне этот материал нужен для …
  4. – Я ухожу с … настроением!

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24, ответить на вопросы в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

    Тестирование при помощи системы  Votum (в режиме соревнование)

- Африка по середине пересекается …

- Нулевой меридиан пересекает Африку с …

- Африку омывают океаны, их по количеству …

- С севера материк омывается …

- Восточной крайней точкой материка считается …

- Дальше всех материков от Африки расположен …

- Гвинейский залив расположен с … материка.

- Самый большой остров близ берегов Африки…



Предварительный просмотр:

Северная Америка

Вариант №1

1.Назовите, какие утверждения неверны.

1)На юге Северную Америку пересекает Северный тропик, а на севере – Северный полярный круг.

2)Площадь Северной Америки -  54 млн.кв.км.

3)В 1648 году Федот Попов и Семен Дежнев на судах прошли из Чукотского в Берингово море и доказали, что Азия отделена от Америки проливом.

4)Северную Америку омывают четыре океана.

5)В 1741 году экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова исследовала северо-восточное побережье Азии и берега Аляски.

6)Большая часть Северной Америки находится в тропическом климатическом поясе.

7)Северо-восточное побережье Северной Америки и остров Гренландия были известны норманам еще в Х веке.

8)Равнины материка сформировались на древней Северо-Американской платформе.

9)Горы Аппалачи – молодые горы, кайнозойской складчатости.

10)На севере материка сохранились формы рельефа, образованные покровным ледником.

11)В Северной Америке бывают циклоны, торнадо (смерчи), землетрясения, вулканы, пыльные бури, лавины, сели и наводнения.

12)На материке находится самое большое пресноводное озеро (леднико-тектонического прооисхождения) – Верхнее.

13)В заливе Фанди, у берегов  материка, была зарегистрирована самая высокая приливная волна.

14)Самая длинная река Северной Америки – река Святого Лаврентия.

15)Реки северной части материка имеют снеговое питание и весенне половодье.

16)Самая высокая точка материка г. Мак-Кинли, а самая низкая – Долина Смерти.

2.Какие ошибки допустил Антон, выполняя домашнюю работу в контурных картах.

Он отметил на севере материка Мексиканский пролив,  Антильское противотечение, Карибский залив; на юге – полуостров Баффинова Земля, остров Лабрадор, мыс Мерчисон; указал  на востоке вулканы Орисабо и Попокатепетль; подписал реки Гурон, Вашингтон и Эри; в Кордильерах отметил Ниагарский водопад; на севере – озера Колумбия и Колорадо, которые расположены на Центральных равнинах.

3.На какой остров впервые высадились норманны в конце 9 века и, увидев невысокие березы, ивы, сочные заросли можжевельника, назвали новую землю «зеленой страной»?

4.Почему в Кордильерах происходят землетрясения и извержения вулканов?

5.Почему на востоке материка в умеренном поясе сформировался муссонный климат?

6. Назовите реку. Эта река названа в честь шотландского путешественника, открывшего и впервые описавшего ее.

7.Определите природную зону по описанию.

«Поражает большое разнообразие пород  деревьев. Я различаю вокруг более десяти видов лиственных и несколько хвойных деревьев. Все они образуют прекрасную компанию, которая состоит из  дубов, орешников, буков, осин, ясеней, лип, берез, елей, пихт и сосен на дерново-подзолистых почвах.»

8.Назовите  природную зону по нижеуказанному перечню слов и  определите,  какие названия лишние в списке.

Бородач, бизонова трава,  глухарь, типчак, черноземы, подзолистые,  рысь, луговые собачки, койот, грызуны, кедр, лисица.

9.Назовите добродушное травоядное (питается водорослями) млекопитающее принадлежит к группе животных, известных как сирены.

10.Назовите растение, которое назвали индейцы в честь своего народного героя.

11.Назовите страну.

Эта американская страна, относится к группе экономически развитых стран. Она омывается водами трех океанов.  Входит в Содружество Государств, возглавляемого Великобританией. Здесь больше озер, чем в любой другой стране мира. Основную часть населения составляют англо – и франкоканадцы. Плотность населения – одна из самых низких в мире. Одна из  богатейших стран мира.

12.Назовите город.

Название города означает «город ангелов». Этот город называют ракетно-космической столицей мира. Здесь производят космические аппараты, радиоэлектронику военного назначения. В пригороде находится всемирно известный центр киноиндустрии и видео бизнеса – Голливуд.

13.Назовите город.

Какой город был столицей древней мексиканской цивилизации? (Индейского народа – ацтеков). Его название означает «город богов».

14.Установите соответствие.

Природный объект  США                     Местоположение

1)Большой каньон               А)Скалистые горы «обилие водопадов», хвойные леса, горные луга, гейзеры.

2)Мамонтова пещера          Б)Река Колорадо «Красная река»,  глубина – 1600 м, ширина – 8-25 км, длина – 446 км.

3)Йеллоустонский  НП       В)Аппалачи,  карстовая по образованию, общая длина 556 км.

4)Йосемитский НП             Г)Кордильеры «горный хребет», соленость воды 137-300 промилле.

5)Большое соленое озеро  Д)Сьерра-Невада «снежные горы», секвойя, диаметр до36 м, высота 112м, возраст 2-4тыс. лет.

6)Гора Рашмор                    Е)Город Кистон (Ю.Дакота) Высеченные в скалах портреты американских президентов.  

15.Назовите американских писателей и поэтов.

Северная Америка

Вариант №2

1.Назовите, какие утверждения неверны.

1)Равнины материка сформировались на древней Северо-Американской платформе.

2)Горы Аппалачи – молодые горы, кайнозойской складчатости.

3)На севере материка сохранились формы рельефа, образованные покровным ледником.

4)В Северной Америке бывают циклоны, торнадо (смерчи), землетрясения, вулканы, пыльные бури, наводнения, сели и лавины.

5На юге Северную Америку пересекает Северный тропик, а на севере – Северный полярный круг.

6)Площадь Северной Америки -  54 млн.кв.км.

7)В 1648 году Федот Попов и Семен Дежнев на судах прошли из Чукотского в Берингово море и доказали, что Азия отделена от Америки проливом.

8)На материке находится самое большое пресноводное озеро (леднико-тектонического прооисхождения) – Верхнее.

9)В заливе Фанди, у берегов  материка, была зарегистрирована самая высокая приливная волна.

10)Самая длинная река Северной Америки – река Святого Лаврентия.

11)Реки северной части материка имеют снеговое питание и весенне половодье.

12)Самая высокая точка материка г. Мак-Кинли (6194 м), а самая низкая – Долина Смерти (-86 м).

13)Северную Америку омывают четыре океана.

14)В 1741 году экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова исследовала северо-восточное побережье Азии и берега Аляски.

15)Большая часть Северной Америки находится в тропическом климатическом поясе.

16)Северо-восточное побережье Северной Америки и остров Гренландия были известны норманам еще в Х веке.

2.Какие ошибки допустил Антон, выполняя домашнюю работу в контурных картах.

Он отметил на севере материка Мексиканский пролив,  Антильское противотечение, Карибский залив; на юге – полуостров Баффинова Земля, остров Лабрадор, мыс Мерчисон; указал  на востоке вулканы Орисабо и Попокатепетль; подписал реки Гурон, Вашингтон и Эри; в Кордильерах отметил Ниагарский водопад; на севере – озера Колумбия и Колорадо, которые расположены на Центральных равнинах.

3.Какой остров называют «антильской жемчужиной», «островом чудес»  за красоту природы, чудесный климат, плодородные почвы?

4.Назовите причины образования селей в горах Кордильерах?

5.Почему на западе материка в умеренном поясе сформировался морской климат?

6.Назовите реку. Эта река названа конкистадорами «Красная река» за цвет воды, что связано с красными горными породами.

7.Определите природную зону по описанию.

Передо мной открылись безлесные пространства покрытые мхами, лишайниками, кустарничковой растительностью на скудных тундрово-глеевых почвах, где обитают овцебык, олени карибу, песцы и волки.

8.Назовите  природную зону по нижеуказанному перечню слов и  определите,  какие названия лишние в списке.

Лось,  черный медведь,  скунс, луговые собачки, канадская  рысь, белая и черная ель, лемминг, бизонова трава,  сосна,

бальзамическая пихта, черноземы, подзолистые.

9.Какие крупные животные, типичные обитатели прерий, были почти все истреблены белыми колонистами в 19 веке?

10.Назовите самый низкий кустарник на нашей планете.

11.Назовите страну.

Эта вторая по численности населения страна Северной Америки. Каждое десятое землетрясение на Земле происходит в этой стране. На территории этой страны находится исторические памятники культуры:  майя, тольтеков – Чичен-Ица, ацтеков – Теотиукан – «город богов». Они и другие памятники культуры привлекают многочисленных туристов.  Эта крупная страна поставщик на мировой рынок нефти, кукурузы, фасоли и сахара.

12.Назовите город.

Этот город основали в 1642 году на острове в русле реки Святого Лаврентия французские торговцы, и поначалу он назывался Виль-Мари. Сегодня этот город – главный порт по экспорту зерна, важнейший торговый и промышленный центр «кленовой» страны. Две трети его жителей говорят по-французски. Это второй город после Парижа  - крупнейший франкоязычный город мира.

13.Назовите город.

Этот город стремительно вырос во время «золотой лихорадки» в 1848 году. В 1906 году почти полностью был разрушен сильным землетрясением. Символ города – мост «Золотые ворота».

14.Установите соответствие.

Природный объект  США                     Местоположение

1)Большой каньон               А)Скалистые горы «обилие водопадов», хвойные леса, горные луга, гейзеры.

2)Мамонтова пещера          Б)Река Колорадо «Красная река»,  глубина – 1600 м, ширина – 8-25 км, длина – 446 км.

3)Йеллоустонский  НП       В)Аппалачи,  карстовая по образованию, общая длина 556 км.

4)Йосемитский НП             Г)Кордильеры «горный хребет», соленость воды 137-300 промилле.

5)Большое соленое озеро  Д)Сьерра-Невада «снежные горы», секвойя, диаметр до36 м, высота 112м, возраст 2-4тыс. лет.  

6)Гора Рашмор                    Е)Высеченные в скалах портреты четырех американских президентов  

15.Почему вальс-бостон и шерстяная ткань бостон имеют такое названия?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2014

Слайд 2

Северный Ледовитый океан Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.ю 2014 год Тема урока:

Слайд 3

Мои знания о океане Я не знаю Я знаю мало Я все знаю

Слайд 4

План урока Географическое положение История исследования океана Береговая линия, рельеф дна Климат, свойства воды, течения Льды в океане Органический мир Хозяйственное использование

Слайд 5

Игра «Лови ошибку»

Слайд 7

Географическое положение История исследования Особенности Хозяйственная деятельность человека Рельефа К л и м а т а Т е ч е н и й Органического мира Вывод: (отличительные особенности Северного Ледовитого океана) Общие черты Северного Ледовитого океана

Слайд 8

1.Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана. 2. С какими другими океанами он связан? 3. Укажите, как расположен океан относительно материков. ___ ________ _______________ _________ ______

Слайд 10

Дайте описание географического положения Северного Ледовитого океана (см. Приложение стр. 313, физическую карту мира, карту Северного Ледовитого океана). Назовите моря Северного Ледовитого океана ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОКЕАНА

Слайд 11

Географическое положение океана Океан почти полностью расположен севернее полярного круга Приблизительно посередине океана находится Северный полюс Почти со всех сторон он окружен Евразией и Северной Америкой Береговая линия сильно расчленена Много окраинных морей

Слайд 12

Все моря окраинные, кроме Белого Все моря расположены на материковом шельфе, поэтому они неглубокие Соленость морей ниже океанической Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока Лед движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда - торосы Характеристика морей Северного Ледовитого океана Характеристика морей Северного Ледовитого океана

Слайд 13

Площадь океана – 14,8 млн. кв. км Какой вывод можно сделать?

Слайд 14

Океаны Площадь поверхности воды, млн.км² Объём, млн.км³ Средняя глубина, м Наибольшая глубина океана, м Антланктический 91,66 329,66 3597 жёлоб Пуэрто-Рико (8742 Индийский 76,17 285,65 3711 Зондский жёлоб (7209) Северный Ледовитый 14,75 18,07 1220 Гренландское море (5527) Тихий 178,68 710,36 3976 Марианская впадина (10022) Мировой 361,26 1340,74 3711 10 022 Основные морфологические характеристики океанов Какой напрашивается вывод ?

Слайд 15

Первый период древние века – конец XV века История исследования

Слайд 16

Второй период XVI– начало XVII веков В итоге плаваний голландского мореплавателя Виллема Баренца была составлена карта западной части океана

Слайд 17

Третий период начало XVII - начало XIX веков Исследование береговой линии океана 1648 год - Семен Дежнёв обследовал побережье от устья Колымы до самой восточной окраины материка. Открыл пролив между Азией и Америкой 1733-1743 годы - Великая Северная экспедиция прошла путь от побережья Печоры до Берингова пролива, в результате были нанесены на карту тысячи километров побережья

Слайд 18

Четвёртый период XIX век 1878-1879 годы – первое сквозное плавание русско-шведской экспедиции под руководством А.Норденшельда на корабле «Вега» с запада на восток вдоль берегов Евразии с одной зимовкой 1893-1896 годы – ледовый дрейф корабля «Фрам» (Ф. Нансен)

Слайд 19

Фритьоф Нансен на пути к Северному полюсу Корабль “ Фрам ”

Слайд 20

Пятый период XX век Покорение Северо-Западного прохода полярным путешественником Р. Амундсеном 1909 год - американский полярный путешественник Р. Пири достиг Северного полюса Изучение океана русскими путешественниками Комплексные исследования океана

Слайд 21

Руаль Амундсен – единственный исследователь (для своего времени ) , совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо -западным морским путем (по проливам Канадского архипелага)

Слайд 22

Роберт Эдвин Пири на судне “ Рузвельт ” Участники американской экспедиции на Северном полюсе

Слайд 23

В 1912 году на судне «Св. Фока» русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов организовал экспедицию с целью достичь Северного полюса

Слайд 24

В 1930 году экспедиция О. Ю. Шмидта прошла на ледоколе «Георгий Седов» из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли

Слайд 25

Начальник станции «Северный Полюс-1» И.Д. Папанин поднимает флаг СССР Лагерь челюскинцев на льдине

Слайд 26

Какой можно сделать вывод о причинах образования океана?

Слайд 27

Рельеф дна Океан образовался путем раздвижения континентальных плит Евразии и Северной Америки Главная особенность - обширный шельф, который занимает половину площади дна океана Центральная часть делится подводными хребтами на несколько котловин

Слайд 28

Климатические пояса В каких климатических поясах расположен океан?

Слайд 29

Климат Северного Ледовитого океана Чем объяснить, что воздух над Северным Ледовитым океаном теплее чем над Антарктидой? (см. климатическую карту, карту течений, учебник стр-96). В течение года над океаном преобладают АВМ, высокое атмосферное давление Осадки в основном в виде снега (100-200 мм) Средняя температура воздуха зимой от -20 ° до -40 ° С. Летом - значительная облачность, часты туманы, средняя температура - 0 ° С

Слайд 30

Течения в океане Какой вывод можно сделать?

Слайд 31

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами лишь до +0,5 ° С В морях летом температура воды от +2 ° С до +6 ° С Солёность водных масс ниже среднеокеанической ( ПОЧЕМУ ???) (см.стр. 97).

Слайд 32

Зимой 9/10 площади Северного Ледовитого океана покрыто дрейфующими льдами, преимущественно многолетними (толщина около 4,5 м) и припаем (в прибрежной зоне) Общий объём льда составляет около 26 тыс. км 3 . В морях Баффина и Гренландском обычны айсберги. В Арктическом бассейне дрейфуют (по 6 и более лет) так называемые ледяные острова, образующиеся из шельфовых ледников Канадского Арктического архипелага; их толщина достигает 30—35 м, вследствие чего их удобно использовать для работы многолетних дрейфующих станций.

Слайд 33

Льды в океане

Слайд 34

МОРСКИЕ ЛЬДЫ ПРИПАЙНЫЕ ДРЕЙФУЮЩИЕ (ПАКОВЫЕ) Прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля (несколько км) Образуется из однолетнего льда Практически непроходим для ледоколов Движутся под влиянием морских течений Смесь ледниковых полей разного возраста Редко бывают сплошными ВИДЫ ЛЬДОВ

Слайд 35

Что там чудится в тумане? ( Руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Машем руками, изображая волны.) Это мачты кораблей. (Вытягиваем руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Приветственно машем руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Сжимаем кулачки.) Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать. (Приседания.) Физкультминутка

Слайд 36

Чем уникален органический мир океана? (см. текст стр. 96-98)

Слайд 37

Органический мир В тех частях океана, которые круглый год покрыты льдом, растительный мир очень скуден, так как лед слабо пропускает свет, препятствуя росту растений. Во всём океане интенсивно развивается фитопланктон, в том числе и среди льдов. Животный мир более разнообразен в Северо-Европейском бассейне, главным образом рыбы: сельдь, треска, морской окунь, пикша; в Арктическом бассейне — белый медведь, морж, тюлень, нарвал, белуха и др.

Слайд 38

Чистик Крачки Сельдь Морской окунь Белуха Моржи Тюлень Белёк

Слайд 39

Белый медведь – царь северных морей

Слайд 40

Холодный, суровый, лежащий на «макушке» Земли океан. Имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и большими затратами? (см. текст стр. 98-99).

Слайд 41

Хозяйственное использование Добыча полезных ископаемых

Слайд 42

Рыболовство

Слайд 43

Судоходство В течение 3 - 5 месяцев Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок. Важнейшие порты: Черчилл (Канада), Тронхейм (Норвегия), Архангельск, Беломорск, Диксон, Мурманск, Тикси (Россия)

Слайд 44

Северный морской путь Альтерна тивный путь, использующий Суэцкий канал По каким морям проходит северный морской путь?

Слайд 45

Ледоколы – проводники северных морей

Слайд 46

2 августа 2007 года российские ученые побывали на глубине более четырех километров, взяли пробы грунта, а взамен оставили на дне океана титановый флаг Российской Федерации и капсулу с посланием потомкам. Предварительные результаты изучения подводного грунта свидетельствуют о том, что структура коры хребта Ломоносова соответствует континентальной коре, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Слайд 47

Омская яхта «Сибирь» в 2000-2001 гг., впервые в истории мореплавания, без зимовок и ледокольной проводки совершила кругосветное путешествие через Северный морской путь, со стартом и финишем в Омске, пройдя все 24 часовых пояса в одном направлении за 15 месяцев! Путешествия яхты «Сибирь», обошедшей планету через Северный Ледовитый океан, продемонстрировали флаг нашей области в портах более 40 государств! Кругосветка яхты «Сибирь»

Слайд 48

Метеорологические наблюдения Погоду в океане и сам океан изучают с помощью парусников-роботов управляемых по радио со спутников. Они выходят в заданный район океана и передают информацию на спутник.

Слайд 49

55 миллионов лет назад в Арктике можно было купаться при температуре воды + 18-20 градусов, так как климат Арктики был субтропическим. Похолодание климата произошло на Земле, как предполагается, приблизительно 45-30 миллионов лет назад, и в Арктике началось обледенение, это также совпадает с явлением уменьшения содержания углекислого газа на Земле. Это интересно!

Слайд 50

Россия — первая и единственная страна, использующая дрейфующие полярные станции. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. 7 сентября 2008 года начала работу дрейфующая экспедиция. "СП-36"

Слайд 51

Когда-то Северный Ледовитый океан был пресным озером и соединялся с Атлантическим океаном узким проливом. 18 миллионов лет назад в результате перемещения тектонических плит увеличился пролив между Европой и Гренландией, что привело к поступлению соленой воды в Арктику из Атлантики и превращению пресного озера в океан. История образования

Слайд 52

Сокращение льдов Арктики Из-за глобального потепления за последние 30 лет толщина льдов в Арктике уменьшилась наполовину. Если не произойдет крупных изменений, то через 70 лет материковые льды Арктики полностью растают. В результате к концу нынешнего века на один метр поднимется уровень Мирового океана, а также изменится движение теплого атлантического течения Гольфстрим.

Слайд 53

Океану грозит опасность! Во время "холодной" войны океан был свалкой радиационных отходов из СССР, а в последнее время превращается в отстойник для вредных химических веществ со всего мира…

Слайд 54

Смогут ли наши потомки лет через 100 видеть океан таким ослепительным, загадочным, каким мы видим его сейчас ? Вопрос остается открытым…

Слайд 55

Какой вывод в итоге изучения Северного Ледовитого океане можно сделать?

Слайд 56

Какая была допущена ошибка?

Слайд 57

Северный Ледовитый океан – самый: маленький холодный мелководный спокойный пресноводный Проверим книжку - рекордов!

Слайд 58

Продолжи предложения: Я не знал, что.. Я удивился, что.. Я научился.. Я горд, что… Я узнал, что…

Слайд 59

Домашнее задание: § 17- 20; Заполнить контурную карту «Северный Ледовитый океан»; Повторить номенклатуру по теме; Приготовить презентацию о проблемах океана: Приготовиться к зачету по теме «Гидросфера».

Слайд 60

Оцени свою работу на уроке 5 4 3 2 1

Слайд 61

Мои знания о океане Я не знаю Я знаю мало Я все знаю

Слайд 62

Урок завершен! Успехов вам!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

Слайд 2

Географическое положение.

Слайд 3

Географическое положение: Третий по величине Площадь – 76,2 кв.км Береговая линия слабо изрезана Имеет небольшое количество морей Своеобразное географическое положение

Слайд 4

Плавание египтян.

Слайд 5

Исследования океана. Бартоломеу Диаш

Слайд 6

Корабли Васко да Гама.

Слайд 7

Васко да Гама.

Слайд 8

Рельеф дна океана.

Слайд 9

Записать в тетрадь формы рельефа дна океана: Котловины – Сомалийская, Центральная, Крозе, Западно-Австралийская, Южно-Австралийская; Хребты – Аравийско-Индийский, Восточно-Индийский, Западно-Индийский; Поднятие – Австрало-Антарктическое

Слайд 10

Острова Индийского океана материковые вулканические коралловые

Слайд 11

Остров Мадагаскар

Слайд 12

Течения.

Слайд 13

Полезные ископаемые.

Слайд 14

Животный мир.

Слайд 15

Белая акула

Слайд 16

кальмар

Слайд 17

Дюгони

Слайд 18

лангуст

Слайд 19

Креветка

Слайд 20

Летучие рыбы

Слайд 21

Летучая рыба

Слайд 22

тунец

Слайд 23

Корифена Летучие рыбы

Слайд 24

Скат

Слайд 25

Морская звезда

Слайд 26

Морские черепашки.

Слайд 27

Животный мир. В Индийском океане обитают - …

Слайд 28

Рыболовство.

Слайд 29

Морской промысел тунец жемчуг креветки

Слайд 30

Судоходство.

Слайд 31

Остров Маврикий – жемчужина Индийского океана.

Слайд 33

Сейшельские острова знамениты своими пляжами…

Слайд 34

Домашнее задание . Урок 29, на контурной карте подписать моря, заливы и проливы и острова Индийского океана.

Слайд 35

спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....