8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

Малярчук Лариса Васильевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

      Рабочая программа по географии для 8 класса,  составлена на основе примерной программы с учётом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии «География России. VIII-IX» (2005г.). Курс «География России» изучается на протяжении двух лет, он состоит из двух частей: Iчасть – «География России. Природа. Хозяйство. Население» -изучается в 8 классе; IIчасть – «География России. Хозяйство и географические районы »- в 9 классе. Время отведенное на изучение курса «География России. Природа. Население. Хозяйство.»  - 70 часов, по 2 учебных часов в неделю. В рабочей программе предусмотрено выделение времени на изучение регионального компонента - 10 часов, региональный компонент изучается интегрировано; цель интеграции - сформировать позитивный, привлекательный, географический образ родного края, воспитать современного югорчанина – человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.  Все вопросы необходимые для изучения округа взяты из программы интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в VIII-IX классах, которая разработана в соответствии с законом «О Региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (2007г.). Вопросы, касающиеся регионального компонента, прописаны курсивом, они рассматриваются либо параллельно с основными темами, либо выделяется целый урок. Отведенные часы на изучение регионального компонента, распределены следующим образом: на два часа увеличено изучение раздела «Особенности географического положения России» -12часов, на изучение раздела «Природа России» -  32 часа; 10 часов отведены на изучение раздела «Хозяйство России».          Программой по географии для 8 класса предусмотрено выполнение 21 практической работы, ориентированных на формирование умений описывать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы, 11 практических работ являются оценочными (в КТП оценочные практические работы выделены жирным шрифтом.»

                В ходе изучения данного курса, для реализации программы, будут использованы технологии  личностно – ориентированного,  проблемного обучения; различные методы (словесный, наглядный, практический) и формы обучения (эвристические беседы, урок – игра, практикумы, комбинированные уроки…), а также внеурочная форма – экскурсия.

        Главные цели II ступени образования:

  • создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося;
  • создание условий для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Цель изучения курса географии 8 класса:

  • формирование целостного представления о географии России как интегрированного курса и воспитание гражданственности, толерантности, патриотизма.

Задачи  курса:

  1. формирование географического образа своей Родины.
  2. формирование необходимых умений и навыков при работе с различными источниками географической информации: карты атласа, статистические материалы, геоинфармационные системы
  3. развитие ОУУН, направленных на:
  • поиск и выделение значимых связей между компонентами природы, как единого целого.
  • разделение процессов на этапы и выделение причинно-следственных связей.                                  

проведение сравнений, сопоставление, классификацию, формулировку выводов.

  • формирование умения работать с текстом, таблицами, ресурсами ИНТЕРНЕТ, соблюдения норм поведения в окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций:

на формирование базовых компетентностей:

  • - информационной: самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем;
  • - коммуникативной: уметь представлять себя, задавать вопросы, сотрудничать с другими;
  • - самоорганизационной:  ставить цель,планировать, ответственно относится к своему  здоровью.                                        

На достижение учебных целей, освоения знаний, овладения ОУУН  и способов деятельности:                                                                                                                                               

  • познавательной                                                                                                                             -Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, измерение, эксперимент, моделирование и пр.);      умение разделять процессы на этапы; выделять характерные причинно-следственные связи.                                                                                       - Творческое решение учебных и практических задач; умение мотивировать отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное решение и выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • информационно-коммуникативной

- Составление планов, тезисов, конспектов. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

- Использовать для решения познавательной и коммуникативных задач различных источников информационной, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.

  • рефлексивной

- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения    цели и средств и др.)

- Владение умениями совместной деятельности

- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

По окончании изучения курса географии учащиеся 8 класса должны:                                                                                                                                                                                       знать/понимать

  1. основные понятия и термины;
  2. геогр. следствия движения Земли,
  3. связь между Г.П., природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику Г.П. и административно-территориального устройства Р.Ф., особенности её природы, населения, основных отраслей х-ва, природно-хозяйственных зон и районов;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на  локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь                                                                                                                                                                                                                                                

  1. -выделять, описывать и объяснять существенные признаки геогр. объектов и явлений;
  2. -находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения геогр. объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. -приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияние на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  4. -составлять краткую геогр. характеристику разных территорий на основе разнообразных источников геогр. информации и форм её представления;
  5. -определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; геогр. координаты и местоположение геогр. объектов;
  6. - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

Использовать  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  2. учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными геогр. объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  4. решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.

Основной формой организации учебного процесса является классно - урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (тематические и обучающие экскурсии).

Для реализации задач курса «География», используются современные образовательные технологии: ЛОО и проблемное обучение. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский и репродуктивный. В конце каждой темы полученные знания контролируются контрольной работой. На начало, и конец учебного года осуществляется административный контроль, который проводится в форме вводного и итогового тестирования учащихся.

В программе указаны темы, в которых проводится интеграция с вопросами по программе «Здоровье» Н.Касаткина и с темами по экологии. Профессиональная ориентация школьников формируется через содержание учебного предмета с целью реализации «Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным приказом №50 Департамента образования и молодежной политики автономного округа 28 марта 2013 г. »

                                                                               

Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе количество часов на:

уроки

практические работы

контрольные работы

экскурсии

проекты, исследования

1.

Введение

1

1

2.

Особенности географического положения России

12

12

3

1

2

3.

Природа России

32

32

10

1

           1

4.

Население России

10

10

4

1

1

1

5.

Хозяйство России

10

10

4

1

2

6.

Резерв времени. (Резервное время используется для обобщения и систематизации знаний по темам или для корректировки плана в течение года)

5

5

Итого:

70

70

21

4

1

6

Содержание учебного предмета

Название темы

Содержание темы

1

Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

2

Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1. Характеристика географического положения России.

2.Сравнение географического положения России и других стран.

3. Определение поясного времени для разных городов России.

Контрольная работа №1 « Особенности географического положения России»

Ключевые компетентности:

  1. информационной: самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем;
  2. коммуникативной: уметь представлять себя, задавать вопросы, сотрудничать с другими;
  3. самоорганизационной:  ставить цель, планировать, ответственно       относится к своему  здоровью.

Знать:

специфику Г.П. и административно-территориального устройства Р.Ф., особенности её природы, населения, основных отраслей х-ва, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения геогр. объектов и явлений в России; работать с тематическим картами; умение оценивать ГП России и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

3

Природа России

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

 Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное  районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

                                

Практические работы.

4.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

6.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

8.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

9.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

10.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

11.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

12.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

13.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Контрольная работа №2  «Природа России».

Ключевые компетентности:

  1. информационной: самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем;
  2. коммуникативной: уметь представлять себя, задавать вопросы, сотрудничать с другими;
  3. самоорганизационной:  ставить цель, планировать, ответственно       относится к своему  здоровью.

Знать:

особенности её природы, населения, основных отраслей х-ва, природно-хозяйственных зон и районов 

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения геогр. объектов и явлений в России; работать с тематическим картами; умение оценивать ГП России и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Умение характеризовать природу России с использованием тематических карт.

4

Население России

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

14.Анализ карт населения.

15.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

16.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Контрольная работа №3 «Население России»

связь между Г.П., природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран

Ключевые компетентности:

  1. информационной: самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем;
  2. коммуникативной: уметь представлять себя, задавать вопросы, сотрудничать с другими;
  3. самоорганизационной:  ставить цель, планировать, ответственно       относится к своему  здоровью.

Знать:

Численность населения России, демографическую ситуацию, миграция, демографическая политика России и т.д. .

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения России; работать с тематическим картами; умение оценивать демографическую ситуацию в России и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

5

Хозяйство России

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

        Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

        Сельское хозяйство.          Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

             17. Разработка перспективного плана улучшения      условий проживания населения своего населенного пункта.

                 18. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

19. Группировка отраслей по различным показателям.

20. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

21. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Контрольная работа №4 «Хозяйство России».

Ключевые компетентности:

  1. информационной: самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем;
  2. коммуникативной: уметь представлять себя, задавать вопросы, сотрудничать с другими;
  3. самоорганизационной:  ставить цель, планировать, ответственно       относится к своему  здоровью.

Знать:

специфику Г.П. и административно-территориального устройства Р.Ф., особенности её природы, населения, основных отраслей х-ва, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения геогр. объектов и явлений в России; работать с тематическим картами; умение оценивать ГП России и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей


Календарно- тематический план

№ учебной недели

урока

Тема урока

Содержание темы

Практические

работы

Формы контроля

Формируемые ключевые компетентности

Примечания

Введение- 1 ч.

1.

1

Что изучает география России

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Особенности географического положения России - 12 ч.

1

2

«Географическое положение России» - 4ч.

Географическое положение как  зеркало России. Виды и уровни географического положения России.

«Визитная карточка» России: территория, население, виды и уровни географического положения.

Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

2

3

Особенности физико-географического положения России

Особенности географического положения России. Крайние точки округа.

Практическая работа №2 «Сравнение географического положения России  с географическим положением других стран».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

2

4

Экономико - и транспортно- географическое положение России,

Особенности географического положения России

самоорганизационая, информационная коммуникативная

3

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России,

Особенности географического положения России

самоорганизационая, информационная коммуникативная

3

6

«Границы России» - 5ч.. Государственная территория России.

Государственная территория,  формирование и освоение территории России; основные направления русской колонизации.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

4

7

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.

Роль природы в формировании Российского государства; экономически эффективная территория;  Российская зона Севера и проблемы её освоения.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

4

8

Государственные границы России их виды.

Государственные границы на суше, в  Мировом океане, воздушном пространстве; многообразие российских границ.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

5

9

Сухопутные и морские границы России.

Сухопутные соседи России; различия сухопутных границ на северо - западе, западе, юге; морские соседи.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

5

10

Россия на карте часовых поясов.

Местное время, поясное время, линия перемены дат, летнее время.

Практическая работа №3 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

И  «Влияние перевода времени на здоровье людей» (З)

6

11

«История освоения и изучения территории России» - 1ч..

Этапы и методы географического изучения России.

История освоения и изучения территория России.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

6

12

«Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны»- 1.

Административно – территориальное устройство России.

Федеративное устройство страны. Субъекты РФ. Федеральные округа.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

7

13

Обобщение по теме: «Особенности географического положения России»

Проверка усвоения пройденного материала.

Контрольная работа №1 по теме: «Особенности географического положения России»

самоорганизационая, информационная

Природа России – 32 ч.

7

14

«Природные условия и ресурсы России»-1ч

Природные условия и природные ресурсы. Природный капитал и экологический потенциал России.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

8

15

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».-6ч.

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры России. Основные тектонические структуры.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

8

16

Рельеф России..

Рельеф, его главные черты. Горы и равнины. Особенности рельефа России..

самоорганизационая, информационная коммуникативная

9

17.

Формирование форм рельефа на территории России и округа.

Внутренние и внешние процессы,

формирующие рельеф. Древнее оледенение. Современные рельефообразующие процессы: деятельность ветра, текучих вод, человека.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

9

18.

Стихийные природные явления в литосфере

Стихийные природные явления в литосфере. Причина возникновения стихийных явлений.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия вулканолога – 10 минут

10

19.

Минеральные ресурсы страны.

Закономерность размещения

тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории России и округа.

Практическая работа №4. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

И «Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду». (Э)

10

20.

Человек и литосфера.

Природные ресурсы. Особенности минерально-сырьевой базы РФ.

проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых на территории России и округа.

Тест по теме: «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

11

21.

«Климат и климатические ресурсы».- 6ч.

Климатообразующие факторы на территории России.

Особенности климата на территории России

Климатообразующие факторы. Виды солнечной радиации. Зависимость солнечной радиации от ГП.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

11

22.

Циркуляция воздушных масс над территорией России и округа.

Перемещение и воздействие воздушных масс на территорию России    и округа.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

12

23.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Распределение тепла и влаги. Распределение осадков. Испарение и испаряемость. Расчёт коэффициента увлажнения.

Практическая работа №5. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».  

 

самоорганизационая, информационная коммуникативная

12

24.

Сезонность климата

Климатические зоны. Причины сезонности климата.

Практическая работа № 6 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия – синоптик – 20 минут

13

25.

Типы климатов России.

Характеристика типов

климата.

Практическая работа № 7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

13

26.

Комфортность   (дискомфортность) климатических условий.

Зависимость человека от климата. Неблагоприятные климатические явления.

Тест по теме: «Климат и климатические ресурсы»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

14

27.

«Внутренние воды и водные ресурсы».-4ч Разнообразие внутренних вод России Реки.

Виды вод суши на территории России. Влияние климата и рельефа на реки. Характеристики реки: уклон, падение.

Практическая работа № 8 «Составление характеристики  одной из рек  с  использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

14

28.

Озёра, болота. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Типы озерных котловин и их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники, причины образования и распространения. Многолетняя мерзлота, причины образования.

Практическая работа № 9  «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

15

29.

Водные ресурсы и человек.

Водные ресурсы. Неравномерность размещения водных ресурсов.

Практическая работа № 10 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

15

30.

Внутренние воды и водные ресурсы МСР

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по территории округа.

Тест по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Экскурсия на очистные сооружения.

16

31.

«Почва и почвенные ресурсы». -3ч.

 Образование почв и их разнообразие.

Образование почвы. Учение Докучаева.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

16

32.

Закономерности распространения почв. Почвы округа.

Основные свойства почв. Разнообразие почв. Почвы округа.

Практическая работа №11 «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

17

33.

Почвенные ресурсы России.

Значение почвы для жизни человека. Охрана

самоорганизационая, информационная коммуникативная

17

34.

«Растительный и животный. Биологические ресурсы»-3ч.

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы определяющие разнообразие. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Практическая работа№12. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

18

35.

Биологические ресурсы.

Охрана растительного и животного мира.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  

самоорганизационая, информационная коммуникативная

И «Питание основа жизни» (З)

18

36.

Биологические ресурсы МСР

Особенности биологических ресурсов  МСР.Меры охраны биологических ресурсов.

Географический диктант по теме: «Биологические ресурсы».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

19

37.

«Природно-хозяйственное районирование». -8 ч. Разнообразие природных комплексов.

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия – ботаник – 15 минут

19

38.

Природно-хозяйственные зоны России.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны.

Практическая работа №13 «Анализ физической карты и карт компонентов природы в разных природных зонах»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

И «Влияние природных условий для жизни и хозяйственной  деятельности людей (З).

20

39.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

20

40.

Леса.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

21

41.

Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни.

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Географический диктант по теме:  «Природные зоны».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

21

42.

Высотная поясность.

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов в горах.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

И «Поведение в незнакомой природной среде» (З)

22

43.

Особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия – эколог (15 минут)

22

44.

Природные зоны  МСР.

Особенности  природной зоны округа. Основные экологические проблемы.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

23

45.

Обобщение   по теме:  «Природа России »

Обобщение и контроль знаний по теме: «Природа России»

Контрольная работа №2  по теме: «Природа России».

самоорганизационая, информационная

Население – 10ч.

       23

46.

Население России. Численность  населения.

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Причины демографического кризиса.

Практическая работа № 14 «Анализ карт населения».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

24

47.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие её факторы. Сокращение средней продолжительности жизни населения страны.

Практическая работа№15. «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

24

48.

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Практическая работа № 16. «Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

25

49.

Городское и сельское население

Городское и сельское население, роль крупных городов

самоорганизационая, информационная коммуникативная

25

50.

Размещение

населения

России

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения

самоорганизационая, информационная коммуникативная

26

51.

Миграция населения в России

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Экскурсия в ФМС  г. Радужного

Профессия – инспектор миграционной службы (10 минут)

26

52.

Люди и труд

Экономически активное население и трудовые ресурсы их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

самоорганизационая, информационная коммуникативная

27

53.

Население МСР

Численность населения и его динамика. Национальный состав округа. Демографическая ситуация.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

27

54.

Население МСР

Система расселения. Трудовые ресурсы

Практическая работа № 17  «Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта».

28

55.

Обобщение  по  теме: «Население»

Обобщить знания по теме: «Население»

Самостоятельная работа по теме: «Население»

самоорганизационая, информационная

Хозяйство – 10ч.

28

56.

Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство.

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

 Практическая работа № 18 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

29

57.

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него  отраслей

Состав отраслей эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горно  - добывающая промышленность, сельское хозяйство

Практическая работа № 19   «Группировка отраслей по различным показателям»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

29

58.

Природно-ресурсный потенциал России

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы Природно-ресурсный потенциал России

Практическая работа № 20  «Оценка природно- ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

30

59.

Сельское хозяйство.

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК) России и округа. Основные проблемы развития АПК

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия – агроном (10 минут)

30

60.

Земледелие

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство

Практическая работа № 21 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

самоорганизационая, информационная коммуникативная

31

61.

Животноводство.  

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Практическая работа № 21 (продолжение)

самоорганизационая, информационная коммуникативная

31

62.

Лесное хозяйство. Охота.

Роль леса в жизни людей. Российские леса -важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота.

Географический диктант по теме: «Сельское  хозяйство».

самоорганизационая, информационная коммуникативная

Профессия – лесничий (10 минут)

32

63.

Рыбное хозяйство.

Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

32

64.

Географический фактор в развитии общества

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества.

самоорганизационая, информационная коммуникативная

33

65.

Обобщение знаний по теме:  «Хозяйство России».

Обобщение и контроль знаний по теме:  «Хозяйство России».

Контрольная работа №3 по теме:  «Хозяйство России».

самоорганизационая, информационная

33 -35

66 – 70

 Повторение темы:

«Природа России»

«Население России»

 Обобщение и систематизация знаний по темам или  корректировка плана.


Контроль уровня обученности

Дата

Тема

Вид контроля

Примечания

7 учебная неделя

« Особенности географического положения России»

Итоговый

Контрольная работа

23 учебная неделя

 «Природа России»

Итоговый

Географический диктант

27 учебная неделя

«Население России»

Итоговый

Тестовая работа

34 учебная неделя

«Хозяйство России»

Итоговый

Контрольный срез

Учебно-методическое обеспечение:

Наименование предмета

Основная литература

(учебники)

Дополнительная литература

Учебные и справочные пособия

Учебно  – методическая литература

Медиарсурсы

География

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России.«Природа. Население. Хозяйство». М.: Дрофа, 2005.                                                        

А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001

Баринова Дронов В.П.  География России. Методическое пособие. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2003.

Атлас. География России. Природа и человек. Население и хозяйство. 8 -9классы. ФГУП «Омская картографическая фабрика» 2007.

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс.2005

В.В. Бакулин, В.В.  Козин,Т.К. Орлова, И.И. Смирнова, Н.Н.Элерт.  География Ханты-Мансийского автономного округа,    8- 9 класс, М.: Экопрос,2000.

С.Г.Зубанова,Ю.В.Щербакова, Занимательная географияна уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус» 2007

Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009

Атлас. Природа и человек. М.Дрофа, 2009.

Сиротин В.И., Сиротин И. В. Школьная география в вопросах и ответах. М.: Аркти. 2001

Маерова Н.Ю.Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004.

Россия. Полный энциклопедический иллюстрирован ный справочник. М.: ОЛМА _ ПРЕСС. 2005

Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.

Большой атлас природа России. М. ЗАО «Эгмонт Россия лтд»  2003.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы)

Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.

Смирнова М.С. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации. (6 – 9) М. Просвещение. 2007

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.  

Список использованной литературы.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО «Мир книги», 2001.

4. Примерная программа основного общего образования, стандарты по направлению «География» 2005г

5. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.

6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов — СПб:Питер, 2001.  544 с.

7. Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для разработки рабочих учебных программ по географии // www.prosvipk.ru/demo.

8. Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.

9. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.

10.Панов В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. — 2004. — № 1. — С. 33-44.

11. Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе //Известия Волгоградского гос. пед. университета. — 2003. — № 1. —С. 7.

12. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989.— С. 58-73.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование форм рельефа на территории России и округа.

Слайд 2

Вопросы по д / з Что такое рельеф? Основные формы рельефа? Покажите на карте самую высокую и низкую часть рельефа России. Где в России расположены горы? Где расположены равнины? В каком направлении идет общий уклон территории России?

Слайд 3

Найдите и покажите на карте России крупные равнины: Русская равнина Западно-Сибирская низменность Среднесибирское плоскогорье Северо-Сибирская низменность Среднерусская возвышенность Прикаспийская низменность Валдайская возвышенность Витимское плоскогорье

Слайд 4

Найдите и покажите на карте России горы и хребты Кавказ Бырранга Хибины Уральские горы Верхоянский хребет Хребет Черского Саяны Алтай Кузнецкий Алатау хребет Сихотэ-Алинь хребет Джугджур

Слайд 5

Найдите следующие вершины, на каких горах они находятся? г. Победа г. Ледяная г. Тардоки-Янги г. Народная г. Белуха г. Базардюзю г. Мунку-Сардых г. Эльбрус г. Кызыл-Тайга г. Камень

Слайд 6

Формирование форм рельефа на территории России и округа.

Слайд 8

Эндогенные факторы (новейшие тектонические движения) В складчатых областях: Возрождение гор Горы- вулканы Грабены Горсты Межгорные котловины

Слайд 9

Экзогенные факторы – это процессы, происходящие под влиянием текучих вод (реки, ледники, сели), вечной мерзлоты, ветра.

Слайд 10

Экзогенные факторы На платформах Оледенение : морены, зандровые равнины, бараньи лбы, озера, кряжи, увалы. Текучие воды : речные долины, овраги, ложбины, каньоны. Ветер : барханы, дюны. Человек : карьеры, терриконы, тоннели

Слайд 11

Вопросы на закрепление Какие процессы – экзогенные или эндогенные - выполняют разрушающую роль в природе, какие – созидающую? Какие процессы формируют рельеф территории, на которой вы живете? Что является следствием новейших тектонических движений?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро Байкал Проект выполнен ученицей 8-А класса ГБОУ СОШ №1238 Варблане Анастасиией . Учитель : Малярчук Л.В.

Слайд 2

Происхождение озера Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25—35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10—15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются. Однако существует также версия о молодости Байкала, выдвинутая доктором геолого-минералогических наук А. В. Татариновым в 2009 году, которая получила косвенные подтверждения во время второго этапа экспедиции «Миров» на Байкале. В частности, деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяет учёным предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тыс. лет, а глубоководной части — 150 тыс. лет. Несомненно лишь то, что озеро расположено в рифтовой впадине и по строению схоже, например, с бассейном Мёртвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне трансформного разлома, другие предполагают наличие под Байкалом мантийного плюма , третьи объясняют образование впадины пассивным рифтингом в результате коллизии Евразийской плиты и Индостана. Как бы то ни было, преобразование Байкала продолжается до сих пор — в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения. Есть предположения о том, что проседание впадины связано с образованием вакуумных очагов вследствие излияния базальтов на поверхность (четвертичный период).

Слайд 3

Географическое положение и размеры котловины Байкал находится в центре Азиатского континента на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод — на 455,5 метра выше. Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды. По площади водного зеркала Байкал занимает седьмое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии — 2100 км. Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками[5]. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий (местами горы отступают от берега на десятки километров).

Слайд 4

Экология Озеро Байкал является уникальной экологической системой, правовые основы охраны которой регулируются принятым в 1999 году Федеральным законом «Об охране озера Байкал». В соответствии с данным федеральным законом на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, а утверждение перечня запрещённых видов деятельности делегировано Правительству Российской Федерации. Загрязнение Байкала имеет локальный характер и в основном приурочено к отдельным крупным источникам промышленных выбросов. — Михаил Александрович Грачёв, академик РАН, директор ЛИН СО РАН Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом приводит к заметным негативным изменениям в экологической системе озера. Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает всё же река Селенга.

Слайд 5

Результаты наблюдений В 2002—2007 году были многократно зафиксированы случаи превышения ПДК по различным показателям. В таблице приводится частота превышения ПДК в процентах от общего количества проб: Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ХПК 30 24 25 29 26 30 БПК 24 31 26 17 9 15 Железо 85 91 89 83 87 88 Медь 70 79 93 85 96 97 Цинк 22 18 15 15 9 9 Алюминий 0 3 20 51 0 7 Марганец 0 80 80 100 0 93 Фенолы 25 14 36 29 26 3 Нефтепродукты 19 12 18 24 0 28 Фториды 0 31 40 40 0 57

Слайд 6

Растительный и животный мир В Байкале обитает около 2600 видов и подвидов водных животных, более половины которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. К таковым относятся около 1000 эндемичных видов, 96 родов, 11 семейств и подсемейств-эндемиков. 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются[. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Один из эндемиков, рачок эпишура , составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Байкальские олигохеты, 84,5 % из которых — эндемики, составляют до 70-90 % биомассы зообентоса и играют важную роль в процессах самоочищения озера и как кормовая база рыб- бентофагов и хищных беспозвоночных. Они участвуют в аэрации грунтов и минерализации органических веществ. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский осётр , налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки.

Слайд 7

Глубины Байкал — самое глубокое озеро на Земле. Современное значение максимальной глубины озера — 1642 м[ — было установлено в 1983 году Л. Г. Колотило и А. И. Сулимовым во время выполнения гидрографических работ экспедицией ГУНиО МО СССР[4] в точке с координатами 53°14′59″ с. ш. 108°05′11″ в. д. (G) (O). Максимальная глубина была нанесена на карты в 1992 году и подтверждена в 2002 году в результате выполнения совместного бельгийско-испанско-российского проекта по созданию новой батиметрической карты Байкала, когда были оцифрованы глубины в 1 312 788 точках акватории озера (значения глубин были получены в результате перевычисления данных акустического зондирования, совмещённых с дополнительной батиметрической информацией, в том числе эхолокации и сейсмического профилирования; один из авторов открытия максимальной глубины, Л. Г. Колотило, был участником этого проекта). Если учесть, что водная гладь озера находится на высоте 455,5 м над уровнем моря, то нижняя точка котловины лежит на 1186,5 м ниже уровня мирового океана, что делает чашу Байкала также одной из самых глубоких материковых впадин. Средняя глубина озера также очень велика — 744,4 м. Она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр. Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м). (По некоторым данным подледниковое озеро Восток в Антарктиде имеет глубину более 1200 м[9], однако надо учитывать, что это подледниковое «озеро» не озеро в том смысле, к которому мы привыкли, так как над водой четыре километра льда и оно представляет собой некую замкнутую ёмкость, где вода находится под огромным давлением, а «поверхность» или «уровень» воды в разных частях этого «озера» отличается более чем на 400 метров. Таким образом, понятие «глубина» для подледникового озера Восток кардинально отличается от глубины «обычных» озёр).

Слайд 8

Организации, изучающие и охраняющие Байкал Научные Байкальский заповедник Байкальский институт природопользования СО РАН Байкальский исследовательский центр (АНО) Байкальский музей ИНЦ СО РАН на базе Лимнологического института Иркутский государственный университет Иркутский областной краеведческий музей Иркутское областное отделение Русского географического общества Лимнологический институт СО РАН Прибайкальский национальный парк Общественные Фонд содействия сохранению озера Байкал «Байкальская экологическая волна» Всемирный фонд дикой природы Гринпис России Экологический фонд «Чистый Байкал»

Слайд 9

Осенний Байкал

Слайд 10

Байкальская вода чрезвычайно прозрачна

Слайд 11

Один из ручьёв, впадающих в Байкал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро Байкал Выполнено ученицей 8-А класса ГБОУ СОШ №1238 г.Мосвы Варблане Анастасией

Слайд 2

Байкал— озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Байкал находится в центре Азиатского континента на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана .

Слайд 3

•Дно Байкала имеет ярко выраженный рельеф. Вдоль всего побережья Байкала в большей или меньшей степени развиты прибрежные мелководья (шельфы) и подводные склоны; выражено ложе трёх основных котловин озера; есть подводные банки и даже подводные хребты. •Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² •Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² По площади водного зеркала Байкал занимает седьмое место среди крупнейших озёр мира. •Байкал наполняют триста тридцать шесть постоянных рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга.

Слайд 4

Район Байкала (т. н. Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения

Слайд 5

Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25—35 млн лет. Однако существует также версия о молодости Байкала, выдвинутая доктором геолого-минералогических наук А. В. Татариновым в 2009 году. В частности, деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяет учёным предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тыс. лет, а глубоководной части — 150 тыс. лет

Слайд 6

В Байкале обитает около 2600 видов и подвидов водных животных, более половины которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Один из эндемиков, рачок эпишура , составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Байкальские олигохеты, 84,5 % из которых — эндемики ,грают важную роль в процессах самоочищения озера . Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место России в мире. Государственная территория России

Слайд 2

Огромная территория страны – это благо или зло? Что такое государственная территория? Это часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства.

Слайд 4

Пространство страны включает:

Слайд 5

«Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный Северо-восток, из лучшей страны – в худшую. Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей» В.О. Ключевский 1841-1911 гг.

Слайд 6

Оценим современное географическое положение России: Россия отдалилась от стран Европы. Территория России вытянута с севера на юг и с запада на восток. Экономически эффективная (продуктивная) территория России сократилась. Моря, омывающие Россию замерзают. Страна большей частью лежит в зоне Севера.

Слайд 8

Плюсы и минусы огромного пространства России


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В Древней Руси насчитывалось около 300 городов. Города создавались на реках- торговых путей. Самыми крупными городами Древней Руси были Новгород, Смоленск, Муром, Белозерск и др. В период царствования Петра I на территории России было построено много новых городов, в т.ч. Санкт-Петербург.

Слайд 3

В XIX веке были построены города: На Дальнем Востоке- Владивосток, Благовещенск На Кавказе- Владикавказ,Грозный,Петровский порт В Южном Казахстане- Верный (Алматы) Эти города были опорными государственными пунктами, эащищающими границы империи.

Слайд 4

В Советское время было построено 600 городов, которые являлись промышленными центрами. Много городов было построено на Севере страны в районах Сибири и Дальнего Востока.

Слайд 5

Численностью населения (городом считается населенный пункт, где население превышает 12 тыс. человек) Функциональной особенностью населения ( городские жители заняты в различных отраслях промышленности, в науке,т.е. заняты несельскохозяйственной деятельностью)

Слайд 6

МАЛЫЕ - - до 20 тыс. жителей БОЛЬШИЕ - более 100 тыс жителей КРУПНЫЕ - более 250 тыс. жителей КРУПНЕЙШИЕ- более 500 тыс. жителей ГОРОДА МИЛЛИОНЕРЫ- 1 млн и более жителей.

Слайд 7

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕСТА Столица(Москва), Неофициальные столицы экономических районов -(Санкт-Петербург, Нижний Новгород,Новосибирск) Центры республик,краев, областей (Казань, Тверь и т.д.)

Слайд 8

ОТРАСЛЕВЫЕ ЦЕНТРЫ Промышленные центры (Нижний Тагил) Транспортные центры (порты Находка,Новороссийск) Наукограды (Обнинск,Зеленоград) Туристические центры (Суздаль) Города-курорты (Сочи)

Слайд 9

МЕГАПОЛИС ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРА УРБАНИЗАЦИЯ Задание: Самостоятельно подготовить толкование терминов.

Слайд 10

Сельскими называют населенные пункты с населением менее 12 тыс. человек. Для жителей сельских населенных пунктов основной сферой деятельности является сельское хозяйство- земледелие,животноводство,птицевдство. Рыболовство и др. Плотность заселения сельских населенных пунктов зависит от плодородия почвы, наличия пастбищ,рек,близость транспортных путей. Село хранит традиции, город распространяет новое.

Слайд 11

Деревни Села Хутора Станицы Аулы Переходная форма поселения- поселок городского типа.

Слайд 12

Село- школа, детский сад, больница, церковь, магазины, предприятия сельскохозяйственного назначения, служба быта и др. Деревня- поменьше села, нет церкви, есть ФАП. Хутор- несколько домов вдали от сел и деревень ПГТ- хорошо развита инфраструктура, есть промышленные предприятия, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Часто ПГТ являются районными центрами.

Слайд 13

На долю городского приходится 78% населения. На долю сельского приходится 22% населения

Слайд 14

Средняя плотность населения составляет 8,6 человека на 1 кв.км. В Европейской части России плотность составляет 29 человек на 1 кв.км. В Сибири- 2,5 человек на 1 кв.км. ВОПРОС: С чем связано неравномерное распределение населения на территории России?

Слайд 15

Подготовить сообщения на тему: Проблемы современных городов. Проблемы села, деревни. По учебнику § 8 стр. 45


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточный макрорегион – азиатская Россия Восточная Сибирь 9 класс

Слайд 2

Тема: Восточная Сибирь

Слайд 3

Цель урока: Сформировать представление об экономи- географических особенностях Восточной Сибири. Познакомить с экономическим потенциалом и спецификой хозяйственного развития района .

Слайд 4

План урока: Экономико-географическое положение Состав района Природные условия и ресурсы Население Хозяйство района Транспорт Крупные города

Слайд 8

Среднесибирское плоскогорье

Слайд 9

Горы Бырранга

Слайд 10

Восточный Саян

Слайд 12

Енисей

Слайд 13

Байкал

Слайд 18

Земельные ресурсы

Слайд 29

КРАСНОЯРСК

Слайд 30

Иркутск

Слайд 31

Норильск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и природа. Рациональное природопользование. Вся деятельность человека и непосредственное его существование связаны с использованием природных ресурсов.

Слайд 2

Х озяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям природной среды, к ее загрязнению.

Слайд 3

В настоящее время выделяют три основных вида негативных последствий хозяйственной деятельности человека: 1. Ресурсно-хозяйственные - истощение природных ресурсов. 2. Природно-ландшафтные - сокращение многообразия и уничтожение отдельных видов, деградация природных ландшафтов. 3. Антропо -экологические - ухудшение здоровья человека.

Слайд 4

Экологические проблемы связаны как с ростом численности. населения и беспрецедентным увеличением масштабов производства, так и несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью.

Слайд 5

В последние десятилетия трудами российских ученых - географов и экологов - возникла комплексная наука - природопользование , занимающаяся разработкой этих проблем . Природопользование - это такой вид отношений общества и природы, при котором из природной среды в процессе производства извлекаются полезные свойства. В.С.Преображенский И.П.Герасимов Н.Ф.Реймерс

Слайд 6

Многочисленные задачи природопользования как науки можно свести к трем основным направлениям: Извлечение и переработка природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство Использование и охрана географической среды. Сохранение и воспроизводство, рациональное изменение экологического равновесия природных комплексов географической оболочки.

Слайд 7

Использование неисчерпаемых ресурсов водные ресурсы ГЭС Кислогубская приливная электростанция (ПЭС)

Слайд 8

Ветроэнергетические ресурсы

Слайд 9

Геотермальные ресурсы Паужетская геотермальная электростанция


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок-игра "Знаешь ли ты свою страну?"

 Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

Предмет: география, урок-игра с применением ИКТ, повторения и обобщения

Продолжительность: один урок, 45 минут

Класс: 8

Технологии: 

  • Демонстрация видеофильмов по географии 8 класса.
  • Пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Exel, графический редактор CorelDraw11, графический редактор Paint.

Аннотация: данный урок в учебной программе относится к разделу “Природные комплексы России”. В ходе урока использовались следующие методы и приемы – наблюдения, сравнения аналогии, практические, алгоритмизированные, частично-поисковые.

Цели: 

  • Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по разделу “Природные комплексы России” с применением ИКТ; развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
  • Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
  • Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны, воспитать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Методы: практический, частично-поисковый, синтеза и анализа.

Оборудование: 

  • компьютеры с операционной системой Windows,
  • 2 мультимедийных проектора,
  • электронный учебник “География России. 8 класс”,
  • электронная библиотека “География России”,
  • физическая карта России.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок, урок-игра “Знаешь ли ты свою страну. В России все поражает своими масштабами. Западно-Сибирская равнина - самая большая в России по площади и одна из крупнейших в мире. Здесь найдены богатейшие запасы нефти и газа. По этой равнине протекают реки Обь и Енисей. Восточно-Европейская равнина (2 по величине равнина), река Волга, Ладожское озеро - крупнейшие в Европе. Кавказ - самые молодые и высокие горы. Урал - каменный пояс земли русской”. Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал о России проникновенные строки:

“Но я люблю за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез…”

Учащиеся 8 А класса разделились на две команды. Начинаем просмотр презентации. Приложение 1.

Цифровой диктант:

  • 17.1 млн. км2 - площадь России;
  • 16 - количество соседних государств;
  • 13 - количество омываемых морей;
  • 58,6 тыс.км. - протяженность российской границы;
  • 1637 м - глубина озера Байкал
  • 5642 м - г. Эльбрус

II. Ребята, это была разминка, а теперь узнаем, какая команда точнее может отобразить границы России. На экране появляется контурная карта России.

http://festival.1september.ru/articles/501797/img1.jpg

Представители из обеих команд выходят к доске и отмечают крайние точки:

  • команда 1 - северную и западную крайние точки России,
  • команда 2 - южную и восточную крайние точки России.

Работа выполняется в программе Point. С помощью карандаша красного цвета подписываются крайние точки России.

III. Блиц-тур.

Приложение 2.

Команда, первая верно ответившая на вопрос получает 1 балл.

  1. Страна, граничащая с Россией за полярным кругом? (Норвегия)
  2. Архипелаг островов, расположенный к северу от п-ва Таймыр? (Северная Земля)
  3. Крупнейший левый приток Волги? (Кама)
  4. Крупнейшая река, впадающая в Баренцево море? (Печора)
  5. Море, в которое впадают реки Обь и Енисей? (Карское)
  6. Озеро, из которого вытекает река Нарва? (Чудское)
  7. Город-миллионер на берегах реки Камы? (Пермь)
  8. Река, вытекающая из Ладожского озера? (Нева)
  9. Горы на Кольском полуострове? (Хибины)
  10. Возвышенность, служащая водоразделом бассейнов рек Дона и Днепра? (Среднерусская)
  11. Река, по которой проходит граница Европы и Азии? (Урал)
  12. Крупнейшая река Кавказа? (Терек)
  13. Самое большое по площади водохранилище? (Куйбышевское)

IV. Кроссворд.

Поочереди из каждой команды выходят игроки и отвечают на вопросы кроссворда. Кроссворд выполнен в Exel Приложение 3, учащиеся заполняют его на компьютере и результат отображается на экране. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

http://festival.1september.ru/articles/501797/Image2139.jpg 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Пролив, отделяющий японский остров Хоккайдо от российского острова Сахалин.

2. Название заливов-эстуариев на Севере России.

3. Одна из групп островов, образующих архипелаг Новосибирские острова.

4. Самый крупный полуостров России.

5. Море у берегов нашей страны, в заливах которого наблюдаются самые высокие приливы.

6. Мыс на острове Рудольфа, крайняя северная точка России.

7. Столица государства, с которым Россия имеет сухопутную границу.

8. Полуостров, где находятся действующие вулканы России.

9. Столица государства, с которым Россия имеет только морскую границу.

10. Страна, с которой у России наименее протяженная граница.

11. Море бассейна Атлантического океана, омывающее Россию.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Самое большое и глубокое море, омывающее берега России.

2. Государство, с которым Россия имеет наиболее протяженную сухопутную границу.

3. Королевство, граничащее с Россией.

4. Самый крупный остров у берегов России.

5. Озеро, омывающее берега нашей Родины.

6. Залив Охотского моря, названный в честь купца, основавшего первые поселения в “Русской Америке”.

7. Мыс - крайняя северная точка России, расположенная на материке.

8. Остров, на котором находится крайняя восточная точка страны.

9. Гора, близ которой находится крайняя южная точка России.

10. Пролив, отделяющий архипелаг Северная Земля от материка.

V. Конкурс капитанов “Высшие точки России”.

Определите из данного перечня вершины географических объектов.

По данным табличного редактора Exel – Приложение 4, построить диаграмму высшие точки России и объяснить почему.

Высшая точка Русской равнины

Тиманский кряж

471 м

Высшая точка Кавказа

Эльбрус

5642 м

Высшая точка Урала

Народная

1895 м

Высшая точка Сибири

Белуха

4506 м

Высшая точка Дальнего Востока

Ключ.Сопка

4700 м

http://festival.1september.ru/articles/501797/Image2140.gif

VI. Конкурс капитанов “Третий лишний”.

Вычеркнуть лишний объект, объясняя почему. Приложение 5.

1 команда

2 команда

Хибины, Джугджур, р.Урал

Камчатка, Сахалин, Ямал

Таймыр, Урал, Кавказ

Мел, гранит, гравий

Нефть, уголь, базальт

Земля Фр.Иосифа, Таймыр, Сахалин

“Узнай меня” I.

Дается краткое описание природного комплекса. Команда должна угадать о каком комплексе идет речь.

  1. Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра и его среднем течении. (Русская равнина)
  2. Самая длинная и многоводная река Русской Равнины, также всей Европы. (Волга)
  3. Горная страна состоит из нескольких параллельно друг другу горных хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Горная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибирскую. (Урал)
  4. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы – чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)
  5. “Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят …”М.Ю. Лермонтов. (Сев.Кавказ)
  6. “Он – опорный край державы, ее добытчик и кузнец, ровесники древней нашей славы и славы нынешней творец” (Урал).
  7. Климат умеренно - континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго - востоку. Сильное влияние на климат оказывает Атлантика. С происхождением циклонов связано выпадение осадков. На юге территории, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное, летом нередко бывают засухи и суховеи.

Это самое крупное из горных сооружений, окамляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы. (Кавказ)

“Узнай меня” II. Приложение 6.

Команда 1

Команда 2

http://festival.1september.ru/articles/501797/Image2141.jpg 

http://festival.1september.ru/articles/501797/Image2142.jpg

Кольский полуостров, порт Мурманск

порт Владивосток, Японское море

VII. “Ты мне, я тебе”.

Команды задают вопросы друг другу.

Домашнее задание.

Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившее наибольшее количество баллов и самых активных учащихся.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Сегодня вы получили некоторые знания о России.

  1. Каким способом? Какие источники знаний мы использовали (карты, иллюстрации, электронные энциклопедии).
  2. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
  3. Какие выводы можно сделать, подводя итог нашему уроку?
  4. Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?

Спасибо за внимание. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блиц - тур

Слайд 2

Страна, граничащая с Россией за полярным кругом? (Норвегия)

Слайд 3

Архипелаг островов, расположенный к северу от полуострова Таймыр?

Слайд 4

Крупнейший левый приток Волги? Кама

Слайд 5

Крупнейшая река, впадающая в Баренцево море? Печора

Слайд 6

Море, в которое впадают реки Обь и Енисей? Карское

Слайд 7

Озеро, из которого вытекает река Нарва? Чудское

Слайд 8

Город-миллионер на берегах реки Камы? Пермь

Слайд 9

Река, вытекающая из Ладожского озера? Нева

Слайд 10

Горы на Кольском полуострове? Хибины

Слайд 11

Возвышенность, служащая водоразделом бассейнов рек Дона и Днепра? Среднерусская

Слайд 12

Река, по которой проходит граница Европы и Азии? Урал

Слайд 13

Крупнейшая река Кавказа? Терек

Слайд 14

Самое большое по площади водохранилище? Куйбышевское


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаешь ли ты свою страну? Урок-игра Автор:Малярчук Л.В. Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы

Слайд 2

Цель урока : проверить, знают ли учащиеся свою страну. «Но я люблю за что, не знаю сам ­ Ее степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям... Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез…»

Слайд 3

17,1

Слайд 4

Площадь России (1 место)

Слайд 5

16

Слайд 6

Количество соседних государств

Слайд 7

13

Слайд 8

Количество омываемых морей

Слайд 9

58,6

Слайд 10

Протяженность границ

Слайд 11

1637

Слайд 12

Глубина озера Байкал

Слайд 13

5642

Слайд 14

Эльбрус


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс капитанов

Слайд 2

Хибины, Джугджур, р.Урал Камчатка, Сахалин, Ямал Таймыр, Урал, Кавказ Мел, гранит, гравий Нефть, уголь, базальт Земля Франца Иосифа, Таймыр, Сахалин Команда 1 Команда 2

Слайд 3

«Узнай меня»

Слайд 4

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра и его среднем течении.

Слайд 5

Русская равнина

Слайд 6

Горная страна состоит из нескольких параллельно друг другу горных хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Горная цепь образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибирскую.

Слайд 7

Уральские горы

Слайд 8

Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы – чудесное место для горнолыжников.

Слайд 9

Кавказ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Узнай меня» К О М А Н Д М 1

Слайд 2

«Узнай меня» К О М А Н Д А 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....