Урок географии в 10 классе : «Мировой транспорт»
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Кравцова Елена Алексеевна

 

 цель урока:

 сформировать представление о мировой транспортной системе, о её проблемах и перспективах;

Задачи урока: определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;

                         охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт;

                         сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного

                          типа;

                          познакомить со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

                         определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_transporta.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 10 классе

Учитель: Кравцова Е. А., МОУ «СОШ № 93 Кировского района г. Саратова

Тема урока: «Мировой транспорт»

Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!

Образовательная цель урока:

 сформировать представление о мировой транспортной системе, о её проблемах и перспективах;

Задачи урока: определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;

                         охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт;

                         сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного

                          типа;

                          познакомить со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

                         определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;

Развивающие цели урока:

                          развивать умение работать с различными источниками информации;

                          совершенствовать навыки анализа тематических карт и статистических

                           материалов;

                          развивать мышление школьников;

Воспитательные цели:

Воспитывать взаимоуважение; патриотическое воспитание.

Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, презентации учащихся, тесты, инструкционные карты.

Ход урока:

1.Организационный момент:

А.Готовность класса к уроку;

Б.Тема, цель и задачи урока.

Мы не сможем рассмотреть все вопросы, связанные с нашей темой на уроке. Часть вопросов Вам придётся изучать самостоятельно.

2.Изучение нового материала:

Роль транспорта в мировом хозяйстве:

Транспорт – «кровеносная система хозяйства»

100 млн. человек занято в работе транспортного комплекса

Виды транспорта (по назначению, по времени возникновения, по отношению к геосферам)

Какие виды транспорта имеются в Саратовской области?

В  какие страны мира есть прямые транспортные сообщения? (ФРГ – Ганновер, Берлин; Болгария – София; Турция – Анталья; страны СНГ)

Что такое транспортная система? Каковы её составные части? (Все пути сообщения  - транспортная сеть, транспортные предприятия и транспортные средства образуют  транспортную систему мира)

Существует ли зависимость между уровнем развития транспорта и уровнем социально- экономического развития? Почему?

Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?

Какие статистические показатели используют для анализа транспорта?

Параметры

Развитые страны

Развивающиеся страны

Конфигурация транспортной сети

Сложная конфигурация            («паутинка»)

Линейная («линии проникновения», соединяющие главный центр с районами экспортной специализации)

Структура транспорта

Все виды транспорта

1- 2 вида транспорта

Длина дорог

78% общей протяженности мировой транспортной сети

22% общей протяженности мировой транспортной сети

Грузооборот

74%  мирового грузооборота

26% мирового грузооборота

Пассажирооборот

Уровень технического развития

Высокий технический уровень

Невысокий технический уровень (паровозы, гужевой, вьючный транспорт, носильщики, рикши)

Густота транспортной сети

50-60 км на100 км2 территории

5-10 км на100 км2 территории

Транспортная подвижность населения

Высокая «подвижность» населения

Низкая «подвижность» населения

Виды транспорта

Работа по группам

Задания группам:

Железнодорожный транспорт:

1.Стоимость перевозок

2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте

3. .Место железнодорожного транспорта в мировом пассажирообороте

4.Страны с наибольшей протяжённостью железных дорог

5.Наибольшая густота железнодорожной сети

Вопрос :В каких странах мира нет железных дорог?

Автомобильный транспорт

1.Стоимость перевозок

2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте

3. .Место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте

4.Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог

5.Наибольшая плотность автодорог

Вопрос: Почему особую роль в транспортной системе Европы играет автомобильный транспорт?

Авиационный транспорт:

  1. место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте
  2. Каково место воздушного транспорта в мировом грузообороте
  3. Какие страны выделяются по развитию воздушного транспорта
  4. Назовите крупнейшие аэропорты мира

Вопрос: Какая страна лидирует по числу крупнейших аэропортов?

Трубопроводный транспорт:

  1. Время, когда появились первые трубопроводы
  2. Стоимость перевозок
  3. Место в грузообороте
  4. Назовите страны с самой большой протяжённостью трубопроводов

 Вопрос: Почему в Японии не получил развитие трубопроводный транспорт?

Водный транспорт

Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому?

Морской транспорт обслуживает 4/5 всей международной торговли.

Увеличились скорости, грузоподъёмность судов

Наливные грузы – танкеры;

Навалочные и насыпные грузы;

Контейнерная революция.

Порты универсальные и специализированные (работа с картой «Мировой транспорт») 

Каналы и проливы, важнейшие перекрёстки мировых морских трасс

Суэцкий канал – крупнейший канал мира (20 тыс. судов в год)

Анализ рисунка 41 стр.157 учебника

Стихотворение Н. Гумилева «Суэцкий канал»

Презентация «Сомалийские пираты»

Презентация  «Панамский канал»

Сообщение «Никарагуанский канал»

Заполним таблицу:

Страны-лидеры по отдельным видам транспорта

Показатель

Страна

1.

Протяжённость железных дорог

США, Канада, Россия Индия, Китай

2.

Густота железнодорожной сети

Швейцария, ФРГ, Чехия, Куба, Бельгия

3.

Протяжённость автодорог

США, Япония, Китай, Индия, Франция, Россия

4.

Величина автопарка

США, Япония, ФРГ, Италия, Франция,

5.

Тоннаж флота

Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские острова

6.

Крупнейшие порты

Сингапур, Шанхай, Роттердам, Кобе, Новый Орлеан

7.

Крупнейшие каналы

Суэцкий, Панамский, Кильский

8.

Крупнейший пролив

Ла-Манш

9.

Крупнейшие аэропорты

Атланта (Хартсфилд),Чикаго (О Хара), Даллас, Лондон (Хитроу), Лос-Анджелес

 Транспорт и НТР

Как проявилась НТР на транспорте качественно и количественно?

НТР затронула все виды транспорта, изменив его отраслевую и территориальную структуру.

Железнодорожный транспорт:

Поезда на воздушной подушке;

Электрификация железных дорог;

Монорельсовые дороги.

Автомобильный транспорт:

Электромобили;

Гелиомобили;

новые виды топлива (кислород, водород, газ)

Авиационный транспорт:

Сверхзвуковые пассажирские самолёты;

Индивидуальные летательные аппараты;

Увеличение грузоподъёмности самолётов.

Трубопроводный транспорт:

Проекты пассажирских трубопроводов

Водный транспорт:

Суда на подводных крыльях;

Суда на воздушной подушке;

специализированные суда.

Электронный транспорт

спутниковый Интернет.

Наиболее быстрыми темпами развиваются автомобильный и трубопроводный транспорт.

Перспективы развития транспорта

Какой вид транспорта имеет наибольшие перспективы развития в 21 веке и почему?

Каким требованиям должен отвечать транспорт 21 века?

Создание новых видов транспорта;

Использование новых видов топлива;

Увеличение скорости и грузоподъёмности транспорта;

Каковы перспективы развития транспортной системы Саратова и Саратовской области?

-Строительство наземного метро;

-Строительство окружной железной дороги;

-Перенос аэропорта в с. Сабуровка Саратовского района;

-Завершение строительства 2-ой очереди мостового перехода через Волгу (с. Пристанное);

-Ремонт автодорожного моста Саратов – Энгельс;

-Строительство подвесной дороги на Соколовую гору и др.

В России принята программа развития транспортной системы на период до 2015 года

Закрепление изученного материала:

1 вариант - Технология «Алфавит» - разместите основные понятия темы в алфавитном порядке;

Контроль знаний:

2 вариант - Тест «Транспорт мира»

Самопроверка

Домашнее задание

  1. Рассмотреть вопрос «Транспорт и окружающая среда»;
  2. Прочитать дополнительный материал (интересные факты о мировом транспорте);
  3. На контурную карту нанести крупнейшие порты, проливы, каналы.

Контроль:

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии 5 класс "Мировой океан и его части"

Данный материал содержит информацию о Мировом океане: свойствах воды и его частях....

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

Транспорт России: урок географии 9 класс

Урок обобщения материала. работа с атласом, источниками информации. Обоснование важности железнодорожной магистрали БЕЛКРМУР для России и пермского края. Работа в парах....

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....

10 класс Мировой транспорт

материал к уроку"Транспорт мира"...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.

Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....