Урок в 9 классе по теме "Численность и естественный прирост населения России"
презентация к уроку (география, 9 класс) на тему

Яжук Галина Леонидовна

Урок в 9 классе по теме "Численность и естественный прирост населения России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_chisl_nas_rf.docx27.31 КБ
Файл naselenie_rossii.pptx903.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:               Численность и естественный прирост                              населения России.

Цель  урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.

Задачи:

  • обучающие:

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в  России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

  • развивающие:

      -  развивать наблюдательность, память, логическое мышление,  речь (при работе с                 ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого  материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации  и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

  • воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

- формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения: 

    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв»,             « Воспроизводство населения».
  • Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
  • Учащиеся  устанавливают,   какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия (демография) по существенным признакам.
  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

   Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

   Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

   Ценностный компонент урока:  человек - высшая ценность.

Оборудование: политическая карта мира, политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения,  компьютер, проектор, Интернет, учебник, атлас, презентация к уроку ,терминологический словарь, опорный конспект по уроку и по разделу «Население России», фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим», и художественного фильма «Офицеры».

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,                                                                                           Куда не ступала людская нога,                                                                                                           Где в солнечных рощах живут великаны                                                                                            И светят в прозрачной воде жемчуга.                                                                                                     И карлики с птицами спорят за гнёзда,                                                                                                     И нежен у девушек профиль лица…                                                                                                     Как будто не все пересчитаны звёзды,                                                                                               Как будто наш мир не открыт до конца!

                                               Н. Гумилев

Нам предстоит изучать население России. 

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

«Россия слишком мало известна русским»-                                                                                            писал А.С. Пушкин, великий знаток человеческой души.

В какой последовательности и что нам предстоит изучать. Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела). (Слайд №3)

Работа с опорным конспектом «План раздела».

Итак с чего начнем изучать население России?

Тема урока: Численность и естественный прирост  населения России.

Смерть каждого человека – это потеря для человечества.
Эрнест Хемингуэй
 

Сформулируйте  самостоятельно, или используя  текст учебника понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выясните, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? (Слайд № 4)

Проанализируем табл.№1,                                                                                                        Выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения».                                                                                                                                              Работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. ( Слайд №5)

Страны «рекордсмены по численности населения».

  • В мире 7 млр. чел.
  1. Китай (Пекин)-1 млр.300млн.
  2. Индия (Дели)-1095млн.чел.
  3. США ( Вашингтон)-298,4 млн.ч.
  4. Индонезия (Джакарта)-246.5млн.чел.
  5. Бразилия(Бразилиа)-188.1млн.чел.
  6. Пакистан (Исламабад)-165.2 млн.чел.
  7. Бангладеш (Дакка)-147.4млн.чел.
  8. Нигерия (Абуджа)-132млн.чел.
  9. Россия(Москва)-141.9млн.чел.
  10. Япония(Токио)-127млн.чел.

По прогнозу ООН, Россия будет постепенно вытеснятся из списка стран с большой численностью населения.

Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Среди 6.5 млрд землян 2.2% россияне. Это 142 млн чел.

Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.

Задания: ( заполняют распечатанную схему)

  1. Кто главный враг стабильного роста населения?                                                                                  ( войны, экологические катастрофы, социально-экономический фактор, эпидемии, ДТП, терроризм)                                                                                                      Фрагменты документальных фильмов  http://www.youtube.com/watch?v=Bknc2lLj_N4 -  «Гражданская война»,
  2. С какими социальными потрясениями связаны критические периоды истории России в первой половине 20 века?                                                                                              (Войны, репрессии)

Фрагменты документальных фильмов «Сталинскийрежим».- http://www.youtube.com/watch?v=INAlYJXNCiU Русская песня. Сталинские лагеря. Беломорканал

  1. Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?

Фрагмент художественного фильма «Офицеры». http://www.youtube.com/watch?v=sZM8gfEkwCw 

Изменение численности  населения происходило не только за счет присоединения новых территорий или выхода из состава страны. Оно связано прежде всего с особенностями естественного движения населения. (Слайд № 7, 8)

        Годы переписи в РФ: 1926, 1937,1939,1959,1970,1979,1989,2002,2010.

Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения). 

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

  • Демографическая политика- система мер направленная на регулировку воспроизводства.
  • Демографический кризис-снижение численности населения в рез. социальных потрясений.
  • Демографический взрыв- процесс, сопровождающийся естественным приростом населения за счет высокой рождаемости.
  • Естественный прирост-разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время. ( стране, регионе за год) ЕП=Р-С;  ЕП «+» и « -«
  • Воспроизводство населения- процесс смены поколений(естественный)

В последнее десятилетие в России постепенно сокращается рождаемость. При уменьшении доли детей, растет доля пенсионеров, приводит к повышению смертности.

Проанализируйте Слайд № 15

ПРИМЕР:  В России самая высокая рождаемость на территории Сев. Кавказа, где часты многодетные семьи.

Сокращение рождаемости представляет собой общую тенденцию промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. 1992г. Стал отрицательным ЕП.

2.  Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.

Закрепление материала:

  • Тесты на компьютере-6 чел.
  • Тесты на листе в форме ЕГЭ- 8  чел.
  • Работа с табл №4. Посчитать ЕП по РФ, Р.Карелия, -6чел

Оцените свою работу на уроке. Рефлексия.

Д/З: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке. ( Слайд № 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Численность и естественный прирост населения России. Урок географии в 9 классе. Автор: учитель географии МВСОУ « Центр образования» г.Петрозаводска Яжук Г.Л.

Слайд 2

Цели : определить численность населения России; сформулировать определение понятий « Демография», «демографический кризис»; «воспроизводство населения», «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны; выяснить динамику населения России в XX веке; установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны;

Слайд 3

План характеристики населения страны (региона): 1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 5. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 6. Сельское расселение. 7. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Слайд 4

демография Наука о народонаселении и его воспроизводстве ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ.

Слайд 5

(табл.№1) Страны «рекордсмены» по численности населения (млн чел)

Слайд 6

Переписной лист Ф.И.О.( Здесь же отмечались слепые, немые, умалишенные) Пол Сколько минуло лет или месяцев от роду. Холост, женат или вдов. Сословие, состояние или звание Родился ли здесь, а если не здесь, то где именно. Где обыкновенно проживает-здесь ли, а если не здесь, то где именно. Вероисповедание. Родной язык Грамотность: а) умеет ли читать, б) где обучается или обучался. Занятие, ремесло, промысел, должность или служба. ПЕРЕПИСЬ 1897 года 4 варианта переписных листов : форма «П»-предназначена для сбора информации о жилищных условиях жителей РФ, форма «Д»- о перемещении населения внутри страны, форма «В»- для лиц, постоянно проживающих за рубежом , а на момент переписи находящихся в России. Переписной лист формы «К» предназначен для 75 % населения России и содержит следующие вопросы: 1 . Ваши родственные отношения с главой семьи 2. Пол 3. Дата рождения 4. Состояние в браке на настоящий момент 5. Место рождения 6. Гражданство 7. Национальность 8. Образование 9. Владение русским языком и иностранными языками 10. Все имеющиеся источники средств к существованию (например: пенсия, стипендия, зарплата). 11. Имеете ли Вы работу в настоящий момент . ПЕРЕПИСЬ 2010 года

Слайд 7

Население России На конец 2002 года население России составляло 145 млн. человек (сейчас 141,8 млн.чел). перепись населения - раз в 10 лет. Первая перепись населения была проведена в 1897 году. Последняя перепись населения была проведена осенью 2010 года.

Слайд 8

Движение населения Изменение численности населения между переписями определяют с помощью текущего учета: естественного движения - сколько человек родилось и сколько умерло; механического движения - сколько прибыло в Россию и сколько выбыло из неё.

Слайд 9

Воспроизводство населения Характер воспроизводства (возобновление) населения определяется соотношения численности поколения детей и поколения родителей. Традиционный тип воспроизводства- каждое последующее поколение в1,5 раза больше, чем предыдущее. Планирования семьи не было. +=   Современный тип - Планирование числа детей в семье. +=   Семья становится малодетной.

Слайд 10

Демографический кризис Резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью) называется демографическим кризисом. Причины кризиса: Войны Голод Эпидемии Революции Репрессии Политическая и Экономическая нестабильность годы Млн. чел.

Слайд 11

Воспроизводство населения Тип воспроизводства характеризуют основные демографические показатели: рождаемость, количество родившихся за год на 1000 жителей (в ‰) смертность, количество умерших за год на 1000 жителей (в ‰ ). естественный прирост населения .

Слайд 12

Факторы, влияющие На рождаемость войны; социальные условия; здоровье и медицинское обслуживание; уровень образования и культуры; национальные и религиозные традиции; экономическая и политическая стабильность; экономическая активность женщин Смертность войны; голод; эпидемии; вредные привычки; социальные потрясения; уровень здравоохранения; экономическая и политическая нестабильность

Слайд 13

Естественный прирост это превышение рождаемости над смертностью (ЕП=Р-С) Естественный прирост бывает положительный, когда рождаемость превышает смертность (ЕП >0) . Естественный прирост бывает нулевой, когда рождаемость равна смертности ( ЕП=0) . Естественный прирост бывает отрицательный, когда рождаемость ниже смертности (ЕП <0) .

Слайд 14

Половозрастная структура Мальчиков рождается чуть больше, чем девочек (на 100 девочек – 105-106 мальчиков), так почему к 60 годам женщин насчитывается в два раза больше, чем мужчин (18 млн. и 9 млн. соответственно)? Причины: Мужские профессии опасны и вредны. Мужчины гибнут в войнах и конфликтах. Образ жизни и поведения людей. Женский организм более устойчив и жизнеспособен.

Слайд 15

Территориальные различия в уровне воспроизводства населения Районы России с max и min естественным приростом на конец ХХ века (в ‰).

Слайд 16

Домашнее задание: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке, Работу можно выполнить в виде эссе, мини-сочинения, рисунка. Составить прогноз изменения численности населения России, Р.Карелия.

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРА География большой справочник М. « Дрофа» Интернет ресурсы Андреев Е; Горзев Б;” Шестой кризис”. Кваша А. ,”Что такое демография”, Издательство “Москва-мысль” 1993г. Ткаченко А. “Выходит ли Россия из демографического кризиса?” Шелестов Д; Минаев В . “Миграционные процессы России” Еженедельник “Аргументы и факты”.Подборка номеров за 1997 год.

Слайд 18

спасибо за внимание!

Слайд 19

Численность населения России-----------млн чел (----место в мире) Сведения о населении дают: Текущий учет переписи населения ---------- ---------- 1897 --------------------------------------------------------------------- ------------2002г. Абсолютные демографические показатели: Е=-------------- М=------------- Относительные демографические показатели: Демографические кризисы ХХ в. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ На численность населения России влияют ----------- ----------- -----------------------

Слайд 20

Страны «рекордсмены» по численности населения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"

Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....

Проверочная работа 8 класс по темам: "Географическое положение и население России".

Данная диагностическая работа позволяет проверить большой объем теоретического материала и знания карты. Составлена в 2 вариантах. Работа может быть использована учителями географии, работающими по УМ...

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Насе...

Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...

конспект урока "Численность населения России. Естественный прирост."

Тема урока: Численность населения России. Естественный прирост.Цели:Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв&raqu...

Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России

Цели:Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, р...

Урок для формирования читательской грамотности по географии в 8 классе по теме "Численность и воспроизводство населения России"

Проектирование урока в системно-деятельностном подходе, направленного на формирование читательской грамотности...