Урок - повторение по теме "Гидросфера"
план-конспект урока (география, 5 класс) по теме

Кожевникова Светлана Александровна

Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ СОШ № 30, г. Петропавловск-Камчатский

География

5 класс

Урок актуализации знаний и умений (урок-повторения)

Повторение по теме «Гидросфера». Подготовка к контрольной работе.

Обобщить, повторить и закрепить знания по теме «Гидросфера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Гидросфера"5 класс65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица № 1 Технологическая карта урока географии.

Авторы,  разработчики:

Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ СОШ № 30, г. Петропавловск-Камчатский

Предмет

География

Класс

6 класс

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений (урок-повторения)

Тема

Повторение по теме «Гидросфера». Подготовка к контрольной работе.

Цель

Обобщить, повторить и закрепить знания по теме «Гидросфера»

Задачи

Обучающие: 

  1. Повторить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках.
  2. Закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.

Развивающие: 

  1. Способствовать развитию у учащихся УУД: пространственного мышления, внимания, памяти.
  2. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
  3. Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
  4. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  5. Развивать интеллектуальные способности.
  6. Развитие памяти путем применения разных форм проверки номенклатуры.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать внимательное отношение к природе.
  2. Воспитывать умения работать в коллективе.
  3. Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.

Основные термины, понятия

Гидросфера,  Мировой океан, материк, остров, архипелаг, полуостров, залив, пролив, окраинное море, внутреннее море, соленость, течения,  подземные воды, грунтовые воды, реки, озера, ледники, цунами, исток, устье, дельта, речная долина, речной бассейн.

Технология

  1. Объяснительно–иллюстративный.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Технология проведения учебной дискуссии.
  4. Технология оценочной деятельности.
  5. Технология учебной деловой игры.

Методы и формы работы

Метод контроля и самоконтроля, метод беседа, ролевая игра, заполнение рабочего листа, работа с картами. Фронтальная

работа, в группах и индивидуальная.

Принципы

  1. Принцип свободы выбора.
  2. Принцип деятельности
  3. Принцип обратной связи.
  4. Принцип открытости.
  5. Принцип идеальности (кредит доверия).

Ресурсы

  1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова учебник 6 класс "Начальный курс географии", М.: Дрофа, 2009.
  2. Физическая карта полушарий.
  3. Атласы для 6 класса.
  4. Контуры географических объектов на карточках – заданиях и на пленке для кодоскопа (или интерактивной доске).
  5. Памятка для дискуссии (5 шт.) для каждой группы, с критериями оценки за участие в дискуссии.
  6. Учетный бланк для каждой команды (оценок) карта воображаемого путешествия.
  7. Тест на пленке для кодоскопа.
  8.  Ответы теста (таблица).
  9. Рабочие листы у каждого ученика.

Таблица  № 2  Планируемые результаты урока.

УУД

Личностные УУД:

-  мотивация к познанию

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель деятельности

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других, владея приема монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции (взгляды, интересы);

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение познавательной цели

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Формирование представления об особенностях Гидросферы.
  2. Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения.
  3. Каждый ученик должен понимать для чего, нужно изучать тему «Гидросфера», уметь объяснять процессы, происходящие в данной оболочке, опираясь на сконструированные модели,  применять знания на практике.
  4. Знать терминологию по теме «Гидросфера».
  5. Уметь находить и сравнивать географические объекты по картам.

Личностные:

  • Мотивация к познанию, действия смыслообразования.

Метапредметные:

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности (УУД):

  1. Развитие умения определять цели урока и задачи урока, определять цели своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
  2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
  3. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
  4. Ассоциации реальных земных объектов.

Технология урока.

Подготовительный этап.

1) Класс разбивается на 5 групп, при формировании групп учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские способности капитанов команд.

2) Учитель сам назначает капитанов команд (в данном случае главных юнг).

3) Учитель заранее консультирует главных членов команд, дав им опережающее задание и определенный «Инструктаж» по ведению игры и оцениванию ответов игроков.

Рабочий лист.

Фамилия, имя

№ задания, оценочный балл 1

Общее число баллов

Итоговый (средний) балл

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее число баллов 

Средний балл группы

Критерии оценки на разных этапах игры.

Задание №1:

(отгадывание географических объектов по контурам – всего 5 объектов) за каждый объект ученик получает 1 балл, всего 5 баллов.

Задание №2:

а) за определение понятия –3 балла
б) за распределение географических объектов –2 балла

Задание №3:

Тест.

За каждый правильный ответ 1 балл (всего 5 вопросов – 5 баллов).

Задание №5:

Самооценка за ответы на вопросы (критерии, как и в 4 задаче).

Задание №4:

Дискуссия о значении Мирового океана и внутренних вод – самооценка.

1 балл – я знал вопрос, но не выступил.

2 балла – я участвовал в сборе информации и анализе.

3 балла – я знал ответ и поделился информацией с другими.

4 балла – я внес и сумел доказать свое конструктивное предложение.

Чтобы получить в журнал оценку:

«5» - нужно набрать не менее 21 балла

«4» - не менее 18 баллов.

«3» - не менее 13 баллов.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организацион-

ный этап
(2 минуты)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- построение планов во временной перспективе.

Познавательные УУД:

- извлечь информацию.

Коммуникативные УУД:

- слушают учителя,

- строят понятные для собеседника высказывания.

Организовывает погружение в урок, создает ситуацию успеха.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.

Приветствуют друг друга.

– Расскажите правила поведения на уроке.

– Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Отвечают на вопросы.

– Внимательно слушать, активно работать, не отвлекаться.

– Чтобы получать знания.

Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 минуты)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока, цель своей деятельности.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделяют и формулируют цель урока.

Коммуникативные УУД:

- воспринимают ответы учащихся;

- доносят свою позицию для других;

- умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Есть на все в программе мера.
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас в даль.
Атмосфера – оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о воде
Пригодятся детворе.

Урок повторение по теме «Гидросфера». Подготовка к контрольной работе.

Составьте два вопроса, чтобы вы хотели повторить сегодня на уроке: один "тонкий", один "толстый".
Помните:
"Тонкие вопросы" – Кто? Что? Где?
"Толстые" – вопросы: Почему? Зачем? Как?

Сформулируйте цель урока.

Цели:

  • Повторить изученный материал.
  • Развивать географическое мышление, применять имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  • Формировать умения работать в коллективе.

Ожидаемый результат: каждый ученик должен понимать, для чего необходимо изучать тему «Гидросфера», уметь объяснять процессы, происходящие в ней, применять знания на практике.

Составляют вопросы, несколько учащихся зачитывают их.

Например: что такое Гидросфера?

Почему морские воды соленые? Какое значение имеет Гидросфера в жизни человека?

Формируют цель урока.

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.

(18 минут)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения;

- проговаривать последова-

тельность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконт-

роль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков;

-определение основной и второстепенной информации;

- умение структурировать знания;

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений;

- планирование работы учебного сотрудничества;

- участвуют в обсуждении содержания материала, воздействие и аргументация.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес;

-самоопределение, само-

сознание.

Ребята, многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине года?

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту несостоявшегося плавания одного путешественника, который спланировал данный маршрут в поисках клада. Этот клад спрятан на одном из островов в океане. И его сможет отыскать только тот, кто отличается любознательностью, отважностью, кто хорошо знает океаны, моря, течения и реки. Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада. Капитаном корабля буду я, а вы будете юнгами. На палубе нашего корабля 5 кают. Я назначила в каждой каюте старшего юнгу. В его обязанности входит: следить за выполнением задания и заполнять оценочные листы (учитель знакомит с критериями оценки). А теперь, юные искатели приключений, в путь!

Итак, наш корабль отплыл от острова. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение, корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте!

Задание 1

Каждый член команды получает карточки – задания, в которых указаны контуры географических объектов. Необходимо по контуру узнать, какой географический объект изображен на контуре.

I группа

1. Черное море

2. п-ов Камчатка

3. о. Мадагаскар

4. зал. Мексиканский

5. Гибралтарский пролив

II группа

1. Средиземное море

2. Скандинавский п-ов

3. р. Амазонка

4. Гвинейский залив

5. Берингов пролив

III группа

1. Красное море

2. п-ов Индостан

3. о. Сахалин

4. Бенгальский зал.

5. Магелланов пролив

IV группа

1. оз. Байкал

2. Аравийский п-ов

3. о. Новая Гвинея

4. Гудзонов залив

5. пролив Дрейка

V группа

1. Балтийское море

2. Пиренейский п-ов

3. о. Гренландия

4. Бискайский залив

5. Каспийское море

 (за каждый правильно угаданный объект 1 балл, всего 5 баллов).

Для проверки этого задания на кодоскопе (или интерактивной доске) высвечиваются контуры заданных объектов с ответами.

Задание 2

Карта восстановлена, и мы можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, который называется Почтовый. У местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем им разобрать почту. Итак, юнги, за работу!

Каждая команда получает по два «почтовых ящика» - конверта. Первый – с названием «Воды суши», второй – с названием «Мировой океан» и комплект карточек: зеленых, где написаны понятия, и синих с названиями географических объектов.

Задание: правильно адресовать карточку, дать определение понятия (за определение понятий максимально 3 балла, за распределение географических объектов максимально 5 баллов). Сильные учащиеся могут ответить первыми, а у слабых есть время подумать (дифференцированный подход).

I группа

Понятия:

1. Устье

2. Река

3. Полуостров

4. Ледник

5. Материк

Объекты:

1. Средиземное

2. Гавайские

3. Гольфстрим

4. Енисей

5. Ладожское

II группа

Понятия:

1.Грунтовые воды

2. Остров

3. Исток

4. Цунами

5. Канал

Объекты:

1. Миссисипи

2.Огненная земля

3. Ниагарский

4. Обь

5. Онежское

III группа

Понятия:

1. Бассейн реки

2. Залив

3.Внутреннее море

4. Дельта

5.Теплое течение

Объекты:

1. Суэцкий

2.Скандинавский

3. Нил

4. Амазонка

5. Виктория

IV группа

Понятия:

1. Водораздел

2. Порог

3. Архипелаг

4. Болото

5. Пруд

Объекты:

1. Каспийское

2. Мадагаскар

3. Конго

4. Индостан

5. Аравийское

V группа

Понятия:

1. Озеро

2. Пролив

3.Окраинное море

4. Полуостров

5.Холодное течение

Объекты:

1. Мексиканский

2. Лабрадорское

3. Марианская

4. Нил

5. Охотское

Задание 3

Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров знаний. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.

Вопросы теста на интерактивной доске. Всего в тесте 5 вопросов, за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл (максимум 5 баллов). В тесте вопросы 2-го и 3-го уровня сложности.

Правильные ответы высвечиваются на экране.

Квалификационный тест юного моряка.

1) Какова основная причина океанических течений:

а) приливы и отливы
б) постоянные ветры
в) рельеф морского дня

г) географическое положение океана

2) Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:

а) весной
б) летом
в) осенью

3) Какая часть мирового океана имеет большую соленость?

а) Аравийское море
б) Балтийское море

в) Красное море

4) Назовите материк, который омывается четырьмя океанами:

а) Евразия

б) Африка

в) Южная Америка

г) Австралия

5) Что входит в понятие «Гидросфера»:

а) моря и океаны

б) реки, озера и водохранилища

в) ледники

г) подземные воды

д) все перечисленное

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

б

а

в

а

д

Задание 4

Мы свободны и продолжаем наш путь, и корабль, следуя по заданному маршруту, попадает в залив под названием: «залив Открытий».

Помните пушкинские строчки?

«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных;
И гений, парадоксов друг!»

В этом заливе нам предстоит совершить несколько открытий, если ответим на сложные вопросы.

Каждая команда получает конверты с вопросами (по 2 вопроса на команду). При обсуждении ответов на вопросы старшие юнги оценивают участие всех членов команд. После этого все участники игры заслушивают вопросы и ответы на них. Если члены команды затрудняются ответить на тот или иной вопрос, ответ могут дать представители другой команды, получив за это определенное кол-во баллов. После ответа учеников учитель зачитывает правильный ответ.

Вопросы для 5 задания.

  1. Каким образом межпластовые воды проникают

  1. Почему вода в колодце, как правило, прозрачная и холодная?

3) В какой реке течение в среднем быстрее: в Волге или в Тереке?

4) Можно ли по водному пути из Нижнего Новгорода попасть в Москву?

5) Мертвым морем называют соленое бессточное озеро площадью 1000 км2, образовавшееся в глубокой впадине. Уровень этого удивительного водоема на 392 м ниже уровня соседнего с ним Средиземного моря. Почему это море называют Мертвым?

6) Уровень воды в различных морях и океанах – величина непостоянная. От уровня какого моря ведется отчет всех высот в нашей стране?

7) Если прорыть канал из Аральского моря в Каспийское, откуда потечет вода: из Аральского в Каспийское или из Каспийского в Аральское?

Выполняют задание в рабочем листе, самостоятельно подсчитывают баллы.

Каждый ученик поучает по одной зеленой и по одной синей карточке. Выполняют задание, распределяют карточки по конвертам. Учащиеся дают определение полученных понятий.

Выполняют тест.

Учащиеся сами проверяют правильность написания тестов, а старший юнга выставляет оценки. Подсчитывают баллы и выставляют в рабочий лист.

Ответ: Пласты горных пород не везде залегают горизонтально, они могут изгибаться. Это приводит к тому, что нижние водоносные слои могут выходить на поверхность, и в них будет попадать атмосферная влага и накапливаться на водоупорных пластах.

Ответ: Подземные воды образуются путем просачивания атмосферной влаги вглубь. При просачивании вода фильтруется и становится чистой, без примесей. С этим связана ее прозрачность. Подземные воды образуются на некоторой глубине, а с глубиной температура пород быстро понижается.

Ответ: Течение быстрее в Тереке, т.к. эта река горная и высота ее истока значительно превышает высоту устья.

Ответ: Можно из Н. Новгорода проплыть по р. Волге и по каналу им. Москвы.

Ответ: Соленость в этом море в несколько раз превышает соленость морской воды. Вода Мертвого моря напоминает рассол, сделала его необитаемым.

Ответ: За начало высот в нашей стране принят уровень Балтийского моря. От него и отсчитывают все абсолютные высоты.

Ответ: Из Аральского в Каспийское, т.к. уровень Каспийского моря ниже, чем Аральского.

Подсчитывают баллы, заполняют рабочий лист.

Физминутка.
(2 минута)

Игра "Широта и долгота".
Вы быстро вспоминаете, где находятся географические

объекты. Те, которые представляют "широты" и "долготы"

должны быстро присесть. Кто ошибся – получает

штрафное очко.

  1. Черное море  (с.ш., в.д.)
  2. Огненная Земля (ю.ш., з.д.)
  3. Каспийское море (с.ш.,  в.д.)
  4. Остров Мадагаскар (ю.ш.,  в.д.)
  5. Полуостров Аравийский  (с.ш., в.д.)
  6. Остров Ява (ю.ш., в.д.)

Учащиеся разделены на северное, южное, западное и восточное полушарие. Приседают.

Применение знаний и умений в новой ситуации

(5 минут)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконт-

роль;

Познавательные УУД:

– выделяют существенные характеристики объекта с помощью модели;

- осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные УУД:

- строят рассуждения, понятные для собеседника;

- умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Каждой команде выдается модель ″Речная долина″. В течение 2 минут вы должны объяснить, что это за объект и рассказать о его составных частях.

Модель – это упрощенное подобие реального объекта.

Описывают объект, рассказывают о его составных частях. За правильный ответ учащиеся получают дополнительные  баллы.

Обобщение и систематизация знаний.

(10 минут)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- отрабатывают способ в целом;

- осуществляют пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

- умение анализировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причинно-следственные связи;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- воспринимают ответы учащихся;

- доносят свою позицию для других;

- умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес;

- самоопределение, самосоз-

нание.

Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разрешить спор: «Мировой океан и внутренние воды» – это благо или беда? Для нашего спасения придется потрудиться и помочь пиратам.

Для рассмотрения вопроса о значении внутренних вод учитель организует дискуссию. Для этого знакомит учащихся с памяткой: «Как вести дискуссию»:

- В споре не допускай тона превосходства, уважай мнение товарищей.

- Вступая в дискуссию, представляй предмет спора.

- Не повторяй то, что уже было сказано.

- Внимательно слушай товарищей, имеющих противоположные точки зрения, найди в них сильные и слабые стороны.

- Опровергни их доводы.

Какое значение имеют «Мировой океан и внутренние воды» в жизни человека?

Три группы выделяют положительную роль Мирового океана и внутренних вод в жизни и хозяйственной деятельности человека, а две группы – отрицательную.

Итоги дискуссии.

Учитель обращается к участникам двух других групп с вопросом: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?»

Подводя итог дискуссии, предлагает учащимся сделать вывод о значении гидросферы. Учитель подводит к тому, что человек обязан очень бережно относиться к этому компоненту природы, который является частью географической оболочки Земли. Гидросфера находится в тесном взаимодействии с другими оболочками Земли, образует единый комплекс, частью которого и является человек.

Критерии за работу в дискуссии.

1 балл – я знал вопрос, но не выступил.

2 балла – я участвовал в сборе информации и анализе.

3 балла – я знал ответ и поделился информацией с другими.

4 балла – я внес и сумел доказать свое конструктивное предложение, сделал вывод.

Один из учеников читает памятку вслух, у каждой команды есть своя памятка

Учащиеся, рассмотревшие первую часть вопроса, высказывают свою точку зрения. Перечисляют следующие позиции: значение Мирового океана и внутренних вод для жизни человека очень велико:

1) внутренние воды – источник питьевой воды;

2) океаны, моря, реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);

3) можно использовать энергию приливов, отливов и рек;

4) моря, реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;

5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;

6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);

7) реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;

8) побережья океанов, морей, рек, озер – прекрасные места для отдыха людей.

9) на шельфе морей добывают полезные ископаемые.

Участники двух других групп высказывают свою точку зрения с позиции отрицательного воздействия внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Мировой океан и внутренние воды могут причинять и вред:

1) разливы на реках и озерах приводят к сильным наводнениям, т.е. к стихийным бедствиям, в результате которых гибнут люди, разрушаются хозяйственные объекты;

2) подземные воды, размывая горные породы, образуют пустоты, что приводит к образованию карстовых провалов, это препятствует строительству;

3) малые реки, ручьи способствуют образованию оврагов, что мешает распашки земель;

4) большое количество болот препятствует развитию сельского хозяйства;

5) цунами, тайфуны.

Ребята делают вывод о том, что больше положительного в значении Мирового океана и внутренних вод для жизни человека.

Подсчитывают баллы за дискуссию.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(3 минуты)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- осуществляют пошаговый контроль по результату;

- оценивают совершенствование контроля.

Познавательные УУД:

– выполняют работу, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений;

- оценивание своих действий.

Подходит к концу наше путешествие, прямо по курсу остров Школьный. И пока старшие юнги подсчитывают средние баллы и выставляют оценки, а так же по подсчетам общего балла в каждой каюте, мы выясним, какая каюта была образцовой (элемент соревнования).

Вспомните те вопросы, которые вы поставили себе в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы?

Команды подсчитывают количество баллов. Учащиеся заполняют рабочие листы, узнают свой результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(1 минута)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- планирование и коррекция.

Познавательные УУД:

- смысловое оценивание домашнего задания.

Коммуникативные УУД:

- умение структурировать знания.

Повторить все термины по теме "Гидросфера", ответить на вопросы на стр. 104-105.

Записывают в дневник.

Рефлексия (подведение итогов занятия)
(1 минута)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Познавательные УУД:

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Каждый из вас возьмет на столе смайлик и изобразит свое настроение на уроке, а с обратной стороны ответьте на вопросы:
знаю______
запомнил______
смог______

Берут смайлики и отвечают на вопросы.

Таблица  № 4  Дидактические задачи этапов урока.

Этапы урока.

Дидактические цели и задачи урока

1. Организационный процесс

Деление класса на группы, организация деятельности школьников внутри группы.

Назначение экспертов. Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний. Игровой момент: обыгрывание начала путешествия, знакомство с его «маршрутом».

Создание эмоционального фона урока, формирование мотивации.

Установить тематическую рамку («могу»).

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»).

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

2. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.

1) определение по контурам географических объектов, самопроверка на основе правильных ответов.

Развитие эмпирических знаний учащихся, пространственного мышления и картографических умений.

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями.

2) выполняя второе задание, учащиеся дают определения географических понятий и классифицируют части гидросферы на воды суши и объекты мирового океана. Сильные ученики отвечают без подготовки, а слабым учащимся дается время подумать. Взаимоконтроль.

При выполнении данного задания, развивать у учащихся активность самостоятельность.

Используя метод взаимопроверки, способствовать повторению и закреплению знаний, умению классифицировать географические объекты.

Осуществлять дифференцированный подход к учащимся

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.

3) написание текста с закрытыми ответами с включением вопросов II и III уровня сложности.

Самопроверка текстов по ключу.

Формировать навыки самоанализа и самооценки.

4) Ответы на занимательные вопросы (обсуждение ответов в группах)

Самооценка учащихся при ответах на вопросы.

Данное задание развивает умение детей осмысленно воспринимать знание, давать оценку отдельным фактам, анализировать, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.

В процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы развивать коммуникативные навыки. Способствовать созданию успеха – условие для реализации личности.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Дискуссия на тему:

«Значение Мирового океана и внутренних вод в жизни и хозяйственной деятельности человека»

Самооценка учащихся в дискуссии

На основе деления учащихся по различиям индивидуальных особенностей осуществляется дифференцированный подход. В процессе дискуссии выявляется значение внутренних вод.

В итоге необходимо подвести учащихся к выводу о необходимости охраны данного компонента гидросферы.

Развивать коммуникативные навыки.

4. Рефлексия. Подведение итогов игры

Оценка степени успеха по количеству набранных баллов.

Выявление группы, которая заняла I место по количеству баллов.

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.

Учащиеся отслеживают и анализируют результаты свей деятельности и наряду с количественной оценкой дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ

Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...