Урок географии в 6 классе "Гидросфера. Воды суши"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Аносова Жанна Ивановна

Разработка урока с использованием компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гидросфера

Урок №31

Тема: «Воды суши. Подземные воды

Цели урока: 1. Сформировать представления о видах подземных вод суши.

                      2. Развивать логическое мышление, умения добывать информацию и работать с информацией.

                      3. Воспитывать бережное отношение к подземным водам.

Оборудование: демонстрационная таблица «Подземные воды», оборудование и материалы для опытов, компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Тип урока: «открытие» нового знания

Формы работы на уроке: индивидуальные

                                            групповые

                                            коллективные

                                            фронтальные

                                            устные

                                            письменные  

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: настроить учащихся на активное и сознательное усвоение материала, включить в целевой ритм работы

Сообщение задач урока:

-Сегодня на уроке вы узнаете об одном из видов внутренних вод – вод суши.

Перед вами стоит задача – научиться различать и обосновывать  подземные воды суши и их происхождение

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Фронтальная беседа с учащимися:

Вас не удивляет тот факт, что в земной коре есть воды? Какой возникает первый вопрос? (Как она туда попала?)

Предположение учащихся:

- Атмосферные осадки просочились в недра земли.

Проверим ваши предположения

          2. Посмотрим, как это происходит в действительности. Проделаем опыт №1

      - Перед вами два стакана, две воронки. В воронке №1 – песок, в воронке №2 – глина

  Нальём в обе воронки воду. Наблюдаем. Песок воду пропустил, а глина – нет.

Вывод: есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают, вода могла просочиться в недра земли

      3.Работа с учебником. Найдите в учебниках названия таких пород, составьте в тетради схему

Горные породы

водопроницаемые

Водонепроницаемые

Песок

Гравий

Галька

Щебень

Кварцит

Глина

Мрамор

Базальт

гранит

сравните скорость просачивания в двух водопроницаемых пород: песок и гравий (наблюдения учащимися опыта №2)

Какой можно сделать вывод? (Чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды)

Ознакомимся с типами горных пород по степени насыщения воды: водоносные слои и водоупорные. подпишите к схеме, где они находятся. С какими слоями совпадают водопроницаемый – водоносный, водонепроницаемый – водоупорный.

Есть межпластовые, грунтовые воды.

Вывод: вода с атмосферными осадками просачивается через водопроницаемые породы и накапливается на водоупорных породах

III. Первичное закрепление.

1. Отчёт о работе Сергеевой Елизаветы : Презентация №1

Цель: закрепить и углубить полученные на уроке знания

  • Вывод: Подземные воды образовались в результате просачивания, охлаждения водяных паров, поднимающихся из земных глубин. Воды глубоких зон—это остатки морей, неоднократно затоплявших Русскую равнину в далекие времена.

2. Самостоятельная работа. Работа по вариантам:

1 вариант – прочитает в учебнике и подпишет, где на рисунке находятся межпластовые, а где – грунтовые воды.

2 вариант – записывает в тетрадь определение, как понимают грунтовые и межпластовые воды.

3.Самопроверка выполненной работы на компьютере (Слайд №1, слайд №2), самооценка.

4.Сообщение заранее подготовленным учеником о необходимости охраны подземных вод.

IY. Тест

Цель: проверить усвоение изученного материала, умение применить полученные знания на практике

Y. Рефлексия деятельности (итог урока)

Какие виды  подземных вод знаете?

Назовите основные причины образования подземных вод.

YI. Домашнее задание

$52, географические задачи

Борисова Елизавета готовит презентацию №2 «ПОИСК ВОДЫ НА ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ», защита которой состоится через 2 недели во время предметной недели географии

Самоанализ урока (полный комплексный)

В 6 – б классе 17 учащихся.  Не обучаемых учащихся в классе нет. 4 ученика имеют средние способности, нередко требуют помощи и контроля со стороны учителя, 8 учащихся высокие способности и проявляют огромное желание и интерес к предмету, 5 учащихся ответственно относятся к уроку, систематически готовятся, понимают материал.

Тип урока: открытие нового знания

Основная дидактическая задача урока: сформировать представления о видах подземных вод суши

Урок в теме «Воды суши» № 8

Структура моего урока состоит из 6 основных этапов, которые позволили решить на уроке обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Во временные рамки  урока я уложилась.

Центральное место в уроке было отведено изучению нового материала. Все требования программы по данному вопросу получили отражение в уроке. Дети при восприятии нового материала были активны. Считаю, что новый материал поняли, полученные знания пробудили их познавательный интерес, что выразилось в активном массовом желании работать с дополнительными источниками по данному вопросу. Учитывая индивидуальные особенности данного класса, сложность изучаемого вопроса, новый материал я дала наглядно - практическим методом с элементами поиска  с целью развития познавательных умений и навыков учащихся.

На этапе первичного, сопутствующего закрепления слово было предоставлено Борисовой Елизавете (одной из сильных учащихся), которая самостоятельно добывала знания по теме урока. Презентацию считаю удачной, девочка прекрасно справились с заданием. В её презентации не только прозвучал программный материал, но информация вышла за рамки урока, что способствовало углублению знаний по теме урока.  Закрепление нового материала прошло успешно: учащиеся ответили на контрольные вопросы, повторили выводы.

На следующем этапе урока ученики готовились к контролю ЗУН по новой теме – самостоятельно работали с учебником. Проверка выполнения самостоятельной работы проведена на компьютере. Учащиеся сами проверяли свои работы и оценивали знания – готовы ли к выполнению теста. Неуверенным в своих знаниях учащимся была дана возможность повторить материал по учебнику.

На этапе проверки полученных по данной теме знаний был проведён тест, охвачены 100% учащихся.

Результаты теста следующие:

По списку - 17

Выполняли -17 учащихся

Справились – 17 – 100%

Без ошибочных работ – 12 – 70%

1- 2 ошибки – 4 – 24%

3 ошибки 1 – 6 %

Оценки: «5»– 12 – 70 %

               «4»- 4 – 24%

               «3» - 1 – 6%

Качество знаний по данному уроку составило 94%.

На уроке учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, что способствовало развитию детей.  

            Материал урока способствовал формированию мировоззрения учащихся, бережному отношению к природным ресурсам. Урок носил практическую направленность (презентация  Борисовой Елизаветы №2). На уроке я формировала умения самопроверки и самооценки знаний, использовала воспитательные возможности оценивания учащихся.

              Основные дидактические принципы соблюдены. Новые знания  ученикам объяснены доступно, научно, с использованием наглядности, последовательно, прослеживается связь теории с практикой,  знания учениками усвоены сознательно и активно, о чём свидетельствует результативность урока (качество -94%)

            Мне удалось достигнуть контакт с классом, на уроке царила спокойная рабочая атмосфера, учащимся на моём уроке было комфортно.

            Недостатком данного урока считаю то, что неудачно составлено расписание, урок был шестым, и под конец урока трудно было добиваться от ослабленных физически   учеников высокой работоспособности.

         На уроке я использовала разнообразные формы и методы обучения. Считаю их применение эффективными, т.к. мой урок поставленных целей и задач достиг, результативность урока высокая.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

Презентация к уроку географии 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана.

Презентация к уроку географии 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана....

Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана

Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана...

Контрольная работа по географии к теме "Воды суши", 6 класс

Контроль знаний по теме "Воды суши", 6 класс...