План- конспект урока географии в 7 классе "Атлантический океан"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Саидова Лола Джунайдовна

Атлантический океан- третий из изучаемых в 7 классе океанов. Обучающиеся уже знакомы с типовым планом изучения океанов, используют его для характеристики Атлантики. Одновременно выполняется практическая работа в контурных картах, делаются необходимые записи в тетрадях. На этапе знакомства с новым материалом используется презентация, которая выступает как средство наглядности, что способствует развитию познавательного интереса, лучшему усвоению учебного материала, повышению темпа работы на уроке, экономии времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atlanticheskiy_okean.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 7 классе «Атлантический океан»

Цель урока: развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся в процессе знакомства с новым материалом.

Задачи урока: сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания обучающихся об истории освоения и хозяйственного использования океана. Формировать умения находить ответы на вопросы при работе с текстом учебника, картами атласов. Развивать интерес к урокам географии, способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности.

Оборудование: физическая карта мира; атласы 7 класс; контурные карты; презентация (Приложение 2); учебник «География материков и океанов» 7 класс, авторы: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоенных знаний.

- Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и его частями.

1. Фронтальная беседа по вопросам:

- Что мы называем Мировым океаном? Что вы о нем знаете? (Мировой океан- это основная часть гидросферы, воды Мирового океана занимают 75% земной поверхности. Океан един. Первыми это доказали европейцы, обогнув земной шар, не пересекая сушу. (Ф.Магеллан 1521-1524 гг.)

- Из каких частей состоит Мировой океан? (океанов, морей, заливов, проливов)

- Что такое океан? (часть Мирового океана, отделенная от него огромными частями суши- материками. Каждый океан имеет свои особые черты природы).

- Кто знает, как произошло слово «океан»? (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям жителей Древнего Востока, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало очевидно- материки омывает не река, но название сохранилось).

- Какие океаны мы уже изучили? (Тихий и Индийский)

- Что вы знаете о Тихом океане? (самый большой по площади, самый глубокий, самый древний, самый неспокойный и др.)

( у карты: Берингово море, Алеутские острова, Марианский желоб, море Фиджи, Берингов пролив)

- Каковы особенности природы Индийского океана?

( у карты: Аравийское море, Бенгальский залив, Мадагаскар, Зондский желоб, острова Кергелен)

2. А теперь небольшой графический диктант.

1. Тихий океан- самый большой океан Земли.

2. Тихий океан омывает все материки, кроме Африки.

3. Индийский океан- второй по величине океан Земли.

4. Самый глубоководный желоб в Индийском океане- Перуанский.

5. Красное море относится к бассейну Тихого океана.

▲▲

       ▼▼▼

 

  1. Самая глубоководная впадина находится на дне Тихого океана.
  2. В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного и южного полярных.
  3. Индийский океан- самый теплый океан Земли.
  4. Индийский океан- самый продуктивный океан Земли.
  5. Тихий океан- один из менее загрязненных океанов Земли.

▲▲      ▲

       ▼▼

3. Знакомство с новым материалом.

- Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и сегодня познакомимся со вторым по площади и первым по давности освоения океаном Земли- Атлантическим (записать тему урока).

- Кто подготовил информацию о том, откуда произошло это название? (Сообщение обучающегося.). Откуда произошло название Атлантический океан? (сообщение обучающегося)

Атлантический океан, часть Мирового океана, ограниченная Европой и Африкой с востока и Северной и Южной Америкой с запада. Его название предположительно происходит от Атласских гор на северо-западе Африки или от мифического погибшего континента Атлантиды.

Первым из философов античности слово «Атлантический» употребил в своих сочинениях греческий историк Геродот, писавший, что «море, по коему плавают эллины, и то, что за Геркулесовыми столпами, именуется Атлантическим». Термин «Атлантический океан» встречается в трудах Эратосфена Киренского (ΙΙΙ век до н.э.) и Плиния Старшего (Ι век н.э.), но о том, какую именно акваторию он обозначал в древности, ученые не уверены до сих пор. Возможно, так именовали акваторию между Гибралтарским проливом и Канарскими островами.

- Мы будем давать характеристику Атлантического океана по плану изучения океанов. Одновременно мы будем выполнять работу в контурных картах и делать необходимые записи в тетрадях.

1. Название, границы, размеры

На севере по параллели 68ºс.ш., южной оконечности о.Гренландия, далее по 61-й параллели до самого побережья Норвегии, продолжается граница между Норвежским морем  Северного Ледовитого океана и атлантическим Северным морем.

На юго-западе по 67ºз.д., на востоке по 20ºв.д., на юге- по 60ºю.ш.

S 91,5 млн.км², объем воды≈330 млн.км³

2. Особенности ГП

От других океанов Атлантический океан отличается сильной изрезанностью береговой линии, много рек, впадающих в океан, большая вытянутость с севера на юг. Шельфовая зона узкая.

3. Из истории исследования океана

Стр.89 учебника

4. Берега, моря, острова, их происхождение

Моря- Балтийское, Северное, Средиземное, Адриатическое, Ионическое, Тирренское, Эгейское, Мраморное, Черное, Азовское, Саргассово, Карибское.

Крупные заливы- Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Основные острова- Британские, Исландия, Ньюфауленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зеленого мыса, Фолклендские (Мальвинские)

5. Особенности рельефа дна

В геологическом отношении самый молодой, образовался около 200 млн.лет назад. По тектонической карте: на каких литосферных плитах расположен?

Средняя глубина 3600м, наибольшая 8742м (желоб Пуэрто-Рико). Шельфовая зона небольшая- около 7%.

Почти по меридиану через всю Атлантику протянулся самый длинный СОХ (≈17 тыс.км, ширина ≈1 тыс км), в северной части он выходит на поверхность- это остров Исландия.

По тектонической карте: почему образовался СОХ?

6. Свойства воды, течения

Средняя t воды +16,5ºС (в северной части +5º, на экваторе +25º, на юге 0-1º) по рис.23 стр.48 учебника

Средняя соленость 34,8‰, течения в основном меридиональные (почему?) Течения по карте рис.25 стр.51 учебника.

7. Особенности природы

Самые высокие приливы в заливе Фанди (до 18м), айсберги до широты 40ºс.ш.,

Природные пояса по рис.33 стр.68 учебника

более бедный по сравнению с Тихим океаном видовой состав растений и животных.

Уникальное море без берегов- Саргассово.

Стр.92 учебника

8. Хозяйственное значение

1. рыболовство

2. добыча п/и

3. опреснение воды

4. транспортное значение

5. рекреационное значение

9. экологические проблемы и пути их решения

По карте атласа стр. 34 (2/5 мирового улова)

Нефть: Северное море (1/4ч мировой добычи), Мексиканский залив, Средиземное море, Гвинейский залив.

Каменный уголь: Великобритания, Канада, Мексиканский залив

Приливные ЭС

Центральная Америка, С-З Африка, Суэцкий канал

Рис.47 стр.93 учебника

На благодатных берегах Атлантики раскинулись морские курорты, ежегодно привлекающие сотни тысяч туристов. Таков, например остров Тенерифе (Канары) или Рио-де-Жанейро с его живописными карстовыми останцами, побережье Средиземного моря.

По карте атласа стр.35

Каковы пути загрязнения океана?

Пути решения проблемы загрязнения (самостоятельно по §19 дома)

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Почему в Атлантическом океане нет  глубоководных желобов?

- Почему северную Атлантику называют «кухней погоды Европы»?

Д/з: § 19,  закончить практическую работу в контурных картах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 7 классе.

Урок по географии в 7 классе по теме " Освоение Земли человеком. Расселение людей по Земле". Урок посвящен изучению нового материала с использованием фрагментов мультимедиа-учебника, использовани...

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»

          Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников....

План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"

Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний....

План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»

Цикл уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера», с комплексом рабочих тетрадей к уроку. ...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...

План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...