На тему "География России. Природа и население" 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Поликарпова Ольга Владимировна

Учебная программма, включает тематическое планирование и список практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u._p._8_klass_dlya_sayta.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учебная   программа

 по учебному курсу Алексеев А.И.  География  России. Природа и население.8 класс.

   

                         8  класс (68 час., 2 час.  в неделю)

По учебнику  Алексеев А.И.  География  России. Природа и население.8 класс,  М.,  «Дрофа»,  2008г.

Пояснительная записка

       Главная  задача  курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время, сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».

2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.

3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей, семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.  

          Реализация краеведческого подхода в изучении географии России осуществляется через  систему поэлементного изучения  своего края во всех темах курса. В данном курсе отводится  10  часов.

Программа курса «География России» построена с  учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и  др.)        

            Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    Географическая  номенклатура  по курсу «География России»

                                              Книга I. Природа и население. 8 класс

Раздел 1. Пространства России

Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив, проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка; реки Амур и Уссури. Содружество Независимых Государств (СНГ). Государства — соседи РФ.

Формирование территории России: Шпицберген, Белгородская черта, Становой хребет, Новороссия, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и Приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.

                                                                               Раздел II. Природа и человек

Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-Манычская впадина; Кавказ (Большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, вулканы Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.

Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.

Внутренние воды. Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.

Живая природа. Заповедники: остров Врангеля, Центральнолесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.

                                                                               Раздел Ш. Население России

Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татария, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).

Автономная область: Еврейская. Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ачинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский.

Города-«миллионеры»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.

                   Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Природа и население», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего  68  часов; в неделю 2 час.

Плановых практических работ _21   ( из них  18 оценочных  и   3  тренировочных  и  обучающих)__

                                                             

                                                     

                                               

 

                              Тематическое  планирование

                      (по учебнику А.И. Алексеева,  География России.  «Природа  и  население», 8 класс;)

 

                             Раздел. Тема.

 Количество    часов

1

Введение.

        1 час

        Раздел 1.   Пространства России.                                                                                                  6 часов

         Раздел  2.  Природа и человек.                                                                                                         43 часа                                                                                            

2

Тема  1.     Рельеф и недра России.

        5 часов

3

Тема  2.   Климат.

        6 часов

4

Тема  3.   Богатство внутренних вод России.

        5 часов

5

Тема  4.   Почвы – национальное достояние страны.

        5 часов

Тема 5. Живая природа .

        5 часа

6

Тема  6.   В природе всё взаимосвязано (ПТК).

        3 часа

7

Тема  7.   Природно-хозяйственные зоны.

        11 часов

8

Тема  8.   Природопользование и охрана природы.

        3 часа.

9

Раздел  3.  Население России.

        16 часов

Итоговые  занятия по географии России.

         2  часа

       Всего:   68 часа

 

                                                 

                                                 

   

                         Практические   работы

                       (по учебнику А.И. Алексеева,  География России.  «Природа  и  население», 8 класс;)

№ п/п

                Практическая  работа

Тренировочная

Оценочная

Оценка особенностей географического положения России.

оценочная

Этапы открытия и освоения территории.  (таблица).

оценочная

Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур.

оценочная

Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России» конспект

оценочная

Характеристика климатических областей  с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

обучающая

Клима Прим. края. Основные характеристики

оценочная

Обобщающее повторение по теме: «Климат».

Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

тренировочная

Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр.

оценочная

к/карта. Отметить крупные реки и озера Прим. края

оценочная

Итоговое тестирование  «Внутренние воды».

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

тренировочная

Анализ почвенного профиля и описание  условий его формирования.

оценочная

Типы почв Приморского края, их характеристики

оценочная

Визитная карточка всех природных зон России.

оценочная

Заповедники Приморского  Края.  Площадь, размещение, органический мир.

оценочная

Виды охраняемых территорий и их характеристика

оценочная

Административно территориальное деление Прим. края

оценочная

Характеристика полового и возрастного состава  населения .

оценочная

Плотность населения по районам  приморского края.

оценочная

Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.

оценочная

Современный состав населения Прим. края

оценочная

Нанесение  на  к / карту городов - миллионеров,   объяснение особенностей  их  развития.

оценочная

                                                           

   Всего: Практических работ  21,    из них  18 оценочных  и   3  тренировочных .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Конспект урока на тему: "Особенности природы Австралии", 7 класс

Раскрытие причины своеобразия и неповторимости природы самого маленького материка...

Презентация на экологическую тему "Берегите природу" учащихся 5 класса МКОУ "Школа№37"

Презентация выполнена  обучающимися  5 класса МКОУ "Школа№37"  и классным руководителем Новиковой Н.А.. Предназначена для внеклассного мероприятия на экологическую тему, можно...

Тест на тему:"Человек, природа, общество" (8 класс)

Тест составлен с использованием ресурсов Интернета...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...