География Чувашии как региональный компонент образования
статья по географии по теме

Как организовать краеведческую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

География Чувашии  как региональный
компонент образования

Чумуркина Марина Валерьяновна

учитель географии МБВ(С)ОУ «ЦО №2» г.Чебоксары

        Изучение родного края на уроках географии позволяет рассмотреть историю формирования региона, культуру, быт, трудовые навыки населения, перспективы развития территории. Соблюдение преемственности с содержанием федерального компонента позволяет рассматривать "свою местность", "свой город", "свою республику" как части целого. Тем самым создаются реальные условия для развития способности учащихся "мыслить глобально, действовать локально", что особенно важно для понимания геоэкологической направленности географии.

  На протяжении всей истории изучения географии в школах России географические особенности своей местности, так или иначе, включались в учебный процесс, но при этом изменялось содержание, методика изучения, место и функция в курсах географии в целом. Большое внимание в краеведческой работе школы с целью познания края уделялось и как общественному явлению: сбору материалов, созданию краеведческих выставок, уголков, музеев для населения. Современные программы по географии продолжают ориентировать учителя на учебное краеведение. Общепризнанно его большое значение в эстетическом, геоэкологическом воспитании школьников, в воспитании у них патриотического чувства любви "к малой родине", в повышении качества знаний и умений по географии.

      Как организовать краеведческую работу?

  В нашем центре нет первой ступени начального образования, где  закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка.   Краеведческая  работа ведется у нас  в среднем и в старшем звене. Вторая ступень (основная школа)   помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе   формируется уважение к закону, ответственности перед обществом.   На третьей ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека,   учащиеся совершенствуют готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями родного края, в краеведческих викторинах, заочных путешествиях. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города и района; в сборе информации, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике.    

 Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения  ресурсов России.     главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

Календарно-тематический план по географии с региональным компонентом в 6 классе

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в не...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Рабочая программа по географии с региональным компонентом за 6 класс.

Рабочая программа с региональным компонентом за 6 класс. Материал может быть интересен молодым учителям, а также тем учителям, которые ведут 2 часа в неделю в данной параллели....

Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"

Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города....

Практико - значимый проект «Изучение краеведения как регионального компонента образования»

Изучение истории Родного края является той областью человеческого знания, которая наиболее весомо и зримо может влиять на формирование нравственных качеств растущей личности, на отношение человека к о...