Использование электронного учебника на уроке географии в 10 классе при изучении темы "Размещение населения и миграции"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Майкова Алла Геннадьевна

Урок построен с использованием электронного учебника серии «Образовательная коллекция». Диск допущен Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Мультимедиа-курс разработан в соответствии с учебником географии для 10 класса под редакцией В.П. Максаковского. Электронный носитель содержит учебный, справочный, иллюстративный материал, тесты, практические задания,  ссылки на интернет-ресурсы. А также видеосюжеты, звуковые дикторские комментарии, мультимедиа-экраны, слайды.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс [Электронный ресурс] : Мультимедиа-курс / В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя. – Электрон. дан. и прогр. – М.: ЗАО «1С»; Екатеринбург: Республиканский мультимедиа центр, 2005. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM). – (Образовательная коллекция). – Системные требования: Wimdows 95/98/ME/NT/2000/XP; Pentium 166 MMX; RAM 16 Mb; SWGA 800x600, truecolor; звуковая карта, колонки или наушники, мышь. – Заглавие с этикетки диска.

Методическая разработка урока

Тема урока: «Размещение населения и миграции»

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практическая работа, работа с атласом и контурной картой).

Форма организации деятельности: индивидуальная,  парная.

Технология: поискового обучения; ИКТ.

Цели: формирование у учащихся устойчивых знаний о размещении населения и миграциях.

Задачи:

·         Обучающие:  определить особенности размещения населения на планете;  выявить факторы, влияющие на размещение населения; познакомить с видами, причинами и последствиями миграций (с применением ИКТ).

·         Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний; развивать наблюдательность, память, логическое мышление,  умение  сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь    изученного  материала;  развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации.

·         Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений,  воспитывать информационную культуру.

Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.

Оборудование: учебник для 10 класса «Экономическая и социальная география мира», автор – В.П. Максаковский, изд. «Просвещение»;  электронный учебник; проектор;  политическая карта мира; таблицы и статистический материал (в приложениях);  атласы.

План урока

-          Приветствие;

-          Организационный момент;

-          Этап целеполагания и мотивации;

-          Работа по теме урока;

-          Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

 

Этап

 урока и

его цель

Использование ИКТ и Э О Р

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу

 

Проверка готовности класса к уроку.

Эмоциональный настрой на работу.

Подготовка к уроку, проверка присутствующих

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний

Приложение 1. Слайд №1 электронного учебника

Вспомните, что вы узнали о численности и составе населения на прошлом уроке?

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

 

Формулирование темы урока, постановка цели урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

Приложение 1. Слайд №2 электронного учебника

Вспомним определение «Размещения населения»

(Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.)

По карте  плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше, чем в прочих?

-На земле выделяются  7 районов  с наибольшей концентрацией  населения.

1. Восточная Азия.  2. Островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии. 3. Южная Азия, ядром которой является полуостров Индостан

4. Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины,

5. Центральная и южная часть западной Европы 6. Исторически наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния

7. Это центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами.

На этих территориях проживает около ¾ всего населения земного шара.

-Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.)

Принятие цели урока.

 

 

 

 

 

Работа с картой атласа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Размещение населения  КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО

 

Совершенствование знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Приложение 1. Слайд  № 3

Какие же факторы изначально влияли  на размещение населения? (природные условия)

-Какие природные факторы влияют на размещение населения? (Рельеф, климат, близость морей).

 Как влияет рельеф на размещение населения?

-Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

-Существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности, используя карты атласа, найдите и назовите эти государства. (Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.)

Следующая особенность размещения населения - УДАЛЕННОСТЬ ОТ ПОБЕРЕЖИЙ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ.

Как влияет удаленность территории от побережья на размещение населения? (1/3 НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ПРОЖИВАЮТ НА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ)

-Большинство населения внутренних районов материков селится вдоль рек.

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «Речные цивилизации» Египет (вдоль Нила), Китайская – вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская – в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье – между реками Тигр и Евфрат.  Эти цивилизации сменились «морскими» - империи Средиземноморья. Сейчас время «океанских» цивилизаций.

Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Докажите это используя климатическую карту мира.

Еще один  фактор от которого зависит размещение населения – это экономический.

Издавна люди стремились селиться в места богатые каким–либо ресурсом: лесом, землей, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. И сосредоточение населения на низменностях объясняется именно этим фактором.

 

Ответы на поставленные вопросы, используя текст учебника, карту атласа.

 

 

 

 

Люди селятся на низменностях

 

 

Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000м

 

 

 

 

Работа с картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самые густонаселенные р-ны находятся в субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата.

 

Проверка знаний

 

 

Задание. Используя разные источники информации, объясните, как на размещение населения оказывает влияние занятость населения в сельском  хозяйстве, промышленность, транспортные пути?

Обсуждение выполненной работы.

Дискуссия.

Работа с картой

Приложение 1. Слайды  № 4, 5

Вернемся к карте плотности населения. Чему равен среднемировой показатель плотности населения мира?

Дает ли этот показатель представление о реальной плотности населения в различных регионах мира? Почему?

-По карте плотности населения и политической карте атласа  определите страны с высокой  и низкой плотностью населения плотностью населения. результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения». 5 минут на заполнение таблицы

проверка таблицы

Пользуясь данными таблицы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков, народов. Миграции имеют разнообразные аспекты.  Их  исследуют ряд наук.

-Сейчас вам предстоит  вспомнить основные виды миграций и причины их вызывающие.

-Хочется обратить внимание на особую группу мигрантов-это беженцы (вынужденные мигранты)

-Как исторически складывались направления внешних миграций? -К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина - экономическая, такие миграции получили название трудовых миграций.

-Назовите главную причину таких миграций населения.

Чем привлекательны эти районы?

Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы, Турции. (слайд 13)

-Каков характер миграций в Северной Америке? (США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы, а нелегальная миграция в основном направлена из Латинской Америки.)

-Обращают на себя внимание и страны Персидского залива (слайд 14) – нефтяные короли с быстро развивающейся экономикой, которым для функционирования частного бизнеса катастрофически не хватает рабочих рук. Иммигранты в Катаре, ОАЭ и Кувейте составляют около трех четвертей от всего населения! Судя по рассчитанным миграционным коридорам, чудеса Дубайя были возведены в основном наемниками из Индии. Но законы Шариата строги: за зарплату работать – пожалуйста, а претендовать на часть доходов государства могут только исконные жители. Стать легальным постоянным жителем этих стран гораздо сложнее, чем в Европе или в Америке. (Поставщики трудовых ресурсов – Египет, Индия, Пакистан и близлежащие бедные страны).

-Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран). Можно ли судить по характеру миграций о социально-экономическом развитии стран?

-Какие вы знаете условные обозначения различных категорий лиц наемного труда? -Несмотря на экономические выгоды для стран, принимающих мигрантов, часто возникают проблемы, связанные с неприязнью местного населения приезжих, порой это выражается в массовых беспорядках, характерных для некоторых стран Европы, в т. ч. и России.

 

45чел. на 2 км2

 

 

Нет, потому что практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% населения живет в северном и восточном полушариях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миграции населения – это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ. По направленности миграции можно разделить на  (внешние и внутренние. Внешние в зависимости от направления называют эмиграцией (выезд из страны) и иммиграцией (въезд в страну).

 

Определение по карте миграционных потоков и очагов миграций.

 

Отвечает ученик, получивший опережающее задание на дом подготовить анализ диаграммы (приложения стр. 4)

Сравнительно небольшое число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов было сосредоточено в 30 странах, а в 2010 году - в 29. В этой группе стран явно лидируют США, в которых, по прогнозным расчетам, в 2010 году будет сосредоточено 20% международных мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов . Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2011 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году.

За 2000-2010 годы в девяти странах мира число международных мигрантов увеличилось более, чем на миллион человек: в США - на 8,0, Испании – на 4,6, также сюда входят такие страны как Италия, Саудовская Аравия, Великобритания, Канада, Сирия, Иордания и ОАЭ. В то же время число международных мигрантов снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч человек) и Иране (675).

 

 

Дискуссия.

 

 

 

 

 

Золотые воротнички  - научный и проектно-конструкторский персонал; белые воротнички - инженерно-технические работники и конторские служащие; серые воротнички - работники отраслей социальной сферы; синие воротнички  - рабочие, занятые физическим трудом. Бледные воротнички обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными.

Закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Приложение .

Слайд № 6

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-В чем экономическое значение миграции?

.Ответы учащихся.

Выполнение теста электронного учебника.

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

 

-Какие выводы можно сделать, подводя итог нашему уроку?

Беседа, излагают свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.

 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Домашнее задание

с. 71-74, пересказ,  дополнительный текст № 12, 13, 14 читать,

Запись домашнего задания в дневник.

Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 

Какой момент урока показался интересным?

Что запомнилось?

Что хотели узнать подробнее?

Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?

 

Выставление оценок наиболее активным учащимся.

Анализируют свою деятельность на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скриншоты с диска726.31 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных учебников на уроках

В статье рассказывается об актуальности использования электронных учебников...

доклад Использование электронных учебников на уроках ОБЖ.

выступление на методическом объединении учителей ОБЖ  Использование электронных учебников на уроках ОБЖ ....

Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"

Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....

урок географии 10 класс по теме "Размещение населения"

Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения....

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ"

Информационные технологии уверенно внедряются в школьную жизнь. Современному педагогу все сложнее без помощи компьютера и электронных средств обучения реализовать задачи, поставленные современными реа...