Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности
учебно-методическое пособие по географии (6 класс) по теме

Протасова Ирина Витальевна

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследовательской деятельности.

Данная методическая разработка содержит материал для исследовательских работ по следующим направлениям географии:

1.      Метеорология

2.      Геоморфология

3.      Гидрология

В ходе исследовательских работ учащиеся познакомятся с  методикой научных исследований, научатся самостоятельно выполнять комплексное исследование природных геосистем; оценивать экологическое состояние природно-антропогенных комплексов и разрабатывать рекомендации их оптимизации, изменения направления того или иного вида их использования. Для успешного проведения исследовательских работ учащимся необходимо кроме материала учебника также работать с дополнительной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_protasova.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

«Разработка методических рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности»

В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследовательской деятельности.

Данная методическая разработка содержит материал для исследовательских работ по следующим направлениям географии:

  1. Метеорология
  2. Геоморфология
  3. Гидрология

В ходе исследовательских работ учащиеся познакомятся с  методикой научных исследований, научатся самостоятельно выполнять комплексное исследование природных геосистем; оценивать экологическое состояние природно-антропогенных комплексов и разрабатывать рекомендации их оптимизации, изменения направления того или иного вида их использования. Для успешного проведения исследовательских работ учащимся необходимо кроме материала учебника также работать с дополнительной литературой.

Учебно-методическое планирование

практико-ориентированной исследовательской деятельности.

разделы

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Общие сведения о геоморфологических и гидрологических объектах Москвы. Характеристика климата Москвы

4

4

0

2

Исследование геоморфологических объектов Москвы

10

4

6

Подготовительный этап к исследованиям по геоморфологии

2

2

1

Изучение района исследования

1

2

Знакомство с методами исследования и оборудованием

1

Полевая практика

6

6

1-3

Воробьевы горы у смотровой площадки МГУ: изучение склоновых процессов, в т.ч. описание, измерение и характеристика оползней; проведение морфометрических измерений; анализ антропогенного воздействия.

3

4-6

Речная долина р. Водянка (левый приток р. Чертановки): изучение овражных форм рельефа и процессов оврагообразования; анализ естественного профиля реки.

3

Камеральный этап

2

2

1-2

Составление отчета на базе полученных в ходе исследования данных

2

3

Исследование гидрологических объектов Москвы

10

4

6

Подготовительный этап к исследованиям по гидрологии

2

2

1

Изучение района исследования

1

2

Знакомство с методами исследования и оборудованием

1

Полевая практика

6

6

1-6

Полевые работы в долине р. Серебрянка. Установка учебного водомерного поста. Описание физико-химических характеристик воды. Построение плана участка в изобатах. Определение расхода и объема стока реки, скорости поверхностного стока. Изучение  взаимосвязи и взаимозависимости водного потока и хозяйственной деятельности человека.

6

Камеральный этап

2

2

1-2

Составление отчета на базе полученных в ходе исследования данных

2

3

Исследование элементов погоды объектов Москвы

10

2

8

Подготовительный этап к исследованиям по метеорологии

1

1

1

Знакомство с методами исследования и оборудованием

1

Полевая практика

8

8

1-8

Оборудование стационарных метеопостов. Проведение наблюдений за суточным ходом температуры подстилающей поверхности, почвы на глубине 5, 10, 15 и 20 см, температурой воздуха на высоте 25 и 150 см, абсолютной и относительной влажности воздуха на высоте 25 и 150 см, скоростью и направлением ветра, атмосферным давлением, облачностью, формой облаков. Синхронные наблюдения на точках.

8

Камеральные работы

1

1

1

Составление отчета на базе полученных в ходе исследования данных. Построение графиков хода метеоэлементов за период наблюдений на каждой точке и их сравнительный анализ. Выявление суточных закономерностей изменения и взаимозависимостей метеоэлементов. Построение картосхем распределения метеорологических параметров в различное время суток Характеристика микроклимата исследуемого участка. Итоги наблюдений за местными признаками погоды.

1

Практико-ориентированная исследовательская работа по метеорологии  и микроклиматологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исследовательская работа по метеорологии и микроклиматологии.

Цель работы состоит в:

  • в закреплении теоретических знаний об атмосфере;
  • овладении учениками методикой полевых исследований;
  • приобретении опыта работы в природе.

Задачи работы:

  • ознакомление с устройством и принципами работы основных метеорологических приборов – термометрами, барометром-анероидом, гигрометром, анемометром, флюгером
  • обучение процессу проведения стационарных микроклиматических наблюдений;
  • развитие умений обработки результатов полевых наблюдений, их анализа и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов;

Методы исследований. На полевой практике используются как специфические физико-географические, так и междисциплинарные и научные методы.

Полевые методы

Метод балансов.

Позволяет дать количественную характеристику динамических явлений по перемещению вещества и энергии в приземном слое атмосферы на исследуемой территории. Применяется метод

частного баланса (только отдельные составляющие).

Аэрокосмический метод

Позволяет анализировать космические снимки погоды при определении генетических типов погоды за период наблюдений.

Математический метод 

Предполагает получение количественных характеристик изучаемых метеорологических параметров и позволяет обработать данные полевых исследований.

Геофизический метод.

Включает в себя изучение элементов микроклимата физическими методами. С помощью применения приборов определяются радиационные и тепловые условия подстилающей поверхности, термический режим почвы, воздуха, условия увлажнения и т.д. Метод позволяет заглянуть в механизм взаимообмена веществом и энергией в природном комплексе при формировании микроклимата исследуемой территории.

Камеральные методы:

Сравнительно-географический.

Построение и анализ хода изолиний температуры, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и др. метеорологических параметров в различных условиях подстилающей поверхности в разное время суток.

Литературно-картографический.

Метод используется при проведении камеральных работ, а также на подготовительном и аналитическом этапах исследований. Включает в себя работу с дополнительными источниками информации (специализированная литература, картографические материалы, ресурсы Интернета), которые позволяют найти необходимый материал для анализа, сравнения, обобщения и объяснения географических закономерностей, полученных в ходе практического исследования.

На полевой практике используются как специфические физико-географические, так и междисциплинарные и научные методы.

примерный план работы

День

Тема

Содержание работы

1

Введение. Методика работы с метеорологическими приборами

Ознакомление с целями и задачами работы и техникой безопасности при проведении исследований. Подготовка приборов и таблиц. Распределение на бригады.

Изучение методики работы с метеорологическими приборами.

2

Наблюдения

Исследовательские работы: Определение на плане местности мест проведения стационарных наблюдений. Описание точек наблюдения. Оборудование микроклиматических стоек. Проведение наблюдений за суточным ходом температуры подстилающей поверхности, температурой воздуха на высоте 25 и 150 см, скоростью и направлением ветра, атмосферным давлением, облачностью, формой облаков. Синхронные наблюдения на точках.

3

Камеральные

работы

Камеральные работы: Оформление таблиц стационарных наблюдений. Построение графиков хода метеоэлементов за период наблюдений. Выявление суточных закономерностей изменения и взаимозависимостей метеоэлементов.

Оборудование: Термометр, барометр-анероид, компас, анемометр, катушка компаса с вращающейся стрелкой, флюгер.

Находясь на стационарных точках, бригады ведут записи в  полевых дневниках, которые впоследствии обрабатывают в камеральных условиях

Зависимость температуры поверхности почвы от  экспозиции склона

Район наблюдений_______________________________________________________________

дата______________ время___________ бригада________

Экспозиция склона

Южная

Северная

Восточная

Западная

Температура (0С)

Примечание

Журнал наблюдений за температурой воздуха

на высоте _____________ и подстилающей поверхности

Район наблюдений________________________________________________________________

Дата______ время__________ бригада_______

№ точки

Описание точки

Температура воздуха (С° )

Примечания

Подстилающей поверхности

воздуха

Журнал наблюдения за направлением и скоростью ветра

Район наблюдений________________________________________________________________

Дата______ время__________ бригада_______

№ точки

Описание точки

Направление ветра

Скорость ветра

Журнал наблюдения за изменением влажности воздуха

Район наблюдений________________________________________________________________

Дата______ время__________ бригада_______

№ точки

Описание точки

Показатели влажности

Практико-ориентированная исследовательская работа по геоморфологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель работы: ознакомить учащихся в полевых условиях с положительными и отрицательными формами рельефа и геоморфологическими процессами Московского региона, методами их изучения и привить навыки сбора, описания и обработки полевого материала.

Задачи работы:

  • ознакомиться с методикой современных полевых геоморфологических исследований;
  • выявить различные формы рельефа и их геоморфологические особенности;
  • изучить современные факторы рельефообразования и их конкретные проявления на местности;
  • приобрести и закрепить навыки полевых исследований, камеральной обработки полученных материалов, оформлению данных полевых работ и подготовки отчетных материалов о полевых исследованиях;

Методы исследования:

Полевые методы:

Предполагают маршрутные и полустационарные исследования процессов, явлений и форм рельефа на ключевых и эталонных участках района практики с использованием необходимого оборудования.

Они включают в себя визуальное наблюдение, измерение и описание геоморфологического объекта с использованием картографических пособий и информации, полученной в ходе подготовительного этапа исследования, полевое геоморфологическое профилирование и моделирование (построение профиля местности или определенного отрезка местности).

Камеральные методы:

Предполагают работу с дополнительными источниками информации (специализированная литература, картографические материалы, ресурсы Интернета), необходимых для первоначальных знаний о местности проведения исследования (подготовительный этап) и для анализа, сравнения и обобщения, полученных в ходе практических полевых исследований данных:

построение профиля местности, геоморфологических объектов (холм, овраг, оползень и т.д.),

объяснение геоморфологических процессов,

выявление причин формирования той или иной формы рельефа,

сравнение степени изменения форм рельефа в зависимости от антропогенного воздействия и воздействия окружающей среды и т.д.

ПРИМЕРНЫЕ МАРШРУТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Маршрут 1.  Антропогенный (горнолыжный) холм в районе ст.м. Домодедовская.

Маршрут 2. Коломенское, строение речной долины Москвы-реки, изучение овражной системы.

Маршрут 3.  Воробьевы горы, изучение склоновых систем, в т.ч. описание, измерение и характеристика оползней;

Приборы и оборудование

Компас, барометр-анероид, вешки и рейки,  лопата, мерная измерительная лента (рулетка), нивелир, фотоаппарат и др.

План характеристики холма антропогенного происхождения

  1. Географическое положение и его физико-географическая характеристика
  2. Причина происхождения, хозяйственное назначение
  3. Высота холма (измеряется с помощью барометра-анероида)
  4. Длина склонов (измеряется мерной рулеткой)
  5. Крутизна склонов (определяется на глаз)

План характеристики оврага

  1. Географическое положение и его физико-географическая характеристика
  2. Причина происхождения
  3. Глубина оврага (измеряется с помощью барометра-анероида)

  1. Длина склонов (измеряется мерной рулеткой)
  2. Крутизна склонов (определяется на глаз)

План характеристики речной долины

  1. Общие сведения о реке (название реки, название главной реки, притоком, какого порядка является изучаемая река, географическое положение и его физико-географическая характеристика, исток, устье и др.)
  2. Морфометрическая характеристика: ширина долины, русла, поймы, абсолютные и относительные  высоты основных элементов долины
  3. История формирования речной долины
  4. Строение и современные геоморфологические процессы коренных берегов, микрорельеф
  5. Распределение террас, их строение, микрорельеф
  6. Пойма, строение, современные геоморфологические процессы и микрорельеф
  7. Характер русла, эрозионные и аккумулятивные формы
  8. Характеристика выходов подземных вод по склонам и в днище долины
  9. Флювиальные процессы на склонах долин, террас и поймы, формирование эрозионных и аккумулятивных форм
  10. Эрозионные и аккумулятивные процессы и формы рельефа в русле реки
  11. История заселения, характер и интенсивность прямого и косвенного влияния человека на рельеф
  12. Антропогенные формы рельефа в речной долине
  13. Прогноз развития рельефа в речной долине

План характеристики склоновых оползневых процессов

1.  Абсолютная и относительная высоты оползня

2. Особенности геологического строения территории, факторы оползнеобразования, положение оползневого массива на склоне, классификация и тип оползневого массива

3. Морфология (массив оползня, ниши отрыва, надоползневый уступ, трещины растяжения и лобовые трещины, поверхности скольжения и смещения, подошва оползня, уровень сползания, оползневые псевдотеррасы)

4. Морфометрия (форма продольного и поперечного профиля, крутизна прямого и обратного склонов оползня, экспозиция, длина и ширина оползневого массива)

5.  Внешние признаки оползневых смещения, признаки оползневых склонов

Практико-ориентированная исследовательская работа по гидрологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа по гидрологии позволяет понять место водных объектов в сложно организованных природных системах, их взаимосвязь и взаимообусловленность с другими компонентами географической оболочки.

Цели работы:

  • изучение закономерностей формирования долин и русел водотоков, картографирование отдельных участков русел водотоков разных порядков;
  • выявление взаимосвязей между водотоками разных порядков;
  • выявление взаимосвязей между водными объектами и факторами, обуславливающие их возникновение и развитие;
  • оценка антропогенного влияния на водные объекты;
  • оценка водных объектов с точки зрения рационального природопользования.

Задачи работы:

  • научиться использовать методику полевых гидрологических исследований,
  • изучать механизм формирования речного русла,
  • обрабатывать и интерпретировать полученные материалы,
  • ознакомиться с экологическими проблемами водных объектов
  • понять внутренние связи между элементами долины реки и осознать влияние различных природных факторов на формирование водных потоков
  • воспитание взаимопомощи,  
  • умения работать в коллективе,
  • в небольших группах, воспитание бережного отношения к природе.

Методы исследований: 

Полевые методы.

Предполагают исследования гидрологических процессов на местности с использованием необходимого оборудования.

Они включают в себя визуальное наблюдение, измерение и описание свойств гидрологического объекта (реки, озера, подземных вод) с использованием картографических пособий и информации, полученной в ходе подготовительного этапа исследования.

Камеральные методы:

Предполагают работу с дополнительными источниками информации (специализированная литература, картографические материалы, ресурсы Интернета), необходимых для первоначальных знаний о местности проведения исследования (подготовительный этап) и для анализа, сравнения и обобщения, полученных в ходе практических полевых исследований данных:

картографирования отдельных участков русел водотоков разных порядков;

выявления взаимосвязей между водотоками разных порядков;

выявления взаимосвязей между водными объектами и факторами, обуславливающие их возникновение и развитие;

оценки антропогенного влияния на водные объекты;

оценки водных объектов с точки зрения рационального природопользования.

Географического прогнозирования дальнейшего развития гидрологических процессов в данном регионе.

Приборы и оборудование:

Водомерные рейки, вешки, компас, поплавки, рулетки, сантиметр, веревки, термометр, лопата, секундомер,  индикаторная бумага, фильтровальная бумага, прозрачный тонкостенный стакан, яркие лоскутки,  бланки и таблицы для записей, полевые дневники, спасательные плавсредства,  аптечка, средства от комаров и от солнца.  

Формы записи полевых материалов

№ створа

№ точки

Глубина потока (м)

Донные отложения

Данные измерений скоростей потока на поверхности по створу №….

№ точки

поплавка

Расстояние между створами, м

Время,

м/с

Скорость в точке,

м/с

Средняя скорость в точке,

м/с

1

2

3

4

Форма записи изменений температуры воды

Время

Показатель температуры (С° )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках физики

В статье описаны методы формирования исследовательских навыков школьников в процессе проведения различных видов учебных экспериментов...

Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»

Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии».   Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Новизна программы «Юные исследователи» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского...