урок-изучение нового материала по теме: "Реки"
презентация к уроку по географии на тему

Ада Анатольевна Глазкова

Аннотация: урок – изучение нового материала.   Обучающиеся определяют по физическим картам крупные реки планеты, формируют представление о частях реки, речной системе.  ИКТ в форме презентации урока, ЦОРов. На уроке используется интерактивная доска, работа по  карте полушарий, атласам, контурным картам,  закрепление темы в занимательной  форме. На каждом этапе урока определяется цель и задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.34 КБ
Package icon szhataya_zip-papka.zip217.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Цели урока:

Обучающая:   Сформировать представление о реке, ее частях, речной системе.

Развивающие:

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
  4. Способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Воспитательные:

1.Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям

2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала.

3.Формирование экологической  культуры.

Задачи:  научить  определять левые и правые притоки,   характеризовать реку по плану, выделять части реки, дать им определение, исходя из наглядного материала.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России (интерактивное наглядное пособие), интерактивная доска, карточки с терминами.

                                Конспект урока

Основные этапы изучаемого материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Организационный момент. Слайд №1

Определение темы, цели и задач урока

Актуализация знаний: (разгадываем загадки)

1.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик – в роднике,  а широкий – в море.

2.Так почему же голубой
наш общий дом,
наш шар земной?

Разгадка загадки, ответы на вопрос.

Изучение нового материала.

Слайд №2 «Чуден  Днепр  при  тихой  погоде…», «Редкая птица долетит до  Днепра…» (гоголевские  строки)

  • О,Волга!..колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?

( Некрасов)

Ребята, прочтите эти строки известных вам писателей и поэтов .Попробуйте определить тему урока.

Чтение стихов и прозы на слайде. Определение темы урока: «Реки»

Итак, на первом этапе урока мы знакомимся с реками.

Обучающиеся  определяют цель и задачи на данном этапе урока

Работа с тетрадью и атласом.

Найдите на карте мира самые крупные реки и запишите их в тетрадь.

Попробуйте дать определение реке.

Определение по карте рек и запись их в тетрадь.

(варианты определения)

Демонстрация слайда №3

Внимательно посмотрите на экран.

-Откуда берут начало реки?

-А куда они несут свои воды?

(ответы- предположения)

Работа с интерактивной доской

Цель: сформировать представление о речной системе.

Учитель изображает речную систему в виде опорного сигнала(ЛОСа), разными фломастерами, показывает левые и правые притоки и просит ребят догадаться какие притоки и почему левые, а какие правые.

Делит всю речную систему на три части и заштриховывает верхнее, среднее и нижнее течение реки.

Демонстрация слайда №4

Какие части имеет река?

Самостоятельное определение цели и задач следующего этапа урока.

По слайду учащиеся определяют части реки.

Работа со словарными словами и тетрадью.

Уточним, ребята, ваши предположения по учебнику и запишем  словарные слова в тетрадь.

Запись словарных слов в тетрадь.

Слайд №5

Дайте  определение  терминов:  устье, русло, приток, исток, эстуарий, дельта.
Угадай  реку:

 Я сибирская река, широка  и  глубока.

Букву « е» на «у» смени-

Стану спутником  земли.

                                                (Лена-луна)

Ты меня,  наверно,  знаешь

 Я сказки Пушкина герой.
Но если «я»  на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                                            (Елисей-Енисей)

Работаем со слайдом.

Учащиеся дают ответы на вопросы. Устно описывают реки (по своему выбору), показывают их на карте.

Закрепление по слайду №6

Географический  диктант.
1 в.                                      2 в.
1.– речная  долина –   8.
2.—речная  система – 7.
3.– русло  реки  --       - 6.
4.– пойма  реки--       -  5.
5. – эстуарий  ---         - 4.
6.– исток  реки --        - 3.
7. – устье  реки  --       - 2.
8. – дельта  реки          - 1.

А теперь, изучив тему, с обратной стороны своих рабочих тетрадей мы напишем географический диктант.

Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

Взаимооценка.

Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, я зачитываю верные ответы, вы проверяете работы соседа по парте и ставите оценки. Критерии оценок на доске.

Проверка работ и взаимооценка.

Коррекция

-Что вам понравилось на уроке больше всего?

-Чьи рассуждения были особенно интересны?

-может быть, вы открыли сегодня для себя что-то новое?

-Спасибо за урок. С вами было очень интересно. Молодцы

Выражение своих чувств излюбленному месту летнего отдыха

   Домашнее задание. Слайд 8

Выучить словарные слова, дать устное описание реки нашего поселка Торопы по плану (внимание на экран)



Подписи к слайдам:

Географический диктант.
1 в. 2 в.
1.– речная долина –10
2.—речная система –9.
3.– русло реки -- -8
4.– пойма реки-- -7.
5. – эстуарий --- -6.
6.– исток реки -- -5.
7. – устье реки -- -4.
8. – дельта реки ------3.
9.-бассейн реки-----2.
10.-водораздел-------1.
Цели урока:
сформировать представление о реке, ее частях, речной системе.

Задачи:


научить определять левые и правые притоки, характеризовать реку по плану, выделять части реки, дать им определение, исходя из наглядного материала
Дайте определение терминов
:

устье, русло, приток, исток, эстуарий, дельта.



Угадай реку
.
Я сибирская река, широка и глубока.
Букву « е» на «у» смени- стану спутником
земли
Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой.
Но если «я» на «
н
» сменяешь, сибирской стану я рекой.

Учитель географии МБОУ»Староторопская СОШ»
Западнодвинского района, Тверской области
Глазкова Ада Анатольевна
Внутренние воды суши
На схему внимательно ты посмотри и части реки поскорей назови.
1.
Что сформировала себе река за многие годы своего существования?
2.
Что у реки постоянно занято водой?
3.
Что затопляет река во время половодья?
Список используемой литературы
1.
ледники

лед ледники
.
?

родник



Каждая река
имеет исток,
устье
,
русло
,
речную долину, пойму, притоки
Озеро
Озеро
Приток
Ледник
Река
Река
План описания реки.
1
. Главная река
, ее название,
рельеф
местности, по которой река протекает

2.Исток и устье главной реки.
3.Левые и правые притоки,

4
. Использование реки человеком.

Ребята, каков характер течения этих рек? (найдите их на карте)
Терек воет дик и злобен меж утесистых громад, буре плачь его подобен, слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов)
О, Волга!..колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?( Некрасов)
Нева всю ночь
рвалася
к морю… и спорить стало ей невмочь… Но силой ветра от залива
перегражденная
Нева обратно шла, гневна, бурлива, и затопляла острова.
(А.С. Пушкин.)
Буду очень рада, если вы
сумеете показать
на карте реки
нашей страны
Реки
:
Енисей.
Юкон.
Ангара.
Волга.
Янцзы.
Хуанхэ.
Амазонка.
Нил.
Лена.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Дидактический материал по теме « Реки России»

Материал разработан для индивидуальных занятий по развитию речи в 7  классе для детей с нарушениями слуха со сложной структурой дефекта...