Урок "Циклоны,антициклоны и атмосферные фронты"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Семенова Наталья Геннадьевна

8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 124

с углублённым изучением английского языка Санкт - Петербурга

Учитель географии: Семёнова Наталья Геннадьевна

< Мой лучший урок > в 2010-2011 учебный год.

Тема урока: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Санкт - Петербург

2010 год.

Раздел: Климат и климатические ресурсы, 8класс.

Тема урока:  Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Цель: Формирование знаний об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат.

- Сформировать знания о главных чертах климата России.

- Познакомить, научить чтению и анализу синоптической карты.

- Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие:

- Продолжить развивать умения работы с картами.

- Умение выделять главное, анализировать, сравнивать в изучаемом материале.

- Развивать интерес у учащихся.

Воспитательная:

- В процессе урока содействовать в формировании познания мира.

- Продолжить формирование нравственного воспитания.

Формы организации учебной деятельности:

 - Фронтальная

 - Индивидуальная

 Методы обучения:

 - Наглядно-иллюстративный

 - Частично- поисковый

 - Объяснительно-иллюстративный

  Оборудование:

  - Физическая карта России

  - Климатическая карта России

  - Синоптическая карта России

  - Атласы и контурные карты России

  - Компьютер, экран, проектор

  - Программная среда Power Point :Компьютерная презентация

  - Таблицы

  - Схемы

Ход урока:

 2. Организационный момент

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Перед изучением новой темы учитель ставит проблемные вопросы, на которые учащиеся должны ответить в конце урока?

- Каждый из нас интересуется прогнозом погоды, что бы точно знать:

-Будет ли сегодня дождь?

- Холодно или оттепель?

-И каковы причины смены погоды в течение дня?

2. Повторение. Проверка домашнего задания

Устный фронтальный опрос.

1. Что называют солнечной радиацией?

2. На какие виды делится суммарная солнечная радиация?

3. В пасмурный день, какой вид радиации преобладает?

4. Можно ли загореть в пасмурный день летом?

5. Как влияет подстилающая поверхность на величину отражённой радиации?

6. Что такое воздушная масса?

7. На севере Росси, какие воздушные массы господствуют? Свойства воздушных масс?

8. В умеренных широтах, какие воздушные массы преобладают?

9. Чем отличаются по своим свойствам континентальные воздушные массы и морские?

10.Тропические воздушные массы формируются над территорией России?

11. Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России?

12. Климатообразующие факторы.

3. Изучение нового материала

Тема урока: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны  Слайд №1

Цели и задачи урока для учащихся Слайд №2

-Почему меняется погода? ( Очевидно, сменяются воздушные массы)

-Какие явления при этом возникают?

-Как это влияет на погоду?

(Выявление знаний и представлений, имеющихся у учащихся из наблюдений местной погоды, передач телевидения, местных газет, радио)

1. Атмосферные фронты

Воздушные массы — очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны — атмосферные фронты, (Рассказ учителя)

Атмосферный фронт — это полоса, разделяющая разные по свойствам воздушные массы. Ширина фронтов достигает несколько километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха — смена погоды. Слайд №3

В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.

Образование атмосферных фронтов:

- Видео ролик образования тёплого фронта  Слайд №4

- Видео ролик образования холодного фронта  Слайд №5

 (После просмотра видео роликов ученики сами пробуют повторить, как образуется тёплый и               холодный фронты)

- Схема как образуется тёплый и холодный фронт  Слайд №6

  (Учитель показывает и объясняет схема на экране, ученики в тетрадях записывают)

Атмосферные фронты

   

Тёплый фронт                                                                                   Холодный фронт

1. Тёплый воздух надвигается на холодный.        1. Холодный воздух надвигается на тёплый.

2. Тёплый лёгкий воздух, поднимается вверх.        2. Выталкивает вверх лёгкий тёплый воздух.

   3. Затяжные дожди.                                               3. Ливни, грозы.

   4. Медленное потепление.                                   4. Быстрое похолодание, ясная погода.

Атмосферные фронты над территорией России:  Слайды №7-№11

- Над Россией располагается арктический и полярный фронты.  Слайд №7

Арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы.

Полярный фронт – это полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом.

 Объяснение учителя работа с картой атмосферных фронтов.  Слайд №7

Учащиеся отвечают на вопросы  Слайд №8-№11,а затем  обозначают в контурных картах расположения арктического и полярного фронтов зимой и летом над территорией России

Слайд №8

- Определите, где расположен арктический фронт над территорией России летом? (Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной  Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским  полуостровом.)

Слайд №9

- Где расположен арктический фронт зимой? ( Зимой Арктические фронты  сдвигаются к югу, но остаётся фронт над центральной частью Баренцева моря и второй Охотским морем и Корякским нагорьем.)

Слайд № 10

- Где расположен полярный фронт над территорией России летом? (1-ый летом протягивается от побережья  Чёрного моря над Среднерусской возвышенностью к Предуралью, 2 ой -  фронт расположен на юге Восточной Сибири, 3-ий – над южной частью Дальнего Востока, 4-ый – над Японским морем.)

Слайд №11

- Где расположен полярный фронт над территорией России зимой? (Полярный фронт смещается за территорию России)

- В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой? ( Зимой фронты перемещаются к югу, т.к. все воздушные массы, ветры, пояса давления сдвигаются к югу.)

2. Циклоны и антициклоны

 

В тетрадях учащиеся рисуют таблицу.  Слайд №12

Давление в центре

Как движется воздух

Токи воздуха

К чему приводит

Погода

Области формирования

Циклоны

Антициклоны

 

По ходу объяснения нового материала ученики заполняют таблицу.

Циклон.

 Слайд №14  

Циклон - атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Скорость перемещения 30-40 км/ч, подвижны.

Слайд № 15

Вихрь с низким давлением в центре.

Слайд №16

Движение воздуха от периферии к центру.

Слайд №17

 Движение против часовой стрелки к центру.

 

Слайд № 18

В центре циклона воздух имеет восходящее движение, которое приводит к охлаждению воздуха и конденсации влаги.

 

Слайд № 19

Погода пасмурная с осадками.

Слайд №20

Фото.

 

Слайд № 21

Место рождения: Северная Атлантика (о. Исландия), Охотское море (Алеутские о-ва)        

Баренцево море.

 

Слайд №22

Видео ролик: Прохождения циклона.

 -Где господствуют циклоны зимой на территории России?  Слайд №23

 -Где господствуют циклоны летом на территории России?  Слайд №24

 

Проверяем первую часть таблицы. Слайд № 25 ( фронтальный опрос учащихся)

Давление в центре

Как движется воздух

Токи воздуха

К чему приводит

Погода

Области формирования

Циклоны

низкое

против часовой стрелки

восходящие

Охлаждение и конденсация

пасмурная с осадками

Северная Атлантика, Запад Русской Равнины, Дальний Восток.

Антициклоны

Антициклон.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Слайд №26-№35

Слайд №26

Антициклон-это? (Атмосферный вихрь с высоким давление в центре)

Слайд №27

Какое давление в центре антициклона? (Высокое давление в центре)

Слайд №28

Как движется воздух в антициклоне? ( От центра к периферии)

Слайд №29

Как движется воздух по вертикали в центре антициклона? ( Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке)

Слайд №30    

В центре антициклона воздух имеет нисходящее движение, которое приводит? (Прогревание и иссушение воздуха)

Слайд №31

Какая погода в центре антициклона? (Малооблачная, летом - тёплая, зимой  - морозная)

Слайд №32-33

Фото

 

-Где господствуют антициклоны зимой на территории России?  Слайд №34

-Где господствуют антициклоны летом на территории России?  Слайд №35

Проверяем вторую часть таблицы. Слайд № 36 ( фронтальный опрос учащихся)

Давление в центре

Как движется воздух

Токи воздуха

К чему приводит

Погода

Области формирования

Циклоны

низкое

против часовой стрелки

восходящие

охлаждение и конденсация

пасмурная с осадками

Северная Атлантика, Запад Русской Равнины, Дальний Восток.

Антициклоны

высокое

по часовой стрелке

нисходящие

нагревание,

удаление от насыщения

ясная, сухая

малооблачная,

летом- тёплая,

зимой - холодная

Восточная Сибирь,

юг Русской

равнины

3.Синоптические карты — карты погоды  Слайд №36

Синоптические карты составляются несколько раз в сутки, благодаря чему можно судить о продвижении циклонов, фронтов, облачности. Сделать прогноз на ближайшие сутки, часы. Составляют такие карты по данным наблюдений метеостанций, по снимкам Земли из космоса.

Синоптические карты имеют свои условные знаки, по которым можно узнать о погоде в любом районе. Изолиниями, соединяющими точки с одинаковым атмосферным давлением, называются изобарами, показаны циклоны и антициклоны. В центре концентрических изобар стоит буква Н ( низкое давление, циклон) или В ( высокое давление, антициклон). Изобары указывают и давление воздуха в гектопаскалях (1000 гПа = 750 мм рт.ст.). Стрелками показано направление движения циклона или антициклона.

 Учащиеся знакомятся с синоптической картой Слайд №36.

Учитель показывает, как на синоптической карте отражена различная информация: давление воздуха, атмосферные фронты, антициклоны и циклоны, и их давление, области с осадками, температура воздуха.

Для предсказания погоды составляют карты за несколько сроков, и устанавливают изменение в положении фронтов, циклонов и антициклонов.

 Беседа по синоптической карте:

1. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте?

2. В какой части нашей страны господствуют циклоны? Какую погоду принесли циклоны?

3. Где господствуют антициклоны? Какую погоду приносят?

4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? Причина?

5. Для чего составляются синоптические карты?

Вернёмся к проблемным вопросам, поставленным перед объяснением новой темы

(ответы учащихся)

Каждый из нас интересуется прогнозом погоды, что бы точно знать:

-Будет ли сегодня дождь? ( Если надвигается циклон, будет дождь.)

- Холодно или оттепель? (Холодная ясная погода зимой -  антициклональный режим. Оттепель и мокрый снег - циклон)

-И каковы причины смены погоды в течение дня? (С приходом атмосферного фронта)

Повторение целей и задач урока для учащихся

4. Закрепление

Географически диктант

Из предложенных найдите признаки циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов.

1.     Атмосферный вихрь с высоким давление в центре.

2.     Атмосферный вихрь с  низким давлением в центре.

3.     Приносит пасмурную погоду.

4.     Устойчив, малоподвижен.

5.     Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.     Зона столкновения тёплых и холодных воздушных масс.

7.     Восходящие потоки воздуха в центре.

8.     Нисходящие потоки воздуха в центре.

9.     Движение от центра к периферии.

10. Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бывают тёплые и холодные.

 Ответы: Циклон: 2,3,7,10    Антициклон: 1,4,5,8,9     Атмосферный фронт: 3,6,11

Домашнее задание: параграф №9

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".

Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....

Урок географии"Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты.Циклоны и антициклрны"...

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны.

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Разработка урока по методике Шадрикова...

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Тема  атмосферные фронты, циклоны и антициклоны предназначена для 8 класса. Данный урок содержит в себе как теоретическую так и практическую часть. Учащиеся с помощью учителя делат сравнительную ...

Конспект и презентация к уроку географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

На данном уроке учащиеся должны усвоить признаки понятий «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт», причины их образования, влияния на погоду; познакомиться с синоптической картой; углубить знания о...