Элективный курс "Глобальные проблемы человечества" 10 класс
проект по географии (10 класс) по теме

Андреева Елизавета Афанасьевна

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для учащихся 10(11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной школы, способствует расширению знаний курса социально-экономической географии мира.

Задачей курса является

- формирование целостного представления о современном мире, его сложностях и противоречиях, глобальных проблемах и возможных путях их решения.

- содействие воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, а также обладающего чувством ответственности и необходимыми знаниями для решения задач во всех сферах деятельности.

Рассматривая истоки глобальных проблем современности, их остроту и взаимосвязь, региональные географические особенности проявления, роль географии в решении этих проблем, учащиеся получают первоначальные знания по проблеме глобалистики.

Цель программы - раскрыть глобальный характер таких проблем, как

- предотвращение мирового ядерного конфликта,

- надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, сохранение природной среды, управление демографическими процессами;

- разъяснить учащимся, что главное - это вера в человека, его разум, в способность сделать свое будущее истинно человеческим.

Данный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической, социальной и экологической географии.

Содержание курса способствует реализации углубленного содержания выбранных по профилю        предметов, формированию

всесторонне образованной личности, дает учащимся объективную картину мира, помогает овладеть основами географической культуры.

При изучении курса предполагается работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Теоретический и практический материал данного элективного курса рассчитан на 32 часа, при этом коллективные и индивидуальные самостоятельные работы по каждой теме, практические работы, проекты обязательны для всех учащихся.

Работа по данной программе предполагает в качестве основных использование учебников:

Максаковский В.Л. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004 г.

Лавров СВ., Гладкий ЮЛ. Глобальная география. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997, а также обширный дополнительный материал и ресурсы Интернета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот.

Утверждаю:

Директор   МОУ- СОШ №8 г.Томмот

Плышевский Ю.Н.

« ___ » __________ 2013г.

Программа электива

«Глобальные проблемы человечества» - 10 кл

Учитель географии: Андреева Елизавета Афанасьевна.

2013 г.

Программа элективного курса по географии для

10(11) класса в рамках профильной подготовки

«Глобальные проблемы человечества».

Профильное обучение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для учащихся 10(11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной школы, способствует расширению знаний курса социально-экономической географии мира.

Задачей курса является

- формирование целостного представления о современном мире, его сложностях и противоречиях, глобальных проблемах и возможных путях их решения.

- содействие воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, а также обладающего чувством ответственности и необходимыми знаниями для решения задач во всех сферах деятельности.

Рассматривая истоки глобальных проблем современности, их остроту и взаимосвязь, региональные географические особенности проявления, роль географии в решении этих проблем, учащиеся получают первоначальные знания по проблеме глобалистики.

Цель программы - раскрыть глобальный характер таких проблем, как

- предотвращение мирового ядерного конфликта,

- надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, сохранение природной среды, управление демографическими процессами;

- разъяснить учащимся, что главное - это вера в человека, его разум, в способность сделать свое будущее истинно человеческим.

Данный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической, социальной и экологической географии.

Содержание курса способствует реализации углубленного содержания выбранных по профилю        предметов, формированию

всесторонне образованной личности, дает учащимся объективную картину мира, помогает овладеть основами географической культуры.

При изучении курса предполагается работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Теоретический и практический материал данного элективного курса рассчитан на 32 часа, при этом коллективные и индивидуальные самостоятельные работы по каждой теме, практические работы, проекты обязательны для всех учащихся.

Работа по данной программе предполагает в качестве основных использование учебников:

Максаковский В.Л. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004 г.

Лавров СВ., Гладкий ЮЛ. Глобальная география. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997, а также обширный дополнительный материал и ресурсы Интернета.

Программа элективного курса по географии для

10(11)класса в рамках профильной подготовки

«Глобальные проблемы человечества».

№ урока

Содержание

Сроки

Введение (1ч)

1

Истоки глобальных проблем современности, их острота, особенности их проявления.

Т е м а 1. Экологическая проблема (5 ч)

2

Лекция:      Истощение      окружающей      среды      в      результате нерационального         природопользования,         ее         загрязнение. Экологический кризис. Главный путь решения проблемы (1 ч).

3

Практическая  работа:   Операция   «Чистое   небо».   Загрязнение атмосферы. «Озоновые дыры», «озоновый экран». Значение фреонов в нарушении озонового слоя. Парниковый эффект (1 ч).

4

Семинар: Транспорт: вчера, сегодня, завтра (1ч).

5

Лекция:     Отходы    и    излучение.     Радиоактивные    отходы    и экологические проблемы атомной энергетики (1ч).

6

Практическая работа: Леса - одежда Земли и хранители воды (1ч).

Т е м а 2. Сохранение мира на Земле (3 ч)

7

Лекция: Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны (1ч).

8

Семинар: Проблема мира и войны (1ч).

9

Семинар: «Горячие» точки мира (1ч).

Т е м а 3. Демографическая проблема (6ч)

10

Лекция:   Постановка   проблемы.   Демографический   взрыв:   его причины и последствия (1ч).

11

Практическая   работа:   Развитые   и   развивающиеся   страны: причины демографических различий (1 ч).

12

Лекция: Урбанизация в современном мире (1ч).

13

Практическая работа: Города и мегалополисы(1 ч).

14

Лекция: Будущее городов и архитектуры (1ч).

15

Защита творческих проектов: В каких странах жить лучше? (1ч ).

Т е м а 4. Продовольственная проблема (2 ч)

16

Лекция:   Источники   питания   в   прошлом   и   сейчас.   Качество питания: нормы и факты. Причины голода (1ч).

17

Семинар: География недоедания (голода). Тропическая Африка. Муссонная Азия. Латинская Америка (1ч).

Т е м а 5. Глобальный этнический кризис (1ч)

18

Лекция:    Межнациональные   конфликты.   Движение   наций   к        1 самоопределению. «Старение» наций (1ч).

Т е м а 6. Проблема здоровья и долголетия (2ч)

19

Лекция: Нозогеография. География инфекционных болезней (1ч).

20

Практическая работа: Здоровье и долголетие (1 ч).

Т е м а 7. Мировой океан и человечество (1 ч)

21

Лекция: Мировой океан и человечество. Астма угрожает океану (1ч).

Т е м а 8. Жажда угрожает планете (1 ч)

22

Лекция: Жажда угрожает Европе, Азии, Африке (1 ч).

Т е м а 9. Энергетическая проблема (1ч)

23

Лекция: Обеспеченность нефтью. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии (1ч).

Т е м а 10. Сырьевая проблема (1 ч)

24

Лекция: Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы (1ч).

Тема 11. Международная правовая защита окружающей среды (1 ч)

25

Практическая работа: Программа ООН по окружающей среде (1ч).

Т е м а 12. Преодоление отсталости развивающихся стран (1ч)

26

Лекция: Причина отсталости развивающихся стран - бедность, нищета (1 ч).

Тема 13. Другие глобальные проблемы (2 ч)

27

Лекция: Проблема преступности. Проблема технологических аварий. Проблема суицида (1 ч).

28

Семинар: Стихийные природные явления (1ч).

29

Тема 14. Программа ООН «Повестка дня на XXI век» (1ч, семинар)

Тема 15. Взаимосвязь глобальных проблем (1 ч, лекция)

30

Защита проектов новой модели цивилизации (творческая работа): «Куда идет мир?» (1 ч, обобщение знаний), творческая работа: защита проектов новой модели цивилизации.                                                            

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны усвоить:

Ведущие идеи курса «Глобальные проблемы человечества»:

1. Современная эпоха - это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира.

2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.

Учащиеся должны знать:

1. Понятие «глобальные проблемы человечества», перечень всех проблем.

2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем.

3.Ключевые понятия и термины темы: экологический кризис, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.

Учащиеся должны уметь:

1. Давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними.

2. Составлять конспект лекций.

3. Участвовать   в организации   дискуссии   (диспута)   на   тему   «Глобальные проблемы человечества».

4. Самостоятельно создавать творческие проекты по заданной теме.

Литература

1.Максаковский В.Л. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М: Просвещение, 2004.

2. Максаковский В.Л. Географическая картина  -мира. В 2-х кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. Кн. 2: Региональная характеристика мира - М.: Дрофа, 2003 - 2004.

3 Гладкий ЮЛ, Лавров СБ. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М: Просвещение, 2002.

Л.  Гладкий ЮЛ.,  Лавров  СБ.  Дайте  планете шанс:  Книга для учащихся.  -  М.: Просвещение, 1995.

5. Лавров   СБ.,   Гладкий   Ю.Л.   Глобальная   география.    11   класс.   Учебник   для общеобразовательных учебных заведений. - М: Дрофа, 1997.

6.  Родионова Глобальные проблемы человечества. - М.: Аспект-Пресс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...

Конспект урока на тему "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

Разработка урока для 8 класса по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". Материал,используемый для урока расширяет и углубляет знания об особо охраняемых территориях. Методы и приемы у...

Презентация к уроку "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

Презентация «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы" дополняет материал  урока фотографиями уникальных мест Урала....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...