Обобщающий урок по теме "Природные комплексы России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Белоконева Ирина Николаевна

Урок-игра "Морской бой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающее повторение

по теме «Природные комплексы России».

Цели:

• повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира природных комплексов России;

• знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон;

• воспитывать чувство любви к природе и окружающей среде;

• развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, логически мыслить,

Оборудование:

Карта «Природные зоны России», фишки, маркер.

Форма урока:

«Морской бой».


План - конспект урока:

I.    Организационный момент.

   II.   Правила игры.

  1. Игра.
  2. Физкультминутка.

V.   Подведение итогов. Задание на дом.

I.     Организационный момент. (2 мин.)

Сегодня меж командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди Вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди Вас.

Мы, будем рады, если Вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Я предлагаю Вам сегодня сыграть в «Морской бой».

Цель нашей игры:

• повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира природных комплексов России;

• знать и понимать основные закономерности распределения

природных зон;

• воспитать чувство любви к природе и окружающей среде;

• развить умения сравнивать, обобщать, анализировать,

логически мыслить.

Итак, если Вы не возражаете, давайте познакомимся с правилами игры.

II. Правила игры. (1 мин.)

  • Команды формирует учитель.
  • Жеребьевка определяет очередность выступления команд,
  • Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то
    другая команда может ответить и увеличить баллы.
  • Если команда, «стреляя по квадрату», попадает на число;

1        - нужно дать определение термину;

2        - нужно дать правильный ответ на вопрос;

  1. - нужно дать ответ, требующий объяснений;
  2. - задания на смекалку.

( Все числа в квадратах являются ценой вопроса)

►        Если же команда, стреляя, попадает на рисунки:

МЕЛЬ - у команды забирают 2 балла

КОРАБЛЬ - команда зарабатывает 2 балла.

II.    Игра. (20 мин.) 1а (1 балл)

Дать определение «природные комплексы». 2а (2 балла)

Чем характеризуется природная зона? За (+2 балла)

Корабль. 4а (4 балла)

Определите природную зону по описанию. Какой район, хорошо нам знакомый, расположен в этой зоне?

Зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири; увлажнение недостаточное; почвы черноземы; растительность -ковыль, типчак. За (2 балла)

Почти все природные зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем протяжении сохраняют общие черты. Чем это обусловлено? 16 (-2 балла) Мель.

26 (3 балла)

Изменяются ли компоненты природы в пространстве и во времени? 36 (2 балла)

Что такое природная зональность? 46 (-2 балла) Мель.

56 (3 балла)

   В ряде природных зон нашей страны, например в степной и лесостепной, первоначальная девственная растительность почти не сохранилась. Почему? Какие последствия этих изменений? 1р (2 балла)

Как размещены природные зоны на территории России? Показать. 1г (4 балла)

Кроссворд.

По горизонтали:

3.Основоположник советского ландшафтоведения. (Берг.) 6. Лесной   участок   в   степной   и   лесостепной   полосе,   состоящий из березы, реже осины. (Колок.)

11. Ягодное растение тундры. (Морошка.)

13.Переходная природная зона между степью и тайгой. (Лесостепь.)
15. Растение тундры, питательный корм оленей. (Ягель.)

По вертикали:

1 .Массы низших растений и животных в воде. (Планктон,)

2. Растительный мир. (Флора.)

4.Специалист, занимающийся охраной природы в лесу. (Егерь.)

5. Органическая   часть   почвы,   с   которой   связано   главное   ее свойство - плодородие. (Гумус.)

7.Кустарник пустыни. (Саксаул.)

8.Почвы, встречающиеся в лесостепной зоне. (Солонец.)

9.Грызун, обитающий в степи. (Суслик.)

10. Участок     суши,     населенный     определенными     видами     растений или животных. (Ареал.)

12. Растение степей, занесенное в Красную книгу. (Ковыль.)

14.Копытное животное, обитающее в зоне тундры. (Олень.)

IY. Физкультминутка.

1д (3 балла)

Докажите, на примере территории России, что размещение природных зон зависит от географической широты и климата.

2в (+ 2 балла)


Корабль. 2г (2 балла)

В какой природной зоне расположена Ростовская область? 2д (1 балл)

    Дать определение «фация». Зв (1 балл)

Дать определение «ландшафтоведение». Зг (4 балла)

Прирост растительности в тундре составляет за год 3-5 мм., а величина суммарной солнечной радиации в период полярного дня больше, чем на широте Москвы в эти же дни. Почему?

    3д (-2 балла) Мель.

4в (3 балла)

Узнай природную зону по описанию: почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные; леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей; растут дуб, клен, ясень, липа, амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

4г (2 балла)

Назовите все природные зоны территории России. Докажите, что они размещены равномерно. 4д (2 балла)

Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства... 5в (2 балла)

Назовите главную причину нарушения горизонтального расположения природных зон на земле. 5г (1 балл)

Найдите лишнее: черника, полынь, типчак, кострец. 5д (4 балла) Тест.

Природные комплексы России.

1 вариант.

Отметьте верные признаки.

1 .    Арктические пустыни.

а)        зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;

б)        несколько месяцев длиться полярная ночь;

в)        избыточное увлажнение, много озер и болот;

г)        значительные площади заняты ледником;,

д)        лето короткое и холодное;

е)        зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

2.        Зона тундры.

а)        средняя температура июля +5-10°С;

б)        выпадает много осадков;

в)        увлажнение избыточное;

г)        почвы подзолистые;

д)        сильные ветры;

е)        территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.

3.        Зона тайги.

а)        увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;

б)        главная ценность плодородные почвы;

в)        преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;

г)        зима холодная, лето теплое;

д)        преобладают подзолистые почвы;

е) самая большая по площади природная зона России.

                                                    Природные комплексы России.

2 вариант.

Отметьте верные признаки.

1.        Зона смешанных и широколиственных лесов

а)        суровая зима;

б)        почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;     I

в)        леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;

г)        растут дуб, клен, ясень, липа;

д)        увлажнение не достаточное;

е)        растения - амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

2.        Зона степей.

а)        зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;

б)        увлажнение не достаточное;

в)        значительная часть зоны распахана;

г)        почвы черноземы;

д)        растительность - травы: ковыль, типчак;

е)        почвы не плодородны.

3. Полупустыни и пустыни.

а)        растения: бук, граб, каштан, бамбук;

б)        встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;

в)        почвы представлены солончаками;

г)        реки полноводные, много озер;

д)        растения имеют длинные корни, листья превратились в
колючки;

е)        встречаются глинистые участки - такыры.

Y. Подведение итогов. Выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "Регионы России"

Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Обобщающий урок-игра "Внутренние воды России"

Игра проходит в несколько этапов. Ребята разделены на три группы и каждая группа получает своё задание. В игре проверяются знания географической номенклатуры, понятия и умения проводить вычисления....

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....