География религий
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Лакушина Оксана Евгеньевна

План-конспект урока географии. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_geografii.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Барлукская СОШ

План-конспект урока географии

по теме «География религий»

Класс- 10

УМК : Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

 Геграфия.10-11. М.: Просвещение,

2012.( «Полярная звезда»)

Учитель:

Лакушина Оксана Евгеньевна

Тема : География религий

Цели:

1.Познакомить с религиозной (конфессиональной) структурой современного мира, географическими аспектами религиозного состава населения мира, с  понятиями: «цивилизация», «религия», определить значение религий в истории развития культуры человечества и их влияние на жизнь людей и хозяйство мира.

2. Продолжить формирование умения использовать текстовые, картографические и электронные  источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания и   умения показывать в виде схемы знания, дифференцировав  их после использования разных источников.

3. Способствовать воспитанию религиозной толерантности.

Форма урока: урок – практикум  с использованием проектов учащихся.

Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, интернет – ресурсы, индивидуальный рабочий лист, музыка.

Методы: поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод проектов, частично-поисковый.

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Обратная связь:

  1. демонстрация рабочего листа  с выполненными заданиями.
  2. вовлечение учащихся в беседу.
  3. тестовые задания по изученной теме с демонстрацией ответов.
  4. Презентация индивидуального домашнего задания

Предварительная подготовка.

Трем учащимся дается индивидуальное домашнее задание : приготовить презентацию по темам «Христианство», «Буддизм», «Ислам». Требования : время- 3 минуты, раскрыть основные идеи религии, географию, направления, число приверженцев, влияние религии на культуру.

1. Оргмомент. Вхождение в урок. ( учитель начинает урок с притчи)

Притча о Маме

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

   — Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

   — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

   — Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?    

   — Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

   — Как и когда я должен вернуться к тебе?    

   — Твой ангел скажет тебе всё.

— А как зовут моего ангела?    

   — Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

2. Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, на доске вы видите тему нашего урока «География религий». Подумайте, пожалуйста, и  скажите,  о чем бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, что необходимо нам сегодня узнать и почему.

( ответы учащихся определяют цель урока, учитель по необходимости  дополняет или корректирует ответы  учащихся).

Вступительное слово учителя.

«Современный мир- это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, историей помогает  география религий ( часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, нам нужно разобраться с понятиями : «религия», «культура», «цивилизация». Для этого давайте обратимся к таблице 1. Установив соответствие, опираясь на свои опыт и  знания, пользуясь методом исключения,  мы познакомимся с вышеперечисленными терминами.

Словарная работа. (Работа с таблицей1.)  Цель: дать определение терминам «цивилизация», «культура», «религия», определить соотношение данных понятий. ( Количество правильных ответов равно количеству заработанных баллов)

Цивилизация

- одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Культура

- культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.

Религия

- совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их создания.

Вопрос учителя: - Как соотносятся данные понятия? ( Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию).

Вопрос учителя: Имеет ли место религия в современном мире? ( Религия оказывала и оказывает большое влияние на  общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение. Формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия до сих пор остается также важным политическим инструментом).

Работа с учебником.

Задание: пользуясь текстом учебника на странице 73, заполните  таблицу2.

Религии

Мировые

Местные традиционные верования

Индуизм

Даосизм

Анимизм

  По результатам заполнения таблицы делается вывод: религии делятся на мировые, национальные, местные традиционные верования.

Индивидуальные сообщения.

Учитель: предоставляем слово учащимся , приготовившим сообщения к сегодняшнему уроку на тему «Мировые религии». Сообщения помогут  нам понять основную идею религии, направления, проследить географию религии, оценить число приверженцев той или иной религии, влияние религии на культуру.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать из прослушанных сообщений? ( 1. По числу приверженцев христианство является наиболее многочисленной религией мира; основные его направления-православие, католицизм, протестантизм. 2. Ислам – вторая по численности мировая религия – распространен преимущественно в странах Азии и Африки. 3. Буддизм – самая древняя мировая религия, его родина – Индия. 4.Религия является неотъемлемой  и важной составной частью мировой культуры.).

Музыкальная релаксация.

Учитель: Многие талантливые художники, поэты, писатели и композиторы в своих творениях обращались к религиозной тематике. Великие композиторы Д.С.Ботнянский, А.Т.Гречанинов,  А.Д.Кастальский,  А.Ф.Львов,  П.И.Чайковский,  С.В.Рахманинов и другие писали для церкви. Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения П.И.Чайковского. Петр Ильич написал циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви «Литургии святого Иоана Златоуста» и «Всенощному бдению». В состав первого входит «Тебе поем».

Работа в парах ( с таблицей 3), ( проверка – блиц-опрос)

Учитель: Вы прослушали содержательные сообщения одноклассников. В  сообщениях  были приведены примеры, где, в какой стране или регионе исповедуется та или иная религия. Я предлагаю вам поработать над таблицей 3. В помощь можно использовать карту учебника на стр.74 ( рис.30. География религий), информацию учебника на стр.76-77.

Мировые религии

Национальные религии

Местные верования

Христианство

Ислам

Буддизм

иудаизм

Синтоизм

Даосизм и конфуцианство

католицизм

православие

протестантизм

шиизм

суннизм

махаяна

хинаяна

3. Закрепление изученного материала.

Тест.  (самопроверка)

1. Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам-

А) религия Б) культура В) цивилизация

2. Крупнейшая по числу верующих религия.

А) христианство Б) буддизм В) ислам

3. Ислам исповедует большая часть населения

А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки

4. Самая «католическая» по числу верующих страна мира-это…

А) Бразилия Б) Испания В) Италия

5. Какой город является центром паломничества буддистов-ламаистов?

А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим

6. Страна с наибольшим количеством мусульман.

А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия

7. Установите соответствия:

А) нирвана

1. буддизм

Б) троица

2. ислам

В) каббала

3. христианство

Г) хадж

8. В каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:

А) буддизм

1. Рим

Б) ислам

2. Мекка

В) католицизм

3. Лумбини

9. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства?

А) католицизм Б) конфуцианство В) православие

10. В каких странах господствующей религией является ислам?

А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран

Б) Саудовская Аравия, Ирак, Индия

В) Саудовская Аравия, Иран, Индия.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнить задания на стр.77 к параграфу 17.

5. Заключительное слово учителя.

Притча о Боге

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.

Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

 

Рабочий ( оценочный) лист

Вид работы

Максимальное количество баллов

Заработанное количество баллов

Таблица 1

3

Таблица 2

9

Таблица 3

11

Тест

10

Итого баллов

33

Оценка :

«5»- 33-28

«4»- 27-23

«3»- 22-17

«2»- 16 и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

география религий урок 10 класса

мировыве и национальные религии. народы, исповедующие  мировые и национальные религии.  карта мира, распространение религий....

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».

В работе представлен план-конспект урока  «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий». Предмет география. Класс 8. Базовый учебник: В. Б. Пятунин Е.А. Таможняя...

География мировых религий

В своем опыте мне бы хотелось передать ту сторону урока, где на фоне сложных межличностных отношений в учениках развивались бы навыки сотрудничества и сплоченности. Терпимость, доверие, чуткость, вним...