Урок географии. 6 класс. Тема "Ветры"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Лакушина Оксана Евгеньевна

Цели: 1) обучающая :  формировать понятие о ветре, факторах его возникновения, характерных особенностях, значении ветра для атмосферы и хозяйственной деятельности человека;  закрепить основные термины и понятия прошлого урока;

2) развивающая:  развивать навыки решения географических задач, способствовать активизации мыслительной и познавательной деятельности и самостоятельной  писково- творческой деятельности;

3) воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности  и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vetry_urok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Ветер.

Цели: 1) обучающая :  формировать понятие о ветре, факторах его возникновения, характерных особенностях, значении ветра для атмосферы и хозяйственной деятельности человека;  закрепить основные термины и понятия прошлого урока;

2) развивающая:  развивать навыки решения географических задач, способствовать активизации мыслительной и познавательной деятельности и самостоятельной  писково- творческой деятельности;

3) воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности  и самостоятельности.

Задачи:

1) опираясь на личный опыт учащихся сформулировать понятие о ветре, его значении.

2) познакомить с факторами возникновения ветра и его характерными особенностями .

3) активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

  1. наглядно-иллюстративный
  2. беседа
  3. частично-поисковый
  4. поисковый

Средства обучения:

  1. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюкова .География. Начальный курс.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Таблица «Шкала Бофорта»
  4. Слайдовая презентация урока.
  5. Карточки с индивидуальным заданием.

2. Повторение.

1. Словарная работа. 1) Учитель предлагает учащимся толкование терминов, ученики в тетради записывают ответы в столбик.

  1. Воздушная оболочка Земли.
  2. Скопление капель воды в верхнем слое атмосферы.
  3. Скопление капель воды в приземном слое атмосферы.
  4. Количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 куб.метре.
  5. Воздух, который не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит.
  6. Вода, выпадающая на земную поверхность в виде капелек или кристалликов.
  7. Вода в газообразном состоянии.
  8. Смесь газов, из которых состоит атмосфера.
  9. Самое холодное время года.
  10. Облака, образующиеся при поднятии теплого воздуха над поверхностью земли на высоте 2-3 км.

Ответы:

  1. Атмосфера
  2. Облака
  3. Туман
  4. Абсолютная влажность
  5. Насыщенный
  6. Осадки
  7. Пар.
  8. Воздух.
  9. Зима.
  10. Кучевые

2) На листах бумаги запишите в строчку буквы в следующем порядке:

  1.  1 буква 9 слова – ответа
  2. 1 буква  1 слова-ответа
  3. 4 буква 6 слова – ответа
  4. 4 буква 3 слова – ответа
  5. 3 буква 10 слова – ответа
  6. 2 буква 5 слова – ответа

Вопрос: Какое слово у вас получилось?  (задача). Хорошо, это будет  следующее задание, а пока проверим  подробнее словарные слова.

За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл.

Баллы выставляются в листы достижений.

2. Задача.

Какой будет температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 000 метров, если в приземном слое атмосферы она в данный момент времени равна  24 *С?

3. Изучение новой темы. 

Учитель предлагает отгадать загадку.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде-

Миг- и нет его нигде.

  ( Ветер).

Тема нашего урока звучит сегодня так же , как отгадка -  «Ветер». Что же это такое?

Выслушиваются ответы детей, обобщаются и дается определение.

Ветер – горизонтальное движение воздуха из области высокого давления в область низкого давления.

 Характеристика ветра. ( Во время рассказа учитель делает краткие записи на доске, дети в тетрадях)

  • Ветер всегда дует из области ВД в область НД ( ВД- НД). Он  обладает скоростью и направлением ( скорость ветра измеряется в м/с).
  • Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер ( б разница Д- ветер).
  • Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра.
  • На направления ветра так же влияет и отклоняющая сила полушарий, вправо- в северном, влево- в южном ( вправо - СП; влево - ЮП).

 Значение ветра.

  • Ветер великий в природе работник.

Вспомните , еще А.С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляните на небосвод-

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам , и

Громоздят они причудливые формы.

В Гюго.

  • Очищает воздух.

      Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер « съедает « горы, сглаживает их.

       Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

А.С. Пушкин

На территории Казахстана расположен прославленный курорт « Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер.

 Шкала Бофорта.

     - Как вы думаете , где ветры сильнее- у поверхности земли или на высоте? ( На высоте- они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)

   Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила.

Направление ветра- это направление , откуда дует ветер ( западные ветра дуют с запада, восточные – с востока). Существуют главные направления ( север, юг, запад, восток) и промежуточные ( ( северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра – по шкале баллов, которые предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке-17-балльная.

На доске таблица:

балл

название

Скорость , м/с

0

Штиль

0-0,2

1

Тихий ветер

0,3-1,5

2

Легкий ветер

1,6-3,3

3

Слабый ветер

3,4-5,4

4

Умеренный ветер

5,5-7,9

5

Свежий ветер

8,0-10,0

6

Сильный ветер

10,1-13,8

7

Крепкий ветер

13,9-17,1

8

Очень крепкий ветер

17,2-20,7

9

Шторм

20,8-24,4

10

Сильный шторм

24,5-28,4

11

Жестокий шторм

28,5-32,6

12

ураган

32

На метеорологических станциях направление , скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. ( демонстрация прибора).

Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.

 Характеристика типологии ветров и рассмотрение рисунков.

   Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры, вызванные местными условиями ( температурой, орографией) ; ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.

  • К местным ветрам  термического происхождения относятся бризы- это ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время года, когда контраст температуры ( вода- суша) наибольший.

Ночной ( береговой) бриз дует со стороны быстро остывшей суши в сторону водоема,  дневной

 ( морской) бриз – со стороны водоема в сторону нагретой суши. Они охватывают слой воздуха в сотни метров и проникают в глубь суши ( моря) на несколько километров или десятки километров. Лучше выражены в безоблачную антициклональную погоду. Весьма характерны на западных побережьях тропиков, где нагретые материки омываются водами холодных течений. Этим объясняется глубокое ( до 50 км) проникновение на сушу дневного морского бриза. С бризами связаны весьма низкие для тропиков температуры побережий (15...20 С) и большая влажность воздуха береговых пустынь.

Сообщение учащихся об урагане, приготовленное самостоятельно.

4. Закрепление.

Тест.

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении – это…

 А. Ветер

Б. Осадки

В. Цунами

2. Почему воздух движется?

А. Из-за  насыщенности водяными парами.

Б. Из-за разницы в атмосферном давлении.

В.Из-за  неравномерного выпадения осадков.

3. Что имеет ветер?

А. Температуру.

Б. Влажность.

В.Скорость.

4. Как называется прибор для измерения скорости ветра?

А. термометр

Б. барометр

В. Анемометр

5. Ветер, дующий днем с моря на сушу, называется…

А. Муссон

Б. Метель

В. Бриз

6. Ветер, дующий ночью с суши на море, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пурга

7. Ветер, дующий зимой с материка на океан, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пассат

         5. Подведение итогов урока. Рефлексия.  д/з п.38.

                1. .Движение воздуха в горизонтальном направлении – это…

 А. Ветер

Б. Осадки

В. Цунами

2. Почему воздух движется?

А. Из-за  насыщенности водяными парами.

Б. Из-за разницы в атмосферном давлении.

В.Из-за  неравномерного выпадения осадков.

3. Что имеет ветер?

А. Температуру.

Б. Влажность.

В.Скорость.

4. Как называется прибор для измерения скорости ветра?

А. термометр

Б. барометр

В. Анемометр

5. Ветер, дующий днем с моря на сушу, называется…

А. Муссон

Б. Метель

В. Бриз

6. Ветер, дующий ночью с суши на море, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пурга

7. Ветер, дующий зимой с материка на океан, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пассат

                1. .Движение воздуха в горизонтальном направлении – это…

 А. Ветер

Б. Осадки

В. Цунами

2. Почему воздух движется?

А. Из-за  насыщенности водяными парами.

Б. Из-за разницы в атмосферном давлении.

В.Из-за  неравномерного выпадения осадков.

3. Что имеет ветер?

А. Температуру.

Б. Влажность.

В.Скорость.

4. Как называется прибор для измерения скорости ветра?

А. термометр

Б. барометр

В. Анемометр

5. Ветер, дующий днем с моря на сушу, называется…

А. Муссон

Б. Метель

В. Бриз

6. Ветер, дующий ночью с суши на море, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пурга

7. Ветер, дующий зимой с материка на океан, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пассат

                1. .Движение воздуха в горизонтальном направлении – это…

 А. Ветер

Б. Осадки

В. Цунами

2. Почему воздух движется?

А. Из-за  насыщенности водяными парами.

Б. Из-за разницы в атмосферном давлении.

В.Из-за  неравномерного выпадения осадков.

3. Что имеет ветер?

А. Температуру.

Б. Влажность.

В.Скорость.

4. Как называется прибор для измерения скорости ветра?

А. термометр

Б. барометр

В. Анемометр

5. Ветер, дующий днем с моря на сушу, называется…

А. Муссон

Б. Метель

В. Бриз

6. Ветер, дующий ночью с суши на море, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пурга

7. Ветер, дующий зимой с материка на океан, называется…

А. Муссон

Б. Бриз

В. Пассат

ПРОЕКТ УРОКА

географии в 6 классе.

Тема. Ветер.

Цели: 1) обучающая :  формировать понятие о ветре, факторах его возникновения, характерных особенностях, значении ветра для атмосферы и хозяйственной деятельности человека;  закрепить основные термины и понятия прошлого урока;

2) развивающая:  развивать навыки решения географических задач, способствовать активизации мыслительной и познавательной деятельности и самостоятельной  писково- творческой деятельности;

3) воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности  и самостоятельности.

Задачи:

1) опираясь на личный опыт учащихся сформулировать понятие о ветре, его значении.

2) познакомить с факторами возникновения ветра и его характерными особенностями .

3) активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

1. наглядно-иллюстративный

     2 .беседа

 3. частично-поисковый

  1. поисковый

Средства обучения:

1.Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюкова .География. Начальный курс.

2.Мультимедийная установка.

3.Таблица «Шкала Бофорта»

4.Слайдовая презентация урока.

5.Карточки с индивидуальным заданием.

Обратная связь:

  1. демонстрация карточек с выполненными заданиями.
  2. вовлечение учащихся в беседу.
  3. тестовые задания по изученной теме с демонстрацией ответов.
  4. рефлексия.

Подведение итогов:

  1. учет баллов, заработанных учащимися на уроке, и выставление оценки  по сумме заработанных баллов.
  2. оценивание  выступлений учащихся.
  3. оценивание индивидуальной работы учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....