Практические работы по географии
учебно-методический материал (география, 6 класс) на тему

Ликучёва Вера Евгеньевна

Практические работы по географии 6-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

График практических  работ по географии  -  6  класс

Оценочные практические работы в  6  классе

№ пр

Тема  практической работы

Сроки выполнения

 ПР № 1

 Определение объектов местности по плану, а также направлений и расстояний между ними

27.09

ПР № 2

 Обучение определению направлений по карте, определение географических координат по глобусу и карте

4.10

ПР № 3

 Топографический диктант            

11.10

ПР № 4

 Ориентирование на местности. при помощи компаса, карты и местных признаков проведение простейшей съемки местности.

25.10

ПР № 5

 Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

20.12

ПР № 6

 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

7.02

ПР № 7

Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова.                          Реки, озера, водохранилища (по выбору)        

7.03



Предварительный просмотр:

Всего - 23: устных -     17 письменных: - 6


Практические работы по географии

7 класс.

               


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Определение  по  картам  и глобусу расстояния между    точками    в    градусах    и    километрах, прокладка по карте маршрута путешествий».

(письменно)

Цель работы: формирование умений определять расстояние между двумя точками в градусах и километрах.

1.        Определите протяженность Африки в километрах с севера на юг по
20"в. д. и с запада на восток по экватору.

Решение:

1) 32° +35" =67°,в l° ~ 111 км,

2) 111 *  67° = 7437(км)

1)43° -9" =34°, в 1º~111 км

2)111*34 =3774 км

Ответ: протяженность Африки с севера на юг по 20° в. д. 7437 км; с запада на восток по экватору 3774 км.

2.        Определите протяженность Южной Америки по экватору и с севера
на юг по 70° з. д.

Решение

1).81 ° - 53 ° = 28",в 1”~111 км

2)111 * 28 = 3108 км

1)13 ° + 56" = 69 °, в 1”~111 км

2)111 * 69 " = 7659  км

Ответ: Протяженность Южной Америки по экватору 3108 км и с севера на юг по 70" з. д. 7659 км

Самостоятельно:

Определить протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш.

и с севера на юг по 60° з. д.

Решение:

I) 77 " - 61" = 16”, в 1”~111 км

2 ). 11 1   • 16" =1776  км

I). 8е + 38 " = 46 °, в 1” ~111 км

2)111 * 46  =5106   км

Ответ: Протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш. 1776 км и с севера на юг по 60" з. д. 5106 км.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 «Определение      координат      крайних      точек, протяженность,    определение    географического положения».

(письменно)

Цель работы: выявление особенностей географического положения материка: развитие умений комплексного использования физической и контурной карт.

1. Африка относительно экватора расположена в Северном и Южном полушариях.   Относительно   меридиана   большая   часть   материка находится в восточном полушарии. Северные и южные тропики пересекают Африку.

2..Крайние точки.

а). Северная   - м .Рас - Энгела  - 37 " с.ш.,10 ° в.д

б) .Южная   - м .Игольный   - 35 " ю.ш.,20° в.д

в). Западная   - м .Альмади   - 15" ели ,18 ° в.д

г) .Восточная    -м. Рас - Хафун  - 10' с.ш.,51   в.д

(д). Определить протяженность Африки с севера на юг по 20° в.д и с

запада на восток по 10° с ш.

1.

1). 33 ° + 34 ° = 67 °, в 1 ° * 111 км . 2)111*67 (),= 7437 км

2.

1) 51 ° + 14 " = 65 °,в 1~ 111 км

2 ). 111 * 65  = 7215  км Ответ: 7437 км протяженность Африки с севера на юг по 20° в.д и 7215 км с запада на восток по 10° с.ш.

  1. Африка     расположена     в     Субтропическом,     субэкваториальном, экваториальном, тропическом поясах.
  2. Африку   омывает   Атлантический,   Индийский   океаны,   а   так   же Средиземное и Красное моря.
  3. Африка соединяется Суэтским перешейком с Европой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12 «Описание     природных     условий     населения, хозяйственной   деятельности   одной   из   стран Африки».

(письменно)                                      Цель   работы:   формирование умений,  используя различные карты    атласа,    составить    краткую    характеристику    природы, населения и его хозяйственной деятельности.

План описания:

  1. Определить ареал распространения.
  2. Рельеф и полезные ископаемые.
  3. Климат и внутренние волы (температура января, июля, осадки).
  4. Почвы, растительный и животный мир
  5. Численность населения.
  6. Хозяйственная деятельность и особенности быта.
  7. Влияние хозяйственной деятельности  населения на окружающую природную среду.

1    вариант - арабы.

  1. Арабские народы проживают в Африке на севере материка, вдоль Красного, Средиземного морей до берегов Атлантического океана.
  2. Арабы проживают в Ливийской пустыне, на низменных участках береговой линии материка, в горах Атлас, в нагорьях Ахаггар, Тибести, на большей территории Сахары. Территория богата полезными ископаемыми: нефть, газ, железные руды, фосфориты, полиметаллические руды, марганцевые руды.
  3. Арабы проживают в тропическом климатическом поясе: температура июля +32 С, температура января +16 С, количество осадков от 250 до 100 и менее мм. Территория проживания арабов не богата внутренними водами, только в восточной части протекает река Нил, озер нет.
  4. Почвы: пусгынные, тропических и субтропических поясов; каштановые сухих степей;  коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, встречаются солончаки и солонцы. Животные:   антилопа   каина,   газель,   вараны,   верблюды,   фламинго, лисица-фенек, леопарды.

Растительность скудная, а местами её нет совеем.

5.        Плотность населения: на побережье Средиземного моря от 100 человек
до 10 человек на 1 кв. км, далее менее 1 чел. на 1 кв. км, имеются
территории незаселённые людьми.


  1. Вдоль побережья население занимается рыболовством, имеются крупные морские порты, обрабатываются земли, выращивают цитрусовые, вдоль устья реки Нил - хлопчатник, крупные районы распространения финиковых пальм, имеются пастбища ( овцы, козы), очаги обрабатываемых земель, а также земли малоиспользуемые и неиспользуемые.
  2. Природа сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека. Одна из трудностей борьба с движущимися песками. Разработан проект создания «Зелёного пояса»

2   вариант - Банту.

  1. Народы байту проживают на юге материка, преимущественно в ЮАР, Мозамбике, Заире. Анголе.
  2. Большая часть территории равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами: Капские, Драконовы.

Полезные ископаемые: одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых, медных, железных руд; имеются также кобальтовые руды, асбест, хромовые руды, оловянные руды.

  1. Народы банту проживают на территории тропического и субэкваториального климатического поясов: средняя температура июля от +8 до + 16 С, средняя температура, января от +24 С до + 16 С, осадков от 1000 до 500 мм в год, местами до 2000 мм. Территория богата внутренними водами: реки Лимпопо, Замбези, водопад Виктория, озёра Ньяса, Танганьика.
  2. Почвы: коричнево-красные ферраллигизированные ксерофитных лесов и кустарников, коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, красно-бурых саванн.

Растительность саванн.

Животный мир: антилопы гну, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги,

львы, леопарды.

  1. Очагами плотность населения от 10 до 100 человек на 1 кв. км до менее 1 человека на 1 кв. км.
  2. Народы банту заняты фермерским хозяйством, выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник, разводят овец и крупный рогатый скот, много фабрик и заводов, быстро развивается промышленность, народ занимается охотой и рыболовством.
  3. Число диких животных заметно сократилось и многие виды почти исчезли, особенно сократилось количество травоядных. Созданы заповедники и национальные парки. (Крупный национальный парк -Кригер).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13 «Сравнение        географического        положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различий основных компонентов природы».

(письменно)

Цель работы: выявление особенностей географического положения Австралии и сделать вывод о влиянии географического положения материка на климат и характер растительности.

План сравнения

Африка

Австралия

Находится экватора, находится полушарии

1.

Географическое

положение

2. Рельеф

3.Климатические пояса

4.Реки, озёра

5.Природные зоны

                 6. Почвы


Экватор пересекает Африку почти посередине. Большая часть   находится   в   восточном

полушарии                

Горы:        Атлас,        Капские,

Драконовы. Вулкан Камерун,
Килиманджаро,
        Эфиопское

нагорье. Восточно -Африканское
плоскогорье.
        Ливийская

тропический,

пустыня,__Сахара,  Калахари .

          Экваториальный,

субэкваториальныи, субтропический

Нил, Нигер. Сенегал, Конго, Замбези. Лимпопо. Оранжевая, озеро Чад. Виктория, Танганьика,

Ньяса                

                                            Влажных экваториальных лесов, переменно влажных лесов, саванн и редколесий (большая часть), пустынь и полупустынь

Пустынные        тропических        и
субтропических
        поясов,

красновато-бурые   опустыненных саванн.      красно-бурые     саванн, коричнево-красные ферраллигизированных ксерофитных лесов и кустарников


на     юге     от

Австралия

в      восточном

 

Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет, Большая песчаная пустыня, большая пустыня Виктория,   гора   Костюшка,

гора Брус                

                  Субэкваториальный,

тропический,

субтропический

Мурей, Дармина, озеро Эйр

                                Саванн и редколесий (большая часть), полупустынь и пустынь

Пустынные тропических и
субтропических поясов,
чёрные и серые слитые
тропических и
субтропических поясов,
красно-бурые саванн,
красные ферраллитные
сезонно-влажных лесов и
высокотравных саванн,
желтозёмы и краснозёмы
влажных лесов, коричневые
и серо-коричневые
ксерофитных лесов и
кустар никовых степей        


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

«Описание крупных речных систем Южной    

Америки и Африки,       оценка       возможностей      

и    трудностей хозяйственного освоения

бассейнов рек».(письменно)

Цель работы: формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем. План описания реки:

  1. В какой части материка течёт?
  2. Где   берёт   начало?   Куда   впадает?   К   бассейну   какого   океана относится?

3.        В каком направлении течёт? Длина реки.

  1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  2. Определите источники питания реки.
  3. Каков режим реки и как он зависит от климата.
  4. Хозяйственной использование реки. Река Амазонка.

  1. Течёт в северной части материка.
  2. Начало реки - это слияние рек Мараньон и Укаяли, впадает в Атлантический океан. Относится к бассейну Атлантического океана.
  3. Амазонка течёт с запада на восток
  4. Река течёт по низменности, длина амазонки 6400 км.
  5. Источники питания: ледниковое, дождевое.
  6. Подъём воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Это несколько сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна весь год.
  7. В пойме реки Амазонки выращиваются каучуконосы. В хозяйственных целях используют для судоходства. В водах реки водятся хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба тирука, живут кайманы, пресноводные дельфины.

Река Нил

  1. Течёт в восточной части Африки
  2. Берёт начало в Восточно-Африканском плоскогорье, впадает в Средиземное море. Относится к бассейну Атлантического океана
  3. Река Нил течёт на север материка, длина 6671 км.
  4. В верхнем течении река устремляется вниз по ущельям, образует пороги и водопады. Выйдя на равнину, она течёт медленно и спокойно.
  5. Источники питания: подземные воды, осадки.
  6. В субэкваториальном климатическом поясе, влажное лето. С приходом зенитального положения солнца наступает дождливое время. Полноводна река летом.
  7. Река Нил используется в судоходстве, воды для орошения плодородных полей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и северной Америки, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного воздействия, изменения».

(письменно)

Цель     работы:     выявление     причин,     обуславливающих чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка

План.

  1. выписать все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели
  2. Определить  черты  сходства   и   отличия   в   природных  компонентах природных зон и их расположение по территории материков.
  3. записать в тетради вывод о причинах, обуславливающих разнообразие

природных зон и характер их расположения.

Природная зона

Северная Америка

Евразия

Черты сходства и различий

Жестколистные вечно-зелёные леса

+

+

Сходства в том, что и в Северной Америке и в Евразии жестколистные вечнозелёные леса, полупустыни и пустыни, области высотной поясности, лесостепи и степи, а различия в том, что в Евразии есть переменно-влажные леса, а в Северной Америке нет. В Северной Америке есть смешанные и широколиственные леса, а в Евразии нет.

Области    высотной поясности

+

+

Полупустыни, пустыни

+

+

Лесостепи, степи

+

+

Смешанные            и

широколиственные

леса

+

-

Переменно-влажные леса

-

+

Вывод:

На материке Евразия такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям

Такая особенность расположения природных зон в Северной Америке определяется главным образом рельефом и господствующими ветрами.



Предварительный просмотр:

        Практические работы

                               по географии

                             8 класс.

Всего- 12:

устных - 7,

письменных: - 5

Учитель географии МКОУ «Гимназия» №13

Лукьянова А. А.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «Определение поясного времени разных пунктов России посредством решения задач».

(письменно)                                             Цель работы: формирование умений определять поясное время.

  1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час, за 4 минуты.
  2. Определите,   на  сколько   часовых   поясов  разделена  поверхность  всей Земли.
  3. Определите, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.
  4. Определите, в каком часовом поясе находится наш населённый пункт.

Задача №1.

Рассчитать поясное время в городе Якутске, при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 часов.

А). Определить долготу каждого из выбранных городов.

г. Ярославль  -  40 в. д.

г. Якутск-    130 в. д.

Б). Вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов,

разъединяющих эти города.

130-40 = 90

90 : 15 = 6 (поясов)

В). Определить время в г. Якутске

10 + 6= 16 ч.

Ответ: в Якутске 16 часов.

Задача № 2        по карте часовых поясов

г. Екатеринбург- 5 ч. Утра        IV ч. пояс

г. Магадан - ?        X  ч. пояс

 1)X – IV =VI ( ч) – поясов               2) 5+ 6 = 11 (часов)                                                                                            

  Ответ: в Магадане 11 часов дня.                                                                                                                                            

Задача  № 3

в г. Москве    12 ч. Дня

во Владивостоке - ?

Задача № 4

в. Москве    10 ч. утра в Магадане - ? в Анадыре - ?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Объяснение
        зависимости        расположения

крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий ».

(письменно)

 Цель     работы:     формирование     умений     комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1. Справочное содержание  тектонической и физической карт.

Крупная тектоническая структура

Русская платформа

Области герцинской

складчатости


Соответственная ей

форма рельефа

Восточно-Европейская

равнина

Сибирская платформа     Среднесибирское

\ плоскогорье
Области   кайнозойской   Карпаты,
        Крым,

складчатости        Кавказ

Урал, Тянь-Шань


Наиболее

распространённые

полезные ископаемые

Каменный уголь, газ,
нефть, соль, сланец,
железн
ые руды        

Каменный уголь, соль, графит, медные руды

Полиметаллические
медные руды, марганец,
железная                 руда,
алюминиевые руды        

Полиметаллические
и     медные     руды,
золото,      каменный
уголь.        


Вывод: (об установленной зависимости)

В кристаллическом фундаменте платформ встречаются месторождения рудных полезных ископаемых. Полезные ископаемые осадочного типа характерны как правило, для складчатых областей, краевых и межгорных прогибов.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№3  «Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой солнечной радиации, выявление особенностей распределения температуры, осадков по синоптической карте ».

(письменно)

 Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и синоптической картой.

1. Определить суммарную радиацию, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения, сделать вывод о причинах отличия.

Город             Суммар рад.

ГОДОВОе  КОл ИЧеСТВО

осадков (О)

Испаряемость (W)

Коэффициент увлажнения (К)

Архангельск-------70-------

600

400

k=o/w

600/400=1,5

Оренбург            110

200                      800

200/800-0,25

2. Определить     по     климатической     карте     суммарную     радиацию, коэффициент увлажнения для отдельных пунктов РФ

Город

Суммарная радиация

Годовое количество осадков (О)

600

испаряемость (W)

Коэффициент

увлажнения

(К)

Увлажнение

Москва

90

600

1

Нормальное

Архангельск

70

600

400

1,5

Избыточное

Оренбург

110

200

800

0,25

Недостаточ ное

Вывод:

Распределение солнечной радиации зависит от географической
широты места. К югу, особенно к юго-востоку, где годовое
количество    осадков     уменьшается
        вследствие    усиления

континентальности климата. С увеличением солнечной радиации увеличивается испаряемость, поэтому на юге районы с недостаточным увлажнением.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 «Составление      характеристики      одной      из      рек. Определение       возможности       её       хозяйственного

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ».

                                             (письменно)

Цель работы: формирование умений составлять развёрнутую характеристику реки, используя различные источники информации. Определить по картам местоположение основных речных систем, их бассейнов, режима питания, особенностей падения и годового стока реки.

ПЛАН.

1)Название реки.

2)Исток рек, направление течения, устье.

3)К бассейну какого океана относится эта река.

4)Источники питания.

5)Тип водного режима.

6)Падение и уклон реки.

7)Годовой сток .

Хозяйственное использование реки и её охрана.

1. вариант

1. река Волга.

2.Протекает по Восточно-Европейской равнине. Исток - ключ на Валдайской возвышенности, устье - Каспийское море.

3.Впадает в Каспийское море. Бассейн внутреннего стока.

4.Основное питание - дождевое, снеговое.

5.Течение спокойное, плавное. Паводок    весна, межень - осень.

6.Падение реки: Н истока - Н устья: 226-    ( - 28 ) = 254 м

Уклон реки: падение/длина: 254 / 3531= 25400:3531=     7,2см/км

  1. Годовой сток Волги 254 км
  2. Волга является крупным источником пресной воды, расходуемой на бытовые нужды и орошение. Широко используются гидроэнергетические ресурсы, рыбные запасы, транспортная магистраль. С целью охраны расширяются меры, регулирующие экологический баланс в бассейне.

2 вариант

  1. река Лена
  2. Исток реки Байкальский хребет, протекает в северном направлении между Среднесибирским плоскогорьем и Верхоянским хребтом. Устье- море Лаптевых.
  3. Относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
  4. Источники питания -дождевые, снеговые, подземные воды.
  5. Весной - половодье, зимой    межень, более 8 месяцев в году скована льдом.

6.        Падение реки: Н истока- Н устья: 1000  -  0 = 1000 м падение реки Лена
Уклон реки: падение реки   длина: 1000: 4400 = 22.7 см/км

  1. Годовой сток Лены 500 км .
  2. Река Лена используется для судоходства и лесосплава, является дешевым источником гидроэнергии, основным источником для орошения земель.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
«Оценка     природных     условий     и     ресурсов
природной зоны (по выбору) на основе анализа
карт.   Составление   прогноза   её   изменения   в
результате
        хозяйственной        деятельности

человека».

(письменно)

Цель работы: формирование умений с помощью карт атласа дать письменную характеристику одной из природных зон.

План.

  1. Границы побережья.
  2. Особенности климата
  3. Почвы
  4. Растительный и животный мир.
  5. Деятельность населения.

Природная зона - тундра.

  1. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
  2. Климат субарктический:

Суровая зима, долгая и холодная, со средней температурой -32 С, короткое лето со средней температурой +4 с на севере, +10 С на юге. Осадков мало, 200 - 300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения больше 1,5. Многолетняя мерзлота и заболоченность.

  1. Почвы    тундрово- глеевые, маломощные.
  2. Растительность: карликовые деревья, кустарники, мхи. Животные: олени, песцы, лисицы.
  3. Рыболовство, пастбища оленей.



Предварительный просмотр:

Всего- 19: устных -13, письменных: - 6


Практические работы

по географии

9 класс.

Учитель географии МКОУ « Гимназия» №13

Лукьянова А. А.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

«Определение       по       статистическим       материалам

тенденций     изменения     роли     занятых     в     сферах

современного хозяйства»                   ( письменно)

Цель работы: развитие знаний о населении России, формирование умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.

Сферы

Отрасли

Занятость

1940

1960

1980

1990

1994

Произведет венная

Промышленность и строительство

20

37

42

41

37

30

Сельское и лесное хозяйство

50

32

15

14

15

12

Транспорт и снять

6

8

10

10

8

8

Торговля, общественное  питание, маттехнич. снабжение

5

6

8

9

10

15

Жилищно-комуна льное       хозяйств бытовое обслуживание

3

3

5

6

7

8

непроизводс твенная

Здравоохранение.       образование, культура, наука

7

12

18

18

20

20

Аппарат      органов      управления, финансы,                   кредитование, страхование

3

2

2

2

3

7

Всего:

100

100

100

100

100

100

Вывод: Занятость в промышленности в 1980 гг. стабилизировалась, затем сократилась. Спад промышленности производства, после 1988 г. структура промышленности постоянно меняется. Главный фактор этих изменений -технический прогресс и связанное с ним изменение эффективности работы различных отраслей. Резко меняется число занятых людей в сфере здравоохранения, образования, культуре и науке, в связи с прогрессом и значимостью них отраслей. Число занятых в отрасли сельского и лесного хозяйства после 60-х годов резко сокращается по причине миграций населения в города.

2. Задание: привести примеры отраслей, входящих в различные сферы
производства, отметить положение с занятостью в конкретных отраслях.
Заполнить таблицу, сделать вывод        

Сфера

Отрасль

Занятость

1. Производственная

Промышленность,

Уменьшается

строительство,

сельское хозяйство

2.  Непроизводственная

Здравоохранение,

увеличивается

образование,    наука,

управление

Вывод:  Какие изменения     в занятости  населения происходят и чем они вызваны?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18 «Составление      характеристики      одного      из угольного бассейнов по карте и статистическим данным ».

(письменно)

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

План.

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Условие добычи (способ, глубина)
  3. Мощность пласта, величина, запасы.
  4. Калорийность угля, себестоимость.
  5. Экологические проблемы и проблемы эксплуатации.

Печорский угольный бассейн.

  1. Бассейн расположен на Северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный. за северным полярным кругом. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша - Воркута).
  2. Весь уголь добывается дорогим Подземным способом, глубина добычи - 208 м - это глубже, чем в Кузбассе.
  3. Пласты средней мощности 1,53 м (в Кузбассе - 1,85); добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе, запасы угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза.
  4. Угли высококачественные (0.8 тыс. кал/кг), угли дорогие (себестоимость высокая), т. к. шахтёры имеют северные надбавки к зарплате.
  5. Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля. Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжаю! из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19 «Составление       характеристики       одной       из металлургических баз России».

(письменно)

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику) топливной базы по картам и статистическим данным.

План.

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Сырьё, месторождения.
  3. Центры
  4. Металлургические комбинаты
  5. Значения.

Центральная металлургическая база.

Состоит из двух подрайонов:

  • Южного: предприятия полною никла в Туле и Липецке, в Белгородской области Новооскольский металлургический комбинат, построен совместно с Германией, где производят метал минуя доменный процесс. Сырьё здесь своё - КМА„ а топливо (уголь поставляют из Восточного крыла Донбасса.
  • Северного: предприятия полного цикла в Череповце, которое работает на рудах Европейского севера и КМА. а топливо из Печорского бассейна. Производство - 42 % стали и 44 % проката. Здесь сосредоточена основная часть запасов железных руд страны (42 млрд. т или 62 %). Руда высокого качества (45 % железа). К Центральной базе относятся месторождения железной руды, добываемые на Кольском полуострове и в Карелии. Крупные центры металлургии Череповец, Липецк, Старый Оскол. Центральная база использует мною металлолома на передельных заводах Москвы, Электростали , Урала, Нижнего Новгорода, Выксы, Кулебак, Омутнинска. Металлургия -        «грязная» отрасль, поэтому строить несколько металлургических заводов в одном городе нельзя. Нельзя превышать «экологический потолок », это пагубно отразится на здоровье населения.

.«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20 «Определение   по   картам   главных   факторов размещения металлургии меди и алюминия».

(письменно)

Цель работы: установить влияние различных факторов на особенности размещения предприятий чёрной и цветной металлургии.

потребителей, большой

металлургический завод Краснотурьинск цветных металлов

Сибирский        Красноярск.   Шелехов,

металлурги чески й       Сая ногорс к,
район
        Новокузнецк

Центры производства (меди и алюминия) Северо-Западный металлургический район

Уральский


Промышленные пешры производства            

Кандалакша.     Кировск, Волков, Надвоицы.

Уральск,

Каменск.


Факторы размещения

Наличие
требует
электроэнергии.
Главный        фактор
размещения - сырьё
и электроэнергия
У источников дешёвой
электроэнергии,
        у

крупных АЭС

Вывод: В современных условиях важно повышение качества металла, увеличение ассортимента проката. Для размещения предприятий чёрной и цветной металлургии необходимо сырьё, электроэнергия.


.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21 «Составление    характеристики   одной   из   баз химической    промышленности    по    картам    и статистическим материалам».

(письменно)                                        Цель работы: по картам атласа составьте   характеристику Волго-Уральской базы химической промышленности

Волго-Уральская база.

Отрасли химической промышленности

Факторы размещения

Горно-химическая промышленность

Калийные соли: Соликамск

Фосфорные: Березники

Азотные: Волго-Уральск,Ухтинск

Сера: Оренбург, Магнитогорск

Основная химия

Калийные        удобрения:        Соликамск,

Березники

Фосфорные удобрения: Воскресенск

Азотные удобрения: Салават. Тольятти

Щелочи,   кислоты   и   соли:   Соликамск,

Березники

Факторы   сырья,   наличие   полезных ископаемых, газопровода

Потребительский    и    экономический факторы

Органическая химия Производство    исходных    продуктов органического синтеза:  Пермь, Орск, Нижнекамск

Комбинирование             производства, экономический, сырьевой факторы

Вывод: От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей
экономики.     Химия     обеспечивает     промышленность
        и

строительство новыми эффективными материалами, снабжает
сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами
защиты.
        Факторы        размещения        горно-химической

промышленности у сырья, основная химия у потребителей сернокислотных заводов, органическая химия к производству каучука.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17 «Составить характеристику одного из нефтяных бассейнов     по      картам      и     статистическим данным».

(письменно)                                          Цель   работы:   формирование   умений   составлять   экономико-географическую   характеристику   топливной   базы   по   картам   и статистическим показателям

План:

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Как разведаны бассейны.
  3. Степень разработки бассейна.
  4. Способ добычи.
  5. Качество нефти.
  6. Условия транспортировки.
  7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяного месторождения

Западно-Сибирская нефтяная база.

  1. Среднее Приобье в Западной Сибири на территории Ханты-Мансийского автономного округа, частично в Ямало-Ненецком округе и в Томской области.
  2. Молодой район нефтедобычи.
  3. Даёт около 70% нефти РФ С I960 г. открыто более 100 месторождений. В Среднеобском районе выделяются месторождения: Сургут, Самотлор., Нижневартовское, Мешонское, Фёдоровское, Александровское, Усть-Балык. В 1975 г. месторождения Западной Сибири по добычи нефти на первом месте в стране и по сегодняшний день сохраняют свои лидерства.
  4. Фонтанный способ добычи.
  5. Нефть отличается высоким качеством
  6. Направление нефтепровода из Среднего Приобья на запад, в Поволжье они смыкаются и направляются на юго-запад (Украина, Северный Кавказ, Туапсе, Новороссийск); на запад (Белоруссия, Восточная Европа); в Центральную Россию (Ярославль. Москва, Рязань, Костово, С-Петербург).
  7. В западной Сибири извлечено 12% нефти, поэтому в ближайшей перспективе ( до 2010 - 2015 гг.) эта база останется ведущей.

Проблемы развития: отсутствие средств ведёт к недостаточным объёмам геологоразведочных работ, почти 50 % уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируется: из-за несовременного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии.

Готовые  практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....