Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Бобровская Юлия Витальевна

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработка двух уроков по теме: "Путешествие по рекам России."

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

Курсовой проект

Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Выполнила: Бобровская Юлия Витальевна

слушатель курсов повышения квалификации

"Теория и методика обучения (География России)"

учитель географии ГБОУ СОШ № 221

Кировского района Санкт-Петербурга

Руководители: Кузнецова Т.С., Тарасова Л.В.

Санкт-Петербург

2013 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                                    стр

       Введение….....…………………………………………………………………………….. 3

 1.        Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения.................................... 3

 2.        Использование мини-проектов на уроках для формирования УУД...................................................................................................................................6

       Заключение..........................................................................................................................12

       Используемая литература …..............................................................................................13

       

Введение.

        С 2015 года вступает в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию. Поэтому главное условие реализации образовательной программы — деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, мотивов учения, интеллектуальных умений. Предметные результаты определены с учетом содержания учебного предмета. Метапредметными результатами освоения образовательных программ являются: овладение приемами исследовательской и проектной деятельности; умения работать с разными источниками информации; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. В метапредметных результатах различают регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. В своей работе я рассматриваю формирование УУД на уроке географии через проектную деятельность.

1. Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения.

        Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она формирует универсальные учебные действия

 а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;

 б) формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;

 в) формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

1.        социальная значимость задачи,

2.        планирование действий по разрешению проблемы,

3.        поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

4.        оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,

5.        презентация “продукта” и его социальной значимости.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

1.        практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

2.        исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

3.        информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

4.        творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

5.        ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности. Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов обучения и УУД. Мини-проекты удобно использовать при изучении темы  с большим объемом материала, но с небольшим количеством часов. Например, при изучении темы «Океаны» в 7 классе, при изучении природы России,  стран мира в 11 классе и т.д. Их использование на уроке решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

1.        обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

2.        формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

3.        умение анализировать;

4.        умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

5.        формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

1.        постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект;

2.        планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания;

3.        исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы;

4.        представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

        Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, они становятся коммуникативными.

         Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, учит по-настоящему мыслить.

         В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Понятно, если творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.

         Навыки проектно-исследовательской деятельности формируются постепенно. На начальных этапах эффективны различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение. Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить, не только иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

         В своей практике я использую различные формы проектно-исследовательской деятельности учащихся: урок, элективный курс, проекты для районной НПК. А так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, фронтальную.

2. Использование метода мини-проектов на уроках для формирования УУД.

В своей практике я использую проекты разные по времени. Но чаще всего мини-проекты. На мой взгляд, удобны следующие схемы работы.

- Проект на один урок.

Подготовительный этап – домашнее задание.

На уроке работа в группах: этап планирования, исследование, изготовление продукта, представление проекта.

Такие мини-проекты я использую на уроках в 5-х , 6-х и 7-х классах. Ученики получают опережающее домашнее задание (отвечают на вопросы по теме). А на уроке решают поставленную учителем проблему, оформляя ее в виде творческой работы. Эти работы оцениваются и впоследствии вывешиваются на выставочный стенд.

- Проект на два урока.

Урок №1 

Подготовительный этап. Этап планирования. Начало этапа исследования.        

Домашнее задание: продолжение исследования, результаты, изготовление продукта.

Урок №2.

Представление проектов, рефлексия.

Домашнее задание: оформление работы.  

Тема

Путешествие по рекам России.

Тип уроков:

Урок решения проектных задач.

Вид уроков:

Урок-путешествие

Задача уроков:

Формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Цели уроков:

1. Образовательные: 

-научить применять знания о поверхностных водах России на практике;

- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;

-закрепить умения и навыки работы с физической и климатической картой России.

2. Воспитательные:

- вовлечь в активную деятельность;

- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;

- совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, дополнительной литературой, Интернет-источниками);

- совершенствовать навыки анализа, умения выступать и защищать свою точку зрения;

- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Оборудование

Компьютер, проектор, карты России, карточки для работы в группах,  дополнительная информация.

Планируемые результаты

Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется каждым участником группы), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу, но м.б. выполнена индивидуально).

Форма работы

Групповая (может быть работа парами), группы по 4 человека

Этап урока

Ход урока №1

Формируемые метапредметные результаты

Формируемые УУД

Организационный момент

Предлагаю учащимся на 2 урока организовать туристическую фирму, организующую круизы по рекам и озерам России. Каждая группа – это отдел туристической фирмы с начальником отдела и сотрудниками.

Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего научного сотрудника.

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

Постановка проблемы

Депутаты МО «Ульянка»  попросили спланировать путешествие на летние каникулы для школьников. А маршрутов путешествий у нас еще нет. Я как директор туристической фирмы даю вам задание: как можно быстрее, за 20 минут разработать туристический маршрут по рекам и озерам России для учащихся  с целью отдыха и изучения водных ресурсов  России. Все группы получат оценки за свои мини-проекты. На следующем уроке вам нужно будет представить свои маршруты.

Познавательные общеучебных, коммуникативные,

Личностные (осознание учащимися смысла учения)

Планирование  работы

Карточка и необходимые материалы, которые получает группа:

1. План работы.

2. Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы)

3. Контурная карта России по количеству учеников.

4. Дополнительный материал.

План работы:

Определить название тура, цель тура и маршрут.

Нанести маршрут на контурную карту.

Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту.

Красочно прорекламировать свой туристический продукт.

Умения

-самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

- Познавательные УУД (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

Регулятивные УУД планирование;

Регулятивные УУД прогнозирование (предвосхищение результата)

Исследование

Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт.

Умения:

- создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Регулятивные

- целеполагание,

- прогнозирование,

- контроль,

- коррекция,

- саморегуляция; коммуникативные;

познавательные.

Представление мини - проектов

Ход урока №2

Каждая группа представляет мини-проект.

На настенной карте обозначается маршрут путешествия. Учащиеся задают вопросы, отвечают на них.

-Владение устной и письменной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные УУД саморегуляция;

Коммуникативные УУД;

Познавательные УУД.

Рефлексия

Каждая группа заполняет таблицу рефлексии: соответствовал ли их мини-проект критериям, заявленным учителем (+, если соответствовал, - не соответствовал). Начальник отделов выставляет отметки за работу каждому сотруднику. Листок рефлексии, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки.

Может проводиться конкурс на самую интересную экскурсию, для этого на заранее выданных листочках каждый ученик указывает наиболее понравившийся маршрут. Учитель подсчитывает результаты и на следующем уроке поощряет победителей.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Регулятивные контроля и оценки, самооценки, коммуникативные.

         Результатом этих уроков стало повышение интереса учеников к изучению своей страны. Так как в процессе поиска информации они узнали много интересного о реках и озерах России. Все дети были включены в процесс работы. Все получили положительные оценки. Слабые обучающиеся усвоили некоторые номенклатурные объекты. Наряду с положительными результатами выявились и проблемы в усвоении некоторых УУД: сложность взаимодействия внутри группы, отклонение детей от темы, выбор необходимой информации. Таким образом, сразу стало видно над формированием каких УУД нужно работать в данном классе.

Заключение.

В заключении можно сказать, что одним из эффективных способов формирования метапредметных результатов являются мини-проекты. Школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Впоследствии собираюсь работать над этой темой, поскольку уже убедилась в эффективности данного метода.

Используемая литература

1. Кугут И.А. Лекции мастер-класса “Методика организации проектной деятельности”

2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003

       3. Славгородская Виолетта Алексеевна  Проектно-исследовательская  деятельность учащихся на уроках географии и в рамках НУО в Вязовской оош Таловского района

 Воронежской области.        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.

Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Инновационный проект "Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках географии"

Раскрывается эффективность применения данной технологии для формирования УУД, так как в жизнь системы образования нашей страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандрат - ФГОС....

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»

Примеры использования проектной деятельности на уроках географии при изучении курса "География России"....

Методическая статья на тему: \'\'Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. \'\'

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Цель - это то, к чему стремятся, что над...