Урок по теме "Подземные воды" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Осипова Елена анатольевна

Урок «Подземные воды».

Цель: создать условия

1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала

2) закрепления основных понятий и знаний темы. 

Тип урока: комбинированный.

В начале урока производится фронтальный опрос по прошлому материалу. Для опроса можно использовать и дидактические карточки. Затем изучается новая тема с помощью постановки проблемных вопросов и заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podz_vody.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Осипова Елена Анатольевна

 География 6 класс

Урок «Подземные воды».

Цель: создать условия

1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала

2) закрепления основных понятий и знаний темы.

Задачи:

Обучающие:

-определить уровень ЗУН по изученному материалу;

-дать возможность скорректировать возможные пробелы;

- продолжить формировать умения решать проблемные задания.

Развивающие:

 Активизировать процесс мышления через проблемные задания; развитие пространственного мышления, помочь  учащимся ставить цели урока,   развивать навыки исследовательской деятельности, интерес к географии.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение к мнению других, воспитывать умение слушать и слышать, продолжить формировать у учащихся навыков самостоятельной работы, воспитывать бережное отношение к подземным водам.

Оборудование: Компьютер, видео проектор, демонстрации: просачивание воды через песок, глину и гравий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка пройденного материала. Задание на знание фактов и закономерностей и умений.

Задания и вопросы: (слайд 2)

  1. Что такое течения?

- перемещение воды в океане или море в горизонтальном направлении.

  1. Почему образуются течения?

- постоянные ветры, очертания материков, различия в плотности воды, вращение земли вокруг своей оси.

  1. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

- теплое Северо-Атлантическое течение

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?

- температура окружающих вод теплее или холоднее, чем внутри течения.

Для проверки домашнего задания можно ребятам дать карточки-задания:

                   

                                                  Карточки-задания:  

                                       

         3. На какие  три группы вы разделите организмы: (слайд 3,4)

   -   Планктон – дафнии, мелкий рачок.

       Нектон – медуза, кит, португальский кораблик, сайда,

       горбатый кит, рыба – стрела.

       Бентос – камбала, актиния, морской еж, краб, морской огурец,

       осьминог, коралл, бурая водоросль.

  1. Изучение нового материала.

Что имеется везде? И в воздухе, и в почве, и  на поверхности земли, в растениях, животных и человеке?

- вода.

Какие вы можете доказать, что в земле есть вода?

- вырыть глубокую яму и появиться вода, гейзеры, родники (ключи), колодцы, при извержении вулканов выбрасывается в воздух пары воды.

Значит, в земле находиться вода (слайд 5).

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?

- Подземные воды.

Сформулируйте и запишите определение подземные воды.

- Подземные воды – это вода, находящаяся в земной коре.

Будет ли многолетняя мерзлота являться подземными водами?

- да, только замёрзшая.

А как образовалась вода под землей? (слайд 6)

- атмосферные осадки просачивались в землю, талый снег или просачивались поверхностные воды – реки, озера, болота.

А почему вода не просачивается еще ниже? (см. рисунок)

Демонстрация опыта 1. (слайд 7).

Вывод: есть горные породы, которые не пропускают воду, они называются водонепроницаемыми или водоупорными горные породами (глина), а есть,  которые пропускают воду (песок) – водопроницаемые горные породы.

Так образуется между водопроницаемым слоем и водонепроницаемым, насыщенный водой слой – водоносный горизонт или слой (слайд 8).

Как он называется?

- грунтовые воды.

Сформулируйте сами определение, что такое грунтовые воды

 и запишите его.

Проверьте правильность формулировки определения(слайд 8).

Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.

Задание 1. (слайд 9):

Выберите и выпишите водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) горные породы.

-Водопроницаемые: песок, галька, щебень.

-Водонепроницаемые или водоупорные: глина, гранит, базальт.

Почему галька, щебень пропускают воду, а глина, гранит, базальт нет?

-  глина, гранит, базальт плотные, состоят из мельчайших частиц и у них нет пор, трещин и пустот.

Демонстрация опыта 2. (слайд 10).

Вывод: через гравий вода просачивается быстрее, т.к. гравий состоит из частиц более крупных, чем песок. И у гравия крупнее и больше поры между частицами (слайд 11).

Задание 2. (слайд 12):

Перерисуйте и подпишите слои, обозначенные цифрами.

 

Сверьте с ответами.

Как мог образоваться второй водоносный слой (межпластовый)?

- если этот водоносный слой где-то выходит близко к поверхности

Сформулируйте сами определение межпластовых вод.

Сверьтесь и запишите определение.

Сравните, где вода будет чище и более пригодна для питья? И почему? (слайд 13)

- межпластовые воды будут чище, т.к. они глубже залегают.

А изменяется ли уровень грунтовых вод? Что является зеркалом грунтовых вод?

- изменяется, зеркалом является колодец или поверхностные воды.

Почему в пустыне колодцы очень глубокие 200-250 м глубиной? (слайд 14)  Посмотрите, как с помощью верблюдов достают воду в пустынях.

- глубоко залегают грунтовые воды, из-за сухости климата, редких осадков.

Значит, что влияет на изменение уровня грунтовых вод? (слайд 15)

  1. Количество осадков.
  2. Таяние снега.
  3. Рельеф.
  4. Близость рек и озер.

           

Задание 3.

 У берегов Греции образовалось пресноводное озеро внутри Средиземного моря. Как оно могло образоваться? (слайд 16)

Ребята высказывают свои предположения.

Все они записываются на доску. Приходим к единому мнению.

- выходят пресные источники (родники) на поверхность Средиземного моря.

Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, что ключ бьет?

- это фонтанируют межпластовые воды, т.к. они находятся под давлением.

Слои горных пород залегают чашеобразно и вода под напором поднимается и бьет фонтаном - это артезианские источники (напорные воды).

Как вы можете объяснить пословицу «Вода где проберется, того и наберется»?

-вода – хороший растворитель, некоторые горные породы хорошо растворяются в ней, когда она проходит через них, так образуются пещеры и другие карстовые формы рельефа (слайд 17).

Задание 4.

Из учебника страница 85-86, выпишите значение и применение подземных вод.

  1. Регулируют уровень воды в реках и озерах.
  2. Используются для питьевого водоснабжения
  3. Для промышленных предприятий
  4. Орошения полей.
  5. Для лечебных целей используются минеральные воды (слайд 18).

Задание 5.

В 1902 году утром жители Венеции были разбужены страшным грохотом и сотрясением земли. Горожане не увидели 100 м звонницы собора  Св. Марка.  Город  Мехико: наклоняются здания, трескаются храмы. Что послужило причиной?

Ребята высказывают свои предположения.

Все они записываются на доску. Приходим к единому мнению.

- оседание земли из-за нерасчетливой откачки подземных вод для целей водоснабжения.

Значит, расходовать подземные воды надо экономно. Очищать эти воды не возможно, поэтому главное – строго следить за тем, что бы загрязняющие вещества в них не попадали.

  1. Закрепление.

Какие виды подземных вод мы сегодня изучили?

  1. Домашнее задание.

Параграф 29, вопросы 4 (письменно) к параграфу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....