Календарно-тематическое планирование-9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Ступак Галина Николаевна

Рабочая программа курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie-9_klass.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

темы урока

сроки

вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Доп. материал

Формы контроля

Практические работы

Дом. Зад.

план

факт

НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 часа)

1

Введение

Изучение нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Основные особенности ГП России, Особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории

Субъекты РФ, их различия. Показывать на карте

фронтальный устный опрос.

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и п 

ространстве.

2

Географическое положение России

 ЭГП и транспортно-географическое положение

Изучение нового материала

фронтальный

С 3-7

3

Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте границ и  субъектов Российской Федерации

практикум

Работа с контурной картой

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. (5 часов)

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна

Практикум

Население России. Численность населения России

Естественное движение населения, типы воспроизводства

Направления и типы миграций.  Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов

Народы и основные религии. Россия - много национальное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны.

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Город, типы населенных пунктов, зоны расселения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок  труда, дефицит работников, безработица.

Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

фронтальный устный опрос.

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения Волгоградской области. Сопоставление со средними показателями по стране.

5

Миграции населения.             Расселение населения.

Семинар

Анализ карт, Фронтальный устный опрос

6

Практическая работа №2 Сравнение структуры занятости городского и сельского населения в России

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

7

Рынок труда, занятость населения России.

Семинар

Индивидуальный устный опрос.

8

Итоговый урок по теме «Население России».

Деловая игра

Индивидуальный устный опрос.

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (6 уроков)

9

Хозяйство России.

Лекция

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения.      Территориальная структура хозяйства.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

Фронтальный устный опрос.

10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.

Изучение нов материала

Фронтальный устный опрос.

11

Структура экономики России

Актуализации знаний и умений

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

12

Проблемы ресурсной основы экономики России.

Актуализации знаний и умений

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

13

Научный комплекс- вершина экономики России.

практикум

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

Актуализации знаний и умений

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ  (21 час)

15

Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Фронтальный устный опрос.

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

Фронтальный устный опрос.

17

География машиностроения.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

18

Военно-промышленный комплекс

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

19

Научный комплекс

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

20

Роль и особенности ТЭКа.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Фронт опрос

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.

21

               Практическая работа № 3 Характеристика  Печерского и Канско-Ачинского угольных  бассейнов по плану.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

22

Электроэнергетика России.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

23

Итоговый урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс России».

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

24

Состав и значение комплекса.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Фронт опрос

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам.

25

Металлургический комплекс.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

26

География металлургического комплекса.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

27

Химико-лесной комплекс.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

28

География химико-лесного комплекса.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

29

Итоговый урок по теме «комплексы конструкционных материалов».

Фронт опрос

30

Состав и значение АПК.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Определять по карте особенности зональной специализации с/х.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.

31

Земледелие и животноводство.

Фронт опрос

32

Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа. 4  Зональная специализация сельского хозяйства России

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

33

Территориальная организация АПК.

Фронт опрос

34

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь

Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, географию важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

35

Роль транспорта. Виды транспорта.

Фронт опрос

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА  (27 часов)

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (2 часа)

36

Районирование территории России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

37

Проблемы экономического районирования.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ. (15 часов)

38

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Уралэ. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

39

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

40

Народные промыслы Центральной России.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

41

Общая характеристика Северо-Западной России.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

42

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района.

43

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 5 Выявление   анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

44

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

45

Население и хозяйство района.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

46

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

47

Население и хозяйство района.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

48

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

Определение тенденций  хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

49

Население и хозяйство района. 

Учебное исследование по картам, решение географических задач

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (5 часов)

50

Восточный макрорегион – азиатская Россия.

Практическая работа № 6 Характеристика  Норильского территориально-промышленного комплекса по плану.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

51

Западная Сибирь.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

52

Восточная Сибирь

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

54

Дальний Восток: особенности развития.

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

55

Практическая работа № 6  Разработка по карте туристического  маршрута по наиболее интересным местам Восточного макрорегиона

Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

География Ростовской области

56

Особенности  ЭГП территории.

Практическая работа № 7 Определение по картам географического положения территории Ростовской области

Изучение

нового материала

 пограничные субъекты,

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ.

основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах,

- влияние климата  на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

Учащиеся должны называть: 

- пограничные субъекты,

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ,

Определять: географическое положение,

Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства  и жизни населенияУчащиеся должны называть:  народы, наиболее распространенные языки, религии.

Описывать: особенности быта и религий отдельных народов

Объяснять: различия в естественном  приросте населения,  темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм  городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.

Оценивать: изменение в численности  населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Учащиеся должны называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты области,

Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, Учащиеся должны называть:  основные виды природных ресурсов и примеры  рационального и нерационального использования.

Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт,  работа по заполнению контурных карт

57

Население  и  хозяйственное освоение

Актуализации знаний и умений

Особенности природы и хозяйственной деятельности

Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт

58

Особенности хозяйства. Промышленность

исследование

Достопримечательности

Топонимика

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

59

АПК региона

Практикум

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

60

Особенности транспорта Ростовской области

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

61

Практическая работа № 8 Определение по картам  плотности и особенностей размещения населения Ростовской области.

семинар

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

62

Социально-экономические проблемы региона

Урок-исследование

Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы

63

Итоговый урок по теме Ростовская область

обобщающий

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Раздел IV. Россия и мир 2 часа

64

Место России среди стран мира.

Место России среди стран мира. Характеристика эконом, политич, культ связей России. Объекты мирового прир и культ наследия в России

Должны уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

65

Обобщающее повторение темы «Место России среди стран мира»

Актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

Страны ближнего Зарубежья

66

Страны нового зарубежья. СНГ.

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

Должны уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Обобщающее повторение

67

Обобщающее повторение

обобщающий

Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

Итого: 67 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...