Пояснительная записка-8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Ступак Галина Николаевна

Рабочая программа курса «География  России. Природа», 8 класс

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska-8_klass.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе курса

«География  России. Природа 8 кл.» 69ч

     Рабочая программа по географии в  8 классе  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Устава  МБОУ  ЕСОШ № 1, Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 1  на 2013-2014 учебный год,   Программы по географии для общеобразовательных учреждений  (6 -9 классы. Под редакцией И.В. Душиной, Москва,  Дрофа, 2004г.) Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Географии России. Природа 8 класс». Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией И.И.Баринова  География России. Природа 8 кл.2000-08 гг.
      Настоящая программа рассчитана  на
70 часов.  В соответствии с годовым  календарным  графиком  МБОУ ЕСОШ № 1 на 2013-2014 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в 2013-2014 учебном году (23.02.2014г., 08.03.2014г., 01.05.2014г, 09.05.2014г.), расписанием учебных  занятий МБОУ  ЕСОШ № 1 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по географии  в 8  классе в 2013-2014  учебном году  будет  реализована в объёме  69 часа.

Курс  «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительной функции он  формирует мировоззрение и  личностных  качества учащихся.

Главные задачи данного курса:

Формирование целостного представления об особенностях родной природы;

воспитание гражданственности и патриотизма, способности понимать и ценить родную природу;

 выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;

Развитие географического мышления.

Для достижения  поставленных  задач необходимо   использование краеведческого материала в учебной деятельности, что обусловлено введением в соответствии с Законом   РФ   «Об образовании», регионального компонента ГОСТа в образовательный стандарт.

Изучение географии родного края в курсе географии России является логическим продолжением краеведческого образования, начало которому было положено эпизодическим введением краеведческой информации  на уроках географии в 6 кл. Такой подход совершенно необходим, так как обеспечивает  систематичность и преемственность  краеведческих знаний.

        На  изучение региональной географии отводится 14 часов в последней четверти учебного года.

Программа адаптирована к уровню обученности данного класса.


Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: формирование целостного представления об особенностях природы, населения нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
На основании требований Государственного образовательного стандарта нового поколения в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения.
  • Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  • Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных

(коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения за географической единицей. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания географических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие географические особенности развития природы России и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в природе. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В соответствии с этим реализуется:
авторская программа по географии 6 -9 классы под редакцией И.В. Душиной, М.Дрофа 2006г. (68 часов).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по географии и с учетом направленности классов.  С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе
естественно-научного образования - переход от суммы образовательных результатов к межпредметным результатам. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности.
     Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр,проблемных дискуссий,межпредметных интегрированных уроков.
Для естественно - научного образования приоритетным можно считать развитие
умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.
      На ступени предпрофильной подготовки обучения
задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
     При выполнении творческих работ учащиеся должны приобрести
умения представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата.
Уже в предпрофильной подготовке обучения принципиально важная роль отведена в плане участию школьников  в
проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Спецификой
учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

                  Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, определять свое место и роль в окружающем мире, отстаивать собственные позиции, критичность и др. и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
В 8-х классах базового и продвинутого уровня по уровню владения информацией дидактико-технологическое оснащение включает:

Автор

Содержание

Количество
экземпляров

Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998

Пособие содержит тестовые задания по основным изучаемым темам. Автор разработал два варианта заданий.

 

1

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы 10-11 классы. М, «Дрофа», 2002

Пособие содержит задания для проведения контрольных и проверочных работ по изученным темам. Автор разработал два варианта заданий.

 

1

Тестовые задания, (Е.К, Балашова, А.М. Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию, Саратов, 2012);

Данный сборник тестовых заданий содержит 12 вариантов вопросов, каждый из которых имеет разноуровневые задания по всему пройденному материалу с 6 по 10 классы.

 

3

Тестовые задания, География (Петрова Н.Н., Подготовка к государственному централи-зованному тестированию, Москва, Просвещение 2002);

Данный сборник тестовых заданий содержит 10 вариантов вопросов, каждый из которых имеет разноуровневые задания по всему пройденному материалу с 6 по 10 классы.

 

 

2

ЕГЭ – 2007 География ФИПИ, Реальные варианты Ю.А. Моргунова АСТ, Астрель М, 2007

Данный сборник тестовых заданий содержит 12 вариантов вопросов, каждый из которых имеет разноуровневые задания по всему пройденному материалу с 6 по 10кл.

 

1

В кабинете географии имеется раздаточный материал:

Пособие

Содержание

Количество
экземпляров

Разноуровневые тесты

Тесты имеют трех уровневые задания по изученным темам

 

30

Карточки с индивидуальными заданиями

Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся

 

5 - 10

Видеоподдержка

Видеофильмы:

  1. Северный Кавказ;
  2. Приэльбрусье;
  3. Волга - великая река;
  4. Атмосферные явления;
  5. Географическая оболочка. Природные комплексы;
  6. Исследование Камчатки (современные);
  7. Исследование Северного Ледовитого океана. Современные исследования;
  8. Остров Врангеля;
  9. Страна «Берингия»;
  10. Путешествие по России – I;
  11. Путешествие по России – II;
  12. Погода

 

1

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:   

  • Тесты за курс 8 класс                                                                      дискета
  • Туристические маршруты России (города).                                 CD
  • Подробный атлас России (карты)                                                    CD
  • Тесты по теме «Население России»                                                CD
  • Население России                                                                                 CD
  • Водные ресурсы России                                                                      CD
  • Кавказские Минеральные Воды                                                   DVD
  • Домбай                                                                                                  DVD
  • Россия (природа)                                                                               CD
  • Подробные карты России                                             

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов (базового продвинутого уровня по уровню владения информацией):
объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; 
  • влияние географического положения на особенности природы страны;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, климатические закономерности, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории России;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;
  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

оценивать:

  • природно-ресурсный потенциал страны;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе;
  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

владеть компетенциями:

  • (*) коммуникативной,
  • (?) учебно-познавательной,
  • (-) рефлексивной,
  •  ^ личностного саморазвития,
  • (·) ценностно-ориентационной,
  • (¦) смыслопоисковой,
  • (>) профессионально-трудовой;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
  • правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в мировой политике и экономике, ориентироваться на рынке труда.

Для условных обозначений использован различный шрифт
В разделе «Планируемый результат»:
базовый уровень
-
продуктивный уровень
-
 творческий уровень
В календарно-тематическом плане отражены различные виды контроля, в том числе:


вид контроля

количество часов
(работ)

оцениваются

не оцениваются

Практические работы

8

8

Обобщающие уроки

7

7

 

Тестовый контроль

2

2

 

Работа с картой

7

7

 

Защита презентаций

4

4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...