Тематическое планирование-5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Ступак Галина Николаевна

Рабочая программа по природоведению,  5 класс

тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie-5_klass.docx71.24 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Цель: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.

план

факт


1(1).

Человек и природа.
Домашнее задание: стр. 3-6.

Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы.

Природа живая и неживая, тела природы, явления природы.

Базисный уровень: знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Продвинутый уровень: характеризовать взаимодействие человека и природы.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять тела природы, явления природы.
Продуктивный: описывать многообразие тел, веществ и явлений природы; осуществлять их простейшую классификацию; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; характеризовать воздействие человека на природу, приводить примеры взаимодействия человека и природы.

2(2).

Природа неживая и живая (экскурсия).
Домашнее задание: вычертить план маршрута к месту экскурсии (составить отзыв-отчёт об экскурсии).

Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года.
Оборудование: компасы, термометры, белый диск, подвешенный на размеченной бечёвке, листы бумаги, планшетки.

Горизонт, стороны света.

Базисный уровень: знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды;
уметь: узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;
приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать личные наблюдения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью компаса.
Продвинутый уровень: доказывать взаимозависимость живой и неживой природы.

Репродуктивный: перечислять тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; основные характеристики погоды; наиболее распространённые растения и животных своей местности.
Продуктивный: характеризовать тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; взаимосвязь живой и неживой природы; воздействие человека на окружающую среду; уметь описывать личные наблюдения; определять стороны горизонта с помощью компаса; вычерчивать план маршрута к месту экскурсии; доказыватьвзаимозависимость живой и неживой природы.
Творческий: составить отзыв-отчёт об экскурсии.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Беседа, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков живого и неживого.

Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группах ^, -, ¦, *.

2. Частично поисковая.

Организация работы в малых группах по выполнению заданий учителя (экскурсия).

Работа в малых группах, выполняют задания учителя, делают выводы *, ^, -, •.

 

РАЗДЕЛ I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов).

Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, со спутником Земли – Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой.

план

факт

1(3).

Звёзды на небе.
Домашнее задание: пар. 1; сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звёздного неба.

Тела природы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков.
Продвинутый уровень: иметь представление о шкале яркости звёзд.

Репродуктивный: перечислять известные созвездия; давать определения терминам.
Продуктивный: давать характеристику звёздам (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям. Определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды; находить на карте звёздного неба Большую и Малую Медведицу.
Творческий: готовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

2(4).

Земля – наш дом.
Домашнее задание: пар.2.

Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы». Работа с картами, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий.

Форма и размеры Земли, глобус, Северный и Южный полюсы; смена дня и ночи, смена времён года; компас, стороны света (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление об оси Земли, Северном и Южном полушариях, экваторе, орбите Земли, суточном и годовом движении Земли, о високосном годе.

Репродуктивный: давать определение терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты.
Продуктивный: характеризовать положение Земли в Солнечной системе; объяснять значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (суточное и годовое движение Земли).
Творческий: прогнозировать изменения на планете Земля в случае изменения положения её оси или орбиты.

3(5).

Оболочки Земли.
Домашнее задание: пар.3, дополнительный материал о Луне.

Демонстрация глобуса, физ. Карты полушарий, фотографий Земли.

 

Базисный уровень: уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление об оболочках Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Репродуктивный: перечислять внешние оболочки Земли; давать определение терминам.
Продуктивный: характеризовать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы).
Творческий: прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.

4(6).

Луна – естественный спутник Земли.
Домашнее задание: пар.4

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Причины смены дня и ночи на Земле (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
Продвинутый уровень: иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны, о причинах образования фаз Луны.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять лунные фазы.
Продуктивный: объяснять, что собой представляет поверхность Луны; объяснять причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником. Уметь вести наблюдения.

   7

Солнце. Солнечная система.
Домашнее задание: пар.5, повторить к обобщающему уроку §1-4.

Табл. «Планеты Солнечной системы», картины с изображением Солнца. Наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого мес.

Солнце, его значение для жизни на Земле (Природоведение, 3 кл.).Звёзды, орбита (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел;
Продвинутый уровень: знать положение планет в Солнечной системе; знать планеты земной группы.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы.
Продуктивный: характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику планетам, кометам, метеорам,  метеоритам; вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого  мес.

     8

Вселенная (обобщающий урок).
Домашнее задание повторить «Введение».

Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий.

 

Базисный уровень: знать особенности строения Солнечной системы, её состав; ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет;
Продвинутый уровень: иметь представление о том, почему Луна светит слабее Солнца; почему на Луне нет ни лесов, ни лугов.

Репродуктивный: перечисляют небесные тела; называют расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называют лунные фазы; два главных движения Земли; перечисляют внешние оболочки Земли.
Продуктивный: характеризуют Солнечную систему, её строение и состав;
ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет; объясняют
смену дня и ночи, времён года на Земле.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1-4.

Объяснительно-иллюстративная.

Беседа, демонстрация, работа с книгой.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа с текстом учебника ¦, -, ^.

5.

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения.

Демонстрация, проблемная беседа, работа с книгой.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа с текстом учебника ¦, -, ^.

6.

Репродуктивная с элементами проблемного изложения.

Проблемная беседа. Организация и проведение тестирования.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа -, ¦, ^.

РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 ЧАСОВ).

Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекулы», «атомы», «элементы». Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, познакомить с разнообразием веществ в природе.

план

факт


1(9).

Тела и вещества.
Домашнее задание: пар. 6

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Репродуктивный: перечислять состояние веществ.

2(10).

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов
Домашнее задание: пар.7.

Вода в природе, круговорот воды в природе (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Репродуктивный: перечислять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; давать определение терминам.
Продуктивный: характеризовать свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; приводить примеры и демонстрировать, упругость, пластичность.

3(11).

Вещества и смеси.
Домашнее задание: пар.8.

Вещества, свойства веществ (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ;
уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: уметь приводить примеры применения свойств веществ человеком.

Репродуктивный: перечисляют вещества и смеси.
Продуктивный: характеризуют свойства веществ и смесей, делают выводы. Приводят примеры применения свойств веществ человеком.

4(12).

Молекулы, атомы, элементы.
Домашнее задание: пар.9.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление о

Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества.
Продуктивный: дают характеристику молекул, их свойств; атомов; химических элементов; показывают на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков.
Творческий: изготавливают модели простейших молекул.

5(13).

Движение частиц вещества.
Домашнее задание: пар.10.

Молекулы, свойства молекул (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление о скорости диффузии.

Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества.
Продуктивный: характеризуют движение как естественное состояние молекул; диффузию в газах, жидкостях, твёрдых телах; скорость движения молекул разных веществ.

6(14)

Взаимодействие частиц.
Домашнее задание: пар.11.

Движение частиц вещества (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

Репродуктивный: называют частицы, из которых состоят тела; дают определение терминам.
Продуктивный: дают характеристику силе притяжения, объясняют условия притяжения. Сравнивают силу притяжения твёрдых тел и жидкостей.

7(15).

Разнообразие веществ.
Домашнее задание: пар.12.

Молекулы, атомы, элементы (Природа, 5 кл.). Природа неживая и живая. Тела природы (Природоведение, 2 )

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о химических знаках; о химических элементах, образующих сложные вещества.

Репродуктивный: называют тела неживой и живой природы; неорганические и органические вещества; перечисляют простые вещества.
Продуктивный: дают характеристику простым вещества. Характеризуют сложные вещества, вещества неорганические и органические. Сравнивают тела неживой и живой природы, находят отличия и сходство, делают выводы. Дают характеристику состава  клеток человеческого тела.

8(16).

Физические и химические явления.
Домашнее задание::пар.13.

Демонстрация опытов: «Физические и химические явления в природе».

Явления природы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты;
Продвинутый уровень: уметь различать химическое явление от физического.

Репродуктивный: дают определение терминам.
Продуктивный: дают характеристику физическим и химическим явлениям; приводят примеры . физических и химических явлений, примеры, показывающие превращения веществ; сравнивают химическое и физическое явление.

9(17).

Горение.
Домашнее задание: пар.14.

Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.

Физические и химические явления (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина.

Репродуктивный: дают определение терминам;
Продуктивный: дают характеристику процессу горения; объясняют его значение. Характеризуют различного рода топливо; приводят примеры  жидкого, твёрдого и газообразного топлива. Объясняют способы тушения горящих веществ.

10(18).

Окисление.
Домашнее задание: пар.15, повт. пар.9.

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины).

Горение, химические явления (Природа, 5 кл. ). Дыхание (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов.

Репродуктивный: дают определение терминам;
Продуктивный: дают характеристику окислительным процессам. Приводят примеры медленного окисления; объясняют роль кислорода в процессе дыхания живых организмов.

11(19).

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа: «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов».
Домашнее задание:повт. пар.6-15.

Демонстрация моделей строения молекул  простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ.
Оборудование: кубики льда, химические стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, кусочки пластилина, ластики.

 

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Репродуктивный: называют тела неживой и живой природы; перечисляют простые и сложные вещества; неорганические и органические вещества; называют частицы, из которых состоят тела и вещества; дают определение терминам.
Продуктивный:. а) дают характеристику строению веществ: молекулы, атомы, элементы;
б) характеризуют разнообразие веществ: простые, сложные, неорганические, органические.
в) объясняют явления природы: физические, химические; приводят примеры.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1-3.

Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Беседа, демонстрация, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков различных тел и веществ.

Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группах ^, -, ¦, *.

4-6.

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, с элементами проблемного изложения.

Эвристическая беседа, демонстрация, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, ¦, -; работа в малых группах ^, -, ¦, *.

7.

Проблемное изложение.

Беседа на основе демонстрации, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, ¦, -; работа парами -, ^, ¦, •, *.

8-10.

Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Эвристическая беседа на основе демонстрации, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, -, ¦, *.

11.

Поисковая.

Организация и проведение лабораторной работы.

Работа в малых группах (учащиеся самостоятельно делают необходимые опыты и выводы к ним в установленное время) -, ^, ¦, •, *.

РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (4 ЧАСА).

Цель: познакомить учащихся с простейшими электрическими явлениями. Сформировать первоначальное представление об электрических разрядах, о молнии, об электрическом токе, источниках электрического тока.

план

факт


1(20).

Электризации тел. Электрические заряды.
Домашнее задание: пар.16, сообщения «Из истории изучения молнии».

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Оборудование: детские воздушные шарики, стеклянная палочка, шёлковая тряпочка, пластмассовая расчёска, мелкие кусочки бумаги.

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь описывать личные наблюдения или опыты; приводить примеры физических явлений; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

Репродуктивный: называют виды электрических зарядов.

2(21).

Электрический разряд. Молния.
Домашнее задание: пар.17.

Демонстрация опытов с электрофорной машиной.

Явления природы, электризация тел (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь описывать личные наблюдения; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для следования нормам безопасного поведения в природной среде.

Репродуктивный: дают определение терминам.
Продуктивный: дают  характеристику электрическому разряду, молнии; описывают особенности устройства и значение молниеотвода; характеризуют особенности поведения человека во время грозы.

3(22).

Электрический ток.
Домашнее задание: пар.18.

Демонстрация различных источников электрического тока.

Молекулы. атомы. Орбита (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока

4(23).

Электрические станции на службе у человека.
Домашнее задание: записи в тетрадях.

Демонстрация картин, рисунков, фотографий электрических станций.

Электрический ток, источники электрического тока (Природа, 5 кл. ).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Электрические станции (ТЭЦ. ГЭС,  АЭС), генератор. Электричество на службе у человека,

РАЗДЕЛ IV. ВОЗДУХ (9 ЧАСОВ).

Цель: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления. Температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образование ветра, его работу в природе. Сформировать представления о погоде, о признаках её предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

 

план

факт

1(24).

Воздух – смесь различных газов.
Домашнее задание: пар.19.

Демонстрация схемы «Состав воздуха».
Оборудование: стаканчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша.

Значение воздуха для человека, кислород, углекислый газ (Природоведение, 3 кл. ). Атмосфера, химические свойства воздуха, горение, окисление (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:

Репродуктивный:

2(25).

Свойства воздуха.
Домашнее задание::пар.20.

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. Демонстрация опытов с воздушным пистолетом.

Свойства воздуха (природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком.

3(26).

Вес воздуха и атмосферное давление.
Домашнее задание: пар.21

Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес; что воздух оказывает давление на предмеры со всех сторон.

Атмосфера (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.

4(27).

Изменение давления воздуха с высотой.
Домашнее задание: пар.22.

Демонстрация барометра, демонстр. опыта Торричелли.

Вес воздуха (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр.

5(28).

Нагревание воздуха.
Домашнее задание: записи в тетрадях.

Демонстрация теплопроводности воздуха.

Солнце – источник тепла на Земле, смена времён года (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода.

6(29).

Изменение температуры воздуха с высотой.
Домашнее задание: записи в тетрадях.

Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами.

Ледники, круговорот воды в природе, осадки (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки, их виды.

7(30).

Ветер.
Домашнее задание: записи в тетрадях, повт. пар.21.

Демонстр. модели флюгера и определение направления ветра. Демонстр. опыта, доказывающкго движение воздуха (опыт со свечами).

Атмосферное давление (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе.

8(31).

Погода и её предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон».
Домашнее задание: оформить лабораторную работу в тетрадь, повт. пар.19-22, записи в тетрадях по теме «Воздух».

Лабораторная работа.

Годовое движение Земли, причины смены времён года (Природоведение, 3 кл.). Ветер, облака, виды осадков (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:

Репродуктивный:

9(32).

Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения (контрольная работа).
Домашнее задание: пар.7.

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.

 

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: 1.Состав воздуха.
2. Свойства воздуха.
3. Погода, её предсказание.
4. Охрана воздуха.

РАЗДЕЛ V. ВОДА (3 ЧАСА).

Цель: продолжить формирование знаний о воде, её свойствах. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

план

факт


1(33).

Три состояния воды.
Домашнее задание: пар.23.

Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла (оборудование: пробирка, кусочек льда, спиртовка, небольшой груз, держатель для пробирки, две подставки, тонкая проволока, физическая карта полушарий, видеофрагмент «Ледники»).

Вода в природе, свойства воды, круговорот воды в природе (природоведение, 3 кл.). Состояние веществ, свойства жидкостей (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:

Репродуктивный:

2(34).

Тепловое расширение воды.
Домашнее задание: пар. 24.

Демонстр. опытов, доказывающих тепловое расширение воды.

Свойства твёрдых тел, газов при нагревании и охлаждении (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре +4°С.

3(35).

Температура кипения воды
и плавление льда.

Домашнее задание:записи в тетрадях.

Демонстр. опытов кипения воды и плавления льда.
Оборудование: колба, вода, электроплитка или спиртовка, спички, термометр, барометр.

Термометр, температура (природоведение, 3 кл.). Изменение давления воздуха с высотой (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Кипение, зависимость температуры кипения воды от внешнего давления; плавление льда; температура плавления льда.

РАЗДЕЛ VI. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (4 ЧАСА).

Цель: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы», «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «чёрные и цветные металлы», «свойства металлов».

план

факт

   36

Внутреннее строение Земли. Горные породы.
Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород».
Домашнее задание: пар.26.

Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли. Демонстр. коллекций горных пород и минералов различного происхождения.

Внешние оболочки Земли (Природа, 5 кл.). Полезные ископаемые (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород,  минералы.

   37

Разрушение горных пород.
Домашнее задание: пар.27.

Демонстр. обломочных горных пород; опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Десонстр. Фотографий рисунков с изображением скал причудливых форм.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: 
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Разрушение твёрдых пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком.

   38

Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
Домашнее задание: пар.28.

Демонстр. коллекции руд чёрных и цветных металлов (магнитный железняк – магнетит, красный железняк – гематит, бурый железняк,,медный колчедан, боксит и др.), нерудных полезных ископаемых (торф, каменный уголь, апатит, нефть, и др.).
Оборудование: компас, магнит, карта полезных ископамых, предметы, изготовленные из чёрных и цветных металлов, гвоздь. деревянная палочка, стакан с горячей водой.

Полезные ископаемые, их виды. Охрана полезных ископаемых (Природоведение, 3 кл.). Горные породы, минералы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Руда, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые

    39

Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра.
Домашнее задание: ответить на вопросы в тетради.

Демонстрация продук-тов выветривания, ре-зультатов разрушительной работы воды и ветра.

Разрушение твёрдых пород под действием природных факторов. Выветривание, обломочные горные породы, ледники, работа воды в природе (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Разрушительная и созидательная работа воды и ветра.

РАЗДЕЛ VII. ПОЧВА (4 ЧАСА).

Цель: углубить знания учащихся о почве, её составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

план

факт

   40

Образование почв и их разнообразие.
Домашнее задание: пар.29.

Демонстрация физичес-
кой карты России, образцов различных почв: чернозёмной, подзолистой, торфяной, песчаной, глинистой.

Почва, перегной, чернозёмные и подзолистые почвы (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Образование почвы, почва структурная и бесструктурная; горизонт, кислые почвы.

    41

Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли.
Домашнее задание: пар.30, пар.31.

Демонстр. опытов по определению состава и свойств почвы.

Состав почвы, её плодородие, удобрения, передвижение воды в почве (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Неорганические и органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры; органические и неорганические  удобрения

    42

Влияние растений на почву.
Домашнее задание: пар.32.

Демонстр. таблиц с изображением елового леса. луга.

Плодородие почвы, еловый лес, луг (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

   43

Разрушение почв.
Домашнее задание: пар.33.

Демонстр. таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки.

Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Ветровая и водная эрозии почв; обработка почвы; растения – защитники почвы; человек – защитник почвы.

РАЗДЕЛ VIII. ОРГАНИЗМЫ (6 ЧАСОВ).

Цель: обобщить конкретные знания школьников о растениях. Животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строения; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

 

план

факт

    44

Организм и его свойства.
Домашнее задание: пар.34.

Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстр. опыта «Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость».

Растения, грибы, животные, человек. Размножение растений, животных, питание животных (Природоведение, 2-3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Организм. Свойства живых организмов.

    45

Где живут организмы.
Домашнее задание: пар.35.

Демонстр. гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса.

Лес, растения и животные леса; влияние растений на животных; приспособленность организмов к условиям среды (Природоведение, 3 кл.). Биосфера (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология.

   46

Экскурсия в природу: «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу (или другом биогеоценозе) по сезонам года.

Растения и животные леса, луга, поля, водоёмов (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды, относительный характер их приспособленности.

     47

Увеличительные приборы.
Домашнее задание: пар.36.

Демонстр. лупы, микроскопа.

 

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Лупа, микроскоп, окуляр, объектив. Клетка.
Должны ьуметь: работать с микроскопом.

    48

Строение организмов.
Домашнее задание: пар.37.

Демонстр. гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарата клетки под микроскопом.

Микроорганизмы. Растения. Животные (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; одноклеточные организмы. Неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы.

   49

Организмы (контрольная работа).
Домашнее задание: повторить тему «Организмы».

Демонстр. таблиц с изображением грибов, растений, животных.

 

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: 1. Организм, его свойства.
2. Среда обитания организмов, факторы среды.
3.Строение организмов.

РАЗДЕЛ IX. РАСТЕНИЯ (6 ЧАСОВ).

Цель: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие «организм растения».

план

факт

   50

Признаки растения.
Домашнее задание: пар.38.

Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов.

Значение растений в природе (Природоведение, 3 кл.). Кислород, углекислый газ (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Общие и отличительные признаки растений; пигменты, хлорофилл, фотосинтез.

   51

Разнообразие растительного мира.
Домашнее задание: пар.39.

Демонстр. гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.

Растения леса, луга, поля, водоёма; теневыносливые и светолюбивые растения; растения дикорастущие и культурные (Природоведение, 2-3 кл.). Органы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Растения цветковые и нецветковые; цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений.

   52

Цветковые растения

Гербарии и живые растения.

Части растения; семенное размножение (Природоведение, 2 кл.). Органы растения (природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Органы цветкового растения; функции органов цветкового растения.

   53

Разнообразие лекарственных растений

Демонстр. гербариев дикорастущих лекарственных растений.

Разнообразие лекарственных растений (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Многообразие дикорастущих растений, их места обитания; аптекарские огороды; ядовитые растения.

  54

«Растения Красной Книги»

Демонстр. видеофильма, диафильма или слайдов на тему «Растения Красной Книги».

Красная Книга. Растения Красной Книги (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

    55

Культурные растения

Демонстр. образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений.

Культурные растения, растения поля (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие. Центры происхождения культурных растений.

РАЗДЕЛ X. ГРИБЫ ( 2 ЧАСА).

Цель: познакомить с представителями особого царства – грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека.

  56

Грибы

Демонстрация белой плесени на продуктах, зелёной плесени на хлебе.

Грибы (Природоведение, 2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

    57

Съедобные и ядовитые грибы

Демонстр. свежих, консервированных грибов и их муляжей.

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов (природоведение,2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Шляпочные грибы, их строение. Правила сбора грибов.Должны кметь: распознавать грибы – двойники.

РАЗДЕЛ XI. ЖИВОТНЫЕ (4 ЧАСА).

Цель: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

  58

Животные леса, луга, водоёма

Демонстр. живых животных, коллекций, чучел. Муляжей, влажных препаратов животных.

Животные леса, луга, водоёма (Природоведение, 2 кл.). Животные дикие и домашние (Природоведение, 2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Многообразие животных по способу питания. Клетчатка.

   59

Сезонные явления в жизни животных

Демонстр. коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе.

Сезонные явления в жизни диких животных (Природоведение, 2-3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Условия жизни диких животных; животные одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных.

   60

Дикие животные Домашнее задание: пар.48.

Демонстр. видеофильма, диафильма, слайдов или таблиц о животных Красной Книги.

Значение диких животных, Охрана животных. Заповедники (Природоведение, 2-3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Значение животных в природе и для человека. Животные Красной Книги; меры по охране диких животных.

   61

Домашние животные

Демонстр. таблиц, изображающих домашних животных.

Домашние животные, условия их жизни по сезонам года, уход за домашними животными (Природоведение, 2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Сельскохозяйственные животные. Животноводство.

РАЗДЕЛ XII. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 ЧАСА).

Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.

    62

Разнообразие комнатных растений

Демонстр. разнообразия комнатных растений.

Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений (Природоведение, 2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Значение комнатных растений, их разнообразие. Экологические группы растений
Должны уметь:ухаживать за комнатными растениями.

63

Домашние животные

Демонстр. собак (служебных, декоративных) и кошек различных пород.

Домашние животные. Уход за домашними животными (Природоведение, 2 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Породы собак (служебные, декоративные). Породы кошек.
Должны уметь: ухаживать за домашними животными.

  64

Аквариум

Демонстр. аквариума, аквариумных растений и животных.

 

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума.
Должны уметь : ухаживать за животными и растениями в аквариуме.

РАЗДЕЛ XIII. ПРИРОДА ЕДИНА  (3 ЧАСА).

Цель: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.

 6

65

Экология

Демонстр. рисунков, таблиц, с изображением растений и животных  для составления простых цепей питания.

Неживая и живая природа (Природоведение, 2-3  кл.).Факторы неживой природы, факторы живой природы. Значение живой и неживой природы. Экология (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое.

    66

Неживая и живая природа

Демонстр. рисунков, отражающих правила поведения в природе.

Неживая и живая природа, связь между ними (Природоведение 2-3 кл.). Природа и человек (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный: Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе.

    67

Правила поведения в природе

Демонстр. таблиц и рисунков по охране природы.

Правила поведения в природе (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный:

  68

Обобщающий урок по курсу «Природа. Неживая и живая» (урок-игра)

Выявить уровень знаний, умений и навыков уч-ся по курсу «Природа. Неживая и живая». Повторить и обобщить основные знания терминов, понятий.

Правила поведения в природе (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень:
Продвинутый уровень:

Репродуктивный:
Продуктивный:

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...