Открытый урок в 9 классе на тему "Национальный состав населения России. Классификация народов по признакам"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Тетерева Ольга Ивановна

Урок - обобщение. В разработке урока представлены способы обобщения не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Используются различные средства и элементы технологий. Основная технология - модульная (представлен алгоритм действий учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_9_kl.doc49.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt138 КБ

Предварительный просмотр:

                            Открытый урок в 9 классе на тему

                    «Национальный состав населения России.  

                       Классификация народов по признакам».

                                         Урок-обобщение

 Цели урока: 

  1. закрепить и углубить знания по теме: по принадлежности народов России к языковым семьям и группам, расам, по местам проживания народов на территории России, по вероисповеданию;
  2.  развивать умение обобщать материал - формировать данные по определенным признакам в группы, анализировать данные составленных диаграмм;  делать выводы по особенностям размещения населения по территории России, по «географии» религий, по отношению народов к группам относительно мест постоянного проживания народов;
  3.  развивать практические навыки – умение работать с интерактивной картой, с картой политико-административной - с использованием индексов, обозначающих различные признаки

 Оборудование. 1) интерактивная карта «Народы России», издательство «Дрофа» (на экране);

 2) настенная карта «Народы России» (на доске);

 3) политико-административная карта России (на доске);

 4) карточки с указанием групп народов - по отношению к основным местам проживания этих народов (на столах);

 5) карточки с индексами, обозначающими названия языковых семей и групп (на столах);   

 6) схемы «Вероисповедания народов языковых семей» (на компьютерах);

 7) картосхемы «Расы» (дополнение к карте «Народы России» из атласа) – на столах;

 8) таблицы «Краткая характеристика народов России» (на столах);

 9) диаграммы по численному составу народов языковых семей, (на компьютерах).

  Примечание. Таблица «Краткая характеристика народов России» (заполняется на уроках при подготовке к открытому уроку по группам), диаграммы по численному составу народов языковых семей, схемы «Вероисповедания народов языковых семей» составлены на основе анализа дополнительной информации, имеющейся на интерактивной карте.

                                         

                                         

                                          Ход урока

I. 1. Приветствие учащихся и гостей.

    2. Объявление темы урока и задач. Тема нашего урока «Национальный состав населения России. Классификация народов по признакам».

  - Наша страна – многонациональное государство. По данным переписи 2002г. в России проживает 160 народов. Поэтому карта народов нашей страны представляет собой целую мозаику. И сегодня на уроке мы должны правильно собрать эту мозаику. А именно, определить места проживания народов России, их принадлежность к религиям и расам. Нам нужно распределить народы по группам относительно мест их основного проживания. Также задачей урока является умение правильно указать места проживания народов на интерактивной карте.

    II. 1. Учитель объясняет, в какой форме будет проходить работа на уроке. Класс разделен на группы, каждая группа представляет определенную языковую семью:

 1) индоевропейская семья,

2) алтайская семья,

3) северокавказская семья,

4) уральско-юкагирская семья.

Группы выступают в том порядке, в каком указаны выше.

        Для работы на интерактивной карте, у стенда и карты на доске приглашаются представители индоевропейской языковой семьи.

     - Существует много классификаций народов по различным признакам. Один из них – антропологический. К каким основным расам по антропологическому признаку относятся народы России, расскажет Распутина Яна.

    Яна рассказывает, используя карту народов мира на доске.

    После выступления Яны учащиеся – представители индоевропейской семьи рассказывают о том, что они подготовили.

     - Сейчас слово предоставляется учащимся – представителям группы «Индоевропейская семья».

        Группа работает по алгоритму действий для каждой группы, составленному заранее (в приложении к уроку такой алгоритм имеется).

         Во время работы вышеуказанной группы, для работы с интерактивной картой выходит представитель группы «Алтайская семья».

         После выступления группы, представляющей индоевропейскую семью,  по алгоритму действий работает группа – представитель группы «Алтайская семья».

        Во время работы указанной группы представитель группы «Северокавказская семья» выполняет задание на интерактивной карте.

        Затем группа, представляющая северокавказскую семью, действует по алгоритму, знакомит с данными подготовленной ими информации. Примечание. Группа обращает внимание на то, что на территории Северного Кавказа проживают не только представители северокавказской семьи, но и алтайской языковой семьи, тюркской группы (карачаевцы, балкарцы, кумыки). Во время работы указанной группы представитель группы «Уральско-юкагирская семья» выполняет задание на интерактивной карте.

       По заданному плану работы выступают представители группы «Уральско-юкагирская семья».

     

       III. 1. Обобщение  материала.

       А. Учащимся предлагается сделать анализ работы с политико-административной картой, где расставлены индексы, обозначающие языковые семьи. Заполнение таблиц «Краткая характеристика  народов России» учащимися по группам.

Вопросы:

- Народы каких языковых семей размещены почти по всей территории России? (индоевропейской и алтайской, народы уральской семьи – в районе Урала, Поволжья,  Западной Сибири)

-  Народы каких языковых семей размещены наиболее компактно, либо относительно компактно? Где именно?

 (народы северокавказской семьи – на Северном Кавказе, народы Чукотско-Камчатской и Эскимосо-алеутской языковых семей – на северо-востоке страны)

 - Какую религию исповедует большая часть населения России?

 - Какие народы исповедуют ислам? Ламаизм (буддизм)? (ислам – народы Северного Кавказа, относящиеся к одноименной семье;  башкиры, татары – алтайская семья, тюркская группа)

- Сегодня на уроке вы характеризовали народы России по различным признакам. Назовите, по каким признакам классифицируются народы России. (по языковому, по вероисповеданию, по месту основного проживания определенных народов, по численному составу)

  2. Подведение итогов работы, выставление оценок.

                                    Приложение.

                   Алгоритм действий для каждой группы

  1. Представитель от группы работает с интерактивной картой. Подписывает названия народов языковой семьи, которую он представляет, в соответствии с действительным местом проживания этих народов.

   2. Другой представитель выходит к стенду с карточками по принадлежности народов к группам относительно мест основного проживания этих народов. Расставляет карточки с названием народа в соответствующую группу.

  3. 1-й представитель, закончив делать надписи на интерактивной карте, называет, какие народы относятся к языковой семье, которую он представляет. Называет языковую группу. Другой представитель от группы,  выходит к политико-административной карте, расставляет индексы, обозначающие названия языковых семей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             4.  3-й представитель от группы называет конкретные места проживания названных народов, указывая субъекты РФ. При этом нужно сделать вывод о том, где сосредоточено основное население данной группы. Подчеркнуть, что в основном  - в титульной республике и близлежащих территориях. Но также группы определенных народов проживают, например, в Сибири. Если представители одной и той же языковой семьи размещены в разных частях страны, также обратить на это внимание в выводе.

 5. Учащийся, работавший у стенда с карточками по принадлежности народов к группам относительно мест основного проживания этих народов, делает обобщение своей работы.

6. Группа также показывает составленную  диаграмму по численному составу народов данной языковой семьи. А также схемы по вероисповеданию.

Форма таблицы «Краткая характеристика народов России»

Название

языковой семьи,

группы

Народы

Место

 проживания

Вероисповедание

Краткая

характеристика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Этнический состав населения России. 8 класс

Презентация к уроку содержит основные понятия темы, классификацию народов РФ по языковому признаку....

Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"

Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один ...

Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"

·         Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....

Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"

Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....

Урок в 9 классе на тему: "Национальный и религиозный состав населения России».

Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обыч...

Открытый урок 10 класс на тему: « География населения мира».

Открытый урок 10 класс на тему: "География населения мира"....