«Воспитание толерантности подростков в условиях многонационального окружения»
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Чиркова Нина Павловна

Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Считаю, чем раньше учитель (воспитатель, родитель) поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности его сверстников, тем проще будет ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к окружающему его миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_chirkova.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности подростков

в условиях многонационального окружения»

(Чиркова Нина Павловна,

учитель географии МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара, 2012 г.)

Толерантность в современном мире

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении или не придерживаются общепринятых мнений. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

Фактически любое убеждение — религиозное, политическое или культурное — может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой "абсолютной" из всех истин.

Существуют культурно-исторические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как "устаревшее понятие") представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте — "милосердие" и "снисхождение" (см. толковые словари Даля В. и Ожегова С..). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность — как на "терпимость" и как на "поддержку".

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть: «не противодействуя, не жалуясь; безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), - «толерантность», это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

        "Толерантность" — один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Согласно Декларации ЮНЕСКО (1995), "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…"

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты»  16 ноября отмечается Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995году Декларации терпимости. Ее цель – снизить распространяющиеся на планете случаи проявления  насилия и экстремизма.

 Толерантность – залог успешной социализации личности ученика.

Патриотизм и толерантность в современной России не отделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Уже сейчас на территории страны около 20% населения не относятся к русским и не исповедуют православие. Т. е. быть патриотичным, значит быть толерантным. Кроме того, население страны неуклонно сокращается (по результатам переписи населения). Это является причиной острой нехватки рабочей силы что, в свою очередь, порождает иммиграцию из ближнего зарубежья (т.е. людей, которые плохо разговаривают или не разговаривают на русском  языке и имеют другую культуру). Вследствие этого на территории страны вспыхивают конфликты на почве ксенофобии. Бороться с ксенофобией можно не только ужесточением законодательной базы, показательными судебными процессами и усилением мер по охране правопорядка, но и воспитанием толерантности у молодежи. То есть требования времени таковы, что сформировалась острая необходимость обучать толерантности в общеобразовательных учебных заведениях наряду с письмом и счетом.

Воспитание в духе толерантности рассматривается Российским правительством в качестве безотлагательного императива. “В сфере образования, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”, - подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”.

Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Считаю, чем раньше учитель (воспитатель, родитель) поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности его сверстников, тем проще будет ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к окружающему его миру.

Как сформировать у детей навыки толерантных отношений? Ответ, думаю, однозначный: только через воспитательную деятельность. Воспитательная деятельность может быть различной, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.

Объект исследования – процесс воспитания толерантности классного коллектива в условиях многонационального окружения.

Предмет исследования – средства, методы и формы работы.

Задача – воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

Цель – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ведущие идеи:

  1. Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  2. Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказать помощь и быть готовым ее принимать;
  3. Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  4. Формирование традиций классного коллектива.

  Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому немало. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать ее суть умом и сердцем», - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Таким образом, актуальность проблемы налицо – ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым ценностям, культурам, идею диалога и поиска компромиссов).

Что же такое толерантность?

Словарь иностранных слов трактует его как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проблема толерантности – это воспитательная проблема, проблема культуры общения – одна из самых острых в школе и в обществе в целом.

В школе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с не сформированной коммуникативной деятельностью. Ненасильственное, уважительное отношение, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Воспитание культуры толерантности нужно осуществлять по формуле: «родители + дети + учитель», т. к. семья имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий как воздух, которым мы живы», - так писал Острогорский А.Н. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание толерантного поведения.

Подходы к воспитанию толерантности.

В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Принцип целенаправленности

Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; чёткое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей),  исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

Учёт индивидуальных и половозрастных особенностей

Правила: тщательное изучение особенностей личного воспитанника; организация педагогических действий на опережение(предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); определять методы, приёмы и формы воспитания толерантности в соответствии  с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

Принцип культуросообразности

Правила: опираться на положительный опыт взаимодействия ребёнка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребёнка(класс, семья, друзья); отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

        Правила: подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и интолерантности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за своё поведение (толерантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

        Правила: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах;

Принцип опоры на положительное в ребёнке

        Правила: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

        Правила: изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; опираться на возможности и уровень социальной среды; интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности;

Принцип единства знания и поведения

        Правила: соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; перевод толерантности из области знания в область действия

Принцип диалогичности и сотрудничества

        Правила: актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; организация активных форм и методов воспитания толерантности

Принцип воспитывающей рефлексии

        Правила: побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приёмов, способов деятельности

        Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в классном коллективе, я организую воспитательную работу, добиваясь высоких результатов.

Система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами.

С этой целью я проводила диагностику учащихся методом незавершённых предложений, организовывала с ребятами «День Бабушек», ребята сами готовили и проводили классные часы на тему «Моя семья», «Счастливый дом», «Что такое толерантность?»  Совместно с родителями организовали конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые», где участникам конкурса были мальчики и папы класса, праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые». Большое значение имеет и работа, организованная с родителями. Родительское собрание совместно с учащимися «Трудом красивым славен человек», на котором родители рассказывали о своих профессиях.

Мероприятия:

  1.  классные часы «Культура мира», «Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля»,
  2.  беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица»,
  3.  экскурсии в краеведческий музей на тему «История национального костюма»,
  4.  осенние игры и состязания совместно с родителями класса,
  5.  читательскую конференцию по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от учителя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи формирования личности, способной к дальнейшему самообразованию.

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи,  с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» (из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.).

        Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

- Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

 - Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

- Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню много культурности.

III. Уважение культурных различий.

- Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

        Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности:

1. Знание самого себя.         Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.        Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность.        Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность.        Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои  поступки.         Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.        Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.         Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия. Способность к сопереживанию, готовность  оказать помощь человеку, который в этом нуждается.        Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии,  ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора.        Толерантный человек способен посмеяться над собой.        Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

Авторитаризм        Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.  Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, брифинги, брейн -ринги, деловые игры, круглые столы, тренинги, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями иностранных языков в режиме on-line, и поездки за границу.

В разработках концепций по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у педагогов и детей ставятся следующие актуальные проблемы:

  1. Научить жить в многоликом мире,
  2. Научить конструктивно разрешать конфликты,
  3. Воспитывать ответственность.

        Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению и  выражается в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Именно такое общение оказывается наполненным для школьников живым содержанием, становится для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.

Формирование основ толерантности у учащихся

на уроке географии и английского языка в школе

Толерантность на уроках географии

        Какие возможности для обучения толерантности предоставляет предмет «География»?

        Предмет затрагивает проблемы  проявления расизма и национализма в разных странах мира (и как следствие - сепаратизма). Это делает возможным гармонично, в рамках программы по предмету прививать ребятам толерантность. Те акценты, которые делаются при подаче материала, во многом формируют отношение ребят к жизни, от них во многом зависит оценка ребятами происходящих событий  в стране и мире. Уроки позволяют органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение ребят толерантность. Работа проводится по нескольким направлениям:

         1) Оформление кабинета с целью знакомства ребят с часто новыми для них понятиями и их сутью (определения толерантности на официальных языках ООН; цитаты из священных книг различных религий, чтобы показать универсальность, схожесть ценностей разных народов; определение ксенофобии). Это необходимо сделать, т.к. занимаясь развитием толерантности приходиться постоянно пользоваться этими терминами, и ребята должны четко знать их значение.

         2) Проведение политинформации. Каждый урок делается обзор наиболее важных событий в России и в мире. Как правило, в начале курса политинформацию проводит учитель. С повышением уровня заинтересованности ребят  могут даваться персональные задания на оценку. Ученики назначаются по желанию. Полный план политинформации вывешен на информационной доске в кабинете. Выполняя задание, ученик может по собственному желанию сделать либо общий обзор по всем пунктам плана, либо подробнее осветить заинтересовавшее его событие. Время, выделяемое на уроке на политинформацию, не более 5-ти минут.

        Работа над политинформацией формирует у ребят желание иметь собственное мнение на освещаемые события, внушает чувство сопричастности, а значит, чувство ответственности за них, в том числе чувство ответственности за проявления ксенофобии.

        3)  Организация тематических экскурсий в музеи. При заказе и, особенно перед началом  экскурсии преподаватель должен провести предварительную работу с экскурсоводом для того,  чтобы тема толерантности на материалах музея была раскрыта максимально хорошо. В результате многолетней работы сложились устойчивые рабочие отношения с конкретными экскурсоводами музеев, которые идут навстречу нашим пожеланиям. В результате посещения музеев ребята понимают, что за  названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями.

       4)  Исследовательская работа (рефераты).

Каждый студент в течение учебного года получает задание написать реферат. Учащимся предлагается список тем рефератов, способствующих развитию толерантности.

       Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: межэтнический мир и согласие — политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран; /3/

        Реализовать социальный заказ образованию можно в частности развивая у подрастающего поколения чувства толерантности.

        Данные рекомендации частично или полностью могут быть применены на уроках предмета « География России» и «Социальная и экономическая география мира», а также при организации внеурочной деятельности.

Толерантность на уроке английского языка

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. [6] Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту Кузовлева ВП. [20], даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.  Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.

Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

 Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».

Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование[26]. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Воспитание толерантности во внеклассной работе с учащимися

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как: В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонского, С.Н. Булгакова,  В.В. Зеньковского, П.Ф. Лесгафта, В.М. Меньшикова, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др.

Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

Воспитание толерантности рационально начинать уже с 5-6 классов, когда дети впервые начинают изучать иностранный язык и географию. В ноябре месяце в связи с Международным днём толерантности во всех классах можно провести уроки толерантности, используя при этом активные формы уроков, чтобы вовлечь всех учащихся в практическую деятельность.

Формы внеклассной работы:

  1. Классный час по теме толерантности
  2. Экскурсия в краеведческий музей
  3. Совершение туристического похода
  4. Выставка рисунков, плакатов или фотовыставка
  5. Конкурс социальных проектов по теме толерантности
  6. Изготовление стенной газеты

Организация и проведение классного часа

 «Все мы разные – все мы равные»

В целях воспитания у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к людям, самой актуальной формой внеклассной работы является классный час.

Для внеклассной работы с учащимися 7 класса  мною разработан и проводится классный час «Все мы разные – все мы равные».

Учитывая возрастные особенности учащихся этого возраста, для проведения занятия используются такие формы, как беседа, диалог, дискуссия, игра, работа в малых группах, выполнение творческого задания.

Педагогические задачи при проведении данного классного часа: 1)развитие умений видеть индивидуальные различия; осознавать свою индивидуальность.

2)Знакомство учащихся с понятием «толерантность»; воспитание нравственных принципов собственного развития умения критически осмысливать свои поступки, потребности быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.

3) Воспитание чувства коллективизма, сплоченности; формирование традиции уважительного отношения между учащимися.

В конце урока необходимо провести рефлексию и предложить детям подумать и ответить на вопрос «Что я хочу изменить в себе, чтобы стать лучше?» Можно предложить ребятам сесть в круг и, передавая по кругу «Карту идеального мира», по очереди продолжить фразу: «Я хочу стать лучше и хочу изменить в себе…».

Для проведения занятия мною подготовлены: слайд-подборка по теме классного часа, изображение карты мира на ватмане; плакаты с интересными мыслями и цитатами по теме занятия для оформления класса, игры и творческие задания, раздаточный материал - «Правила толерантного общения».

Для проведения занятия понадобиться следующее оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, экран, слайд-подборка по теме занятия (авторская разработка), карта мира, белая бумага А4 для игр и выполнения творческих заданий, фломастеры, стикеры.

При подготовке к уроку важно подумать и об оформлении учебного кабинета. Например, на доске можно написать следующую информацию: «16 ноября – Международный День толерантности. Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав  и свобод всех людей без различия  социальных, классовых, религиозных, этнических  и иных особенностей» или Правила толерантного общения:

1.Уважай собеседника

2.Старайся понять то, о чем говорят другие

3.Отстаивай свое мнение тактично

4.Ищи лучшие аргументы

5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого человека

6.Стремись учитывать интересы других.

Перед проведением классного часа можно предложить учащимся подготовить творческие работы по теме урока – плакаты, рисунки, сочинения или эссе. Творческие работы на классном часе можно оформить в виде выставки.

Для оформления класса на стенах можно разместить плакаты с иллюстрациями следующего содержания:

1.         Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

2.        Я, ты, он, она – вместе дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»!

3.        16 ноября – Международный День толерантности

4.         Все мы разные и все мы равные.

5.         Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

6.        Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

7.        Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различия социальных, классовых, религиозных, этнических  и иных особенностей.

8.        Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как история планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.


Рекомендуемая литература

  1. Аверкиев Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
  2. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.
  3. Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.
  4. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2003. - Ч.7. - C. 12-17.
  5. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009
  6. Афонина Г.М. Педагогическое творчество учителя: [Структур. компоненты и роль в учеб.-воспитат. процессе] // Экономика в шк. - 2000. - № 2. - C. 12-15.
  7. Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.:Просвещение,1988.
  8. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика – 2006. -№10 – с 36-42.
  9. Выготский Л. С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.
  10. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.
  11. Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В.В. Зеньковский. Педагогические сочинения. – Саранск : Красный октябрь, 2002. – С. 33 – 83.
  12. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
  13. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой.-М., 1995.
  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  15. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков - Москва «Просвещение» 2009.
  16. Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. – 3с
  17. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002
  18. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
  19. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2.
  20.  Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010.
  21. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
  22. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11
  23.  Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. - М., 1994.
  24. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  25. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
  26. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы.- СПб: КАРО, 2007.
  27.  Хабаровский краевой институт передового педагогического опыта [Электрон, ресурс] / М., 2004. – Режим доступа: http://www.ippk.ru.
  28.  Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.
  29. Юдина, .П. Культурные истоки духовной традиции в отечественной педагогике Проблемы духовно-нравственного образования: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. к. пс. н. доцента Т.В. Ермолаевой. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2003. - Вып. 2. – С. 30-40.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"

Важное направление деятельности педагогического коллектива  школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".Главная задача: создание образовательного про...

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Этническая толерантность подростков и средства ее воспитания.

В работе дана характеристика этнической толерантности, условия воспитания культуры этноса....

[8] п. 2.4 Проект: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе».

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития. О...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

Статья "Воспитание толерантности у подростков"

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания, открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Тема «Счастье – это когда тебя понимают…» (воспитание толерантности)

Тренинг на тему «Счастье – это когда тебя понимают…»(воспитание толерантности)Цели  тренинга Обучающие:познакомить подростков с понятием толерантности, его историей...