Экономико-географическое положение, хозяйство Западного Казахстана
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
  2. Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку
    природным условиям и ресурсам.
  3. Продолжить формирование работы с статистическим
    материалом.
  4. Формировать умение обобщать и делать выводы используя
    различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный.

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский, практический.

Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, учебник автор Бейсенова А., Карпеков К. « Физическая география Казахстана» 8 класс, географический атлас, статистический материал, контурная карта.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап опроса.
  3. Этап исследования.
  4. Этап закрепления.
  5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Зеленая карточка — дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.
Желтая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка — дается при отсутствие ответа и не знание карты. Значит напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка.
Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

Разминка.

  1. О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
  2. Какова площадь этого района.(428 тыс кв.км.)
  3. Какие изменения произошли в территории центрального Казахстана (до 1997 г. в его состав входило две области).
  4. С какими экономическими районами граничит Центральный Казахстан?
  5. С какой цель был построен канал Иртыш-Караганда?
  6. Что такое урбанизация (от латинского слова урбас-город) рост городов, повышение удельного веса городского населения.
  7. По уровню урбанизации Центральный Казахстан (высокоурбанизированный)
  8. Что это означает?
  9. 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электорэнергитика, угольная промышленность и черная металлургия)
  10. Занимает ли Центральный Казахстан выгодное транспортно-географическое положение (выгодное, почему). По его территории проходят железнодорожные и автомобильные магистрали.
  11. Какие? (проходит Трансказастанская магистраль Петропавловск-Караганда-Мойынты-Чу с ответвлениями на запад до Жезказгана и на восток до Балхаша и Саяка).
  12. Назовите и покажите промышленные узлы Центрального Казахстана (Карагандинско-Темиртауский, Балхашский и Жезказганский) Какой из них самый мощный Карагандинско-Темиртауский.
  13. Какова площадь Восточного Казахстана? (283,3 тыс кв.км.) Что вы о нем знаете?
  14. Вы знаете , что Восточный Казахстан занимает ведущее место в стране по изобилию природных ресурсов, назовите и покажите наиболее известные месторождения свинцовых и цинковых руд (Лениногорское, Зыряновское, Белоусовское , Николаевское)
  15. Закончите предложение — главная отрасль цветной металлургии это (полиметаллическая промышленность). Перечислите крупные предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана (Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, Лениногрский полиметаллический, Зыряновский свинцовый комбинат.
  16. Закончите предложение развитие цветной металлургии в районе связана с (гидроэлектроэнергией, а основу энергетики составляют тепловые и гидроэлектростанции).

Итак закончили работать.

Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля « Знания — дети, удивления и любопытства».

Открываем тетради записываем число и тему урока: « Западный Казахстан».

Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак
приступаем к работе.

Изучение нового материала. Музыкальное оформление (классическая музыка).

Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана(страница 2-3) дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)

А) расположение

Б) состав (показать)

В) изменения

Г) пограничные районы

Д) площадь

Е) вывод

Ответ: Экономический район — это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Западный Казахстан расположен на крайнем западе и юго-западе, в его состав входят Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская. Изменения в границах территории не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Восточного, а также с европейской частью Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. По территории проходит граница между Европой и Азией (показ). Большая часть экономического района расположена в азиатской части. Площадь — 729 тыс. кв.км.

Вывод: первое место по площади, две части света, проходит граница между Европой и Азией (запись в виде схемы).

Учитель: эта граница отмечена обелиском и установлена в городе Оренбурге на левом берегу Урала. Вы зададите вопрос,а почему именно в этом городе. Провести границу по Уралу пытались царские правители Оренбургского края. Она была нужна им для того, чтобы подчеркнуть принадлежность Оренбурга, расположенного на правобережье Урала, к «цивилизованной Европе» и отмежеваться от «дикой Азии».

Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана, б) проследите климатическую карту в учебнике физическая география Казахстана (автор Бейсенова, Карпеков) страница 89,90,95 ответьте на вопрос: как изменяется средняя температура января, июля с севера на юг и количество осадков в теплое время года на территории Западного Казахстана. Объясните почему?

  1. понятие природные условия
  2. рельеф (показать по карте) и сделать вывод
  3. климат (температура января, июля, осадки)
  4. сделать вывод.

Ответ: природные условия — это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.

Рельеф — Общий сырт, заходит южной частью на территорию Казахстана

Мугоджары — в переводе с казахского «горный хребет, обрыв»

Прикаспийская низменность

Горы Мангистау — в переводе «овечий загон»

Предуральское плато

Плато Устюрт и Мангышлак в переводе с казахского «тысяча зимовий»

Впадина Карагие в переводе с казахского «впадина черной кобылы»( —132м)

Вывод :распространены плоские низменности и слабовсхолмленные равнины, нет высоких гор. Значительные площади заняты сыпучими или платообразными возвышенностями.

Климат — проанализировав карту климата мы определили

  1. температура января на севере -14 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25
    градусов Цельсия.
  2. температура января на юге -4; -9 градусов Цельсия; температура
    июля +28 градусов Цельсия.
  3. годовое количество на севере выше 300 мм; на юге 150мм.

Вывод: климат умеренный резко континентальный, засушливый, летом на
распределения тепла влияют угол падения солнечных лучей и степень нагревания земной
поверхности.

Учитель: итак себе уяснили следующее, что рельеф однообразен. Нет высоких гор, климат умеренный резко континентальный, засушливый. Переходим к группе № 3. Задание третьей группе:

  1. Проанализируйте физическую карту Казахстана и карту атласа топливно-энергетического комплекса страница 6-7, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
  2. Проанализируйте структуру добычи нефти и природного газа по областям и выясните на территории какой области добывают максимальное количество нефти и газа, почему?
  3. Работая с дополнительным материалом найдите в тексте ответ на следующий вопрос. В каком году компания Шевройл и Казахстан создали совместное предприятие по разведке и добычи нефти. С какими иностранными компаниями заключены соглашения?
  4. По физической карте определите обеспеченность Западного Казахстана водными ресурсами.

Ответ: при работе с картой мы определили, что Западный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми

  1. месторождение Доссор и Макат находятся в Атырауско-Эмбенском бассейне, это первые месторождения
  2. на полуострове месторождения Каламкас и Каражанбас
  3. Узень и Жетыбай
  4. на севере Западно-Казахстанской области крупнейшее Карачаганакское месторождение
  5. В Мугоджарах большие запасы хромитовых руд, никеля, фосфоритов, бурого угля, единственное месторождение известняка-ракушечника (Мангистауская область)

Вывод: Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы). На ваших столах находятся сведения о нефтяных ресурсах Каспийского региона. Ваше внимание обращаю на то, что с северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей.

Что такое баррель? Баррель в переводе с английского — бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной баррель. Один баррель равен 159 дм. куб. По оценке западных экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире.

Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из-за отсутствия единого соглашения между странами имеющие выход к Каспийскому морю ( Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете,что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопроводный консорциум начал свою деятельность в 2001 году. 1580-ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск.

По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений. Хочется сказать и о других полезных ископаемых. По добычи хромитовых руд наша страна занимает второе место в мире. Хром экспортируется в 40 страны. По запасам фосфоритов занимает второе место после США и первое место среди стран СНГ.

Свою не большую информацию о полезных ископаемых хочу закончить цитатой из послания президента страны народу Казахстана «Наша стратегия по использованию топливных ресурсов направлена на привлечение интересов крупных стран мирового сообщества к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. Иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений».

Ответ по водным ресурсам: протекает Урал, Эмба недоносит свои воды, самое большое море-озеро Каспийское море. Остальная территория лишена рек.

Вывод: Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов.

Учитель: Урал в переводе с казахского обозначает обогнуть, река совсем необычная. Отсюда начал свой поход Емельян Пугачев, приезжал Александр Сергеевич Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». Кроме того на ней в разное время побывали Иван Андреевич Крылов, Тарас Григорьевич Шевченко, писатель Лев Николаевич Толстой. В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Иванович Чапаев. Название Каспийского моря связано с племенами, которые проживали на его берегах.

Переходим к четвертой группе.

Задание группы 4: Проанализируйте карту атласа население Казахстана страница 4-5, ответьте на следующие вопросы

  1. Как размещается население по территории Западного Казахстана?
  2. Какая часть района плотно заселена, почему? (благоприятные условия для проживания)
  3. Проанализируйте диаграмму численность населения отдельных национальностей, выясните какая национальность имеет наиболее высокий удельный вес, и почему?
  4. По статистическим материалам определите среднюю плотность каждой области. Какая область имеет максимальную и минимальную плотность населения, почему?Определите? какая область высокоурбанизированная? Почему? Сделайте вывод.

Ответ: коренное населения преобладает, средняя плотность составляет 2,7 чел на 1 кв. км. Малонаселенный.

Учитель: ответ этой группы хочу закончить стихотворением:

Эту вечную ширь, не окинуть внимательным взором

Верно, думали предки под топот веселых копыт

Что ж нам, не кочевать на распахнутых солнцу просторах

На приволье, где время и то не заметно летит.

Определения средней плотности населения

Название области

Площади (тыс. кв.км)

Население (тыс. чел)

Средняя плотность (чел/кв.км)

Доля городского в%

Доля сельского в%

Западно-Казахстанская

151,3

610,8

 

40,7

59,3

Актюбинская

300

678,6

 

55,9

44,1

Атырауская

118,6

443

 

58,1

41,9

Мангистауская

159,1

318,1

 

78,5

21,5

Закрепление нового материала

Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.

Домашнее задание.

Ярмухамедов М.Ш. «Экономическая и социальная география Казахстана», тема №19 страница 82-86. В конце темы вопрос № 2 ответить письменно в тетрадях. Ответ записать в виде таблицы. Оценки учитель проговаривает учащимся за работу на уроке.

Выполнение практической работы.

Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Западный Казахстан, обозначьте:

  1. Границу областей, подпишите областные центры.
  2. Отметьте крупные месторождения нефти, газа; фосфориты, хромиты, никелевые руды.

Тест по теме «Восточный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.

1 — вариант

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан самый маленький по площади?

а) не верно б) верно

  1. Восточный Казахстан граничит только:

а) с Центральным б) с Россией и Китаем в) с Центральным и Южным г) с Северным, Центральным, Южным, Россией, Китае.

  1. К какому типу умеренного пояса относится климат Восточного Казахстана?

а) континентальный б) резко континентальный

  1. Откуда берет сырье свинцово-цинковый завод в Усть-Каменогорске?

а) из Атырау б) из Зыряновска, Лениногорска в) из Балхаша, Жезказгана.

  1. На территории какой области возделывают подсолнечник?

а) Карагандинской б) Жамбылской в) Восточно-Казахстанской

  1. Какого значение реки Иртыш для Восточного Казахстана?

а) для судоходства б) для орошения в) для рыболовства г) запасы гидроэнергии

  1. В каком году была упразднена Семиполатинская область?

а) 1996г. б) 1997г. в) 1998г.

  1. Установите соответствие:

а) Центральный Казахстан б) Восточный Казахстан

1. Иртыш 2. Маркаколь 3. Зайсан 4. Нура 5. Алаколь 6. Тенгиз 7. Сарысу

  1. Ведущее место в АПК Восточного Казахстан занимает

а) растениеводство б) животноводство

  1. Площадь лесного фонда Восточного Казахстана составляет(тыс. га)

а) 3357 6) 4037 в) 5357

  1. Какой вид транспорта не развит на территории Восточного Казахстана?

а) железнодорожный б) автомобильный в) речной г) трубопроводный

  1. Какое место по сбору меда занимает регион?

а) второе б) никакого в) первое

Ответы: 1-б; 2-г; З-б; 4-6; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а(4, 6, 7), б( 1,2, 3, 5). 9-6; 10-а; 11-г; 12-в

2 — вариант

  1. Какова площадь Восточного Казахстана (тыс кв.км.)?

А) 300 б) 283,3 в) 280,3

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан занимает довольно выгодное
    положение?

А) да Б) нет

  1. В каком городе расположен титаномагниевый завод в Казахстане?

А) Усть-Каменогорске Б) Шымкенте В) Балхаше

  1. Какой производственный цикл играет ведущую роль в экономике Восточного
    Казахстана?

А) черная металлургия Б) цветная металлургия В) машиностроение

  1. Бухтарминская ГЭС сооружена на реке

А) Ишим Б) Или В) Иртыш Г) Сырдарья

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан высокоурбанизированный регион?

А) нет Б) да

  1. Средняя плотность Восточного Казахстана составляет (чел/ кв.км)

а) 5 6) 3 в) 6

  1. Установи соответствие:

а) Восточный Казахстан б) Центральный Казахстан

1. Карагандинско-Темиртауский 2. Усть-Каменогорский 3. Балхашский 4. Зыряновский 5. Жезказганский

  1. Главной технической культурой Восточного Казахстана является:

а) сахарная свекла б) подсолнечник в) хлопчатник

  1. Какая молодая отрасль развита на территории Восточного Казахстана?

А) мараловодство б) свиноводство в) овцеводство

  1. Определите какой регион является лесной базой страны:

а) Восточный б) Центральный в) никакой из перечисленных

12. Формирование Усть-Каменогрского промышленного узла связано с развитием:

а) лесной б) цветной металлургии в) машиностроения

Ответы: 1-6; 2-а; 3-а; 4-6; 5-в; 6-6; 7-а; 8-а( 2,4); б( 1,3, 5) 9-б;10-а;11-а;12-б

Топонимический словарь казахских географических названий и русских терминов использованных при изучении тема « Западный Казахстан».

  1. Полуостров Бузачи — от казахского Бозащи  — белесая солонцеватая местность.
  2. Месторождение Доссор — от сор — соленое озеро. Дос — казахское имя.
  3. Елек — приток Урала от казахского ветер — ветряная река.
  4. Карагие — самое низкое место Казахстана (-132 м) расположена на территории Мангистауской области, в переводе с казахского означает впадина черной кобылы.
  5. Полуостров Мангышлак — от казахского манкишлак, зимнее кочевье, овечье зимовье.
  6. Мугоджары — горы, продолжение Урала, с казахского — горный хребет, обрыв.
  7. Сагыз — река протекающая по территории Западного Казахстана, особое слово Огузов — правое крыло в войсках.
  8. Плато Устюрт — плоская возвышенность.
  9. Эмба река — йем — означает бой.

Самоанализ урока

Урок проводился в 9 классе с математическим уклоном, где уровень направленности высокий. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 23 ученика: 4 — отличника, 6 — ударников, 13 учащихся занимаются удовлетворительно. Ребята самостоятельны, четко определяют цели и ставят задачи, которых они должны достичь и выполнить.

Хорошо развито логическое мышление, могут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы. Работая в этом классе, я выполняю направляющую и контролирующую функции. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.

Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Западный Казахстан. Цель урока продолжить изучение экономических районов Казахстана. На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

  1. повторить понятие экономический район.
  2. изучить уникальные особенности географического положения, природные условия, природные ресурсы Западного Казахстана, особенности их влияние на экономическую жизнь страны, а также рассмотреть размещение населения и рассчитать среднюю плотность.

Развивающие задачи: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.

Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.

Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.

Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. При выполнении задания использовались дополнительные источники информации, которыми являлись: электронный учебник, новый учебник физическая география Казахстана, автор Бейсенов, Карпеков, физическая и экономическая карта Казахстана, статистические материалы, а также материалы периодической печати.

На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный,
проблемный и частично-поисковый.

При изучение нового материала прослеживалась связь с другими предметами , такими как казахский язык (это перевод географических названий), история (информация о реке Урал), литература, математика (расчет средней плотности), физика (понятие баррель).
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.

На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zap_kaz_9kl.docx41.95 КБ
Microsoft Office document icon itog_urok_sev_kaz_9kl.doc63 КБ
Файл pishch_prom_9kl.docx85.5 КБ

Предварительный просмотр:

28.03.14

Экономико-географическое положение, хозяйство Западного Казахстана

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
  2. Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку
    природным условиям и ресурсам.
  3. Продолжить формирование работы с статистическим
    материалом.
  4. Формировать умение обобщать и делать выводы используя
    различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный.

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский, практический.

Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, учебник автор Бейсенова А., Карпеков К. « Физическая география Казахстана» 8 класс, географический атлас, статистический материал, контурная карта.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап опроса.
  3. Этап исследования.
  4. Этап закрепления.
  5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Зеленая карточка — дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.
Желтая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка — дается при отсутствие ответа и не знание карты. Значит напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка.
Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

Разминка.

  1. О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
  2. Какова площадь этого района.(428 тыс кв.км.)
  3. Какие изменения произошли в территории центрального Казахстана (до 1997 г. в его состав входило две области).
  4. С какими экономическими районами граничит Центральный Казахстан?
  5. С какой цель был построен канал Иртыш-Караганда?
  6. Что такое урбанизация (от латинского слова урбас-город) рост городов, повышение удельного веса городского населения.
  7. По уровню урбанизации Центральный Казахстан (высокоурбанизированный)
  8. Что это означает?
  9. 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электорэнергитика, угольная промышленность и черная металлургия)
  10. Занимает ли Центральный Казахстан выгодное транспортно-географическое положение (выгодное, почему). По его территории проходят железнодорожные и автомобильные магистрали.
  11. Какие? (проходит Трансказастанская магистраль Петропавловск-Караганда-Мойынты-Чу с ответвлениями на запад до Жезказгана и на восток до Балхаша и Саяка).
  12. Назовите и покажите промышленные узлы Центрального Казахстана (Карагандинско-Темиртауский, Балхашский и Жезказганский) Какой из них самый мощный Карагандинско-Темиртауский.
  13. Какова площадь Восточного Казахстана? (283,3 тыс кв.км.) Что вы о нем знаете?
  14. Вы знаете , что Восточный Казахстан занимает ведущее место в стране по изобилию природных ресурсов, назовите и покажите наиболее известные месторождения свинцовых и цинковых руд (Лениногорское, Зыряновское, Белоусовское , Николаевское)
  15. Закончите предложение — главная отрасль цветной металлургии это (полиметаллическая промышленность). Перечислите крупные предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана (Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, Лениногрский полиметаллический, Зыряновский свинцовый комбинат.
  16. Закончите предложение развитие цветной металлургии в районе связана с (гидроэлектроэнергией, а основу энергетики составляют тепловые и гидроэлектростанции).

Итак закончили работать.

Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля « Знания — дети, удивления и любопытства».

Открываем тетради записываем число и тему урока: « Западный Казахстан».

Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак
приступаем к работе.

Изучение нового материала. Музыкальное оформление (классическая музыка).

Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана(страница 2-3) дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)

А) расположение

Б) состав (показать)

В) изменения

Г) пограничные районы

Д) площадь

Е) вывод

Ответ: Экономический район — это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Западный Казахстан расположен на крайнем западе и юго-западе, в его состав входят Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская. Изменения в границах территории не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Восточного, а также с европейской частью Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. По территории проходит граница между Европой и Азией (показ). Большая часть экономического района расположена в азиатской части. Площадь — 729 тыс. кв.км.

Вывод: первое место по площади, две части света, проходит граница между Европой и Азией (запись в виде схемы).

Учитель: эта граница отмечена обелиском и установлена в городе Оренбурге на левом берегу Урала. Вы зададите вопрос,а почему именно в этом городе. Провести границу по Уралу пытались царские правители Оренбургского края. Она была нужна им для того, чтобы подчеркнуть принадлежность Оренбурга, расположенного на правобережье Урала, к «цивилизованной Европе» и отмежеваться от «дикой Азии».

Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана, б) проследите климатическую карту в учебнике физическая география Казахстана (автор Бейсенова, Карпеков) страница 89,90,95 ответьте на вопрос: как изменяется средняя температура января, июля с севера на юг и количество осадков в теплое время года на территории Западного Казахстана. Объясните почему?

  1. понятие природные условия
  2. рельеф (показать по карте) и сделать вывод
  3. климат (температура января, июля, осадки)
  4. сделать вывод.

Ответ: природные условия — это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.

Рельеф — Общий сырт, заходит южной частью на территорию Казахстана

Мугоджары — в переводе с казахского «горный хребет, обрыв»

Прикаспийская низменность

Горы Мангистау — в переводе «овечий загон»

Предуральское плато

Плато Устюрт и Мангышлак в переводе с казахского «тысяча зимовий»

Впадина Карагие в переводе с казахского «впадина черной кобылы»( —132м)

Вывод :распространены плоские низменности и слабовсхолмленные равнины, нет высоких гор. Значительные площади заняты сыпучими или платообразными возвышенностями.

Климат — проанализировав карту климата мы определили

  1. температура января на севере -14 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25
    градусов Цельсия.
  2. температура января на юге -4; -9 градусов Цельсия; температура
    июля +28 градусов Цельсия.
  3. годовое количество на севере выше 300 мм; на юге 150мм.

Вывод: климат умеренный резко континентальный, засушливый, летом на
распределения тепла влияют угол падения солнечных лучей и степень нагревания земной
поверхности.

Учитель: итак себе уяснили следующее, что рельеф однообразен. Нет высоких гор, климат умеренный резко континентальный, засушливый. Переходим к группе № 3. Задание третьей группе:

  1. Проанализируйте физическую карту Казахстана и карту атласа топливно-энергетического комплекса страница 6-7, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
  2. Проанализируйте структуру добычи нефти и природного газа по областям и выясните на территории какой области добывают максимальное количество нефти и газа, почему?
  3. Работая с дополнительным материалом найдите в тексте ответ на следующий вопрос. В каком году компания Шевройл и Казахстан создали совместное предприятие по разведке и добычи нефти. С какими иностранными компаниями заключены соглашения?
  4. По физической карте определите обеспеченность Западного Казахстана водными ресурсами.

Ответ: при работе с картой мы определили, что Западный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми

  1. месторождение Доссор и Макат находятся в Атырауско-Эмбенском бассейне, это первые месторождения
  2. на полуострове месторождения Каламкас и Каражанбас
  3. Узень и Жетыбай
  4. на севере Западно-Казахстанской области крупнейшее Карачаганакское месторождение
  5. В Мугоджарах большие запасы хромитовых руд, никеля, фосфоритов, бурого угля, единственное месторождение известняка-ракушечника (Мангистауская область)

Вывод: Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы). На ваших столах находятся сведения о нефтяных ресурсах Каспийского региона. Ваше внимание обращаю на то, что с северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей.

Что такое баррель? Баррель в переводе с английского — бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной баррель. Один баррель равен 159 дм. куб. По оценке западных экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире.

Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из-за отсутствия единого соглашения между странами имеющие выход к Каспийскому морю ( Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете,что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопроводный консорциум начал свою деятельность в 2001 году. 1580-ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск.

По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений. Хочется сказать и о других полезных ископаемых. По добычи хромитовых руд наша страна занимает второе место в мире. Хром экспортируется в 40 страны. По запасам фосфоритов занимает второе место после США и первое место среди стран СНГ.

Свою не большую информацию о полезных ископаемых хочу закончить цитатой из послания президента страны народу Казахстана «Наша стратегия по использованию топливных ресурсов направлена на привлечение интересов крупных стран мирового сообщества к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. Иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений».

Ответ по водным ресурсам: протекает Урал, Эмба недоносит свои воды, самое большое море-озеро Каспийское море. Остальная территория лишена рек.

Вывод: Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов.

Учитель: Урал в переводе с казахского обозначает обогнуть, река совсем необычная. Отсюда начал свой поход Емельян Пугачев, приезжал Александр Сергеевич Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». Кроме того на ней в разное время побывали Иван Андреевич Крылов, Тарас Григорьевич Шевченко, писатель Лев Николаевич Толстой. В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Иванович Чапаев. Название Каспийского моря связано с племенами, которые проживали на его берегах.

Переходим к четвертой группе.

Задание группы 4: Проанализируйте карту атласа население Казахстана страница 4-5, ответьте на следующие вопросы

  1. Как размещается население по территории Западного Казахстана?
  2. Какая часть района плотно заселена, почему? (благоприятные условия для проживания)
  3. Проанализируйте диаграмму численность населения отдельных национальностей, выясните какая национальность имеет наиболее высокий удельный вес, и почему?
  4. По статистическим материалам определите среднюю плотность каждой области. Какая область имеет максимальную и минимальную плотность населения, почему?Определите? какая область высокоурбанизированная? Почему? Сделайте вывод.

Ответ: коренное населения преобладает, средняя плотность составляет 2,7 чел на 1 кв. км. Малонаселенный.

Учитель: ответ этой группы хочу закончить стихотворением:

Эту вечную ширь, не окинуть внимательным взором

Верно, думали предки под топот веселых копыт

Что ж нам, не кочевать на распахнутых солнцу просторах

На приволье, где время и то не заметно летит.

Определения средней плотности населения

Название области

Площади (тыс. кв.км)

Население (тыс. чел)

Средняя плотность (чел/кв.км)

Доля городского в%

Доля сельского в%

Западно-Казахстанская

151,3

610,8

 

40,7

59,3

Актюбинская

300

678,6

 

55,9

44,1

Атырауская

118,6

443

 

58,1

41,9

Мангистауская

159,1

318,1

 

78,5

21,5

Закрепление нового материала

Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.

Домашнее задание.

Ярмухамедов М.Ш. «Экономическая и социальная география Казахстана», тема №19 страница 82-86. В конце темы вопрос № 2 ответить письменно в тетрадях. Ответ записать в виде таблицы. Оценки учитель проговаривает учащимся за работу на уроке.

Выполнение практической работы.

Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Западный Казахстан, обозначьте:

  1. Границу областей, подпишите областные центры.
  2. Отметьте крупные месторождения нефти, газа; фосфориты, хромиты, никелевые руды.

Тест по теме «Восточный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.

1 — вариант

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан самый маленький по площади?

а) не верно б) верно

  1. Восточный Казахстан граничит только:

а) с Центральным б) с Россией и Китаем в) с Центральным и Южным г) с Северным, Центральным, Южным, Россией, Китае.

  1. К какому типу умеренного пояса относится климат Восточного Казахстана?

а) континентальный б) резко континентальный

  1. Откуда берет сырье свинцово-цинковый завод в Усть-Каменогорске?

а) из Атырау б) из Зыряновска, Лениногорска в) из Балхаша, Жезказгана.

  1. На территории какой области возделывают подсолнечник?

а) Карагандинской б) Жамбылской в) Восточно-Казахстанской

  1. Какого значение реки Иртыш для Восточного Казахстана?

а) для судоходства б) для орошения в) для рыболовства г) запасы гидроэнергии

  1. В каком году была упразднена Семиполатинская область?

а) 1996г. б) 1997г. в) 1998г.

  1. Установите соответствие:

а) Центральный Казахстан б) Восточный Казахстан

1. Иртыш 2. Маркаколь 3. Зайсан 4. Нура 5. Алаколь 6. Тенгиз 7. Сарысу

  1. Ведущее место в АПК Восточного Казахстан занимает

а) растениеводство б) животноводство

  1. Площадь лесного фонда Восточного Казахстана составляет(тыс. га)

а) 3357 6) 4037 в) 5357

  1. Какой вид транспорта не развит на территории Восточного Казахстана?

а) железнодорожный б) автомобильный в) речной г) трубопроводный

  1. Какое место по сбору меда занимает регион?

а) второе б) никакого в) первое

Ответы: 1-б; 2-г; З-б; 4-6; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а(4, 6, 7), б( 1,2, 3, 5). 9-6; 10-а; 11-г; 12-в

2 — вариант

  1. Какова площадь Восточного Казахстана (тыс кв.км.)?

А) 300 б) 283,3 в) 280,3

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан занимает довольно выгодное
    положение?

А) да Б) нет

  1. В каком городе расположен титаномагниевый завод в Казахстане?

А) Усть-Каменогорске Б) Шымкенте В) Балхаше

  1. Какой производственный цикл играет ведущую роль в экономике Восточного
    Казахстана?

А) черная металлургия Б) цветная металлургия В) машиностроение

  1. Бухтарминская ГЭС сооружена на реке

А) Ишим Б) Или В) Иртыш Г) Сырдарья

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан высокоурбанизированный регион?

А) нет Б) да

  1. Средняя плотность Восточного Казахстана составляет (чел/ кв.км)

а) 5 6) 3 в) 6

  1. Установи соответствие:

а) Восточный Казахстан б) Центральный Казахстан

1. Карагандинско-Темиртауский 2. Усть-Каменогорский 3. Балхашский 4. Зыряновский 5. Жезказганский

  1. Главной технической культурой Восточного Казахстана является:

а) сахарная свекла б) подсолнечник в) хлопчатник

  1. Какая молодая отрасль развита на территории Восточного Казахстана?

А) мараловодство б) свиноводство в) овцеводство

  1. Определите какой регион является лесной базой страны:

а) Восточный б) Центральный в) никакой из перечисленных

12. Формирование Усть-Каменогрского промышленного узла связано с развитием:

а) лесной б) цветной металлургии в) машиностроения

Ответы: 1-6; 2-а; 3-а; 4-6; 5-в; 6-6; 7-а; 8-а( 2,4); б( 1,3, 5) 9-б;10-а;11-а;12-б

Топонимический словарь казахских географических названий и русских терминов использованных при изучении тема « Западный Казахстан».

  1. Полуостров Бузачи — от казахского Бозащи  — белесая солонцеватая местность.
  2. Месторождение Доссор — от сор — соленое озеро. Дос — казахское имя.
  3. Елек — приток Урала от казахского ветер — ветряная река.
  4. Карагие — самое низкое место Казахстана (-132 м) расположена на территории Мангистауской области, в переводе с казахского означает впадина черной кобылы.
  5. Полуостров Мангышлак — от казахского манкишлак, зимнее кочевье, овечье зимовье.
  6. Мугоджары — горы, продолжение Урала, с казахского — горный хребет, обрыв.
  7. Сагыз — река протекающая по территории Западного Казахстана, особое слово Огузов — правое крыло в войсках.
  8. Плато Устюрт — плоская возвышенность.
  9. Эмба река — йем — означает бой.

Самоанализ урока

Урок проводился в 9 классе с математическим уклоном, где уровень направленности высокий. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 23 ученика: 4 — отличника, 6 — ударников, 13 учащихся занимаются удовлетворительно. Ребята самостоятельны, четко определяют цели и ставят задачи, которых они должны достичь и выполнить.

Хорошо развито логическое мышление, могут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы. Работая в этом классе, я выполняю направляющую и контролирующую функции. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.

Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Западный Казахстан. Цель урока продолжить изучение экономических районов Казахстана. На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

  1. повторить понятие экономический район.
  2. изучить уникальные особенности географического положения, природные условия, природные ресурсы Западного Казахстана, особенности их влияние на экономическую жизнь страны, а также рассмотреть размещение населения и рассчитать среднюю плотность.

Развивающие задачи: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.

Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.

Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.

Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. При выполнении задания использовались дополнительные источники информации, которыми являлись: электронный учебник, новый учебник физическая география Казахстана, автор Бейсенов, Карпеков, физическая и экономическая карта Казахстана, статистические материалы, а также материалы периодической печати.

На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный,
проблемный и частично-поисковый.

При изучение нового материала прослеживалась связь с другими предметами , такими как казахский язык (это перевод географических названий), история (информация о реке Урал), литература, математика (расчет средней плотности), физика (понятие баррель).
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.

На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.



Предварительный просмотр:

Контрольный срез по теме:

«Северный Казахстан»

Цель:         Контроль умений, навыков и знаний по теме Северный Казахстан

        Формирование навыков оценки своих знаний и умений.

Оборудование:         1. Экономическая карта Казахстана;

2. Физическая карта Казахстана;

                        3. Карточки – задания;

                        4. Контурные карты, атласы, Казахстан 9 кл.

Вводное слово учителя: оценка за срез «Лестница успеха»

                                                                    «5»                

Оценка каждого этапа:

      «4»                0 ошибок – 3 балла

1-2 ошибки – 2 балла

3-4 ошибки – 1 балл

      «3»                >4 – 0 баллов

                                             

1 этап: ТЕСТ «Северный Казахстан»

  1. Быстрый рост численности населения Северного Казахстана в последние годы объясняется

А) возвращение людей с войны и предприятий оборонного значения (трудовая армия)

Б) развитие промышленности на базе эвакуированных предприятий и притоком населения из

     республик бывшего СССР на территории которых происходили военные действия.

В) освоением целинных и залежных земель

Г) развитием горнодобывающей промышленности в Кустанайской, Кокшетауской и

    Павлодарской областях.

Д) Разработкой Экибастузского месторождения каменного угля с развитием Павлодарского Экибастузского ТПК.

  1. Земледелие в Северном Казахстане начало развиваться:

А) так же давно, как и в России;

Б) в конце 18 века с приходом сюда сибирских казаков и после переселения русских и украинских крестьян в конце 19 начале 20 веков

В) с началом коллективизации (конец 20-х начало 30-х годов)

Г) в период ВОВ

Д) в период освоения целинных и залежных земель.

  1. Главная отрасль сельского хозяйства СК:

А) земледелие, а его основная специализация зерновое хозяйство;

Б) мясомолочное животноводство;

В) молочно-мясное животноводство и земледелие (кормопроизводство, частично зерновое хозяйство)

Г) молочное животноводство и овцеводство – разведение овец тонкорунных пород;

Д) молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, земледелие, кормопроизводство и частично обеспечение продовольственным зерном.

  1. Машиностроение СК связано с:

А) обслуживанием АПК – производством с/х машин и запасных частей к ним;

Б) обслуживанием машин и оборудования для угледобывающей промышленности

В) производство машин и оборудования для горнорудной промышленности Костонайской области;

Г) производством оборудования, запасных частей и узлов для нефтеперерабатывающей промышленности крупных тепловых станций.

  1. Завод по производству ферросплавов построен в Аксу (Ермаке) в связи с:

А) удобным транспортно-географическим положением;

Б) наличием пресной воды;

В) с учетом сырьевого фактора;

Г) наличием кадров, учетом потребительского фактора;

Д) использованием дешевой электроэнергии.

  1. Тяжелая промышленность СК связана с:

А) разработкой полезных ископаемых и развитием машиностроения;

Б) потребностями военно-промышленного комплекса;

В) развитием электроэнергетики;

Г) развитием цветной металлургии и нефтеперерабатывающей промышленности.

Д) потребностями перерабатывающих отраслей АПК.

  1. Главную специализацию Павлодара определяют:

А) глиноземно-алюминиевая, тракторная и химическая промышленности;

Б) тракторостроение, производство электроэнергии

В) тракторостроение и переработка сельско-хозяйственного сырья;

Г) производство аммония, тракторов, переработка сельско-хозяйственного сырья

  1. Ремонтно-механические мастерские и предприятия по переработке сельско-хозяйственного сырья в Петропавловске появились:

А) в конце 15 века, после постройки Великой Сибирской железно-дорожной магистрали.

Б) период коллективизации сельского хозяйства (конец 20-х годов, первая половина 30-х годов)

В) первые послереволюционные годы, когда первым сельско-хозяйственным кооперативам потребовались сельско-хозяйственные орудия и запасные части к ним, возникла необходимость в переработке излишков сельско-хозяйственного сырья на месте;

Г) годы ВОВ на базе эвакуированных предприятий;

Д) период освоения целинных и залежных земель.

  1. Заводы по производству кислородно-дыхательной аппаратуры, многотонных и малых весов расположенный в:

А) Костанае

Б) Астане

В) Аркалыке

Г) Петропавловске

Д) Кокшетау

  1. Крупнейший завод сельско-хозяйственного машиностроения находится в:

А) Макинске

Б) Петропавловске

В) Экибастузе

Г) Астане

Д) Рудном

Ответы:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

в, б, а, а, д,  а, а, а, д,  г        

Познавательные задачи:

  1. Чем можно объяснить различия в сельскохозяйственной специализации степей Украины и Северного Казахстана. Ведь это одни и те же широты, одна и та же природная зона?

  1. Какие (или какой) фактор учитывался в первую очередь при размещении в Петропавловске ТЭЦ-2 в северо-восточной части города? Почему ее не разместили у железной дороги? Ведь она потребляет большое количество тепла?

  1. Подумайте, как изменились бы природные условия Казахстана, если бы высокие горы располагались вдоль северной границы Республики? Изменилась бы в этом случае экономика Северного Казахстана? Если да, то каким образом?

  1. Ваша фирма – отправитель большой партии из Петропавловска в Тараз, а в обратном направлении скоропортящиеся фрукты и фосфорные удобрения. Какому виду транспорта вы отдадите предпочтение в этом случае? А какой вид транспорта вы выберете, если вас ожидает деловая встреча в Таразе, а живете вы в г. Петропавловске?

  1. И в Северном Казахстане и в Южном Казахстане развито растениеводство. Чем отличается развитие этой отрасли сельского хозяйства  в названных районах? Каковы причины этого различия?

  1.  «В этих местах …возникнет крупный промышленный центр», сказал об одном из городов Казахстана известный русский химик Д.И. Менделеев. Сможете ли вы опознать этот город? Имеет ли он какое-нибудь отношение к химической промышленности?

  1. Трактор марки ДТ-75 в СССР производился на двух тракторных заводах в Волгограде и в Павлодаре. Но сходно ли экономико-географическое положение заводов. Посмотрите на карту и найдите черты сходства и различие в экономико-географическом положении заводов. Определите, изменилось ли оно после распада СССР?

  1. Сгруппируйте предприятия по типам – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, завод, депо, шахта, ферма, рудник, автобаза, аэродром, птицефабрика, пароходство, агрофирма.

  1. Целинные земли Северного Казахстана – зона рискованного земледелия, что связано с засушливостью климата. Объясните, почему же здесь не применяют орошение?

  1. Уголь Карагандинского бассейна лучшего качества, чем уголь Экибастузского. Географическое и транспортное положение первого бассейна по отношению к потребителю, так же более удобно. Объясните, почему добыча угля в Карагандинском бассейне падает, а в Экибастузском – напротив растет.

III. этап. Кроссворд «Северный Казахстан»

        Используя контрольные буквы, впишите в вертикальные строчки (сверху вниз), названия географических объектов и понятий, относящихся к Северному Казахстану.

  1. Район Павлодарской области (Майский)
  2. Река Акмолинской области (Селеты)
  3. Известный курорт Северо-Казахстанской области (Боровое)
  4. Город Акмолинской области (Ерментау)
  5. Райцентр Кустанайской области (Тургай)
  6. Основная зерновая культура района (пшеница)
  7. Центр асбестовой промышленности (Джетыгора)
  8. Центр золотодобычи в Павлодарской области (Майкайн)
  9. Поселок на трассе канала Иртыш-Караганда (Кал-каман)
  10. Центр электроэнергетической промышленности (Экибастуз)
  11. Правый приток реки Уй (Тогузак)
  12. Город – один из центров освоения целины (Атбасар)
  13. Село на юге кустанайской области (Рахмет)
  14. Хвойное дерево, широко распространенное в лесах Северного Казахстана (сосна)
  15. Углеразрез в Экибастузской разрезе (Богатырь)
  16. Река в Кустанайской области (Убаган)
  17. Новый город в Кустанайской области (Рудный)

IV этап. «Знаете ли вы?»

  1. Слово «уй» в переводе на русский означает «дом». Найдите на карте, что за «дом» находится на границе нашей республики и Челябинской области РФ. (река Уй)

  1. Знаете ли вы, что у нас в республике находится самый большой горно-обогатительный комбинат страны? Как он называется и где он находится? (Соколовско-Сорбайский, в Кустанайской области)

  1. Орлов можно встретить по всей территории нашей республики. А какой географический объект Северного Казахстана назван в их честь? (г. Орлиная)

  1. Какими природными богатствами особенно выделяется СК на фоне других экономических районов? (80% плодородных земель и жел. руд., ½ озер республики, ведущее место занимает  по запасам бокситов, асбеста, энергетических углей)

  1. Назовите крупные промышленные предприятия СК, каких нет ни в одном другом районе республики? (Соколовско-Сорбайский, Лисаковский горно-обогатительные комбинаты, Джетыгеринский асбестовый комбинат, Павлодарский алюминиевый комбинат, Петропавловский тракторный завод МЛД, Кокчетавские заводы весовой кислородно-дыхательной аппаратуры, Экибастузские углеразрезы – Богатырь).

  1. Какой из трех крупнейших ТПК сформировался на территории СК? (Павлодаро-Экибастузский)

  1. В Северном Казахстане есть соленая река. Какая? (Убаган)

  1. Назовите населенный пункт в Павлодарской области: первая часть – музыкальный инструмент; вторая – тип сельского населенного пункта? (Баян-аул)

  1.  Жизнь каких известных людей связана с Северным Казахстаном? (Ч. Уалиханов,                     И. Алтынсарина, Сатпаева, М. Жумагаева, Г.П. Потанина и др.)

  1. Как назывались раньше улицы?

Ул. Ленина  (Вознесенский проспект)

Ул. К. Маркса  (Старокладбищенская)

Ул. Партизанская  (Ново мечетная)

Ул. Рабочая  (Меновая)

Ул. К. Сутюшева  (Караванная)

Ул. Толстого  (Толетовская)

Ул. 314 стр. дивизии  (Сибирская)

Подведение итогов, выставление оценок.



Предварительный просмотр:

23.01.14

Пищевая и легкая промышленность

Цель урока:

Изучить особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей.

Показать связи звеньев АПК.

Определить круг проблем 3 звена АПК.

Обучающие задачи.

Обеспечить усвоение знаний:

об основных факторах размещения пищевой и легкой промышленности;

о взаимосвязях внутри АПК;

о проблемах агропромышленного комплекса.

Развивающие задачи:

продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, со статистическими материалами, с дополнительной литературой, атласом и картой;

умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие задачи:

воспитывать у школьников организованность, умение концентрировать внимание, стремление рационально использовать время, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащегося;

помочь учащимся в профессиональной ориентации;

расширить круг представлений о профессиях, связанных с пищевой и легкой промышленностью;

воспитывать экологическую культуру.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка изученного материала.

Фронтальный опрос:

что такое агропромышленный комплекс?

главная задача АПК.

назовите состав АПК

почему эти отрасли объединены в один комплекс?

что входит в 1 звено, каково его значение в комплексе?

что входит во 2 звено и чем оно отличается от других отраслей?

каковы земельные ресурсы Казахстана?

что такое мелиорация, какие виды мелиорации вы знаете?

что такое зональная специализация с/х?

что собой представляет 3 звено АПК?

Тестирование

III. Изучение нового материала.

Дата и тема урока на доске

Цели урока.  

- Начнём изучение 3 звена АПК с пищевой промышленности.

- Как вы думаете, какова основная цель пищевой промышленности? (производство продуктов питания) Закончите предложение: она больше чем другие связана с с/х, так как… (ответы учащихся) (Приложение. Слайд 3)

Факторы размещение пищевой промышленности.

- Пищевая промышленность по характеру размещения повсеместная отрасль. Её предприятия есть везде, где постоянно живут люди, так как пища нужна человеку каждый день. В любой местности для неё обязательно найдётся какое-либо сырье – зерно. Картофель, овощи, фрукты и др.

Таким образом ориентация пищевой промышленности имеет следующие направления:

На сырьё

На потребителя

На сырьё и потребителя

Первая группа отраслей, размещение у источников сырья. (щелчок мыши)

- Самый яркий пример влияния сырьевого фактора – сахарная промышленность. В нашей старане сахар вырабатывают из сахарной свёклы. Свёкла плохо переносит перевозки (теряет сахар). А её расход на 1 т готового товара составляет в среднем 7 т. При этом производство сахара требует больших затрат энергии. В нашей стране 8 сахарных заводов. Все они находятся там. Где выращивают сырьё – т.е. на юге республики.  При этом в Таразе – изготавливают сахар-рафинад. Наиболее крупные центры: в Мереке, Шу, Талдыкоргане, Аксу. При этом в нашей республике сахарная отрасль – это сезонная отрасль. Отечественного сырья очень мало. Если одновременно работают все заводы, то сырья хватает на 20-30 дней. Чтобы дорогостоящее оборудование не простаивало, в Бразилии и других странах покупают тростниковый сахар-сырец. Из него получают 9/10 всего казахстанского сахара.

К этой же группе относится и рыбная промышленность. Она использует рыбные ресурсы крупных озёр, водохранилищ и рек.

- Какая область будет являться главным добытчиком рыбы в Казахстане? (Атырауская область 3/5 всего улова). Она же даёт и наиболее ценные породы рыб – осётра, белугу, севрюгу.  Флагман отрасли – АО «Атыраубалык» (с. Балыкшы). Одним из старейших предприятий на оз. Балхаш является ТОО «Балхашбалык» (с. Шашубай)

Вторая группа отраслей, размещение у потребителя. (щелчок мыши)

- К этой группе отраслей относят отрасли, использующие сырьё. Уже прошедшее промышленную переработку. Их продукты либо плохо хранятся (торты, пирожные, хлеб), либо транспортабельны меньше. Чем исходное сырьё. (в 60-тонный железодорожный вагон помещается 55 тонн муки и только 20 тонн макарон).

Хлебопечение распространено везде. Где проживают люди.

Кондитерская промышленность схожа с хлебной, однако производство конфет, особенно шоколадных отличается сложной технологией и сосредоточено всего в 5-6 центрах: «Рахат» (Алматы, Шымкент), Баян-Сулу (Костанай), «Актюбинская кондитерская фабрика» (Актобе), «Конфеты Караганды» и «Хамле» (г. Каскелен)

В макоронной промышленности лучшую  продукция даёт мукомольно-макаронный комбинат АО «Султан» (Петропавловск)

Единственная в стране чаеразвесочная фабрика в Алматы обрабатывает сырьё, поступающее из Индии, Шри-Ланки (цейлонский чай)

Ориентация на сырье и потребителя. (щелчок мыши)

Мукомольная промышленность перерабатывает зерно. Зерно удобнее перевозить. Чем муку. Поэтому мукомольные предприятия созданы и в крупных городах – центрах потребления, и в районах возделывания пшеницы.

Производство молока, сливок, сметаны – привязано к потребителю. Почему? А вот маслоделие, сыроделие больше развиты там, где получают много молока.

Также и мясная промышленность: изготовление мясных изделий (ветчина, колбаса, сосиски и др.) «прикреплено» к центрам потребления. А производство консервов – к источникам сырья. Но чаще всего эти производства совмещают на одном предприятии – комбинате.

Физкультурная минутка.

Легкая промышленность и её особенности. (Приложение. Слайд 5)

- Лёгкая промышленность Казахстана имеет очень хорошую сырьевую базу – много хлопка, шерсти, натуральной кожи. Тем не менее, она самая проблемная в экономике. Мы носим иностранную одежду и обувь, которые зачастую сделаны из казахстанского сырья. На сегодняшний день, конечно, в лёгкой промышленности происходят положительные изменения. Но необходимо ещё очень много сделать, чтобы вернуть ей роль одного из лидеров индустрии Казахстана.

Факторы размещения лёгкой промышленности. Такие же как и в пищевой. Кто сможет их пояснить?

Ведущей отраслью лёгкой промышленности является текстильная. Она выпускает ткани – х/бумажные. Шерстяные, льняные, шёлковые, трикотажные изделия и войлок. Их делают из натуральных волокон растительного и животного происхождения с добавлением химических волокон.

При изготовлении ткани сырьё проходит 4 стадии обработки. И с ними вы познакомитесь самостоятельно, работая с текстом учебника (слайд 7)

Принципы размещения легкой промышленности и основные центры. (Приложение. Слайд 8)

Х/бумажная промышленность сосредоточена на юге. Все х/бумажные заводы сосредоточены в Южно-Казахстанской области. Пряжу делают в Алматы и Шымкенте. Больше всего тканей выпускает АО «Текстильная компания» - её специализация – суровые ткани (неотделанные). Хлопковый комплекс  (кластер) создаётся в ЮКО. Центр кластера – Шымкент, где построены прядильные фабрики, дающие постельные, махровые и джинсовые ткани.

Шерстяная промышленность развита меньше. Фабрики по первичной обработке расположены на Юге (Тараз. Шымкент, Алматы) и Востоке (Семипалатинск), а по производству тканей – пос. Фабричный (близ Алматы), в Костанае и Семипалатинске. Усть-Каменогорск – искусственные волокна.

Кожевенная промышленность: Петропавловск, Тараз, Рудный. Семипалатинск.

Обувные фабрики: Костанай, Алматы, Тараз, Актобе.

Шымкент – единственное в Казахстане предприятие по обработке каракуля.

70% валяльной обуви даёт Костанайская область.

Профессии в легкой и пищевой промышленности.

IV. Проверка изученного материала.

Тесты.

Взаимопроверка выполненных тестов.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия. (Приложение. Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Экономико-географическое положение Казахстана

В работе предоставлена экономико-географическая  характеристика государства....

ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население.

 Цель урока:  Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.Уметь составлять экономико-географическую характеристику...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Урок географии Казахстана в 9 классе "Хозяйство центрального Казахстана"

Данная работа представляет собой конспект урока и презентацию по теме "Хозяйство центрального кКазахстана". данный урок постороен по технологии критического мышления....