Разработка урока по географии в 9 классе "Центральный Казахстан"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Урок в 9б классе 
Тема: Города  Центрального Казахстана 
Тип урока: изучение нового материала 
Форма проведения урока: парная
Учебная деятельность и методы: работа с тематическими картами, работа с учебником, работа в контурных картах . 
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация по теме, карта «административно-территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс, 
контурные карты, карта учебника «Центральный Казахстан», кюй Курмангазы, листы с тестовыми заданиями 
Номенклатура: географическое разделение труда, специализация, экономический район, урбанизация, агломерация 
Цель: Формирование знаний о Центральном Казахстане 
1. Изучить Центральный Казахстан; выявить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме. 
2. Способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время. 
3. Содействовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда. 

• Использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся. 
• Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика. 
Ход урока: 
I Организационный момент. 
Психологический настрой учащихся. 
Звучит музыка «Сарыарка» (Курмангазы) 
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг-другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. 
II Актуализация знаний учащихся. 
Дидактическая игра «Отгадай, кто я», цель которой оживит память, настроит учащихся на урок. Учитель показывает карточку с количественными показателями по Казахстану; что означает цифра? 
1. 9 место 5. 10% 9. 1700 км 
2. 14 6. 5 
3. 6995м 7. 3000 км 
4. 17 млн 8. 15000 км 
III Работа над новым материалом 
1. Вступительное слово учителя 
А) Территориальное организация производства и экономическое районирование 
Б) Краткая характеристика Центрального Казахстана 
2. Работа в группах (каждая группа получает проблемное задание) 
- учащиеся исследуют тему по следующим проблемам с помощью атласа и таблиц учебника: 
1 группа «Геологи» Каковы природные ресурсы и условия Центрального Казахстана? 
2 группа «Демографы» Население и трудовые ресурсы Центрального Казахстана 
3. Выступление учащихся по данной проблеме 
Выводы учащихся группы 
IV Закрепление нового материала 
1. Самостоятельная работа учащихся с контурными картами 
- нанести на контурную карту бассейны месторождений: 
А) Карагандинский (угольный) Б) Атасуский (железорудный) С) Жезды, Жайрем (марганец) Д) Жезказган, Конырат, Саяк, (медь) Е) Жайрем (полиметаллы) 
2. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями. 
(учащиеся выполняют на листочках самостоятельно и проводят взаимопроверку) 

Тесты по теме: Центральный Казахстан. 
1. Какая область не граничит с Центральным Казахстаном? 
а) Акмолинская; б)Западно – Казахстанская; в) Восточно – Казахстанская; г) Алматинская; д) Павлодарская. 
2. Какое место по площади занимает Центральный Казахстан? 
а) 1- е; б) 2- е; в) 3-е; г) 4 - е; д) 5-е; 
3. Какова средняя плотность населения Центрального Казахстана? 
а) менее 3 чел./км²; б) 3,1чел. / км²; в) 5,5 чел./ км²; г)более 6 чел./км²; д) 6,5 чел./ км². 
4. Какая часть Центрального Казахстана заселена больше всего? 
а) Северная; б) Южная; в) Западная; г) Восточная; д) равномерно. 
5. Каких полезных ископаемых нет в Центральном Казахстане? 
а) Железной руды и хрома; б) угля и нефти; в) меди и марганца; 
г) хрома и никеля; д) нефти и полиметаллов. 
6. Кумколь – это месторождение: 
а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 
7. Жезды – это месторождения: 
а) угля; б) нефти; в) марганцевые руды; г) меди; д) золота. 
8. Конырат и Саяк – это месторождения: 
а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 
9. Каких ресурсов Центрального Казахстана недостаточно для развития хозяйства? 
а) минеральных; б) земельных; в) водных; г) рекреационных; д) топливно – энергетических. 
10. Уровень урбанизации Центрального Казахстана? 
а) 58%; б) 85%; в) 68%; г) 74%; д) 61%; 
3. Географическая викторина 
- О каких географических объектах идет речь? 
1. Самая обширная низкогорная область в Казахстане (Сарыарка) 
2. Академик, геолог, открывний богатейшие залежи медных руд в г.Жезказгане (Сатпаев К.И) 
3. Где в Казахстане есть рукотворная река? (Канал Иртыш –Караганда - Жезказган) 
4. Для охраны горно-лесных ландшафтов края Центрального Казахстана был организаван (Каркаралинский Национальный парк) 
Игра – соревнование 
(Учащиеся группы по очереди должны перечислить характерные признаки Центрального Казахстана) 
Например: Самый безводный, удален от морей, богатый минеральными ресурсами, выгодное ЭГП, развитая транспортная система, урбанизированный, индустриальный. 
Игра «Третий, лишний» 
• Караганда, Темиртау, Актобе 
• Марганец, уголь, хром 
• Балхаш, Урал, Нура 
• Конырат, Доссор, Саяк 
• Бухтарминское водохранилище, Самарканское водохранилище, Жездинское водохранилище 
• Черная металлургия, рыбопереробатывающая промышленность, цветная металлургия 
V Рефлексия: 
Учащимся раздаются анкеты с вопросами. 
VI Домашнее задание: 
Параграф 20. Задание № 1,2 стр 229. 
Подготовить сообщение по двум темам на выбор: 
1. Проблемы водных ресурсов Ценрального Казахстана 
2. Центральный Казахстан - кладовая рудных полезных ископаемых 
VII Итоги урока 
Комментирование оценок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_goroda_tsent_kaz.docx18.36 КБ
Файл kim_po_geografii_9klass_khoz_tsk.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии в 9 классе "Центральный Казахстан"

Урок в 9б классе 
Тема:
Города  Центрального Казахстана 
Тип урока: изучение нового материала 
Форма проведения урока: парная
Учебная деятельность и методы: работа с тематическими картами, работа с учебником, работа в контурных картах . 
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация по теме, карта «административно-территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс, 
контурные карты, карта учебника «Центральный Казахстан», кюй Курмангазы, листы с тестовыми заданиями 
Номенклатура: географическое разделение труда, специализация, экономический район, урбанизация, агломерация 
Цель: Формирование знаний о Центральном Казахстане 
1. Изучить Центральный Казахстан; выявить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме. 
2. Способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время. 
3. Содействовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда. 

• Использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся. 
• Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика. 
Ход урока: 
I Организационный момент. 
Психологический настрой учащихся. 
Звучит музыка «Сарыарка» (Курмангазы) 
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг-другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. 
II Актуализация знаний учащихся. 
Дидактическая игра «Отгадай, кто я», цель которой оживит память, настроит учащихся на урок. Учитель показывает карточку с количественными показателями по Казахстану; что означает цифра? 
1. 9 место 5. 10% 9. 1700 км 
2. 14 6. 5 
3. 6995м 7. 3000 км 
4. 17 млн 8. 15000 км 
III Работа над новым материалом 
1. Вступительное слово учителя 
А) Территориальное организация производства и экономическое районирование 
Б) Краткая характеристика Центрального Казахстана 
2. Работа в группах (каждая группа получает проблемное задание) 
- учащиеся исследуют тему по следующим проблемам с помощью атласа и таблиц учебника: 
1 группа «Геологи» Каковы природные ресурсы и условия Центрального Казахстана? 
2 группа «Демографы» Население и трудовые ресурсы Центрального Казахстана 
3. Выступление учащихся по данной проблеме 
Выводы учащихся группы 
IV Закрепление нового материала 
1. Самостоятельная работа учащихся с контурными картами 
- нанести на контурную карту бассейны месторождений: 
А) Карагандинский (угольный) Б) Атасуский (железорудный) С) Жезды, Жайрем (марганец) Д) Жезказган, Конырат, Саяк, (медь) Е) Жайрем (полиметаллы) 
2. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями. 
(учащиеся выполняют на листочках самостоятельно и проводят взаимопроверку) 

Тесты по теме: Центральный Казахстан. 
1. Какая область не граничит с Центральным Казахстаном? 
а) Акмолинская; б)Западно – Казахстанская; в) Восточно – Казахстанская; г) Алматинская; д) Павлодарская. 
2. Какое место по площади занимает Центральный Казахстан? 
а) 1- е; б) 2- е; в) 3-е; г) 4 - е; д) 5-е; 
3. Какова средняя плотность населения Центрального Казахстана? 
а) менее 3 чел./км²; б) 3,1чел. / км²; в) 5,5 чел./ км²; г)более 6 чел./км²; д) 6,5 чел./ км². 
4. Какая часть Центрального Казахстана заселена больше всего? 
а) Северная; б) Южная; в) Западная; г) Восточная; д) равномерно. 
5. Каких полезных ископаемых нет в Центральном Казахстане? 
а) Железной руды и хрома; б) угля и нефти; в) меди и марганца; 
г) хрома и никеля; д) нефти и полиметаллов. 
6. Кумколь – это месторождение: 
а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 
7. Жезды – это месторождения: 
а) угля; б) нефти; в) марганцевые руды; г) меди; д) золота. 
8. Конырат и Саяк – это месторождения: 
а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота. 
9. Каких ресурсов Центрального Казахстана недостаточно для развития хозяйства? 
а) минеральных; б) земельных; в) водных; г) рекреационных; д) топливно – энергетических. 
10. Уровень урбанизации Центрального Казахстана? 
а) 58%; б) 85%; в) 68%; г) 74%; д) 61%; 
3. Географическая викторина 
- О каких географических объектах идет речь? 
1. Самая обширная низкогорная область в Казахстане (Сарыарка) 
2. Академик, геолог, открывний богатейшие залежи медных руд в г.Жезказгане (Сатпаев К.И) 
3. Где в Казахстане есть рукотворная река? (Канал Иртыш –Караганда - Жезказган) 
4. Для охраны горно-лесных ландшафтов края Центрального Казахстана был организаван (Каркаралинский Национальный парк) 
Игра – соревнование 
(Учащиеся группы по очереди должны перечислить характерные признаки Центрального Казахстана) 
Например: Самый безводный, удален от морей, богатый минеральными ресурсами, выгодное ЭГП, развитая транспортная система, урбанизированный, индустриальный. 
Игра «Третий, лишний» 
• Караганда, Темиртау, Актобе 
• Марганец, уголь, хром 
• Балхаш, Урал, Нура 
• Конырат, Доссор, Саяк 
• Бухтарминское водохранилище, Самарканское водохранилище, Жездинское водохранилище 
• Черная металлургия, рыбопереробатывающая промышленность, цветная металлургия 
V Рефлексия: 
Учащимся раздаются анкеты с вопросами. 
VI Домашнее задание: 
Параграф 20. Задание № 1,2 стр 229. 
Подготовить сообщение по двум темам на выбор: 
1. Проблемы водных ресурсов Ценрального Казахстана 
2. Центральный Казахстан - кладовая рудных полезных ископаемых 
VII Итоги урока 
Комментирование оценок



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по теме: Хозяйства Центрального Казахстана

Цель: Охарактеризовать отрасли хозяйства Центрального Казахстана

Заполни таблицу №1:

Отрасли

Предприятия

Особенности развития

Топливно-энергетический комплекс

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая промышленность

Заполни таблицу №2:

Сельское хозяйство

Отрасли растениводства

Отрасли животноводства

Заполни таблицу №3

Отрасли транспорта

Направления  автомобильного транспорта

Направления ж/д транспорта

Контрольно-измерительные материалы по теме: Хозяйства Центрального Казахстана

Цель: Охарактеризовать отрасли хозяйства Центрального Казахстана

Заполни таблицу №1:

Отрасли

Предприятия

Особенности развития

Топливно-энергетический комплекс

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая промышленность

Заполни таблицу №2:

Сельское хозяйство

Отрасли растениводства

Отрасли животноводства

Заполни таблицу №3

Отрасли транспорта

Направления  автомобильного транспорта

Направления ж/д транспорта

Контрольно-измерительные материалы по теме: Хозяйства Центрального Казахстана

Цель: Охарактеризовать отрасли хозяйства Центрального Казахстана

Заполни таблицу №1:

Отрасли

Предприятия

Особенности развития

Топливно-энергетический комплекс

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая промышленность

Заполни таблицу №2:

Сельское хозяйство

Отрасли растениводства

Отрасли животноводства

Заполни таблицу №3

Отрасли транспорта

Направления  автомобильного транспорта

Направления ж/д транспорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков по географии

Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии на тему "Знакомство с Республикой Казахстан"

Географическое положение, крайние точки, государственные символы, приграничные государства....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...