"Сельское хозяйство. Растениеводство"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Расширить представление о первичном секторе экономики.
  2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
  3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
  4. Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные отрасли сельского хозяйства;
  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.

Новые понятия и представления:

  1. сельскохозяйственные угодья;
  2. земледелие;
  3. животноводство;
  4. зерновое хозяйство;
  5. технические культуры.

Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.

Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.

Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) . Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала это:

  • главные особенности сельского хозяйства;
  • отраслевой состав сельского хозяйства;
  • география растениеводства.

Дадим объяснение новым понятиям

бсельскохозяйственные угодья;

  • земледелие;
  • животноводство;
  • зерновое хозяйство;
  • технические культуры
  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?

Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” <Приложение1слайд 6>:

  • почвенное плодородие,
  • солнечный свет и тепло,
  • осадки,
  • естественную растительность (пастбища и сенокосы)

Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве <Приложение1слайд 7>.

Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?

Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.

Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя

  • Пашни – 60% (132 млн.га)
  • Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
  • Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)

Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.

Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.

Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.

Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства

Отрасли растениеводства (земледелие):

  • зерновые культуры
  • зернобобовые культуры
  • технические культуры
  • масличные культуры
  • картофелеводство
  • овощеводство
  • бахчеводство
  • садоводство
  • виноградарство

Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.

Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.

Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства

Отрасль земледелия

Культура

Районы выращивания

Зерновые культуры

Пшеница

 

- озимая

 

- яровая

 

Рожь

 

Рис

 

Гречиха

 

Технические культуры

 

 

Овощеводство, садоводство

 

 

 

Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.

Вопрос:

  1. Чем технические культуры отличаются от зерновых?
  2. Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
  3. Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/533210/img1.gif

  1. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? Этап закрепления новых знаний.

Тест  Выберите вариант правильного ответа

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Самопроверка

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Вывод урока

Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер

  • Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
  • Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.

Рефлексия Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.

  • какой вопрос урока вам показался интересным?
  • что вызвало затруднение?
  • какие моменты урока вы бы исключили?
  • что бы вы хотели узнать более подробно?
  1. Домашнее задание
  • читать стр.24 – 29, § 4
  • устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
  • подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

10.01.14

Разработка урока на тему "Сельское хозяйство. Растениеводство"

 9 Б класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Расширить представление о первичном секторе экономики.
  2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
  3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
  4. Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные отрасли сельского хозяйства;
  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.

Новые понятия и представления:

  1. сельскохозяйственные угодья;
  2. земледелие;
  3. животноводство;
  4. зерновое хозяйство;
  5. технические культуры.

Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.

Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.

Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) . Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала это:

  • главные особенности сельского хозяйства;
  • отраслевой состав сельского хозяйства;
  • география растениеводства.

Дадим объяснение новым понятиям

бсельскохозяйственные угодья;

  • земледелие;
  • животноводство;
  • зерновое хозяйство;
  • технические культуры
  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?

Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” <Приложение1слайд 6>:

  • почвенное плодородие,
  • солнечный свет и тепло,
  • осадки,
  • естественную растительность (пастбища и сенокосы)

Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве <Приложение1слайд 7>.

Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?

Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.

Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя

  • Пашни – 60% (132 млн.га)
  • Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
  • Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)

Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.

Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.

Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.

Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства

Отрасли растениеводства (земледелие):

  • зерновые культуры
  • зернобобовые культуры
  • технические культуры
  • масличные культуры
  • картофелеводство
  • овощеводство
  • бахчеводство
  • садоводство
  • виноградарство

Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.

Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.

Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства

Отрасль земледелия

Культура

Районы выращивания

Зерновые культуры

Пшеница

 

- озимая

 

- яровая

 

Рожь

 

Рис

 

Гречиха

 

Технические культуры

 

 

Овощеводство, садоводство

 

 

Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.

Вопрос:

  1. Чем технические культуры отличаются от зерновых?
  2. Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
  3. Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)

http://festival.1september.ru/articles/533210/img1.gif

  1. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? Этап закрепления новых знаний.

Тест  Выберите вариант правильного ответа

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Самопроверка

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Вывод урока 

Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер

  • Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
  • Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.

Рефлексия Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.

  • какой вопрос урока вам показался интересным?
  • что вызвало затруднение?
  • какие моменты урока вы бы исключили?
  • что бы вы хотели узнать более подробно?
  1. Домашнее задание
  • читать стр.24 – 29, § 4
  • устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
  • подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.



Предварительный просмотр:

4.04.14 урок по географии в 9 классе

 

http://sc0009.zharkain.akmoedu.kz/docs/C7BA3518A87B1D23/1.jpg

http://sc0009.zharkain.akmoedu.kz/docs/C7BA3518A87B1D23/2.png

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
  2. Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.
  3. Продолжить формирование работы с статистическим материалом.
  4. Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный, урок- коллаж

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Оборудование: Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» Усикова В.В., географический атлас, статистический материал, контурная карта, презентация.

 План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап опроса.
  3. Этап исследования.
  4. Этап закрепления.
  5. Итог урока.

Аннотация:

Урок- коллаж- это одна из форм урока, при использовании которой максимально отрабатываются навыки групповой работы учащихся, умения находить выход из трудовой ситуации, активизируется познавательная деятельность, способность к самостоятельному приобретению новых знаний, а также умения работать с информацией.

В переводе с французского слово «коллаж» обозначает «наклеивание». Техника коллажа - это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Этот вид творчества не является новейшим изобретением. Приемы коллажа можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы, в народном искусстве, например, в казахской народной вышивке «құрақ». В нашем случае, вы будете «накладывать» новую информацию на базовую основу- раннее приобретенные знания.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.

Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

Разминка.

  1. О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
  2. Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
  3. Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) Показать.
  4. Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть)
  5. Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) Показать.
  6. Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое)
  7. Что обозначает понятие «специализация района»?
  8. Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»?
  9. 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электроэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
  10. Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан)
  11. По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном)
  12. Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический)
  13. Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
  14. Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники)
  15. Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный перниод)

Итак, закончили разминку

 

Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».

Открываем тетради записываем число и тему урока: «Северный  Казахстан».

Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

 

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.

 

Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.277 дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)

А) расположение
Б) состав (показать)
Г) пограничные районы
Д) площадь
Е) вывод

Ответ: Северный Казахстан расположен на севере республики, в его состав входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области. ЭР граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с районом Западной Сибири Российской Федерации. Площадь — 565 тыс. кв.км.

Вывод: ЭГП района можно считать выгодным, потому что …

 

Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана,

  1. рельеф (показать по карте) и сделать вывод
  2. климат (температура января, июля, осадки)
  3. почвы (виды, использование)
  4. сделать вывод.

Ответ: в рельефе Северного Казахстана преобладают равнинные территории. Климат- умеренно- континентальный, амплитуда годовых температур составляет 38°- от -20° зимой до +20° летом, среднегодовое количество осадков- от 200 до 400 мм. Типы почв с севера на юг- серые лесные, черноземы, каштановые. Продолжительность вегетационного периода, в среднем, составляет 180-200 дней. Северный Казахстан является главной житницей страны. Здесь размещены основные зерновые районы республики. В целом, природные условия района достаточно благоприятные

 

Задание третьей группе:

  1. Проанализируйте содержание текста учебника на с.277-278 и карту атласа «Металлургический комплекс Казахстана»  страница 10, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
  2. По  карте и учебнику определите обеспеченность Северного Казахстана водными, земельными и рекреационными ресурсами.

Ответ: при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат полезными ископаемыми: топливными, рудными и нерудными. На территории района расположен крупные угольные бассейны- Экибастузский (крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь»), Майкубенский, на территории Костанайской области расположены крупные месторождения железных руд- Соколовско- Сарбайское и Лисаковское. Имеются также: месторождение бокситов- в г.Аркалыке, асбеста- в Жетыгаре, золота- Обуховское, Васильковское.

Водными ресурсами район обеспечен хорошо- по его территории протекают реки Есиль, Ертис, Тобол, много степных озер. Площадь территории районам достаточно большая, осваивается на 75%. Богат район также и рекреационными ресурсами- это Щучинско- Боровская курортная зона, санаторно - оздоровительные центры в Павлодарской области.

 

Задание четвертой группы: Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:

  1. Численность населения?
  2. Плотность населения?  
  3. Уровень урбанизации?
  4. Преобладающие формы расселения?
  5. Национальный состав
  6. Доля экономически активного населения
  7. Преобладающий вид хозяйственной деятельности.

Ответ: Общая численность населения -    чел, что составляет 24% от общей численности населения страны. Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике). Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%). Преобладает городское население – 58%. Экономически активное население – 91,5%. Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН. Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д. преобладающим видом хозяйственной деятельности является сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.

 

Закрепление нового материала

Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.

 

Выполнение практической работы.

Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Северного Казахстана обозначьте:

  1. Границу областей, подпишите областные центры.
  2. Отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.

Выполнение заданий № 1.3 на с. 280

http://sc0009.zharkain.akmoedu.kz/docs/C7BA3518A87B1D23/3.png

Географический диктант по теме «Северный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.

  1. Верно ли утверждение, что Северный Казахстан самый маленький по площади?

да-1  нет- 0

  1. Северный Казахстан граничит с Китаем:

Да- 1   нет-0

  1. Северный Казахстан граничит с Россией:

Да-1   нет- 0

  1. Основные месторождения железных руд расположены в г.Аркалык?

          Да-1   нет- 0

  1. Основная с/х культура региона- подсолнечник?

          Да-1   нет- 0

  1. В регионе много машиностроительных предприятий?

               Да-1   нет- 0

  1. Имеются ли в региое топливные ресурсы?

Да-1   нет- 0

  1. На территории региона преобладают рудные полезные ископаемые?:

               Да-1   нет- 0

  1. В регионе ощущается нехватка воды?

               Да-1   нет- 0

  1. Щучинско- Боровская курортная зона находится в Павлодарской области?

                   Да-1   нет- 0

Ответ: 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0

 

Объявление домашнего задания:

На с. 280-281, заполнить таблицу, прочитать дополнительный текст.

 

 

Подведение итогов урока.

Подсчет результатов, комментирование оценок

 

Просмотр презентации «Салам алейкум, Казахстан!» (Приложение 1)

Самоанализ урока

Урок проводился в 9 класс, уровень предметной подготовки учащихся - средний. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 11 учеников. Ребята недостаточно самостоятельны, не имеют навыков четкого планирования своей деятельности, но исполнительны.

Достаточно хорошо развито логическое мышление, но самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы - с этим у учащихся возникают трудности. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.

Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Северный Казахстан. Цель урока- продолжить изучение экономических районов Казахстана.

Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.

Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.

Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.

Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается,  когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.

На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.

На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения, сорт.

Урок по технологии в 5 классе по теме "Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (осенний период)"...

Сельское хозяйство. Растениеводство

Урок для 9 класса  по  географии России . Особенности состава и географии отрасли растениеводства...

Задания по теме "Сельское хозяйство. Растениеводство" 8 класс

Задания к уроку географии по теме "Сельское хозяйство. Растениеводство" 8 класс...

География России. Урок "Сельское хозяйство.Растениеводство"

Презентация урока географии в 9-х классах. Курс "География России: природа, население, хозяйство".Тема "Сельское хозяйство. Растениеводство"УМК Сферы...

Презентация к уроку "Сельское хозяйство. Растениеводство"

Презентация станет наглядным дополнением к уроку географии в 9 классе...