Урок географии в 5 классе по теме: "Атмосфера Земли"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Крупкина Наталия Владимировна

Окрытый урок в 5 классе по теме: "Атмосфера Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_yudina.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Атмосфера Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о воздушной оболочке Земли.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий (атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера), использование их для решения учебных задач, выработать умение работать с картами и рисунками учебника.

Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

УУД:

личностные:  готовность к самообразованию, самовоспитанию.

коммуникативные:  умение работать в группах.

познавательные: развивать навыки самопознания атмосферы.

регулятивные:  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, мультимедийная презентация «Атмосфера Земли» рабочие тетради, дополнительные карточки

Ход урока

1.Организационный момент (1-2 минуты)

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Наличие учащихся

2. Проверка знаний учащихся (4-5 минут)

-   Добрый день, ребята, садитесь.
   Я приветствую вас на уроке географии.

     Начинаем работу. Настраиваемся на серьёзную творческую деятельность.

Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли. Давайте с вами вспомним, какую оболочку Земли мы уже изучили? (литосфера)

? Что такое литосфера?  (каменная оболочка Земли)

? Чем она образована? (формами рельефа)
? Какими формами рельефа? (равнинами, низменностями, горами, возвышенностями и т.д.)

     Давайте, в начале урока, вспомним данный материал. Для этого откроем атласы на странице 14-15. Положите перед собой карточки, которые лежат у вас на партах, подпишите фамилию, имя.

Работа в парах по карточкам с взаимопроверкой.

Поочередно на Физической карте полушарий вы показываете друг другу предложенные формы рельефа (горы, возвышенности, плоскогорья, равнины, низменности), и даете устно определения понятий на задания №9,10  при этом проверяющим для вас является сосед по парте, который на карточке отмечает «+» правильный ответ и  «-» неправильный ответ.

Фамилия имя:

I вариант

Название форм рельефа

Ответ «+» или «-»

  1. Анды

  1. Восточно-Европейская равнина

  1. Амазонская низменность

  1. Средне-Сибирское плоскогорье

  1. Тибет

  1. Атлас

  1. Тянь-Шань

  1. Аппалачи

  1. Что такое рельеф?

  1.  Что такое горы?

Фамилия имя:

II вариант

Название форм рельефа

Ответ «+» или «-»

  1. Кордильеры

  1. Западно - Сибирская равнина

  1. Прикаспийская низменность

  1. Гималаи

  1. Великая Китайская равнина

  1. Уральские горы

  1. Альпы

  1. Большой Водораздельный хребет

  1. Что такое равнины?

  1. Что такое относительная высота?

Оценка:

10 - 9 – верных ответов – оценка "5"

8 – 7 – верных ответов - оценка "4"

6 – 5 – верных ответов – оценка "3"

4 – 0 – верных ответов – оценка "2"

   На смарт доске представлены критерии оценок, посчитайте, пожалуйста,  количество верных ответов, и поставьте оценку.

? Ребята, есть среди вас те, кто правильно показал на карте 6-5 ответов? Вы неплохо справились с заданием.
? А есть у нас такие, кто показал 8-7 правильных ответов? Вы хорошо поработали!
? Поднимите руки те, у кого 10-9 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!

В конце урока, сдайте, пожалуйста, выполненные и проверенные карточки.

Задание для ученика, которому не хватило пары.

 На карте мира находятся названия форм рельефа, но не все из них находятся на своем месте. Ваша задача найти ошибки и исправить их. В карточке подчеркните название гор, равнин, плоскогорий, возвышенностей, низменностей,  местоположение которых на карте показано неверно, и рядом с ним подпишите правильный ответ.

Давайте вместе проверим, правильно ли вы расположили все объекты на карте.

3. Организация мотивации и проблематизации (4-5 минут)

– Ребята,  для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте на нее ответить.

Загадка

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет. (Атмосфера)

? Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения) .

?  Как оно называется?

Молодцы, оно действительно называется атмосфера. 

?Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

? Как вы думаете, какова цель сегодняшнего  урока? (познакомиться с атмосферой Земли).


Откройте тетради и запишите дату, тему урока «Атмосфера Земли»

4. Первичное ознакомление с информацией (11-13 минут)


  Слово "атмосфера" произошло от двух греческих слов, означающих:

"атмос" - воздух 

"сфера" - шар.

Как вы думаете, а почему шар? Так, что же такое атмосфера? ( Атмосфера – воздушная оболочка)  Земли.

Определение понятия, давайте запишем с вами в тетрадях.

       Задумывались ли вы когда-либо, почему Земля единственная планета Солнечной системы, на которой  существует жизнь ?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Ребята,  давайте с вами выясним,  каково же значение воздуха. По предложенным вашему вниманию изображениям,  расскажите о значении атмосферы.

  1. Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам 
  2. Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета  
  3. В воздухе сгорает большинство метеорных тел (сгорают при трении о воздух)
  4. Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью (отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем, а день там длится 14 земных суток, поверхность нагревается до +100-120 гр., а с наступлением ночи остывает до -200 гр ).

? Какова роль атмосферы для нашей жизни (вывод)?

Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной!!!

Физкульминутка. Мы плодотворно поработали. А теперь немного отдохнем!

Атмосферу узнаем,

На зарядку мы встаем!

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево, вправо  поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Ребята, мы с вами изучаем геосферы Земли. Скоро мы  с Вами будем знакомиться  с водной оболочкой Земли – гидросферой, и основной ее объем составляют океаны.

? Как вы думаете, а у океанов, есть какие – либо границы?

? Чем они представлены?

? Ребята, а атмосфера имеет границы?

Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана», которое написано на доске в качестве эпиграфа к уроку.

Какие границы есть у атмосферы, и чем они  представлены?

 Если, ученики затрудняются ответить:

Давайте воспользуемся учебником § 12 стр.65 (раздел размеры атмосферы Земли), кто найдет ответ, поднимает руку (ответы учеников) .  

Итак, нижняя граница - земная поверхность, но помним, что воздух проникает в воду и горные породы. Верхней границы четкой нет. Космонавты проводят на высоте 100км, географы на высоте 2000-3000км.

 Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев.

Откройте ,пожалуйста, свои атласы на странице 16, найдите  рисунок  «Строение атмосферы», и учебник стр.66 рисунок 43.

  • Назовите нижний слой атмосферы? Какова толщина тропосферы? (Максимальная толщина тропосферы над экватором  - 18 км, наименьшая  - над полярными широтами -8-10 км).
  • Используя рисунки атласа или учебника, охарактеризуйте этот слой? ( В этом слое находится 80 % воздуха. В тропосфере образуются облака, идет дождь, дует ветер, летают самолеты, изменяется погода).
  • Как называется следующий слой? Какова его толщина? Охарактеризуйте его. (Воздуха в стратосфере содержится меньше, чем в тропосфере. На этой высоте находится слой озона, который поглощает губительные для всего живого  ультрафиолетовые лучи Солнца. Верхняя граница стратосферы – 50-55 км.)
  • Над стратосферой размещаются верхние слои атмосферы, как они называются и на какой высоте от земной поверхности размещаются? (мезосфера 80-85 км, термосфера 800 км ).  
  • В каком слое атмосферы мы можем наблюдать такое явление, как полярное сияние?

    - Сейчас я вам, прочитаю  отрывок из книги  шведской писательницы С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", рассказ о Тролле, который решил: "Построю дом поближе к Солнцу, - пусть оно меня греет. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самих туч. "Вот ,теперь пожалуй хватит!" - сказал Тролль. - "Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!" И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!" А у самого, от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает». Попробуете догадаться – почему же замерз глупый Тролль?

  • Как вы думаете, температура воздуха в нижнем слое атмосферы на всем его протяжении будет одинакова или  она будет изменяться? Если ,изменяется, то как? (с высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака).

По мере удаления от поверхности Земли меняется температура воздуха.

? Если атмосфера - это воздушная оболочка Земли, предположите, из чего она будет состоять? (ответы учеников)

? А теперь посмотрим, правильно ли вы предположили? Давайте посмотрим на слайд  «О составе воздуха» и прочитаем диаграмму.

? Из каких газов состоит наша атмосфера?

5. Закрепление, обобщение, систематизация, применение полученной информации (5-6 минут)

– А теперь  давайте поиграем в игру « Что? Где? Когда?»

Вы выбираете область знаний, и называете номер вопроса, на который должны дать ответ.

Область знаний

№ вопроса

Состав атмосферного воздуха

1

2

3

Строение атмосферы Земли

1

2

3

Значение атмосферы

1

2

3

Атмосфера

1

2

3

Вопросы:

Состав атмосферного воздуха:

1.  В составе воздуха 78% составляет:

А) азот

Б) кислород

В) углекислый газ

2. Воздух представляет собой:

А) чистый кислород

Б) пары воды

В) смесь разных газов

Г) кислород и пары воды

3.Какие газы входят в состав воздуха?

Строение атмосферы Земли:

  1. Слой снегов, дождей, ветров –

Атмосферы слой живой,

Восемнадцать километров

Этот самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, аргон. (Тропосфера)

  1. Очень даже важный слой,

Радиацию, наверное,

Поглощает он собой. (Стратосфера)

  1. Слой  метеоров и комет,

Слой полярного сиянья,

Спутников,  еще - ракет. (Верхние слои атмосферы)

Значение атмосферы:

1. Какова роль озонового слоя?

2. Какое влияние воздушная оболочка оказывает на жизнь человека?

3. Какое значение для живых организмов имеет атмосфера?

             Атмосфера:

            1. Что такое атмосфера?

            2. Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»?  

            3. Назовите границы атмосферы.

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает -

Солнцу силы не хватает!

К Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? -

Это -... (северное сияние

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Задание, если остается время на его проведение.

- А сейчас для закрепления материала, возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на краю стола, и вставим пропущенные слова.

Карточка – задание
1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.
2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.

7.Нижняя граница атмосферы -______________поверхность.
Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера, земная.


Самопроверка.
На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).
? Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием.
? А есть у нас такие, кто подобрал 5-6 правильных ответов? Вы хорошо поработали!
? Поднимите руки те, у кого 7-8 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!

6. Рефлексия (4-5 минут)

Какую цель  мы с вами ставили в начале  урока?

Достигли ли мы целей урока? (ответы учащихся) 

Что  вы узнали на уроке?

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Давайте запишем домашнее задание. (Сдайте, пожалуйста, карточки с выполненными заданиями по теме «Литосфера»).

7. Домашнее задание (1-2 минуты)

Творческое задание по желанию:

  • Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.....

Презентация к уроку географии 5 класс "Влияние космоса на Землю"

В презентации в доступной и увлекательной форме рассказывается о влиянии космоса на Землю. В процессе урока используется проблемная технология, физкультминутка и первичное закрепление в виде теста....

Урок географии 5 класс "Форма и размер Земли"

Конспект урока для 5 класса "Форма и размер Земли" . Теория и практика, закрепление полученных знаний...

Конспект урока по географии, 6 класс по теме: Атмосфера

Цели: образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;развивающие – развивать универ...