Развитие связанной речи учащихся на уроке географии
статья по географии (5 класс) по теме

Алещенко Вера Алексеевна

Развитие связанной речи учащихся на уроке географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyazanoy_rechi.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связанной речи учащихся на уроке географии

Многие  учащиеся нашей школы страдают несовершенством логического мышления, нарушением внимания, нарушением грамматического строя речи, имеют скудный словарный запас. Из этих особенностей развития вытекают коррекционные задачи обучения, и они должны быть направлены на коррекцию мыслительной и речевой деятельности учащихся, на повышение их познавательной активности, на формирование учебной деятельности.

Развитие связанной речи учащихся является важным аспектом обучения, поскольку способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для детей развитие связанной речи имеет большое значение, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения школьными предметами.

Все виды речевой деятельности  в той или иной мере входят в абсолютное большинство уроков, без этого процесс обучения практически невозможен. Поэтому каждый учитель, так или иначе, занимается развитием речи. Развивать связанную речь школьников – значит присваивать им ряд конкретных умений, учить их.

При обучении географии я обращаю внимание на ведущие речевые умения, обеспечивающие сознательное восприятие, создание и воспроизведение текста. В качестве таких умений выступают умение определить основную мысль при восприятии учебного материала и умение раскрыть тему и основную мысль при воспроизведении и создании текста. Все остальные умения им подчиняются.

На первых этапах обучения географии, а также при изучении трудного материала практикую объяснительное чтение. Суть этого метода состоит в том, что выбранный текст делится на части, и учащиеся по очереди читают каждую часть, объясняем непонятные слова вместе, затем прочитанное пересказывают. Все географические названия, которые встречаются в тексте, ученики находят на карте.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей понимать прочитанное, находить в тексте главное и второстепенное, анализировать и делать выводы. Прививая навык самостоятельной работы с текстом, использую такой вид работы:   записываю на доске заранее вопросы дня, а учащиеся находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.

Обучаю умению составлять план прочитанного. Без пана не может быть связанной речи. При составлении плана обращаю внимание на то, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана. При ответе на следующем уроке некоторым учащимся предлагаю воспользоваться планом. А в старших классах при опросе прошу составить план предстоящего ответа. А затем дать развернутый ответ по плану. План использую на разных этапах урока. Учащимся, затрудняющимся выражать свои мысли, даю готовый план, чтобы их ответы были более полными и последовательными.

Учащихся старших классов обучаю умению составлять конспект, что пригодится им в учебных заведениях среднего специального и/или высшего образования.

Развитие связанной речи требует повторности материала, ведь речевые умения и навыки не могут быть сформированы сразу. При повторении, особенно в разных вариантах, активность детей возрастает.

Так, при изучении географического положения материка при закреплении или при опросе предлагаю учащимся совершить воображаемое путешествие вокруг материка и рассказать, какие моря и океаны, заливы и проливы проплываем, какие крайние точки материка огибаем. Каждый ученик хочет быть в роли капитана. Ни один урок не обходится без организации речевой деятельности учащихся.

 Большого внимания требует обучение рассказу с использованием географической карты. Шестиклассники открывают для себя как не просто научиться говорить на географическую тему и сопровождать свой рассказ показом на карте. Предлагаю учащимся дома составить рассказы. Например: при изучении темы «Природные зоны», составить рассказ «Один день в Сахаре (сельве, тайге и т.д.)». Объясняю, что можно составить такой рассказ от первого лица в форме дневника, даю возможность пофантазировать, в деталях продумать собственно путешествие, но с непременным условием опоры на знание реальных погодных условий описываемой территории.  Качество рассказов совершенствуется раз от раза, и они с возрастающим вниманием слушаются одноклассниками.

Развитию связанной речи способствуют и сюжетно-ролевые игры. Провожу их на уроках обобщения знаний в виде пресс-конференций, игр-путешествий. Кроме обычных в таких случаях целей повторения и обобщения знаний, игра формирует умение вести беседу на научную тему, прививает навыки ведения диалога, активного слушания, культуры общения., умению формулировать вопросы, давать полные развернутые ответы., развивает находчивость. Например, игра «Экспедиция в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». В экспедицию входят: начальник, метеоролог, гидролог, геолог, биолог. Начальник экспедиции получает пакет с заданиями и  раздает их специалистам. О результатах своей работы они докладывают письменно или устно.

На уроках обучаю умению рассказывать о последовательном порядке выполнения практических действий. Многим трудно рассказать о ходе выполнения практического умения. Например: определения средней длины шага, определения координат.

Наглядность способствует развитию речи учащихся. Так, на уроках физики использую рисунки, которые приготовили учащиеся. Например, на рисунке три мальчика катались на коньках, и один из них провалился под лед. Два других спешат ему на помощь. Вопрос: который из мальчиков поступает правильно, оказывая помощь? Почему? Как зависит давление от площади опоры? На последующих уроках задаю вопрос: как поступить, если ты шел по льду реки, а он начал под тобой трескаться?

На уроках географии при изучении некоторых тем использую стихотворения. Ребенок должен прочитать стихотворение, осмыслить и ответить на вопросы, которые помещены на той же карточке.

Речь всегда порождается потребностями в жизни, труде, познавательной деятельности, игре и т.д. связанная речь не может быть самоцелью: никто и никогда не говорит и не пишет только ради процесса говорении или письма. С помощью речи достигается какая-то цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является с...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....