урок "Транспорт. Виды транспорта" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Данная разработка урока по теме "Транспорт. Виды транспорта" предназначена для изучения новой темы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_transport.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии  в 9 классе

Тема:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

Цели и задачи урока:

  1. определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

  1. познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
  2. проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
  3. рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
  4. продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

 Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

  1. карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:
  2. мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).

Тип  урока: урок изучение нового материала.

Методы:

  • Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
  • Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
  • Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

Ход   урока:

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Презентация

 (слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.  

Основные задачи транспортной системы:

  • Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
  • Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
  • Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа  о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают  в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

 (слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети  железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную  транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ  учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.    

  (слайд 6).   Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

 Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

(слайд 7).   В) Трубопроводный  транспорт

Рассказ  учителя о преимуществах  и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы  вследствие утечки  газа или нефти.

(слайд 8).  Г) Воздушный  транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический  транспорт: значение  и проблемы.

(слайд 9).   Д) Водный  транспорт (морской и речной)

 Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития.  Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами.  Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна  (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);  Тихоокеанского бассейна  (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);  Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).  Сообщения учащихся о речном транспорте России.

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока  является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему  основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти,  можно транспортировать  трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на  развитие курортно-туристических зон в России?

(слайд 12). III. Домашнее задание

Параграф  35,  36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

  • Изучить карту в атласе «Транспорт России»
  • Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»
  • Найти пути решения поставленных на уроке проблем

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

Приложение 1 (презентация составлена в PowerPoint)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. для коррекционного класса VII вида (6 класс)

Рабочая программа адаптирована к изучению курса математики 6 класса учащимися специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит пояснительную записку, включая особенности преподавания предмета в ...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном коррекционном классе КРО VII вида, 8 класс (Рудзитис Г.Е.)

Адаптированная общеобразовательная программа курса химии составлена для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение  ТПМПК, обучающиеся в с  ...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...

Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...