Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя
статья по теме

Григорьева Ирина Николаевна

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности  учителя  и обучающихся.     А также рассказано о результатах исследованиях ребят, в которых им большую помощь оказывают родители и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn1.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно - исследовательская  деятельность  на   уроках  и

во внеурочной   деятельности  учителя.

                                            Выступление Грирорьевой И.Н.на педсовете.    

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой.   Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении  основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

ИССЛЕДОВАНИЕ

(Процесс выработки новых знаний)        

ПРОЕКТ

(Замысел, план)

Бесконечное движение вглубь

Свободно, не регламентировано

внешними установками

Возможны "безумные идеи"

Бескорыстный поиск истины

Четкий план

Реальные гипотезы и их проверка

Ориентация на практику

Заданы границы решения проблем

Истинное творчество

Творчество по плану

 Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

 При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Выделим  возможные  типы  учебных  проектов.                                                                                                                                   По  доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные,  межпредметные  и  надпредметные. По продолжительности: от кратковременных,  когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

  Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.

   Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.)

   Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Этот метод я часто использую на уроках истории и обществознания                                 в 5-6классх,  на факультативных занятиях по истории «Мир истории», по обществознани «Человек. Природа. Общество».  Изучая темы уроков  по истории в 5кл. «Родословная.  Моя родословная»,  «Геральдика. Гербы  государств, родов, семей»; на факультативе по истории  «Мир истории» темы: «Наш   край  в географических  названиях, именах»,  «Нумизматика»  учащиеся   составляют родословные семей, изучая их  с помощью родителей (беседуя с ними, находя  фотографии, записывая какие-то воспоминания и т.д.) изображая их  в виде древа, схем; находят  экспонаты  денежных знаков, изучают их  и стараются рассказать  об этом друг другу. Изучая тему: «Герб моей семьи» ребята выполняют  творческую работу - рисуют герб семьи. При этом, опираясь на  ранее  полученные  знания, они    анализируют,   почему изобразили  тот или иной предмет, символ  того или иного цвета. Ребята выступают перед одноклассниками, но не под нажимом учителя, а по желанию. На факультативных   занятиях  по обществознанию в 6кл. «Человек. Природа. Общество» ребята  проводили   исследовательскую работу по темам:    «Человек- часть мира», «Человек- часть  природы». Итогом работы являлись выполненные  буклеты.

  Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования.  

   Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку   для  кабинета  истории и географии, экспозиции в школьном музее и т.д.).  Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения  к ней и т.д.

    К практико-ориентированным  и исследовательским   проектам   по географии в 9 классе   можно отнести  проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры). Например: «Городское и сельское население.  Расселение  населения  России», «Поволжье. ГП. Волга  – экономический  стержень  района»,  «Пути  решения  проблем  «Большой  Волги» и т.д.  В данных  работах  ребята  пытаются определить   проблемы и задачи исследования,  источники  информации и способы решения проблем, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются  итоговой  работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.  Подобные  работы учащиеся выполняли  и  по элективным курсам  «Дни воинской славы», «Право в нашей жизни», где ребята  представляли  на суд одноклассников  и педагога рефераты, презентации.  Также  творческие  исследовательские конкурсные  работы ребята, члены  историко-краеведческого уголка «Веков связующая нить», под руководством  педагога Григорьевой И.Н.,  представляли  на  муниципальные  и межмуниципальные конкурсы. Например: муниципальный смотр-конкурс  материалов  центров  патриотического воспитания,  посвященный 65-летию Победы (март 2010г.  работа заняла 3место), муниципальный  заочный  конкурс проектно – исследовательских работ (презентация) «Столыпин – наш земляк, великий реформатор» (январь 2011г.),  а в 3 муниципальном  слете – конкурсе  юных  краеведов «Любимый город», проводимом   в апреле 2011г.,  учащиеся стали призерами. В декабре 2012г. ученица 8кл., Кузнецова Д., заняла 2 место в муниципальном  конкурсе  материалов центров  патриотического воспитания «Герои Отечества - наши земляки»,  посвященного  Дню Героя Отечества - конкурс «Презентация тематической экспозиции школьного центра».В декабре 2011г. наши ребята  принимали  участие в VI областном конкурсе  мультимедийных  презентаций  и сайтов «С любовью к малой Родине»(получили Благодарственное письмо). По итогам участия  в муниципальном  заочном конкурсе   презентаций, посвященных  году Российской истории  «К 1150-летию российской государственности» заняли 2 место. Совсем  недавно,  в конце  марта  2012г., нами  была отправлена  работа на  региональный конкурс исследовательских проектов на тему «Памятники и памятные места Саратовской области как объект туристской деятельности».

      Большой интерес у ребят 6-9 классов вызвал межмуниципальный  конкурс- викторина «Гроза 1812года», по итогам которого Прокопец Д.(ученик 7кл.) и  Горбачева А.(ученица 8кл.) заняли 2место. Исследовательские  проекты   выполнялись под  руководством  преподавателя истории Григорьевой И.Н., а так же консультации  проводила учитель  информатики  Поломодовой О.А.

С 5 класса в своей работе начинаю использовать следующие методы: проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский.

На уроках и внеурочной деятельности я  использую  следующие приемы:

  • творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, опережающие задания,  воображаемое путешествие, написание сообщений  и  рефератов,    подготовка презентаций (8-9кл.)

Нетрадиционные формы уроков:

  •  семинар по защите творческих проектов,
  •  урок-путешествие,
  •  урок-экскурсия (уроки истории в 7- 9 классах, посвященные изучению  культуры Отечества и родного края)

Формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в7-8кл   при изучении тем «Культура России» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее, Русскому музею, музеям истории г. Балаково;

  • коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, уроки географии и обществознания по темам «Глобальные проблемы современности», «Политическая система общества»;  у  школьников возрастает  интерес к актуальным вопросам политической и экономической жизни государства.

  • индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами,   историческими источниками, картами, атласами  и контурными картами, СМИ,  таблицами, диаграммами  и  т.д.

     Творческие проекты   актуальны в ходе преподавания истории и обществознания,  географии,  так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в различной  форме.

  Небольшой  мой опыт организации   проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие  результаты данного метода: расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.

    Но есть и определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной системой; трудоемкий метод, учитель затрачивает много времени при работе и консультации учащихся, что достаточно  тяжело как при малой, так и при большой нагрузке;  не много  интересных, нестандартных форм презентаций(представлений).

  И все же результатами активного внедрения метода проектно – исследовательской  деятельности  на уроках истории,  обществознания  и географии является:    

   

  • организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности
  • формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • формирование конкретных умений  и навыков,  развитие логического и критического мышления ребят;
  • воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
  • расширение кругозора школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников

Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...

Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....

Проектная деятельность обучающихся во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС

Новый стандарт образования предусматривает различные творческие занятия во внеурочное время.  В данной статье рассматривается проектная деятельность обучающихся на занятиях кружка "Моя малая...

Проектная работа по теме : Внеурочная деятельность по истории

Особенность и содержание внеурочной деятельности,виды и задачи внеурочной деятельности. Также в приложении есть план патриотической работы...

«Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности»

Аннотация к опыту работы по внеурочной деятельности...

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах...