Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
методическая разработка по географии на тему

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

04/20/17 http://aida.ucoz.ru Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.

Слайд 3

IV этап – презентация группового решения Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. Презентация решений может проходить в одной из форм: - устное сообщение; - представление структурно-логических схем; - заполнение таблиц и пр. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 4

V этап – рефлексия прошедшего занятия. Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом , который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия . Вопросы могут быть следующими. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 5

Результативность опыта Учебный год Количество обучающихся детей Успеваемость по предмету в % Количество обучающихся успевающих на «4 и 5» Качество знаний, % 2007- 2008 58 100 41 71 2008- 2009 49 100 38 75 2009- 2010 52 100 39 78 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 6

Победители олимпиад и конкурсов 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 7

Шаг второй. Сформулируй по образцу Вашему вниманию я хочу предоставить несколько методов интерактивного обучения , и мы попробуем на практике выполнить несколько заданий. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ХОД МАСТЕР-КЛАССА (слайд №1)

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии, (слайд №2)

Знакомство со слушателями мастер-класса. (Слайд №3)

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг.

Фразы: 

  • Кто любит мыть посуду?
  • Кто пришел сегодня в юбке?
  • Кто пришел сегодня на класс с хорошим настроением?
  • Кто сегодня завтракал?
  • У кого есть сотовый телефон?
  • У кого день рождения 7 числа?
  • Кто любит шоколад?

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На ладони нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.

Постановка задач мастер-класса

Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: (Слайд № 4)

  • объяснить, что такое интерактивное обучение;
  • видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов  на своих уроках.

Шаг первый. Что это такое?

Мастер:  Для начала давайте определимся с понятием, что такое интерактивное обучение. (Слайд №5)

Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого  применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические  и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности,  такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне представляется, что для достижения  качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

  • (слайд №6) В последние годы в педагогике часто используется понятие «интерактивные методы обучения». Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся,  на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе.
  •  (Слайд №7 СХЕМА). Можно сформулировать основную проблему:
  • Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»
  • Изменение позиции учителя  - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант»

        

Создание интерактивной среды обучения и воспитания

(слайд №8) В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы. Цель данных педагогических приёмов:

- дать ученикам возможность думать,

 -делать, выбирать и учиться самостоятельно.

  • (Слайд №9)включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
  • оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;
  • более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности;
  • наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.

Слайд№ 10 Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

  • 1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • 2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • 3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Слайд№11 Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:

  • Подготовительный этап;
  • I этап – постановка проблемной ситуации;
  • II этап – формирование учебных групп;
  • III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
  • IV этап – презентация групповых решений;
  • V этап – рефлексия прошедшего занятия.

Слайд№12  I этап – постановка проблемной ситуации.

  • На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.
  • На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций. Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее.

Слайд№13 II этап – формирование учебных групп.

  • Поставив проблемную ситуацию,  переходим ко II этапу - формированию учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие. Существуют два основных принципа формирования групп - свободное (по желанию) и организованное учителем. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока:
  • на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
  • при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,
    которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;
  • учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания
    легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.

Мастер делит присутствующих на группы. ( Деление на группы: выбрать кленовый листочек любого цвета, а затем сгруппироваться по цвету и занять места за столами с соответствующими табличками)

Слайд№ 14 III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе

На III этапе - организации учебной деятельности учащихся в группе происходит: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: при изучении Восточной Сибири выбрать из предложенного перечня характеристик те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа, заселённость территории и пр. Еще раз подчеркнем: для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

Слайд№ 15 Для реализации интерактивного обучения на данном этапе  я использую многообразные технологии: (рисунок)

Слайд№ 16 (работы детей)

Слайд№17  Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.

  • Слайд№ 18 Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. 

Презентация решений может проходить в одной из форм:

  • - устное сообщение;
  • - представление структурно-логических схем;
  • - заполнение таблиц и пр.

Слайд№ 19  V этап – рефлексия прошедшего занятия.

  • Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими.
  • Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.

Слайд№ 20 4. Результативность опыта

  • Внедрение в практику преподавания географии элементов интерактивного  обучения с использованием разных методических форм и приемов оказывает позитивное влияние на формирование знаний, умений и навыков школьников.  (Таблица)

Слайд№ 21 Участие в олимпиадах, проектах.

Слайд№ 22 Шаг второй. Сформулируй по образцу

Задание 2 Мастер:  Предлагаю Вам несколько  методов

Слайд№ 23 Синквейн

Слайд№ 24 Правила составления синквейна.

Слайд№ 25 Пример: ТЕМА урока «Внутренние воды России. Реки»

Слайд№ 26 Составление синквейна участниками мастер-класса по теме «Африка»

Слайд№ 27 Метод  "Fishbone"

Слайд№ 28 Пример.

Слайд№ 29 Метод «Кластер»

Слайд№ 30 Составление «Кластера» участниками мастер-класса по теме « Климат». Участники мастер-класса работают  группами.

Слайд№ 31 Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.

Слайд№ 32 Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3 Мастер:  Придумайте несколько заданий по своему предмету.

Слайд№ 33 Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

Выберите из представленных  далее предложений два, наиболее значимых для Вас и дополните их своими мыслями:

  • На мастер классе    я…….
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • В своей дальнейшей работе я…
  •  Я пожелал бы ведущему урок учителю…

Слайд№ 34 Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...