Использования ИКТ на уроках и во внеурочное время по географии
статья по географии на тему

Люлина Виктория Николаевна

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

  Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

   Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад48 КБ
Office presentation icon презентация2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках географии

  Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

  Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

   Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

   В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ:

- учебные

- тренажеры

- контролирующие

- демонстрационные

- справочно-информационные

- мультимедиа-учебники.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Темой самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии». Использование информационных технологий,  интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал  и способствовать самореализации школьника.  Как учитель географии использую  интерактивные презентации,  электронные немые и контурные карты

  Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

  При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

  Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

  Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.

  Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

  Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к  школьным курсам географии. (слайд)

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.

Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

   В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.

  В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

            При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

          Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

         Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

          На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

            На своих уроках  также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:

- демонстрация материала;

- показ процессов;

- практическая работа;

- проверка знаний;

- самостоятельная работа учащихся.

В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий.

1.      Первое направление – демонстрация материалов.

 На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

 Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.

 Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.

Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

2.      Второе направление – показ процессов.

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.

Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).

С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).

Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

3.      Третье направление – практическая работа.

В программах заложены практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.

Усложнение работ идет от класса в класс.

В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).

В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.

В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.

При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

4.      Четвертое направление – проверка знаний.

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены по учебнику.

5.      Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, у многих детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время. ( Из выступления на педсовете)

"Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время", - так была обозначена тема выступления на педагогическом совете. Учитель делится небольшими победами своих учеников благодаря использованию ИКТ-т...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным  Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...

«Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»

Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...