ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Говердовская Ольга Ильинична

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних практических навыков и расширение, углубление знаний по истории, культуре родного края, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_prrogramma.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»

(МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «Географы-краеведы»

( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

Учитель географии:

Говердовская Ольга Ильинична

МИЧУРИНСК – 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Объяснительная записка;
  • цель и задачи программы;
  • условия и способы реализации тематического содержания программы;
  • умения и навыки;
  • формы аттестации;
  • оборудование;

  1. Учебно-тематический план курса «Географы-краеведы».

Список используемой литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данной программы заключается в следующем: длительность жизни людей – один из главных признаков здоровья человека. Причём, по сравнению с прошлыми годами чаще всего стали умирать люди среднего возраста и молодые. За счёт чего? За счёт заболевания сердечно-сосудистой системы – в виде инфаркта, гипертонии и т.д. Главная причина – малоподвижный образ жизни, люди не получают необходимый двигательной активности. Вторая особенность современной жизни – возросшее эмоциональное психологическое воздействие обстановки.

Слово «стресс» стало обиходным, обозначается отрицательное воздействие различных факторов на психику человека. Как можно снизить перечисленные факторы риска? Одним из средств может служить туризм. Как один из наиболее популярных видов активного отдыха, с его естественным стремлением к открытию и познанию новых территорий, памятников природы, обычаев и традиций. Тот, кто регулярно совершает путешествия, как правило, обладает хорошим здоровьем и ощущает достаточный прилив сил и энергии, высокой работоспособностью после похода. Туризм начинается с туристического объединения в школе. Туризм и краеведение содействует установлению прочной связи обучения с жизнью и повышению общего уровня образования, трудового и нравственного воспитания.

Под краеведением понимается всесторонние изучение какой-либо определённой территории, проводимой на научной основе. Объектами изучения являются: природные условия и ресурсы; историческое и культурное развитие села, города, района, области. Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам как части великой Родины. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью страны. Хорошие возможности открывает краеведение для решения задач трудового воспитания школьников. Знакомясь с родным краем, встречаясь с представителями рабочего класса (промышленных предприятий) и работниками сельского хозяйства, деятелями науки и культуры, представителями армии и флота (поисковая работа), участвуя в практических трудовых делах, школьники могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.

Большую роль в развитии школьного краеведения играет организованная работа туристического кружка «Географы-краеведы». Значение школьного краеведения превратилось из методического приёма в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса географии со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Обучая географии, опираясь на знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных географических закономерностей.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРГОГРАММЫ.

Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних практических навыков и расширение, углубление знаний по истории, культуре родного края, природе.

Задачи. 1-ый год обучения:

Образовательные:

  • ознакомление ребят со своим краем;
  • овладение определённым кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.

Развивающие:

  • развитие навыков краеведческой работы, умение пользоваться источниками географической, экономической информацией, учебниками, картами, музейным материалом;
  • развитие туристских навыков, способствующих выживанию в автономных условиях;
  • развитие познавательной активности, внимания, мышления, памяти, любознательности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию таких качеств характера (быть добрым, милосердным, стремлению прийти на помощь тем, кто в ней нуждается) постоянно совершенствовать культуру поведения в общении со своими сверстниками;
  • воспитывать личностные качества, такие как: самостоятельность, целеустремлённость, умение организовать свою деятельность.

Задачи. 2-ой год обучения:

Образовательные:

  • продолжить обогащать знаниями новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества, своего края;
  • продолжать знакомить с достопримечательностями своего края по маршруту походов, экскурсий и комплексными физико-географическими наблюдениями (углубленное изучение режима местных рек, озёр, болот, леса, почв);
  • научить оценивать природную и хозяйственную обстановку своей местности.

Развивающие:

  • совершенствование навыков, приобретённых на первом году обучения: умение пользоваться источниками географической, экономической информацией, учебниками, картами, музейным материалом;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
  • способствовать воспитанию того, что каждый поход необходимо готовить самим ребятам, дружно всем вместе, хороший турист – умный и трудолюбивый
  • способствовать воспитанию туристских организаторов (помощников в проведение школьных соревнований по туризму и ориентированию на местности).

УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программа предназначена на учащихся 5 – 8 классов, 2 года, первый год обучения – 216 часов, второй год обучения – 216 часов.

Программа I-го года обучения предусматривает получение кружковцами, прежде всего общих туристических знаний, необходимых участнику некатигорийных походов в пешеходном виде туризма. Даёт общее представление о своём крае (географическом положении области, полезные ископаемые и их значение в народном хозяйстве, реках, озёрах, растительности, почвах, культуре и экономике). Приобретённые знания и умения I года обучения углубляются и отрабатываются в многодневном летнем походе.

Программа II-го года обучения предусматривает углубление туристических знаний, полученных в течение первого года обучения. Значительное внимание в программе занятий уделяется тактике и технике походов, туристическому хозяйству. При изучении тем по краеведению перед ребятами надо раскрыть всё многообразие природы, культуры и экономики своего края. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Данный курс состоит из следующих разделов:

  1. Введение.
  2. Природные условия и ресурсы своего края.
  3. Культура и экономика.
  4. Туристические умения и навыки.
  5. Подготовка и путешествие по родному краю.

«Введение» - включены темы, касающиеся работы кружка на второй год обучения. Проводятся практические занятия по подготовке отчёта летнего похода, приведение в порядок походной документации и записей краеведческой работы (гидрологических, наблюдений за погодой и т.д.), подготовка и оформление альбома. Изготовляется контурная карта с нанесением на неё интересных объектов.

«Природные условия и ресурсы края» - входят темы по дальнейшему углублению знаний о природе края (рельефе, климате, водах и т.д.). Знакомит учащихся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов. Тема: «Географические названия края» раскрывает на примере географических названий историю освоения края человеком.

«Культура и экономика края» - знакомит с промышленностью и сельским хозяйством края, их типам. Изучение любого промышленного предприятия связано с проведением экскурсии на данное предприятие. Итогом изучения могут быть организованы встречи с ветеранами и рабочими. Это является одним из важнейших средств профессиональной ориентации учащихся.

«Туристские умения и навыки» - включает несколько тем. Основа раздела тема: «Топографическая подготовка», изучает топографическую карту как объёмного документа местности, обучение умение читать и пользоваться топографическими картами. Основу практических занятий составляют приёмы ориентирования на местности. Раздел рассматривает особенности различных видов туризма. Специальное внимание уделяется отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и вброд и т.д.

«Подготовка к путешествию по родному краю» - подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. Желательно чтобы маршруты проходили с наиболее характерными по природным условиям уголками области (посещение заповедника, биостанции, лесничества и т.п.).

Завершающий  II-ой год обучения многодневным походом. Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе программы – в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам должны проводиться и до самих походов, тренировок. В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у костра уделить время для обсуждения его итогов.

Реализация данной программы предполагает тесную связь со школьным обучением, позволяет учащимся расширить, углубить свои знания по многим предметам (истории, географии, биологии, экологии). В течение года основной формой обучения являются подвижные игры с элементами туризма, эстафетами с применением туристских навыков. Проведение краеведческих викторин на занятиях объединения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Знать:

  1. географическое положение района, области;
  2. природные условия и ресурсы;
  3. растительный и животный мир района;
  4. охрану природы в области;
  5. общую характеристику хозяйства;
  6. транспорт и связи области;
  7. знать в лесу (местном) названия все деревьях и кустарников, а также уметь давать им хозяйственную оценку;
  8. знать не менее 40 полезных дикорастущих растений и знать хорошо ядовитые растения;
  9. знать не менее 10 признаков предсказания погоды.

Уметь:

  • работать с картой района;
  • описывать реки, растительность, животный мир;
  • составлять рассказ по изученным темам;
  • пользоваться справочниками, учебниками, картами, атласами;
  • свободно ходить по азимуту;
  • производить глазомерную съёмку простейших географических объектов (участка реки, оврага, школьного двора и т.д.);
  • производить съёмку маршрутов;
  • хорошо читать топографическую карту;
  • уметь определять расстояния на глаз до недоступных мест;
  • научиться измерять ширину реки, среднюю глубину, скорость течения и определять расход воды;
  • научиться вести наблюдения за погодой и оформлять наблюдения (делать графики, диаграммы и др.);
  • научиться определять среднюю глубину снега, плотность и высчитывать воды в снегу;
  • уметь по внешним признакам определять механический состав почвы, определять её структуру, плотность, количества перегноя;
  • составить план путешествия и разрабатывать маршрут;
  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных признаков;
  • ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, изготовлять простейшее туристическое оборудование;
  • научиться оформлять краеведческий материал, а также альбомы, дневники.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

При построении программы учитывалось сочетание теории и практики. На занятиях используются различные методы работы: рассказ пояснение, рассказ с элементами беседы с применением наглядного краеведческого материала. Используются практические упражнения в помещении и на местности, например тема: «Топографическая подготовка». Причём содержание занятий усложняется постепенно от беседы о картах и топографических условных знаках следует перейти к решению задач, затем к самостоятельному движению с картой, к участию в соревнованиях по ориентированию на местности.

Проверка знаний и умений по разделам предполагает следующую аттестацию I год обучения

  1. Ведение – нанесение на контурную карту области интересных объектов (заказников и заповедников области).
  2. Природные условия и ресурсы области.
  • составление картосхемы географического положения Тамбовской области;
  • вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности;
  • дневник наблюдений;
  • творческое задание: «Исследование причин, приводящих к образованию ветра».
  1. Культура и экономика – подготовка творческого задания: «Моё географическое открытие» материал о местности, с которой связана жизнь в семье (бабушки, дедушки) по плану:
  • Географическое положение.
  • Природные условия.
  • Время возникновения и становления (по воспоминаниям).
  • Трудовые навыки, с учётом использования особенностей местных природных условий.
  • Замечательные люди малой родины.
  1. Туристические умения и навыки – по теме: «Топографическая подготовка» - составление плана школьного двора (глазомерная съёмка), топографический диктант. На занятии игра «Школа выживания». Игра: «Что взять с собой в поход».
  2. Завершается I-ый год обучения многодневным походом по родному краю.

Проверка знаний и умений по разделам предполагает следующую аттестацию II год обучения

  1. Ведение – нанесение на контурную карту области интересных объектов, используемых в туристическом походе. Отчёт о походе.
  1. Природные условия и ресурсы области – занятие обобщающие повторение в форме краеведческой викторины «Своя игра».
  2. Культура и экономика – итоговое занятие, подготовка детских творческих работ: «Как заселялась земля Тамбовская», «Выдающиеся люди Тамбовского края», «Промышленность области, охрана окружающей среды» и т.д.
  3. Туристические умения и навыки – участие в общегородском  туристическом слёте (апрель – май).
  4. Завершается II-ой год обучения многодневным походом по родному краю.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Для проведения теоретических и практических занятий необходимо следующее оборудование:

  1. Коллекция минералов и горных пород.
  2. Коллекция полезных ископаемых.
  3. Аненометр чашечный.
  4. Осадкомер.
  5. Компас Андрианова.
  6. Барометр-анероид.
  7. Термометр наружный.
  8. Курвиметр.
  9. Нивелир.
  10. Планшетка для глазомерной съёмки.
  11. Географический молоток.
  12. Атласы облаков.
  13. Рулетка.
  14. Набор топографических карт.
  15. Гербарий растений.
  16. Атласы Тамбовской области.
  17. Туристическое снаряжение:

 Палаточное оборудование :

  - палатки- 3 шт.

  -полиэтиленовая пленка- 3 шт.

 Костровое оборудование:

  -пила / двуручная / в чехле – 1 шт.

  - топоры – 2 шт.

  - рукавицы – 2 пары.

  - спички, свечка в непромокаемой упаковке – 2 шт.

  - саперная лопатка – 1 шт.

 Кухонное оборудование:

  - ведро обливное с крышкой – 1 шт.

  - котелок плоский – 1 шт.

  - половники – 2 шт.

  - ножи кухонные – 2 шт., консервные – 1 шт.

 - мыло хозяйственное – 1 шт.

  - мешочки для упаковки продуктов – 10 шт.

 Ремонтный набор:

  - иглы швейные / малые и большие /

  - нитки / простые, суровые, капроновые /

  - шило, булавки, клей, ножницы;

  - изолента, прищепки.

 Маршрутные документы и другое оборудование:

  - маршрутная книжка;

  - схема маршрута, топографическая карта Тамбовской области;

  - компас – 2 шт;

  - транспортир – 1 шт;

  - тетрадь для дневниковых записей;

  - авторучки и простые карандаши;

  - медицинская аптечка;

  - фотоаппарат

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА ДВА ГОДА.

Разделы

Количество по годам

1 год

2 год

1.

2.

3.

4.

5.

Введение.

Природные условия и ресурсы своего края.

Культура и экономика.

Туристические умения и навыки.

Подготовка к путешествию по родному краю.

12

62

72

70

-//-

18

59

72

67

-//-

216

216

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ГЕОГРАФЫ-КРАЕВЕДЫ»  

1-ЫЙ ГОД.

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

  1. Введение.  
  1. Туристические возможности своего края.
  2. Подведение итогов летнего похода, путешествия.
  3. Туризм и охрана природы родного края.

6

-

6

3

-

3

3

-

3

  1. Природные условия и ресурсы своего края.
  1. Географическое положение.
  2. Рельеф, полезные ископаемые края.
  3. Почвы, растительность и животный мир.
  4. Метеорологические наблюдения.
  5. Гидрологические наблюдения.
  6. Географические названия края.

3

12

14

12

12

9

1

3

4

3

3

3

2

9

10

9

9

6

  1. Культура и экономика.
  1. Изучение промышленного предприятия.
  2. Изучение сельскохозяйственного предприятия.
  3. Изучение транспортного предприятия.
  4. Работа в краеведческом музее, в государственных архивах.
  5. Изучение и охрана памятников истории и культуры города, а также своеобразных ландшафтов.

21

18

12

9

12

6

6

3

3

3

15

12

9

6

9

  1. Туристические умения и навыки.
  1. Организация, подготовка к походу.
  2. Топографическая подготовка.
  3. Особенности водного и пешеходного туризма.

30

23

17

9

6

3

21

17

14

  1. Подготовка и путешествие по родному краю.

216

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ГЕОГРАФЫ-КРАЕВЕДЫ»  

2-ОЙ ГОД.

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

  1. Введение.  
  1. Туристические возможности своего края.
  2. Подведение итогов летнего похода, путешествия.
  3. Туризм и охрана природы родного края.

6

6

6

3

-

3

3

6

3

  1. Природные условия и ресурсы своего края.
  1. Географическое положение.
  2. Рельеф, полезные ископаемые края.
  3. Почвы, растительность и животный мир.
  4. Метеорологические наблюдения.
  5. Гидрологические наблюдения.
  6. Географические названия края.

3

12

14

12

12

6

1

3

4

3

3

3

2

9

10

9

9

3

  1. Культура и экономика.
  1. Изучение промышленного предприятия.
  2. Изучение сельскохозяйственного предприятия.
  3. Изучение транспортного предприятия.
  4. Работа в краеведческом музее, в государственных архивах.
  5. Изучение и охрана памятников истории и культуры города, а также своеобразных ландшафтов.

21

18

12

9

12

3

6

3

3

3

18

12

9

6

9

  1. Туристические умения и навыки.
  1. Организация, подготовка к походу.
  2. Топографическая подготовка.
  3. Особенности водного и пешеходного туризма.

30

20

17

9

6

3

21

14

14

  1. Подготовка и путешествие по родному краю.

216

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Методическая литература. Организация и проведение туристских походов оздоровительной направленности. /Тамбов, 1995/.
  2. Куприн А.М.  «Занимательная картография» /Кн. Для уч-ся 6-8 кл. средней школы/ Просвещение. 1989.
  3. Каталог «Реки Тамбовской области». /Тамбов. 1991/.
  4. Бороздина Н.М.  «Самостоятельные работы учащихся по географии».
  5. Баринова И.И «Внеурочная работа по географии» /М. Просвещение. 1988/.
  6. Щербаков А.И. «Краеведческая работа по географии» /М. Просвещение. 1959/.
  7. Заруцкий Б.А. «Олимпиада по краеведению» /М. Просвещение. 1965/.
  8. Энциклопедия туриста /Большая Российская энциклопедия. 1993/.
  9. Зиенко П.Ф., Снытко М.К. «Тамбовская область» /Тамбов. 1960/.
  10. История родного края /Тамбов, «Тамбовская правда». 1967/.
  11. Краеведение /М. Просвещение. 1987/.
  12. программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. «Туризм и краеведение» /Просвещение.1982/.
  13. Энциклопедия искателя приключений /Лабиринт-К. 1988/.
  14. География Тамбовской области. Учебное пособие /Тамбов. 1963/.
  15. Геология в школьном курсе географии: из опыта работы /Под ред. Войлошникова В.Д. Просвещение.1983/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Спортивная секция «Настольный теннис» Возраст детей 11-13, 14-16 лет Срок реализации – 2 года

Данная программа разрабатывалась для спортивной секции по настольному теннису  ,для занятий после уроков в Спортивном клубе нашей школы.......

Программа объединения дополнительного образования «Умей владеть ракеткой» (на два года обучения, возраст обучающихся от 7 до 15 лет)

Цель программы:Совершенствование физического развития детей путем обучения игре в настольный теннис. Воспитание гармонично развитой культурной личности.Задачи программы:Развитие координации движ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» для детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...

Конспект открытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии» (для детей первого года обучения, возраст 5-6 лет)

Конспектоткрытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»(для детей первого года обучения,  возраст 5-6 лет)...

Дополнительная образовательная программа "Тоонто нютаг - Родной край" для детей старшего дошкольного возраста

В 1992г. В республике Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык - душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в ра...