Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

 

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена на основе:         

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном   стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной)  части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat_plan._5_klass.docx70.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

           

Программа рекомендована                                                                           Утверждаю

 к работе Педагогическим советом                                                              Директор школы

 Протокол №__ от _________г.                                                    _________Т.Н.Колокольцова

 Программа рассмотрена на ШМО

 учителей естественного цикла

  Протокол №__от ________ г.                                                     Приказ № __ от__________ г.

Рабочая программа

по географии

на 2014-2015 учебный год

для 5  класса на 35 часов;

для 6  класса на 70 часов

Составитель: Разувалова Ю.В.

учитель географии

Атаманово,2014

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе:

1.) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 75с. - (Стандарты второго поколения).

2.) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.

        Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена на основе:        

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном   стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной)  части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Основными целями курса являются:

- Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- Пробуждения интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

При изучении курса решаются следующие задачи:

знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

        Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

II. Общая характеристика учебного предмета

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Цели географии:

-  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

География  в основной школе изучается с 5  класса. Общее число учебных часов  в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю), в 6 классе отводится 35 часов из базисного плана и с целью организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности добавляется 1 час, т. о. в 6 классе на изучение географии отводится 70 часов.

           В соответствии с базисным  учебным планом  курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс « Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом ,содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

        Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

        Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

     Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

     гармонично развитые социальные чувства и качества:

 - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.  

V. Содержание учебного предмет

География Земли.

        Раздел 1.  Источники географической информации

        Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

        Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

        План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

        Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

        Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

        Раздел 2. Природа Земли и человек.

        Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

        Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

        Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

        Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

        Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.         Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

        Атмосфера.  Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

        Влага в атмосфере.  Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

        Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

        Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.

        Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

        Гидросфера - водная оболочка Земли.  

        Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

        Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

        Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов. частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

        Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

        Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.  

        Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

        Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдение за растительностью животным миром как способ определения качества окружающей среды.

         Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранение и улучшении почв.

        Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно - антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

VI. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

5 класс

1

Развитие географических знаний о Земле

5

2

2

Земля – планета Солнечной системы

4

2

3

План и карта

11

6

4

Человек на Земле

3

2

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

11

3

6

Обобщающее повторение

1

15

Календарно - тематическое планирование 5 класс

Дата

Тема урока

Основное

содержание  урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Практическая работа

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

1.

Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

Определить значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

2.

Как люди открывал Землю (1)

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, Афанасий Никитин, Васко да Гама. Открытие и  исследование материков. Христофор Колумб, Фернан Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные».

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

3.

Как люди открывали Землю (2)

Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук,                             Ф. Беллинсгаузен и        М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири

Практическая работа  №1 Нанести на контурную карту  маршруты путешественников и мореплавателей

4.

Современный этап научных географических исследований

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии

Практическая работа  №2 Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

5.

Контрольная работа по теме

« Развитие географических знаний о Земле»

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч

6.

Земля – планета Солнечной системы

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

Практическая работа  №3 Обозначение на контурной карте материков и океанов

7.

Движение Земли

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги

8.

Солнечный свет на Земле

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

Практическая работа  №4 Составление схемы "Тепловые пояса Земли"

9.

Контрольная работа по теме

«Земля – планета Солнечной системы»

Тема 3. План и карта – 11 ч

10.

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

Практическая работа  №5 Ориентирование на местности при помощи компаса

11.

Земная поверхность на плане и карте (1)

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

12.

Практическая работа

Практическая работа  №6 Определение масштаба

13.

Земная поверхность на плане и карте (2)

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

Практическая работа  №7 Топографический диктант

14.

Учимся с "Полярной звездой" (1)

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности

Практическая работа  №8 Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

15.

Географическая карта

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

16.

Градусная сетка

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте

Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте

Практическая работа  №9 Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических, расстояний и направлений

17.

Географическая широта

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

Определять географические координаты объектов на карте

18.

Географическая долгота

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса

Практическая работа  №10 Определение по карте  географической долготы и широты

19.

Учимся с "Полярной звездой" (2)

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

20.

Контрольная работа по теме

« План и карта»

Тема 4. Человек на Земле – 3 ч

21.

Как люди заселяли Землю

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

22.

Расы и народы

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания  представителей  различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле

Практическая работа  №11 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

23.

Учимся с "Полярной звездой"(3)

Сравнение стран мира по политической карте

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

Практическая работа  №12 Сравнение стран мира

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч.

24.

Земная кора и литосфера

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

25.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Практическая работа  №13 Изучение свойств горных пород и минералов

26.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые Кемеровской области

27.

Движение земной коры (1)

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

28.

Движение земной коры (2)

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

Практическая работа  №14 Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

29.

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

30.

Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

31.

Учимся с "Полярной звездой" (4)

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

 Практическая работа  №15 Описание по карте гор и равнин по плану

32.

Человек и литосфера

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на  литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности

33.

Контрольная работа по теме "Литосфера"

34.

Обобщающий урок по теме "Литосфера"

Повторение - 1ч

35.

Повторение и обобщение изученного

VI. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

6 класс

1

Гидросфера - водная оболочка Земли

24

5

2

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

23

5

3

Биосфера - живая оболочка Земли

10

2

4

Географическая оболочка Земли

9

1

5

Обобщающее повторение

4

Календарно - тематическое планирование 6 класс

Дата

Тема урока

Основное

содержание  урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Практическая работа

Гидросфера - водная оболочка Земли - 24 ч

1.

Состав и строение гидросферы

Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. свойства воды. Мировой круговорот в природе

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы  по схеме "Круговорот воды в природе"

2.

Состав и строение гидросферы Кемеровской области

3.

Мировой океан (1)

Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы, острова, типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте

4.

Мировой океан (2)

5.

Учимся с "Полярной звездой" (5)

Выполнение проектного задания

Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы

6.

Тихий и Северный Ледовитый океаны

7.

Атлантический и Индийский океаны

8.

Практическая работа

Практическая работа № 1 Описание океана и моря по карте

9.

Воды океана

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице

10.

Реки - артерии Земли (1)

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мира

Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста

11.

Реки - артерии Земли (2)

Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек

12.

Реки Кемеровской области

13.

Практическая работа

Практическая работа № 2 Описание реки по плану

14.

Озера и болота

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте  

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников

15.

Практическая работа

Практическая работа № 3 Описание озера по плану

16.

Озера и болота Кемеровской области

17.

Практическая работа

Практическая работа № 4 Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира

18.

Подземные воды и ледники

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники

19.

Подземные воды и ледники Кемеровской области

20.

Терминологический диктант по теме "Гидросфера"

21.

Гидросфера и человек

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека

22.

Опасности океана

23.

Практическая работа

Практическая работа № 5 На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли

24.

Контрольная работа по теме "Гидросфера"

Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 23 ч

25.

Состав и строение атмосферы

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»

26.

Атмосферные явления - обычные и необычные

27.

Тепло в атмосфере (1)

Нагревание воздуха тропосферы.
Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температур от угла падения лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам

28.

Практическая работа

Практическая работа № 6 Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра

29.

Тепло в атмосфере (2)

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

30.

Практическая работа

Практическая работа № 7 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды

31.

Атмосферное давление

Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой  

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере

Определять по карте направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдения погоды

32.

От чего зависит давление воздуха

33.

Ветер

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др.

34.

Практическая работа

Практическая работа № 8 Построение и анализ розы ветров

35.

Давление и ветер Кемеровской области

36.

Влага в атмосфере (1)

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды

Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику

37.

Влага в атмосфере (2)

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли

38.

Какие бывают осадки?

39.

Погода и климат

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами

40.

Погода и климат Кемеровской области

41.

Практическая работа

Практическая работа № 9 Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

42.

Учимся с "Полярной звездой" 6

Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды

43.

Практическая работа

Наблюдать за погодой и выявлять ее особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата

Практическая работа № 10 Анализ погоды на ближайшие два - три дня

44.

Атмосфера и человек

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности

Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений

45.

Терминологический диктант по теме "Атмосфера"

46.

Опасные атмосферные явления

47.

Контрольная работа по теме "Атмосфера"

Биосфера - живая оболочка Земли - 10 ч

Биосфера - живая оболочка Земли

48.

Биосфера - земная оболочка Земли

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере

Сопоставлять границы биосферы с границами других  оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота

49.

Круговорот веществ в биосфере

50.

Почвы

Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв

51.

Почвы Кемеровской области

Типы почв Кемеровской области

52.

Практическая работа

Практическая работа № 11 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

53.

Биосфера - сфера жизни

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнения о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды

54.

Растительный мир Кемеровской области

55.

Животный мир Кемеровской области

56.

Практическая работа

Практическая работа № 12 Описание одного растения или животного Кемеровской области

57.

Контрольная работа по теме "Биосфера"

Географическая оболочка Земли - 9

58.

Географическая оболочка Земли

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные  природные комплексы

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе различных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Приготавливать и обсуждать сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу

59.

Природные зоны Земли

Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон

60.

Природные зоны Кемеровской области

Природные зоны Кемеровской области. Карта природных зон Кемеровской области

61.

Практическая работа

Практическая работа № 13 Подготовка сообщения на тему "Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах"

62.

Культурные ландшафты

Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов

63.

Культурные ландшафты Кемеровской области

64.

Влияние человека на природные ландшафты

Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт

65.

Контрольная работа по теме "Географическая оболочка"

66.

Итоговый тест за год

Повторение - 4 ч

67.

Повторение темы "План и карта"

68.

Повторение темы "Литосфера"

69.

Повторение темы "Гидросфера"

70.

Повторение темы "Атмосфера"

VII. Описание учебно-методического и материально-технического

 обеспечения образовательного процесса

1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , издательство "Просвещение". - М. : Просвещение, 2012. - 192с.

2. В.В.Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы (рабочая тетрадь)

3. В.В. Николина. География . Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)

4. Атлас физическая география начальный курс.

5. Географические карты и таблицы

6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл

7. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.

8. Контрольно-измерительные материалы. География 6 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.

9.  В.В. Николина. География: 6 кл. : метод. рекомендации : пособие для учителя / В.В. Николина. - М. : Просвещение, 2007.

10. Демонстрационные коллекции

11. Глобус

12. Компас

13. Компьютер

14. Мультимедиа-проектор

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

      В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
     
 Знать и  понимать значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий; основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них; изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности; географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
     
 Уметь: показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
     
 Оценивать: роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично; универсальное значение природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочие программы по географии 5-11 класс к УМК "Полярная звезда"

Рабочие программы под ред. Алексеева для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса...

Рабочие программы по географии 6-11 класс по линии УМК "Сферы"

Рабочие программы по георафии 6 класс -34 часа (1 час в неделю) по линии УМК "Сферы", 7-9 класс -68 часов, 10-11 класс по линии УМК "Полярная Звезда" -68 часов...

Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Рабочая программа по географии для 10-11 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География»  (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель ...

Рабочая программа по географии для 6 класса по линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственн...

Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...