ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по географии на тему

Данилина Анна Михайловна

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Данилина А.М. Учитель географии  школы № 883 Москвы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Изменения, происходящие в разных сферах общественной жизни страны, самым непосредственным образом касаются образования: корректировки его целевых установок, содержательных и методических аспектов, приоритетов и педагогических средств. В федеральном государственном образовательном стандарте  основного (общего) и среднего (полного) образования второго поколения акцент переносится со знаниевой модели на творческое развитие личности школьников, формирование у них способности мыслить, самостоятельно добывать знания путем разных способов деятельности, определять проблемы, цели и задачи их решения и грамотно осуществлять их на практике.

     В процессе модернизации образования приоритетным стало экологическое образование, качество которого связывается с формированием экологической культуры личности: бережного эмоционально-ценностного отношения к природе на основе экологических знаний и экологического мышления. Повышенные требования ФГОС основного и среднего образования к экологическому образованию неслучайны, поскольку экологические проблемы – проблемы антропогенного нарушения структуры и функций природной среды (по Б.И.Кочурову) – социальная реальность нашего времени (4).

    В настоящее время экологическое образование в школе осуществляется интегрированно в  разных аспектах во всех школьных дисциплинах (1). Еще В.И.Вернадский предвидел, что в будущем ученые будут объединять свои усилия не по наукам, а по проблемам. В изучении и решении экологических проблем важная роль принадлежит географии, особенно ее инновационному геоэкологическому направлению (5). Геоэкология, возникшая на стыке географических и экологических знаний, призвана формировать человека, обладающего "землемудрием", умеющего соизмерять свою практическую деятельность с законами природы, что особенно актуально в контексте идей устойчивого развития.

   Эколого-культурный вектор развития личности ребенка  опирается прежде всего на знание законов развития природы и воспитание умения жить с ней в гармонии. Эту проблему целесообразно решать комплексно: во-первых,  включая в содержание школьных уроков по географии, начиная с начального курса, экологическую проблематику и иллюстрируя общенаучные понятия на примерах своей местности, во-вторых, активнее использовать такую форму краеведческой работы, как  учебно-исследовательская деятельность эколого-гуманистической направленности. Исследовательская деятельность школьников в природе имеет  конечно в определенной степени условный характер, но она реализуется через деятельность, через личный опыт детей. В обстановке сотворчества школьников с учителем она активно способствует всестороннему развитию личности детей и раскрытию их потенциальных творческих способностей и социально-личностных качеств. Поисково-исследовательская деятельность формирует навыки самостоятельной научной работы, умение анализировать, обобщать и систематизировать полевой материал и делать посильные практические выводы о конкретных территориях, их экологическом состоянии, допустимом использовании и мерах по их охране, тем самым увеличивая интерес к изучению экологических проблем родного края. Полевые исследования воспитывают эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы и чувство патриотизма. Все это вместе взятое формирует экологически ориентированный стиль мышления и экологическую культуру школьников, которая выражается в умении жить в окружающем мире по законам экологической целесообразности.

  Автором была разработана и осуществлена программа дополнительного образования учащихся в школьном объединении "Юные ландшафтоведы-экологи". Его составили ученики 7-9 классов, проявившие интерес к изучению экологических проблем своей "малой Родины" Подростковый возраст – период активного познавательного развития, период мировоззренческого и социального становления. Поэтому очень важно именно в этом возрасте заложить основы экологического образования, духовно-нравственного развития и базовые ценности, среди которых одна из важнейших – сохранение природной среды для будущих поколений.

        Программа рассчитана на три года и включает организацию, содержание и методику учебно-исследовательской деятельности школьников, основанную на принципах ландшафтно-экологического краеведения – изучения природных свойств ландшафтов и внутриландшафтных комплексов (в понимании ландшафтно-генетической школы Н.А.Солнцева) и их экологического состояния. Главной целью краеведческой работы было пробуждение экологического сознания и выработка экологического мировоззрения детей, во-первых, на объектах природы своей "малой Родины", поскольку "свое, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое", и, во-вторых, на основе их собственного интеллектуального, духовно-нравственного и практического постижения экологических истин в процессе полевой работы. Программа  ориентирована на формирование экологической культуры школьников через все разновидности педагогической деятельности: образовательную, развивающую, поисково-исследовательскую, экологическую, культурно-просветительскую, воспитательную. Она призвана развить у подростков природоведческие и геоэкологические компетенции – знания, исследовательские навыки и практические умения прикладного характера.

    Мировоззренческую основу программы составил этико-эстетический подход. ориентированный на гармонию и духовно-нравственное взаимодействие  человека с природой с позиции экоцентрического типа сознания. Методологической основой программы послужили психолого-педагогические идеи о личностно-ориентированном подходе к детям с учетом их интересов, об адаптации содержания обучения в природе к особенностям детей, о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений.

    Основной формой краеведческой ландшафтно-экологической деятельности был полевой  учебно-исследовательский практикум с последующей камеральной обработкой натурных материалов. Дополнительными формами работы стали учебно-познавательные экскурсии по объектам историко-культурного и духовного наследия и мемориального назначения и урок-поход экологической направленности, эавершающим аккордом которого стал составленный школьниками литературно-экологический монтаж, посвященный "Дню Земли".

    В крупных городах учебно-исследовательской базой для осуществления краеведческой учебно-исследовательской деятельности со школьниками могут служить особо охраняемые природные территории. Наиболее привлекательны природно-исторические парки, насыщенные природными и культурно-историческими достопримечательностями. Они являются благоприятным объектом для решения образовательно-познавательных, эколого-просветительских, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач, а также для практической оценки различных природных объектов на территории парков для рекреации, поскольку их основная социально-экономическая функция – отдых и оздоровление населения

   Базой для проведения краеведческой учебно-исследовательской  ландшафтно-исследовательской  работы и апробации программы послужили два парка  Северо-Западного округа Москвы:  природно-исторический "Тушинский" и природный "Долина реки Сходни в Куркино". Они оказались весьма интересным и благоприятным полигоном для познавательной деятельности школьников и реализации программы ландшафтно-экологических исследований с практическим назначением для целей рекреации, а также выявления природных объектов для научных исследований и депрессивных участков. Оба парка расположены недалеко от школы и мест проживания детей, поэтому вполне комфортны в организационном отношении: безопасны для жизни и здоровья детей и удобны с точки зрения транспортной доступности. Благодаря этому в парках на одних и тех же маршрутах можно было проводить сезонные наблюдения и осуществлять визуальный мониторинг окружающей среды, что отвечает его сущности, как системы непрерывных наблюдений.

   Программа краеведческих ландшафтно-экологических исследований со школьниками 7-9 классов рассчитана на три последовательных этапа в течение трех учебных годов.

1. Информационно-познавательный этап.

Цель этапа. Знакомство школьников с программой и планом ландшафтно-экологических работ на территории соседних парков.

Задачи этапа: Разносторонняя учебно-теоретическая подготовка учащихся к полевому периоду ландшафтно-экологическах исследований.

Задачи учителя:

- познакомить школьников и научить работе с литературными краеведческими материалами о природе, истории, хозяйственном освоении местности, а также с топографическими картами и космическими снимками, взятыми из интернета;

- организовать и провести факультативные занятия по основам ландшафтоведения, геоэкологии и оценке территории для отдыха (рекреации);

- познакомить школьников на природе с методикой ландшафтно-экологического изучения природного комплекса и ведением полевых записей в дневниках;

- организовать и провести конференцию о природе, истории и хозяйственном освоении края и его достопримечательностях на основании изученных материалов.

2. Поисково-практический этап.

Цель этапа: формирование экологического стиля мышления при непосредственном общении с миром природы;

Задачи этапа: ландшафтное изучение территории в процессе выполнения полевого практикума – картирование природных территориальных комплексов (ПТК), изучение взаимосвязей между компонентами природы внутри них, оценка экологического состояния и эстетических свойств ПТК для  разных видов отдыха, выявление объектов для научных исследований, депрессивных участков и т.п.

Задачи учителя:

- инструктаж детей по технике безопасности при работе в полевых условиях;

- организация работы на природе: ориентирование на местности по топографической карте и космическому снимку с помощью компаса и по  природным объектам;

- объяснение школьникам научного метода физико-географического профилирования при непосредственной работе на объектах природы;

- объяснение и помощь учащимся при описании конкретных ПТК,  оценке их экологического состояния и возможных мер по улучшению (с максимальным учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей детей).

3. Конструктивно-обобщающий этап.

Цель этапа: Формирование экологической культуры школьников в процессе   дальнейшего развития их творческого потенциала при анализе и синтезе всех материалов.

Задачи этапа: коллективное создание ландшафтной карты и на ее основе карты-схемы функционального зонирования парков и пояснительного текста к ним. Выбор маршрута ландшафтно-экологической тропы и описание по нему точек наблюдения.

Задачи учителя:

-  помощь школьникам в процессе выполнения ими практических заданий;        

-  анализ и оценка выполненного задания;

- организация и проведение итоговой конференции;

- подготовка материалов к окружной олимпиаде  и статьи для публикации  в экологическом журнале.

     В целом можно констатировать, что в результате всех видов и форм краеведческих работ, особенно полевых ландшафтно-экологических исследований, у школьников изменился прежний стереотип поведения. Это проявляется в активизации познавательной деятельности, в зрелых моральных  суждениях и оценках разных экологических проблем,  сопереживании при нарушениях в природе, в  личном участии в  природоохранной деятельности и др.

      Результаты краеведческих ландшафтно-экологических исследований докладывались школьниками на различных конференциях и перед сотрудниками парков. Заслуженным достижением школьников можно считать первое место в номинации "Лучшее исследование" на городском конкурсе исследовательских и проектных работ по краеведению "Географическая среда Московского столичного региона" в 2011 г., третье место на 65-ой международной научной студенческой конференции "Нефть и газ-2011" на школьной секции наук о Земле (география, геология, экология). Практические результаты исследований парков для рекреации опубликованы в экологическом журнале (2) , а маршрут ландшафтно-экологической тропы по Тушинскому парку  - в педагогическом  сборнике МГПУ (3). Все результаты ландшафтно-экологических исследований школьников переданы и с благодарностью приняты для практического использования в "Управлении ООПТ по Северо-Западному округу г. Москвы".

.

                                                  Литература

1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации. // "География в школе", 2012, № 5.

2. Данилина А.М. , Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // "Проблемы региональной экологии", 2010, № 5.

3. Данилина А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Ландшафтно-экологическая тропа Тушинского природно-исторического парка. Сб. "Учитель 21 века. Современное естественно-географическое образование". М., МГПУ, 2011.

4. Кочуров Б.И.., Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология окружающей среды: учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. Миронов А.В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). // "География в школе", 2013, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества

Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.

Актуальность экологического образования в наши дни. Создание условий для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности....

"Пути совершенствования экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями в учебной деятельности."

Матариал для работыс детьми  по экологическому направлению. Выступление с обобщением опыта работы на районном методичеком объединении воспитателей....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...