Литосфера и рельеф Земли.
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему

Разработка открытого урока к УМК "Сфера"  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_liosfera.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

                    Литосфера и рельеф Земли.

Цель: сформировать представление об  особенностями внутреннего строения Земли, познакомить типами земной коры, рельефом и его видами.

Продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, картами атласа; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать вывод.

Формирование бережного отношения к объектам природы, географическую культуру.

                            Ход урока.

1.Орг. класса.

2.Проверка д/з

   1.Несколько человек работают по карточкам.

№ 1.

1.Назовите известные вам минералы?

2.Что определяют свойства минералов?

№2.

1.Что такое магма?

2.Назовите наиболее распространенные магматические породы?

№ 3

1.Составьте два вопроса по теме «Минералы и горные породы», которые начинались бы со слова «Почему»?

2.Напишите ответ на составленные вами вопросы?

№4.

1.Распределите горные породы по группам: магматические, осадочные, метаморфические: щебень, гранит, мел, мрамор, нефть, железная руда, сланец, гипс.

2.Какие условия необходимы для образования магматических горных пород

  2.Фронтальный опрос.

+Что такое минералы и чем они отличаются друг от друга?

+Чем отличаются горные породы от минералов?

+От чего зависит состав и свойства горных пород?

+Как различаются горные породы по происхождению? Как происходит их образование?

+Какие виды осадочных горных пород вы знаете?

+Объясните, как одни горные породы могут превращаться в другие?

     3.Изучение нового материала.

1.Работа с презентацией.

 + Посмотрите на слайд  и постарайтесь разгадать слово?

2.Сообщение темы и цели урока.

+Тема нашего урока «Литосфера и рельеф Земли»

+Откройте учебник на стр.17 , найдите рубрику «Вы узнаете» и сформулируйте цель урока (если учащиеся затрудняются У. помогает  определить цель)

3. Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

-Я вам лучше покажу – ответила бабушка.

    4.Просмотр видеофильма «Внутреннее строение Земли» (2. 06 мин.)

+Какое внутреннее строение имеет Земля?

+Как изменяется температура при движении от земной коры к ядру7

+Какова температура ядра?

+Какие вещества входят в состав ядра?

+С помощью чего ученые определили внутреннее строение Земли?

    5.Рассказ У. о строении земной коры.

    Разделение Земли  на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору.

   6.Посмотр видеофильма «Виды земной коры»

+На какие виды делится земная кора?

+Из каких слоев она состоит?

+Чем отличается континентальная земная кора от океанической?

  7.Работа с текстом учебника стр. 53.

+Земная кора вместе с верхней частью мантии образует одну из оболочек Земли – литосферу.

+На стр. 53 найдите фрагмент текста «Литосфера» прочитайте и ответе на вопросы:

+Что такое литосфера?

+Из чего она состоит?

8.Работа с картами атласа стр. 20 -21 – рубрика «Мои географические исследования»

+ Назовите 7 крупных литосферных плит Земли?

+Пользуясь атласом, определите, какие процессы происходят на границах литосферных плит?  

+Что образуется при взаимодействии плит?

9.Физминутка.

10. Рассказ У. о рельефе Земли.

 +В результате взаимодействия земной коры формируется рельеф.

      Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Наука, которая изучает рельеф Земли, называется – геоморфология.

11. Работа по группам с текстом учебника и атласом.

+А теперь мы поработаем с вами по группам и более подробно познакомимся с формами рельефа, которые выделяют на нашем земном шаре.

    В каждой группе у вас будут  теоретики – эти участники группы будут изучать теоретический вопрос,  практики – эти участники группа будут показывать формы рельефа, о которой расскажут теоретики, эксперты – эти участники группы, подготовят и зададут вопросы по изучаемой теме группы.

     1 группа – стр. 54 «Абсолютная и относительная высоты»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что обозначает каждый вид высот и чем они отличаются.

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11 )абсолютные высоты и название наивысших точек Уральских гор и Алтая.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      2 группа – стр. 54 – 55 «Равнины суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое равнины? Какие виды равнин выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность, Среднесибирское  плоскогорье, Северо – Сибирскую низменность, Среднерусскую возвышенность.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      3 группа – стр. 55 «Горы суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое горы? Какие виды гор выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Бырранга на полуострове Таймы (Россия), Гималаи  (стр. 8-9 м.Евразия),  Аппалачи (8-9 м.Северная Америка)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      4 группа – стр. 56 «Рельеф дна океана»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, какие формы рельефа выделяют на дне? Чем характеризуется каждая форма?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 8-9) Срединно – Атлантический хребет (Атлантический океан),  (стр. 26-27 ) Алеутский желоб  (Тихий океан), шельф м. Северная Америка (стр. 26- 27)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      5 группа – стр. 57 «Острова»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, каких видов бывают острова? Как они образуются?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте  (стр. 8-9)

О.Новая Гвинея, о-ва Фиджи,  Гавайские о-ва (Тихий океан)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

12.Работа со шкалой высот и глубин, рассказ У. об изображении рельефа на планах и картах.

 4.Закрпеление.

    Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере  рельефе Земли как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

    Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

5.Рефлексия.

6.Д/З № 17-18  вопр. Стр. 55, 57.

 Зад. по к/к  - стр. 10   № 1-3

Дополнительно: составить  3 «толстых» и 3 «тонких» вопроса по теме урока.

1 группа – стр. 54 «Абсолютная и относительная высоты»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что обозначает каждый вид высот и чем они отличаются.

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11 )абсолютные высоты и название наивысших точек Уральских гор и Алтая.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      2 группа – стр. 54 – 55 «Равнины суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое равнины? Какие виды равнин выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность, Среднесибирское  плоскогорье, Северо – Сибирскую низменность, Среднерусскую возвышенность.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      3 группа – стр. 55 «Горы суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое горы? Какие виды гор выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Бырранга на полуострове Таймы (Россия), Гималаи  (стр. 8-9 м.Евразия),  Аппалачи (8-9 м.Северная Америка)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      4 группа – стр. 56 «Рельеф дна океана»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, какие формы рельефа выделяют на дне? Чем характеризуется каждая форма?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 8-9) Срединно – Атлантический хребет (Атлантический океан),  (стр. 26-27 ) Алеутский желоб  (Тихий океан), шельф м. Северная Америка (стр. 26- 27)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      5 группа – стр. 57 «Острова»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, каких видов бывают острова? Как они образуются?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте  (стр. 8-9)

О.Новая Гвинея, о-ва Фиджи,  Гавайские о-ва (Тихий океан)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      

№ 1.

1.Назовите известные вам минералы?

2.Что определяют свойства минералов?

№2.

1.Что такое магма?

2.Назовите наиболее распространенные магматические породы?

№ 3

1.Составьте два вопроса по теме «Минералы и горные породы», которые начинались бы со слова «Почему»?

2.Напишите ответ на составленные вами вопросы?

№4.

1.Распределите горные породы по группам: магматические, осадочные, метаморфические: щебень, гранит, мел, мрамор, нефть, железная руда, сланец, гипс.

2.Какие условия необходимы для образования магматических горных пород