Разработка урока по географии России "Транспорт России" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Абдуллаева Эльмира Тофиковна

Разработка урока по географии в 9 классе по теме "Транспорт".

Предлагается презентация, опорный конспект, а также сценарий урока.

Тема урока является одной из значимых в курсе экономической географии. В процессе  урока  предполагается знакомство с транспортной системой России, различными видами транспорта, их достоинсивами и недостатками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_rossii.pptx1.43 МБ
Файл stsenariy_uroka.docx13.67 КБ
Файл opornyy_konspekt.docx12.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРАНСПОРТ РОССИИ

Слайд 2

Цель урока : изучить транспортную систему РФ, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта. Задачи: - познакомиться с транспортной системой РФ; - узнать о значении транспорта; - дать характеристику видов транспорта; - выявить проблемы и перспективы развития транспортной системы РФ.

Слайд 3

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ наиболее эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородах и на средние расстояния.

Слайд 4

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ Более маневренный, чем железнодорожный, поэтому позволяет довозить грузы до каждого потребителя. В связи с этим он используется чаще всего для перевозок на малые и средние расстояния.

Слайд 5

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ по грузообороту уступает позиции только трубопроводному и железнодорожному, так как расстояния, на которые перевозится груз, достаточно велики. Этот вид транспорта самый дешевый.

Слайд 6

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ перевозит почти во все районы страны, самый дорогостоящий вид транспорта. Сильно загрязняет окружающую среду.

Слайд 7

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ транспортирует нефть, природный газ. Лидер по грузообороту.

Слайд 8

Грузооборот транспорта

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграфы 14-15 читать, отвечать на вопросы. Стр.77 вопрос 1 – письменно. Подготовить и проанализировать статистические данные о Саратовском транспортном узле. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих (1 мин.)

Целеполагание (5 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке  какую цель мы можем поставить? 
изучить транспортную систему РФ, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.

Какие задачи мы решим?

- познакомиться с транспортной системой РФ;

- узнать о значении транспорта;

- дать характеристику видов транспорта;

- выявить проблемы и перспективы развития транспортной системы РФ.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Транспорт позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.

Я предлагаю работу  в группах:

  1. Автомобильный транспорт.
  2. Железнодорожный.
  3. Морской

Мне помогать будут три ученика, выполняя функции координатора групп. Каждая группа получает опорный конспект и  задание, которое должна  постараться выполнить.

Координаторы будут проверять правильность выполнения и помогать  с выставлением оценок по итогам урока.

Итак 1 группа исследует ж/д транспорт, 2 – автомобильный, 3 – морской.

Время выполнения 12-15 мин.

Проверка выполненных работ и краткая характеристика.(10 мин.)

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили, все ли выполнили?

Что не удалось?

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

ТРАНСПОРТ РОССИИ – опорный конспект

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся  несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

 Роль различных видов транспорта определяется долей перевозимых грузов или пассажиров, поэтому используются понятия грузооборота и пассажирооборота.

 Грузооборот — работа грузового транспорта, измеряемая в тонно-километрах (количество перевезенных грузов на определенные расстояния). Для транспортных узлов, чаще всего водных видов транспорта, под грузооборотом понимают количество переваленных (отправленных и принятых) грузов в тоннах в течение года.

Пассажирооборот — показатель работы пассажирского транспорта, представляет собой произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.

Транспортная система России включает:  железнодорожный,  автомобильный,  морской,  речной, трубопроводный,  воздушный.

Железнодорожный транспорт  наиболее эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородах и на средние расстояния. По грузообороту среди универсальных видов транспорта он стоит на первом месте, в целом уступая только трубопроводному.

Автомобильный транспорт более маневренный, чем железнодорожный, поэтому позволяет довозить грузы до каждого потребителя. В связи с этим он используется чаще всего  для перевозок  на  малые и средние расстояния. В последнее время увеличивается значение дальних перевозок.

Морской транспорт по грузообороту уступает позиции только трубопроводному и железнодорожному, так как расстояния, на которые перевозится груз, достаточно велики (среднее расстояние перевозки 1 т груза 4,5 тыс. км). Этот вид транспорта самый дешевый. Перевозятся в основном массовые и объемные грузы (нефть, руда, уголь).

Структура грузооборота различных видов транспорта в 2003 г.(%)

    Вид транспорта

Грузооборот

Железнодорожный

41

Автомобильный

0,5

Трубопроводный

55

Морской

2

Речной

2

Воздушный

Менее 0,1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"

1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами )  3. Развивать умения чертить розу ве...

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Разработка урока по географии в 7 классе "Географическое положение Евразии"

Урок изучения нового материала по теме "Географическое положение Евразии" в 7классе, цель: формирование УУД, групповая форма работы на уроке....

Разработка урока по географии в 9 классе с использованием ИКТ на тему: "Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества"

Представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их состав и значение в хозяйстве страны....

Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...