Разработка урока географии, проведенного в 9 классе по теме: «СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОРОДА НА СТАРЫХ ВОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЯХ»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Евдакова Лариса Геннадиевна

Урок в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severo-zapad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

села Александровского

Разработка урока географии, проведенного в 9 классе по теме:

«Северо-запад.

Города на старых водных торговых путях»

Подготовила и провела:

Евдакова Л.Г.,

учитель географии

Северо-запад.

Города на старых водных торговых путях

Цели:

- создать условия для раскрытия исторической роли древних городов и Санкт-Петербурга в хозяйстве и культуре региона;

- осознать проблемы Северо-запада и наметить пути их решения;

- продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации;

- формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения;

- учить устанавливать взаимосвязи, выделять главные проблемы, прогнозировать результаты;

- воспитывать бережное отношение к историческим и природным памятникам.

Оборудование урока: социально-экономическая карта России, карты атласа, таблица «Восточно-Европейская равнина», мультимедийная установка, компьютер.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Тест

1 .Субъект, который входит в состав Центрального района:

а) Рязанская область;

б) Белгородская область;

в) Республика Коми;

г) Мурманская область.

2. Найдите ошибку в составе ЦЧР:

а) Тамбовская область;

б) Белгородская область;

в) Вологодская область;

г) Воронежская область.

3. Самый крупный город Центральной России:  

а) Белгород;

б) Воронеж;

в) Москва;

г) Тула.

4. Месторождения железной руды в Центральной России расположены в:

а) Центральном районе;

б) Волго-Вятском районе;

в) Центрально-Черноземном районе.

5. С какой из стран ближнего зарубежья граничит Центрально-Черноземный район?

а) Казахстан;

б) Украина;

в) Грузия;

 г) Беларусь.

6. С какой страной у России сухопутная граница?

а) Украина;

б) Финляндия;

в) Молдова;  

г) Армения.

7. Самый древний город Центрально-Черноземного района, который даже упоминается в летописях XI в.:

а) Белгород;

б) Воронеж;

в) Липецк;

г) Курск.

8. В состав Центрального района входят области:

а) Тверская, Рязанская, Белгородская;

б) Брянская, Владимирская, Костромская;

в) Тульская, Тамбовская, Смоленская.

9. Определить города Центрального района, являющиеся научными центрами и появившиеся в советское время:

а) Муром и Ростов;

б) Дубна и Обнинск;

в) Иваново и Орехово-Зуево.

10. Какой вид полезных ископаемых залегает в Центрально-Черноземном районе?

a) фосфориты;

6) поверенная соль;

в) железная руда;

г) каменный уголь.

II. Знакомство с новым материалом.

Опережающее задание: группа обучающихся готовит краткие рассказы о городах Северо-Западного района для того, чтобы представить материал своим одноклассникам, иллюстрируя его с помощью презентации и обозначая города на карте флажком.

Представление группой учеников презентации «Города на старых водных торговых путях». Задание классу: по ходу презентации делать краткие записи, которые позже будут оцениваться учителем

1-й ученик:

Великий Новгород (859 г»)

     «Господин Великий Новгород» возник на пересечении знаменитого пути «из варяг в греки» как торгово-ремесленный и культурный центр. Город отличался высокой грамотностью, мастерством ремесленников, строителей и художников. Под властью «Господина Великого Новгорода» находились огромные территории - от Кольского полуострова до верховьев Волги, от Балтийского моря до Полярного Урала. Великий Новгород отличался высокой грамотностью населения (об этом свидетельствуют сотни найденных здесь берестяных грамот), мастерством ремесленников, строителей и художников.

             Москва не могла мириться с соседством такого сильного соперника и конкурента. В 1570 г. Иван Грозный расправился с ним как с вражеским городом, жители были перебиты (по некоторым источникам - вплоть до младенцев), город опустел.

После этого погрома Великий Новгород уже никогда не оправился. Захват шведами побережья Финского залива в период Смутного времени вообще закрыл для России выход к Балтике, и торговля с Западной Европой переместилась на берега Белого Моря, в Архангельск.

2-й ученик:

Псков - город-защитник, город-крепость (903 г.)

         В XIV - XV вв. город стал центром Псковской феодальной республики и был окружен системой мощных крепостных сооружений. Псков - центр русской культуры, здесь складывается самобытная школа иконописи, каменного зодчества.

       После победы России в Северной войне (1700 -1721 гг.) город оказывается в тылу и теряет свое оборонное значение, а после основания Санкт-Петербурга и потери, таким образом, былой торговой важности Псков становится обычным городом в глубине России, примечательным только своим прошлым.

3-й ученик:

Старая Ладога

      Это древнейшая русская крепость, по некоторым преданиям - первая столица Руси. Славилась как центр солеварения, торговли, ремесла. Для географов этот факт интересен как еще одно подтверждение выгодности географического положения района Новгорода: на реке Волхов, между озерами Ильмень и Ладожским, чуть севернее или чуть южнее, рано или поздно обязательно должен был возникнуть крупный торговый город.

         Будучи в составе Новгородского государства, Старая Ладога славилась как центр солеварения, торговли, ремесла. В 1870-х гг. здесь жил известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский.

      4 ученик:

Проблемы старых городов Северо-Запада

1. Промышленное развитие связано с ВПК.

2. Размещение предприятий требует проведения экологической экспертизы.

3. После распада СССР многие старые города стали пограничными, что привело к быстрому росту транспорта и торговли (Выборг, Ивангород, Печора).

5-й ученик:

Выводы

       Старые города - историческая память и национальное богатство России. Сложность решения проблем исторических городов состоит в том, что они должны и в нашу эпоху иметь активную социальную и экономическую жизнь, а не оставаться безмолвными свидетелями прошлого. А это значит, что каждому городу нужна своя программа развитая, учитывающая его историческую и культурную уникальность, его лицо.

1-й ученик: 

Санкт-Петербург - новый «хозяйственный узел» России

        Санкт-Петербург - центр концентрации населения и хозяйства Северо-Запада в XVIII - XIX вв., крупнейший промышленный центр Российской империи. В нем развивается судостроение, производство вооружения, позже - паровозостроение, вагоностроение, еще позже

- автомобилестроение, самолетостроение, выпускаются электротехнические изделия.

2-й ученик:

Роль Санкт-Петербурга в советское время

1. База индустриализации всей страны, «всесоюзное конструкторское бюро», школа освоения новой техники.

2. Ориентация на внутренние связи.

3. Специализация на наукоемкие производства: судостроение, производство турбин и генераторов для электростанций, приборов.

4. Крупнейший центр российской оборонной промышленности.

3-й ученик:

Новые хозяйственные задачи Санкт-Петербурга

1. Строительство новых портов на российской территории - на побережье Финского залива.

2. Решение экологических проблем, в том числе специфической и уникальной - по предотвращению в городе регулярных наводнений.

4-й ученик:

Санкт-Петербург - вторая столица Россия

        Столицей Санкт-Петербург был «всего» 200 лет.

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург не привел к исчезновению столичных функций: Москва остается главным центром внутренней торговли, в ней по-прежнему проводятся коронации российских императоров, возникает первый университет.

          Современный Санкт-Петербург - второй по значению в России центр науки и образования (имеет 50 вузов) - продолжает выполнять инновационные функции.

5-й ученик:

Выводы

1. Санкт-Петербург - «чисто европейский» город,

2. Культурная граница проходит между Санкт-Петербургом и Москвой.

3. Санкт-Петербург символизирует «европейский вектор» развития России и способствует развитию страны «но европейском пути». Сейчас Санкт-Петербург - один из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам в их экономическом развитии.

III. Закрепление изученного материала.

1. Показать на карте города Северо-Западного района.

2. Провести среди учащихся рейтинговую оценку представленных городов.

3. Прочитать записи о городах, сделанные во время презентации.

4. Практическая работа. Нанести на контурную карту города Северо-Западного района.

IV. Итог урока. Беседа по вопросам.

1. Какова роль городов Северо-Западного района в прошлом?

2. Как можно решить проблему древних городов Северо-Запада, учитывая их историческую и культурную уникальность.

V. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?

- Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?

V. Задание на дом.

Читать и пересказывать § 29-30. Выполнить письменно № 3 на странице 144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....

Города на старых водных торговых путях (Презентация)

Содержат краткую характеристику городов...

Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

Разработка урока географии в 8 классе по теме "Водные дороги и перекрёстки"

Разработка   урока географии в 8 классе  по теме "Водные дороги и перекрёстки", предназначена для учителей, работающих по УМК А.И.Алексеева. Цели урока: ...

Презентация к уроку "Города на старых водных торговых путях"

Презентация к уроку "Города на старых водных торговых путях"...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...